Альтруизм и эгоизм

Эгоизм и альтруизм

Альтруизм и эгоизм

«Ты ведешь себя как настоящий эгоист!», «Она слишком эгоцентрична», «Лишь немногие из нас способны на проявление истинного альтруизма!».

Какой смысл мы вкладываем в эти понятия? Какие принципы и идеи хотим донести до своих учеников? Можно ли перестать «думать только о себе»? Следует ли стремиться к отказу от себя во благо других людей? Кто важнее – я или другие люди? Поиск ответов на эти вопросы – в материале. Я, снова я и другие, или Эгоцентризм, эгоизм и альтруизм

Ю.В. Корчагина, канд. психол. наук, психолог

Словарь педагога-психологаЭгоцентризм (от лат. ego – я и centrum – центр) – свойство мышления и поведения человека, заключающееся а неспособности понимать и учитывать другие точки зрения и позиции, В отличие от эгоизма, термин «эгоцентризм» не несет моральной нагрузки. (Словарь «Психология развития»)

В психологии понятие эгоцентризма связано с именем швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. По мнению ученого, эгоцентризм является важной характеристикой познавательной деятельности детей и отражает их особенное отношение к окружающему миру.

Именно в силу эгоцентричности мышления маленький ребенок наделяет предметы сознанием и волей (анимизм), придает словам и жестам силу воздействия на внешние предметы (магическое мышление), а явления окружающего мира считает изготовленными людьми для своих целей (артифициализм).

Эгоцентризм лежит и а основе веры подростка в безграничные возможности собственного мышления, в свою способность изменять мир, что ярко проявляется в возрасте 11-14 лет. Лишь к юношескому возрасту происходит переход к более объективной позиции в познании мира.

Термин «эгоцентризм» характеризует не только интеллектуальную деятельность детей и подростков, но и особенности их личности. В основе личностного эгоцентризма – потребность чувствовать себя в центре внимания, сосредоточенность на своих потребностях и интересах, трудности в принятии чужой точки зрения, в понимании переживаний других людей.

Мне пять лет, мы играем во дворе, прыгаем через лужу. Лужа большая и грязная, и нам не всегда удается через нее перескочить. Я очередной раз прыгаю неудачно – грязные брызги летят мне на одежду. Подруга Катя хохочет, а я начинаю горько плакать: «Меня будут ругать родители».

Теперь прыгает Катя – и тоже неудачно. Она забрызгала даже свою красивую розовую шапочку. Это выглядит так забавно, что я громко смеюсь, даже не успев вытереть слезы. Теперь плачет подруга – ее тоже будут ругать родители. Мой прыжок – и опять Катя смеется, а я плачу.

«Это так ужасно -быть забрызганной грязью из лужи! Моя одежда испорчена, меня будут ругать родители! Катя должна сочувствовать мне, ведь я так переживаю! – думаю я.

-А как смешно, когда брызги летят на Катину одежду! И совсем непонятно, почему теперь она плачет, а не смеется…»

Сталкиваясь с информацией, противоречащей его представлениям, «эгоцентрик» воспринимает ее с большим трудом. Он искренне не понимает, что существуют точки зрения, отличные от его собственной, и что переживания других людей также могут быть очень сильными.

Мне семь лет. Мы с мамой пьем чай, и мама ставит на стол вазочку с какими-то необыкновенно вкусными конфетами. К сожалению, их всего три штуки. Я ем сначала одну, лотом вторую.

Потом собираюсь взять и третью, но мама делает мне замечание.

Она говорит, что сама собирается съесть эту конфет” Я в недоумении; разве взрослые едят конфеты? Разве взрослым нравится сладкое? Неужели мама так же сильно может хотеть конфету, как и я? Это невозможно, этого не может быть.

По мере становления личности (примерно к 10-12 годам) эгоцентризм постепенно преодолевается, и ему на смену приходит способность к восприятию точки зрения другого человека.

Некоторые проявления эгоцентризма свойственны и подросткам. В большинстве исследований, посвященных изучению подросткового возраста, отмечается факт «перелома» в отношении к себе, появления активного интереса к своему внутреннему миру, к собственной личности.

Лев Семенович Выготский называл эту особенность эгодоминантной или эгоцентрической установкой. В данном случае эгоцентризм выступает как нормальный возрастной феномен: развиваясь, подросток осознает и определяет себя как уникальную личность.

Эгоцентрическая направленность подростков проявляется в таких феноменах, как «воображаемая аудитория» и «миф о собственной исключительности». Подростки будто постоянно находятся под прицелом оценивающих взглядов – это другие люди наблюдают за ними, критически оценивая их внешний вид и поведение.

Поместившие себя в центр мира и сосредоточенные на своей личности подростки убеждены в уникальности своего характера, мыслей, переживаний.
Мне двенадцать лет. Очень трудно. Куда пропала моя детская непосредственность и живость? Я капризна и стеснительна.

Мне трудно совершить покупку в магазине – я боюсь, что продавщица скажет мне что-нибудь обидное. Я чувствую себя ужасно неловкой. Когда я еду в транспорте, мне хочется забиться в угол и отвернуться, потому что я чувствую, что взоры всех пассажиров обращены на меня, все они догадываются о моей неловкости и готовы надо мной посмеяться.

Вчера я поссорилась со своей подругой Таней. А когда подруга Света стала меня утешать, я поссорилась и с ней тоже, потому что она сказала о моих переживаниях «ничего страшного». Ничего себе ничего страшного! Что она может в этом понимать? Я думаю, что мои подруги – предательницы, ая- самый несчастный человек на всей земле. Ну или хотя бы в своем городе.

Со временем подобный эгоцентризм преодолевается в процессе общения со сверстниками: подростки узнают, что другие люди тоже испытывают разные сильные чувства. Подростки приобретают способность становиться на место другого человека и учатся терпимо относиться к чужому мнению.

Эгоизм, или Снова я

Понятия эгоцентризм и эгоизм в бытовой речи нередко используются как синонимы. Однако если термин «эгоцентризм» наполнен научно- психологическим содержанием, то эгоизм – категория морально-нравственная.

Если эгоцентризм предполагает невозможность понимания и принятия потребностей другого человека, то эгоизм – это намеренное предпочтение собственных интересов при игнорировании интересов и потребностей других людей. Другие люди рассматриваются эгоистом как средство для достижения своих личных корыстных целей.

Как правило, эгоистическая направленность личности является результатом неправильного воспитания – подкрепления проявлений эгоцентризма и завышенной самооценки.

Словарь педагога-психолога Эгоизм (от лат. ego – я) – принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных ин тересов интересам других субъектов. Эгоизм прямо противоположен альтруизму – принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему. (Социология; Энциклопедия)

В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном «Я», на своих интересах и переживаниях, полное равнодушие к внутреннему миру другого человека может привести к невозможности близких отношений с людьми, к отчуждению и одиночеству.

Сущность эгоизмаВ различных этических и философских концепциях сущность эгоизма понималась по- разному. «Человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде». Спиноза «”Разумный эгоизм” – сознательное и свободное подчинение человеком своих целей общему делу, от успеха которого выигрывает сам индивид». H.Г. Чернышевский «Эгоизм – стремление сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе». И. Кант

Не понимаю тех людей, которые плохо к себе относятся! Я к себе очень хорошо отношусь! Я у себя одна! Я хочу, чтобы у меня было все самое лучшее. Самая лучшая одежда, самая лучшая техника, самая лучшая косметика. Я хочу, чтобы все мои желания исполнялись и чтобы мне не приходилось этого долго ждать.

Жизнь всего одна, и надо успеть получить от нее как можно больше удовольствия! Путешествия, отдых, развлечения! Это ток прекрасно. Мне не нравится, когда кто-то этому мешает. Мне не нравится, когда мама отказывает мне в очередной покупке.

Хорошо, что папа не отказывает!
Мне не нравится, когда приходится менять свои планы из- за того, что у кого-то что-то случилось. Конечно, мне было жалко бабушку, когда она болела и надо было идти в аптеку за лекарством, но ведь мама могла бы и сама это сделать.

Ведь я уже договорилась, что мы идем с подружками в торговый центр, а потом в кафе! А мама потом неделю со мной не разговаривала.

Ну и пусть не разговаривает! Еще немного, всего три года, и я уже не буду от нее зависеть, буду жить как хочу! Папа обещал, что у меня будет своя квартира, вот тогда начнется настоящая жизнь! Просто дух захватывает, как представлю, сколько всего хорошего меня ждет! Подруги иногда говорят, что я эгоистка, думаю только о себе. А я и не скрываю этого! Я о себе забочусь, и поэтому у меня все есть! И просто так я это не отдам! А остальные пусть завидуют. И не надо стоять у меня на пути, так-то вот.

Альтруизм, или Другие

Противоположностью эгоизму традиционно считается альтруистическая направленность личности, Термин «альтруизм» пред ложен французским философом Огюстом Контом. Альтруизм проявляется в добровольной помощи другому человеку, несмотря на риск или жертвы, с которыми эта помощь связана.

Словарь педагога-психолога Альтруизм (от лат. alter другой) – правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы других людей и общее благо выше личных интересов; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних и общего блага. (Большой психологический словарь)

В современных этико-психо- логических концепциях противопоставление эгоизма и альтруизма (личного и общественного) считается неправомерным. Антагонизм «я» и «другие», «я» и «они» снимается объединяющим началом «мы», То, что делается человеком для других, полезно не только ему самому: ведь другие – это общество, к которому он принадлежит.

Так примиряются крайние позиции и смягчается конфликт интересов: на смену спорам о правоте или значимости приходит сотрудничество.

Мне шестнадцать лет. Когда я нахожусь в одиночестве, то часто размышляю о своем месте в мире, об отношении к другим людям.

Я пытаюсь решить для себя вопрос – правильно ли жить, заботясь только о себеf Ведь жизнь у меня одна, и очень хочется быть счастливой. Также, как та девочка, которая выше написала… Но моя совесть подсказывает, что в этом есть что-то нехорошее, нечестное.

Может быть, правильно жить, заботясь о других людях? Забыть о себе? Ведь тогда жизнь обретает смысл и увеличивается количества добра в этом мире. «Светя другим – сгораю сам»… Но и в этом рассуждении мне видится некоторая фальшь. Ведь тогда получается, что другой человек-тот, которому я помогаю и ради которого сгораю, – чем-то лучше меня.

Он почему-то больше достоин счастья, чем я, да и еще ценой моих усилий. Моего времени, моего здоровья и даже жизни. Это несправедливо. Да и если попытаться представить себя на его месте – а хотела бы я, чтоб ради меня кто-то сгорал? Пожалуй, нет. Это слишком серьезная плата за мое благополучие.

Неужели нельзя сделать так, чтобы каждый мог жить и для себя, и для других? Чтобы было общее дело, которое мы делаем, и всем было бы хорошо? Даже если это невозможно, то именно к этому следует стремиться. Тогда мне не надо будет выбирать между эгоизмом и альтруизмом. Я удобно устроюсь посередине, и всем будет хорошо.

Каждый человек имеет свое представление об эгоизме и альтруизме, и в его поведении можно увидеть проявления эгоистической или альтруистической направленности личности. Некоторые выбирают предпочтение собственных интересов в ущерб другим людям; другие – отказываются от себя и растворяются в потребностях других людей; третьи – стремятся к сотрудни честву и поиску «золотой середины».

Тест «Альтруизм – эгоизм»

Определить собственную поведенческую установку можно с помощью психологического теста «Альтруизм – эгоизм». Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет», исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации. Вопросы: 1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе? 2. Вам легче просить за других, чем за себя? 3.

Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят? 4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности? 5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других? 6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей? 7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить для других людей? 8.

Вам трудно заставить себя сделать что-то для других? 9. Ваша отличительная черта – бескорыстие? 10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе? 11. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе? 12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений? 13. Ваша отличительная черта – стремление помочь другим людям? 14.

Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других? 15. Вы обычно много времени уделяете своей особе? 16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться? 17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени? 18. Свободное время вы используете только для своих увлечений? 19. Вы можете назвать себя эгоистом? 20.

Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Обработка результатов теста: по 1 баллу начисляется при ответах «да» на вопросы 1,2, 3, 4, б, 7, 9, 13, 17 и при ответах «нет» на вопросы 5, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20, после чего подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация результатов:

больше 10 баллов – в вашем поведении выражен альтруизм, желание помочь людям. Чем больше баллов вы набрали, тем сильнее выражена альтруистическая установка; менее 10 баллов – эгоистическая направленность личности; средние значения (8-12 баллов) могут также свидетельствовать о гибкости, стремлении учитывать как свои собственные интересы, так и интересы и потребности других людей. Дополнительно следует отметить, что люди с высоким уровнем эгоизма часто бывают конфликтными и испытывают иные трудности в межличностном общении. Высокий уровень эгоизма может проявляться в прагматизме и в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей. Низкий уровень эгоизма нередко является следствием постоянного подавления личности авторитетами (родителями, учителями, другими значимыми фигурами). Дома такими людьми становятся родители, а в школе – учителя и некоторые ученики.

В отдельных случаях высокий уровень эгоистической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/2743-egoizm-i-altruizm

Альтруизм – антипод эгоизма

Альтруизм и эгоизм
Альтруизм – сложное и противоречивое социально-психологическое явление. Его проявления спонтанны, сопряжены со стрессовыми и опасными для жизни факторами. Поэтому это явление наблюдается психологами, но мало изучено экспериментально.

Примеры самоотверженного поведения, говорят о том, что альтруисты – высокоморальные личности.

Естественный и необходимый для выживания эгоизм они сменили на нравственную обязанность интересы другого человека или общества ставить выше собственных.

Альтруизм как нравственная установка

Альтруизм – нравственное поведение, готовность индивида действовать в интересах другого человека/людей, пренебрегая своими потребностями, желаниями, жизнью и встроенная в структуру личности совокупность ценностных ориентаций.

Примеры альтруизма известны как случаи героизма. Люди погибают, спасая своих детей, любимых людей или родную землю.

Альтруизм как социально-психологическая установка действовать в интересах других формируется в процессе воспитания и социализации.

В детском возрасте эгоизм обусловлен развитием и естественен. Детей учат делиться игрушками, отдавать единственную конфету другому малышу, «уступать» маму папе, другим детям и так далее.

Для зрелой, развитой личности альтруизм – моральная потребность и необходимость.

Альтруистическое поведение подразумевает такие черты и качества личности:

  • доброта,
  • милосердие,
  • бескорыстие,
  • самоотречение,
  • сострадание,
  • заботливость,
  • дружелюбие,
  • эмпатия,
  • любовь к людям.

Человек, воспитывая в себе эти качества, растет и развивается как личность.

Виды альтруизма

Установка действовать в интересах других людей проявляется в виде:

  1. Любви. Такая любовь деятельная, жертвенная, бескорыстная и безоценочная. Наиболее альтруистична родительская любовь.
  2. Сочувствия. Человек, видя проблемы другого, сопереживает и улучшает его положение через волонтерскую или благотворительную помощь.
  3. Социальных норм. Некоторые виды помощи и заботы приняты в обществе или в отдельно взятой группе людей как нормы поведения (перевести бабушку через дорогу, уступить место в транспорте беременной женщине, помочь коллеге с работой).
  4. Наставничества. Человек бескорыстно делится опытом и знаниями, обучает, воспитывает, сопровождает.
  5. Героизма и самопожертвования.

В некоторых философских учениях, идеологиях, мировоззрениях и мировых религиях, альтруизм рассматривается как моральный принцип, должное поведение. В частности, идея о самопожертвовании ради других одна из главенствующих в христианстве. Призыв возлюбить ближнего как самого себя содержит в себе требование любовь к людям ставить выше эгоизма (хотя любовь к себе не исключается вовсе).

Какой механизм заставляет человека подавить эгоизм, а порой и сильнейший инстинкт самосохранения ради высокоморальных принципов?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять связь между альтруизмом и эгоизмом.

Альтруизм и эгоизм

Понятие «альтруизм» было введено Огюстом Контом как антипод понятия «эгоизм». О. Конт определил альтруизм как способность противостоять эгоизму.

Эгоизм – это жизненная ориентация и направленность деятельности на удовлетворение личных интересов и потребностей даже ценой благополучия окружающих людей.

Эгоизм – производная инстинкта самосохранения, необходимости выжить и приспособиться. Этически эгоизм обусловлен ценностью жизни. Тот, кто не ценит жизнь или не боится ее потерять, рискует и пренебрегает собой.

В своем нормальном, разумном проявлении эгоизм необходим для того, чтобы сформировать представление о собственном «Я», развиваться, ставить и достигать цели, реализовать себя как личность.

Крайняя степень проявления эгоизма воспринимается окружающими как зацикленность личности на себе, отчужденность, цинизм, жестокость, эгоцентричность мышления. Крайне опасный альтруизм люди воспринимают как безрассудство, ведь человек может погибнуть, совершая доброе дело.

Некоторые ученые рассматривают альтруизм как вариант эгоизма, при котором выгода от деятельности является скрытой или неосознанной, но всегда присутствует.

Альтруизм и эгоизм – взаимосвязанные явления.

Во-первых, существует взаимосвязь между субъективным ощущением счастья и склонностью к альтруистическим поступкам.

Чем выше у людей склонность действовать в интересах окружающих, удовлетворять чужие потребности, тем чаще они довольны собой и своей жизнью.

Помогая другим, делая добрые дела, бескорыстные поступки, личность ощущает необыкновенную радость. К слову, многие люди больше любят делать подарки, чем получать их.

Во-вторых, взаимосвязь между удовлетворением собственных желаний и социальных потребностей и личным счастьем также положительная: чем больших личных целей человек достигает, тем счастливее он становится (если он достигает того, чего действительно хотел). Приносит счастье удовлетворение именно социальных потребностей в любви, заботе, признании, уважении, принадлежности, дружбе, семье, самоактуализации.

Человеку нужно не только получать, но и отдавать блага. Для психологического благополучия личности нужны другие люди.

Вне общества человек не может быть счастлив. Социальная деятельность и жизнь была бы бессмысленна без возможности разделить ее с другим человеком.

Самоотверженность свойственна и животным. Современная наука рассматривает альтруистическое поведение животных как необходимость, призванную обеспечить выживание всего вида. Возможно, способность людей к самопожертвованию имеет эту же причину. Живой организм способен пожертвовать собой ради того, чтобы жизнь продолжалась в следующих поколениях.

Эгоизм – любовь к себе, альтруизм – любовь к другому человеку.

Способность ставить интересы другого человека выше своих характеризует бескорыстную любовь, является залогом длительных счастливых отношений и продолжения жизни.

Источник: https://sunmag.me/sovety/16-03-2014-altruizm-antipod-egoizma.html

Альтруизм – антипод эгоизма. стоит ли связываться с альтруистами? – психология

Альтруизм и эгоизм

Альтруизм (от лат. alter — другой) — бескорыстная забота о другом человеке (других людях). Противоположность альтруизму — эгоизм. Близко — позиция Творца и позиция Ангела.

Альтруист — человек с нравственными принципами, предписывающими бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей).

Альтруистом человек является тогда, когда в его заботе о людях ни на сознательном, ни на сверхсознательном, ни на подсознательном уровнях нет мыслей о собственных интересах и выгоде.

Если альтруисту важна нравственная чистота его намерений, полная свобода от корысти, он стремится оказать помощь не близкому, а совершенно постороннему человеку.

Помогая друзьям, близким и любимым, мы, бывает, рассчитываем на взаимность. Есть матери, которые много вкладывают в своих детей, но обычно за этим есть понимание, что это «мои дети», есть желание воплотить в этих детях «свои идеалы», есть надежда на то, что они позаботятся о матери в старости или хотя бы скажут матери «Спасибо!».

Альтруист избегает всего этого. Альтруист просто дает, в этом вся суть. Никакого завтра у альтруиста нет, он не считает, сколько он вложил, и у него нет ожидания, что ему что-то вернется из того, что он вложил.

Альтруист — обычно мягкий, спокойный человек. Альтруист может часто предлагать кому-то помощь и надолго увлекаться деланием чужих дел, мало вспоминая о своих.

Для альтруиста трудно сесть кушать, не позвав кого-то разделить с ним еду. Когда альтруисту удается кому-то помочь или выполнить чью-то просьбу, он внутри искренне рад.

Он радуется чужим успехам и искренне сопереживает чужим трудностям.

Альтруизм бывает разный. Часто встречается недалекий альтруизм с торопливым желанием быстрее отдать первым попавшимся людям все, что у человека есть, просто потому, что они сильно нуждаются. Негативной стороной многих альтруистов является как раз то их качество, что они иногда слишком сильно забывают о себе.

Человек, который считает, что о себе заботиться не нужно — не ценит и не уважает себя. Кроме того, это недальновидно. Если бы человек действительно заботился об окружающих, он бы задумался о том, за счет каких ресурсов он собирается о ком-либо заботиться.

Он обязан был бы вначале обязательно позаботился о себе, чтобы он был хотя бы здоровый, умытый, еще чтобы имел машину, чтобы развозить свои подарки окружающим, чтобы у него на эти подарки были деньги…

Мудрый альтруизм предполагает разум и осмотрительно разбирается, кому сколько чего дать, учитывая последствия этого, и предпочитает «не рыбкой накормить, а научить пользоваться удочкой», чтобы человек мог уже кормить себя сам.

Впрочем, в реальности таких чистых альтруистов мало, чаще альтруистами называют тех людей, которые склонны помнить о том, что кроме их интересов есть окружающие люди и о других заботится тоже. Впрочем, уже не совсем альтруизм.

В Синтоне для этого есть специальное название — Творцы. Творец в своей жизненной стратегии разумнее альтруиста. Творец действительно хочет заботиться не только о себе, а еще о людях и жизни, но для того, чтобы делать это разумно, грамотно, долго и т. д.

, он заботится о том, чтобы у него было что-то, чтобы он сам был достаточно здоровый, богатый человек, тогда его помощь будет реальной.

А так же нужно заботиться о том, чтобы его помощь была действительно нужна, чтобы ему не приходилось никого догонять после того, как он о ком-то позаботился, а от него все разбегаются.

Альтруизм стал отдельной темой экспериментальной социальной психологии и изучается под общей рубрикой просоциального поведения.

Интерес исследователей к этой теме заметно возрос после появления многочисленных публикаций, посвященных антисоциальному поведению, в частности агрессии. Снижение агрессии виделось важной задачей наряду с расширением просоциального поведения.

Особенно много усилий было потрачено на изучение помогающего поведения и вмешательства случайных свидетелей.

В академической психологии известны три теории альтруизма. Согласно теории социального обмена, оказание помощи, как и любое другое социальное поведение, мотивируется желанием минимизировать затраты и оптимизировать вознаграждение.

«Теория социальных норм» исходит из того, что оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил, например, «норма взаимности» побуждает нас отвечать добром, а не злом тем, кто пришел нам на помощь, а норма «социальной ответственности» заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается, столько времени, сколько нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас. «Эволюционная теория альтруизма» исходит из того, что альтруизм нужен для «защиты собственного рода» (из книги Д. Майерс «Социальная психология​»).

Читайте статьи на тему: «Эгоистичны ли мы по своей природе?»: Биологически мы эгоистичны и оппонирующая ей статья Почему мы не рождаемся эгоистами.

Источник:

Эгоист противоположность

Здравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru.

В этой статье мы поговорим про такую черту характера как эгоизм. Я отвечу на вопрос что такое эгоизм, расскажу о том, является ли эгоизм хорошей чертой характера или плохой, и стоит ли быть эгоистом, то есть, стоит ли стыдиться этого?

Так же я расскажу, кто такой эгоист, хорошо это или плохо.

Что такое эгоизм?

Если Вы первый раз находитесь на этом сайте, то я хочу познакомить Вас с одним важным правилом: прежде чем получить ответ от меня, сначала попробуйте ответить на этот вопрос самостоятельно.

Что такое эгоизм? Если бы Вас спросили, то как бы Вы ответили на этот вопрос? Я это делаю для того, чтобы Вы научились думать самостоятельно.

Если Вы не можете дать полноценного ответа, то читайте статью дальше.

Эгоизм – это такое поведение, когда индивид ставит свои личные интересы выше других, то есть полностью поглощен мыслями о собственной выгоде и пользе. Слово эгоизм происходит от латинского слова ego – «я».

У всего есть противоположность, и противоположностью эгоизма является альтруизм – бескорыстная помощь и забота о других людях. Мать Тереза была альтруисткой.

А теперь риторический вопрос: кого больше: эгоистов или альтруистов? 100% эгоистов больше чем альтруистов.

Эгоизм разными личностями воспринимается совершенно по-разному. То, что считается для одного человека нормой, другим человеком это может восприниматься как чрезмерный эгоизм. Отсюда возникает следующий вопрос: «Кто такой эгоист?».

Кто такой эгоист?

Из первого определения можно понять, что эгоист – это индивид, который заботится только о себе, думает только о себе, волнуется только о себе. На самом деле все люди эгоисты, просто кто-то больше, а кто-то меньше.

Такова сущность человека, где эгоизм заложена природой. Все люди как бы смотрят в зеркало и думают только о себе любимом.

Но стоит убрать это зеркало, как человек начинает понимать, что другие люди так же, как и он, тоже во многом нуждаются.

Философия эгоиста звучит одним словом – «Дай». Эгоист это тот, кто хочет только получать, и при этом ничего не отдавать взамен. Но наша жизнь устроена таким образом, что трудно получить что-то, не отдав что-то взамен.

Ответьте на еще один риторический вопрос: «Человеку главное получить, или отдать?». Вот что главное: получить или отдать? Ну конечно получить, да еще на халяву. Получать – это главный принцип эгоиста. Отдавать – это главный принцип альтруиста.

Получать только для себя – это очень плохо.

Эгоизм это не так уж и плохо, как может показаться на первый взгляд. Многие люди умеют заботиться о других людях. Другие люди это, как правило, близкие люди. Это родители, жена, муж, дети, бабушка, дедушка, близкие друзья.

Все мы хотим, чтобы все они жили как можно лучше. И многие люди ради этого даже готовы нарушать некоторые законы. Заботится о ком-то это тоже потребность человека, и в этом нет ничего эгоистичного.

Согласитесь, что трудно жить, когда заботишься только о себе. Возникает пустота.

Отдавать, ничего не требуя взамен – тоже неправильно. Должен быть компромисс. Если я тебе дал что-то ценное, то и ты мне дай что-нибудь ценное. В этой философии нет никакого эгоизма. Именно по такому принципу нужно жить в наше время. По такому принципу живут бизнесмены.

Вот представьте себе следующую картину: мужчина дарит своей девушке любовь, подарки, внимание, заботится о ней, а она взамен ему ничего не отдает. Что будет потом? Мужчина, не получая от нее энергии, рано или поздно уйдет к той, которая умеет отдавать, и та женщина останется одна. Таков закон сохранения энергии.

Не возможно что-то получить, не отдавая что-либо взамен. Всегда должен быть компромисс. Эгоисты этот закон игнорируют. Они являются потребителями.

Многие богатые люди стали богатыми потому, что создали нечто ценное для общества. Они сначала думали о других, а потом уже о себе. Я не говорю о тех богатых людях, которые нажили свое состояние незаконными способами. Все олигархи – эгоисты, им нет дела до других.

Почему человек эгоист? Все мы люди, и у всех у нас есть свои потребности, которые необходимо удовлетворять. То есть, прежде чем помочь другим, сначала нужно помочь себе самому. Трудно помогать другим, если еще не помог себе. Согласитесь, что трудно держать фокус на ком-то другом, когда в голове мерцают свои проблемы, которые нужно решать.

Человек становится эгоистом, потому что тонет в болоте своих потребностей. Если потребности убрать, то и внимание будет свободным. Это означает, что человеку ничего не будет мешать для того, чтобы начать думать о других. Думать о себе это не плохо. Все потребности, которые возникают внутри человека, заставляют его думать о себе любимом.

Вот почему человек становится эгоистом.

Когда человек отдает, он тоже за это что-то получает. Многие люди обожают дарить подарки, потому что это делает других людей счастливыми. Я люблю удивлять тех людей, которые мне чем-то нравятся.

Если им удалось зацепить мое внимание, то в долгу я не останусь, я обязательно чем-нибудь да удивлю. Когда человек что-либо отдает, взамен он получает благодарность.

Получать благодарность очень приятно, это дает силы, энергию, и хочется делать еще больше.

Например, когда меня благодарят за этот сайт, пишут хорошие комментарии, отзывы – мне становится настолько приятно, что хочется делать больше и больше для моих читателей. Получать – это очень хорошо, отдавать еще лучше, а если есть между этим компромисс, то это как раз то, что нужно. Официальный сайт cosmolash.ru предлагает качественные препараты для ресниц.

Многие люди думают, что все должно быть на халяву. Например, обучение. Вот представьте себе такую картину: Вы создали полезный информационный продукт и раздаете его на халяву. Вы затратили много усилий, а взамен ничего не получаете, так как отдаете свой труд бесплатно.

Люди не ценят то, за что не заплатили деньги. То есть и Вы ничего не получаете и человек, которому Вы что-то дали бесплатно, тоже не получает. Он просто возьмет Ваш продукт и отложит его в дальний угол на потом.

А вот если он заплатил деньги, то Ваш продукт начинает восприниматься им совсем по-другому. Он отдал деньги, и это значит, что эта вещь теперь для него имеет ценность. И он не будет откладывать изучение инфопродукта на потом, а приступит к нему немедленно.

А Вы получите за это деньги, которые сможете потратить на себя или на других. В этом нет ничего эгоистичного. Таков закон обмена энергии.

Чтобы не быть эгоистом – научитесь сначала отдавать, а потом уже получать. Теперь Вы знаете, что такое эгоизм, кто такой эгоист, и по какому принципу стоит жить. Желаю Вам удачи.

Альтруизм – антипод эгоизма

Альтруизм – сложное и противоречивое социально-психологическое явление. Его проявления спонтанны, сопряжены со стрессовыми и опасными для жизни факторами. Поэтому это явление наблюдается психологами, но мало изучено экспериментально.

Примеры самоотверженного поведения, говорят о том, что альтруисты – высокоморальные личности. Естественный и необходимый для выживания эгоизм они сменили на нравственную обязанность интересы другого человека или общества ставить выше собственных.

Эгоизм, альтруизм и эволюция

Альтруизм и эгоизм

Собственной философской базой эгоизм обзавелся относительно недавно. Начиная примерно с XVIII-XIX века, мыслители все чаще стали высказывать идеи о «войне всех против всех» и «выживании сильнейшего». А со временем даже появились настоящие гимны индивидуализму, вроде сочинений Ницше и Айн Рэнд.

С чем связано появление такой философии, судить не берусь. Однако в наши дни она получила весьма широкое распространение. Ее регулярно озвучивают в интернете и в СМИ, ее скармливают неофитам на бизнес-тренингах и так называемых «курсах саморазвития».

Сторонники этой философии ссылаются на теорию эволюции и лично сэра Чарльза Дарвина.

— Быть эгоистом правильно! — говорят они. — В этом мире выживают самые сильные, умные и приспособленные. И помогая менее удачливым сородичам, мы идем против законов природы.

Что ж, давайте попробуем выяснить: а действительно ли природа на стороне эгоистов?

Доводы в пользу эгоизма

Да, на первый взгляд может показаться, что эгоизм лучше «вписывается» в эволюционную теорию. Ведь если особь думает исключительно о себе, ее шансы на выживание резко увеличиваются. Эгоист любой ценой добудет себе еду (например, вырвав ее из пасти более слабого сородича), а потом съест свою добычу в одиночку.

Он останется в живых, а значит передаст свои гены следующему поколению.

А вот альтруисту ничего хорошего в этой мире вроде бы и не светит. Он отдаст ближнему свой «кусок хлеба» и тем самым снизит свой шанс на выживание.

Он израсходует на соплеменников свои ресурсы, пожертвует собой ради других и его альтруистический род на этом оборвется.

Сторонники философии эгоизма любят ссылаться на биолога и популяризатора науки Ричарда Докинза.

В своей скандальной книге «Эгоистичный ген» он утверждает, что все живые организмы существуют с одной единственной целью: способствовать выживанию генов. И мы, по словам ученого, всего лишь машины, предназначенные для их транспортировки, защиты и распространения.

Главным качеством гена, который собирается выжить и размножиться, может быть только безжалостный эгоизм. По-другому он вести себя не может: если он даст хоть малейшую слабину, то просто перестает существовать. И такой генный эгоизм становится основой для поведения каждого индивидуума.

— Но ведь есть множество примеров альтруистического поведения у животных! — наверняка возразит кто-то. — Как же Докинз их объясняет?

Все очень просто: альтруизм животных тоже инициирован эгоистичными генами. И дело здесь вовсе не в морали, и не в заботе о ближнем. Гены просто помогают своим точным копиям, которые находятся в других телах. И особи-альтруисты — это всего лишь пешки, которыми жертвует ген ради своего сохранения.

Какие из всего этого можно сделать выводы?

Сам Докинз настаивает, что мы вовсе не обязаны подчиняться своим генам. На людей влияет не только наследственная предрасположенность, но и культура. А это значит, что мы сами можем выбирать: становиться нам эгоистами или нет. И в чем бы заключался подвиг альтруизма, если бы он был заложен в нас генетически?

Докинз призывает читателей: «Давайте попробуем учить щедрости и альтруизму, ибо мы рождаемся эгоистами».

К сожалению, адепты «природного эгоизма» вряд ли обращают внимание на эти слова ученого. Они выхватывают из его работы лишь отдельные идеи и раздувают их откровений вселенского масштаба. В самой же книге отнюдь не так все однозначно, и она вовсе не является оправданием человеческого эгоизма, как это порою пытаются преподнести.

Доводы в пользу альтруизма

С эгоизмом вроде все ясно. А дает ли альтруизм животным какие-нибудь преимущества?

Безусловно! Ведь он является основой для объединения. А сообща гораздо легче решать любые проблемы: добывать еду, защищаться от врагов и обустраивать под себя окружающую среду. Объединившись, организмы успешно справляются с такими трудностями, с которыми бы никогда не справился эгоист-одиночка.

Самым известным проповедником эволюции, построенной на взаимной помощи, был Петр Алексеевич Кропоткин — русский ученый, революционер и один из идеологов анархизма.

Как член Русского географического общества, Кропоткин путешествовал по всему миру и переписывался со многими известными учеными того времени. Он часто наблюдал за животными в их естественной среде обитания и внимательно следил за последними достижениями науки. Постепенно у него сформировались собственные взгляды на эволюцию.

И эти взгляды радикально отличались от того вульгарного понимания дарвинизма, который уже в то время начал проникать в философию. К примеру, вот что писал Гексли:

«…С точки зрения моралиста животный мир находится на том же уровне, что борьба гладиаторов.

Животных хорошо кормят и выпускают их на борьбу: в результате — лишь наиболее сильные, наиболее ловкие и наиболее хитрые выживают для того только, чтобы на следующий день тоже вступить в борьбу.

Зрителю нет нужды даже, повернувши палец книзу, требовать, чтобы слабые были убиты: здесь и без того никому не бывает пощады».

Новоявленным проповедникам эгоизма мир представлялся огромной ареной, где шла нескончаемая битва между голодными тварями, жаждущими крови собратьев. Естественно, что такие взгляды со временем начали распространять и на человека.

В противовес этому, Кропоткин выдвинул концепцию взаимной помощи, как одного из главных направлений эволюции. Свои идеи он изложил книге «Взаимопомощь как фактор эволюции», а позднее — в монументальном труде «Этика» (к сожалению, не закончен).

По словам Кропоткина, кооперация и альтруизм повышают шансы на выживание не только целого вида, но и отдельного организма. Они же становятся главным катализатором развития: увеличивают продолжительность жизни, поднимают ее качество и даже улучшают умственные способности особей. Именно взаимопомощь, по мнению Кропоткина, и лежит в основе человеческой нравственности.

И именно благодаря ей человек когда-то и получил свою роль «царя природы». Взаимопомощь наделила нас огромным преимуществом перед сильными и агрессивными одиночками. Позднее она способствовала появлению у нас речи, интеллекта, орудий труда, знаний, а в итоге и всей современной цивилизации.

Транспортировка гром-камня, вес 1500 тонн
(Санкт-Петербург, XVIII век)

Однако Кропоткин идет еще дальше. Он утверждает, что взаимная помощь имеет для эволюции даже большую важность, чем взаимная борьба. Ведь кооперация не только помогает особям выживать с наименьшими затратами энергии, но и закладывает предпосылки для дальнейшего развития.

А это означает, что лучшие условия для прогресса создает полное устранение взаимной борьбы и замена его взаимной помощью и взаимной поддержкой. По словам Кропоткина, главный посыл природы такой:

«Избегайте состязания! Оно всегда вредно для вида, и у вас имеется множество средств избежать его! Объединяйтесь — практикуйте взаимную помощь!»

Свои аргументы Кропоткин подкрепляет множеством примеров как из жизни животных, так и из истории человеческой цивилизации.

А как на самом деле?

И у Докинза, и у Кропоткина идеи выглядят здравыми и логичными. Проблема лишь в том, что эти идеи друг другу противоречат. Так кому же из них верить?

На самом деле, реальность не содержит в себе противоречий — это продукт исключительно человеческого разума. Противоречия свидетельствуют лишь о том, что в рассуждениях где-то была допущена ошибка. Например, мы исходили из неверной посылки, неправильно определили термины или же просто накосячили с логикой.

В нашем случае ошибка заключается в слишком упрощенном понимании эволюции. Многие считают ее чем-то монолитным, глобальным и неделимым. На самом же деле эволюция — явление многоликое, и движется она сразу в нескольких направлениях.

Как вы, наверное, помните, существуют разные уровни организации живой материи:

— Молекула (включая ДНК);

— Клетка;

— Ткань;

— Орган;

— Организм;

— Популяция;

— Экосистема;

— Биосфера.

На каждом из этих уровней идет своя собственная эволюция.

Да, на генетическом уровне в природе по-прежнему продолжается «жесткое рубилово». И да, ген действительно эгоистичен. Любое проявление альтруизма станет для него самоубийством, ибо его тут же вытеснят из популяции другие гены.

Но то, что для генов кажется самоубийством и безумием, на уровне популяций будет вполне оправдано. Именно альтруистическое поведение и взаимная помощь позволяют популяциям успешно конкурировать с теми группами, в которых идет непрерывная грызня.

Естественно, в природе не все так гладко, и между этими двумя эволюциями регулярно происходят конфликты. Периодически в популяциях появляются эгоисты, которые пытаются получать блага, ничего не отдавая взамен. А популяции, в свою очередь, учатся выявлять халявщиков и бороться с ними. Однако об этом мы поговорим в другой раз.

А пока давайте выясним, в каких случаях на смену генетическому эгоизму приходит внутригрупповой альтруизм.

Родственный отбор

Будет ли та или иная форма альтруизма поддержана эволюцией? Ответ на этот вопрос дает теория родственного отбора, разработанная еще в 30-х годах прошлого века. Ее создателями стали три известных биолога — Рональд Фишер, Джон Холдейн и Уильям Гамильтон.

Теория гласит, что закрепление генов альтруизма зависит от трех факторов:

1. Генетического родства особей.

2. Преимущества, который получает объект альтруизма.

3. Ущерба, который несет сам альтруист.

Это можно выразить формулой, которую называют правилом Гамильтона:

nrB > C

Здесь у нас

n — количество объектов альтруизма;

r — степень генетического родства;

B — репродуктивное преимущество получателя;

C — репродуктивный ущерб альтруиста.

Если неравенство соблюдается, то ген альтруизма сможет закрепиться и будет передаваться дальше. Сам Гамильтон в шутку объяснял этот закон так: «Я отдам жизнь за двоих братьев или за восьмерых кузенов».

Чтобы было понятно о чем речь, давайте посмотрим на перепончатокрылых насекомых, то есть пчел, ос и муравьев. Они, как вы помните, отличаются просто запредельным коллективизмом, а их сообщества действуют, как единый организм.

При этом женские особи у этих насекомых вообще отказываются от продолжения рода. Ради чего? Ради того, чтобы помогать матери ухаживать за своими сестрами. И причина такого поведения заключается в особенностях наследования пола у этих насекомых.

Дело в том, что у всех «нормальных» животных (включая и людей) количество общих генов выглядит так:

— У матери и дочери — 50%.

— У сестер — тоже 50%.

Здесь все просто: мужская и женская особь несут двойной набор хромосом. А это значит, что их дети случайным образом получают одну половину хромосом от матери, а другую — от отца.

Но у перепончатокрылых насекомых самцы гаплоидны: они несут только один набор хромосом, который их дети получают целиком и полностью. Следовательно, если мать и дочь будут по-прежнему иметь 50% общих генов, то у сестер их будет целых 75%. И по правилу Гамильтона, для женских особей сестры будут гораздо важнее, чем их собственные дети.

Однако самый яркий и важный для нас пример проявления закона Гамильтона — это многоклеточные организмы.

Да, многие бактерии тоже умеют объединяться, например, для образования плодовых тел. Но единый организм они при этом не создают. Бактерии по-прежнему остаются разными существами и у каждой из них сохраняются свои «эгоистичные устремления». Такие временные союзы выглядят всего лишь, как «черновики» эволюции, которая когда-то безуспешно пыталась создать многоклеточный организм.

Колония бактерий Myxococcus xanthus

Секрет же настоящей многоклеточности заключается именно в генетическом однообразии. Все клетки нашего организма по сути являются клонами только одной клетки, а потому несут в себе абсолютно одинаковый генетический набор. Именно поэтому они так легко отказались от собственного размножения ради всеобщего блага.

Источник: https://xren.su/egoism-and-altruism/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.