Что такое турбулентность – опасна ли турбулентность для самолета?

Содержание
  1. О турбулентности: что это такое и чем опасно, условия возникновения
  2. Турбулентность в авиации
  3. Причины турбулентности
  4. Турбулентность ясного неба
  5. Действия пилотов при попадании в зону турбулентности
  6. Что такое турбулентность – опасна ли турбулентность для самолета?
  7. Что означает турбулентность?
  8. Турбулентность ясного неба – что это такое?
  9. Что происходит при турбулентности?
  10. Чем отличается воздушная яма от турбулентности?
  11. Почему возникает турбулентность в самолете?
  12. Турбулентность ясного неба – причины
  13. Чем опасна турбулентность для самолета?
  14. Падают ли самолеты от турбулентности?
  15. Может ли турбулентность разрушить самолет?
  16. Как турбулентность влияет на пассажиров?
  17. Как вести себя при турбулентности?
  18. Как не бояться турбулентности?
  19. Насколько опасна турбулентность для самолета и пассажиров?
  20. Риски турбулентности
  21. Прочность самолетов
  22. Что такое турбулентность?
  23. Модель швейцарского сыра
  24. Печальный пример
  25. Недостающий ломтик
  26. Опасна ли турбулентность для самолета и пассажиров?
  27. Может ли самолет потерять управление и упасть из-за турбулентности?
  28. Часто ли пассажиры получают травмы из-за турбулентности?
  29. Как пилоты воспринимают вхождение самолета в зону турбулентности?
  30. Должен ли я бояться?
  31. Турбулентность в самолете – как преодолеть панику?
  32. Турбулентность в самолете – что происходит?
  33. Бояться или нет?
  34. Какие последствия?
  35. Свести риск к минимуму!
  36. Что делать, если самолет попал в зону турбулентности
  37. Страх полета на самолете
  38. Турбулентность в самолете видео
  39. Турбулентность в самолете: что это и в чем ее опасность
  40. Что собой представляет такое явление?
  41. Другие причины появления тряски
  42. Сила болтанки
  43. В чем опасность такой ситуации
  44. Дополнительные меры

О турбулентности: что это такое и чем опасно, условия возникновения

Что такое турбулентность - опасна ли турбулентность для самолета?

Тема турбулентности неотъемлемо всплывает при упоминании о различных потоках газов, жидкостей или плазмы. Большинство движений материи обладают турбулентным характером.

Так что такое турбулентность? Турбулентность — это определение неупорядоченного нелинейного движения. Понятие «турбулентность» четкого и однозначного определения не имеет. В общем случае это вихревое движение потоков, вызванное увеличением их скорости.

При расчетах летательных  другого рода аппаратов турбулентным считается течение со значением гидродинамического критерия подобия Рейнольдса, выведенного из уравнения Новье-Стокса, более 2320.

Рейнольдс в своих исследованиях указал факторы, влияющие на движение жидкости: турбулентным течение становится при увеличении линейной скорости и плотности потока, диаметра отверстия (трубки) и уменьшении динамической вязкости материи.

Примером турбулентного течения являются воздушные потоки, представляющие собой вихри различных размеров, возникающие при резкой перемене направления ветра: от вертикального к горизонтальному и наоборот.

Атмосферная турбулентность приводит к прерывистости ветра, различным вертикальным переносам пара, ядер конденсации и других частиц, имеющих массу и форму, а также энергии в виде тепла из одного слоя атмосферы в другой.

Турбулентность в авиации

Особое значение турбулентность имеет при полете воздушных судов. Что такое турбулентность в самолете знает не каждый. При наложении вихрей друг на друга самолеты подвергаются воздействию разнонаправленных ветров, в результате чего меняется подъемная сила и углы атаки крыльев. Подобная ситуация за бортом приводит к тряске и вибрации — так называемой «болванке».

Явление турбулентности в небе

Различают умеренную и сильную болванку. При первой толчки, изменения высоты полета и покачивания воздушного судна не столь значительны, и пилоты не испытывают трудности в управлении самолетом.

Сильная болванка — более серьезная ситуация, заключающая в частых кренах и рысканьях, сопровождающаяся ухудшением управляемости и устойчивости в полете, а также искажением показаний бортовых приборов.

Подобное явление при непринятии соответствующих мер может создавать напряжения в деталях и отдельных узлах, приводя  значительным поломках и деформациям оборудования и воздушной болезни у членов экипажа и пассажиров.

При попадании в зоны турбулентности пассажиры нередко испытывают беспокойство, справится ли пилот со сложившейся ситуацией. Однако квалификация и навыки пилота могут пригодиться только в случае очень сильной болванки. В остальных случаях зона турбулентности не оказывает сильного влияния на полет — он совершается на автопилоте.

Что такое зоны турбулентности? Как правило, это пространство, где вероятность попадания в длительную турбулентность достигает 100%.

В настоящее время практически любой пассажир может определить, когда и где в период перелета судно будет трясти.

Это стало возможным в результате создания карт турбулентности, где более светлым цветом отмечены более спокойные зоны и наоборот.

Карта турбулентности онлайн создана для уменьшения беспокойства пассажиров и экипажа, позволяет предугадать и подготовиться, если самолет попал в турбулентность.

Опасна ли турбулентность для самолета? Безусловно, подобное явление вызывает беспокойство и страх, и при возможности его обходят стороной. Как правило, для самого самолета неустойчивость атмосферы неопасна, поскольку его конструкция предусматривает подобные перегрузки. Чаще всего в 30% случаев травмы получают стюардессы, не успевшие вовремя пристегнуть ремни безопасности.

Габариты воздушного судна играют не последнюю роль в ощущении тряски при турбулентности. Чем крупнее самолет, тем неудобства менее ощутимы. Каждый рано или поздно задается вопросом о том, где в самолете меньше всего трясет при турбулентности? При выборе места следует ориентироваться по интенсивности тряски в салоне: самая сильная — в хвостовой части.

Причины турбулентности

Разгерметизация: что это такое и стоит ли её бояться

Выделяют следующие причины турбулентности:

  • термоконвекция (вследствие неравномерности прогрева поверхности или при смешении холодного и теплого воздуха при значительных вертикальных изменениях температуры);
  • вследствие трения движущихся воздушных потоков о шероховатый рельеф;
  • вследствие неоднородности характера воздушных потоков в направлении и скорости, волновых движений на инверсионных и изотермических слоях (имеются чередующиеся нисходящие и восходящие потоки).

Примером термической конвекции является образование кучевых облаков.

Кучевое облако

Перед совершением каждого рейса экипаж и сам пилот проводят ознакомление со сводками погоды на ближайшее время, чтобы выбрать наиболее безопасный маршрут движения. Особое внимание уделяется  наличию кучевых облаков.

Кучевые облака — плотные атмосферные образования, чаще всего отдельно расположенные, с высотой нижней границы до 1200 м и протяженностью до нескольких сотен метров.  Они образуются в результате мощных вертикальных потоков и имеют внутренние восходящие потоки до 10-15 м/с.

С точки зрения безопасности полета входить в такие облака, а также совершать полет судну под ними запрещено.

Особенно опасны кучево-дождевые облака, поскольку в них ввиду наличия частиц воды, образуются сильные осадки и электрические разряды.

Поэтому рекомендуется прокладывать маршрут на расстоянии 10 км от грозовых облаков на высоте выше 1 км над ними. Осложняет полет не только высокая турбулентность в самолете, вызывающая болтанку, но и плохая видимость — до 45м.

Зоны наложения восходящих и нисходящих потоков могут распространяться на тысячи километров. Больше всего случав зафиксировано Больше всего случав зафиксировано на восточных берегах США.

Турбулентность ясного неба

Отсутствие на небе каких-либо облаков не говорит о том, что турбулентности не будет. На высоте от 5000 м может возникнуть так называемая турбулентность  ясного неба.

Такое явление характерно для горной местности с подветриваемой стороны склона. При обтекании гор воздушны поток отклоняется от прямолинейного направления, деформируется и образует зоны повышенной турбулентности.

Распределение  зон меняется по высоте: в нижней и верхней частях — максимальна, а в средней минимальна.

При невозможности изменить курс полета, воздушные судна должны в строгом порядке выдерживать определенное расстояние, чтобы избежать столкновения.

Турбулентность в горах

Может ли самолет упасть из-за турбулентности? За все время по причине турбулентности ясного неба произошло пять крупных авиакатастроф. При условиях полного отсутствия облаков произошло разрушение самолета, совершавшего рейс из Токио в Гонконг. Специалисты установили, что виной гибели всех пассажиров рейса и экипажа стала необычно высокая турбулентность у склонов Фудзи.

Другим примером является крушение авиалайнера, совершавшего посадку в одном из аэропортов Аляски. Версию трагедии из-за турбулентности сразу не рассматривали, поскольку она противоречила прогнозам гидрометеоцентра. Однако впоследствии был зафиксирован отток арктических масс, что послужило образованию аномальной воздушной волны и зоны турбулентности.

1 мая 2017 года по всем отечественным новостным каналам прошло сообщение о попадании боинга 737, совершавшего рейс из Москвы в Тайланд, в зону турбулентности ясного неба.

Установить факт приближения воздушной ямы и избежать попадания в нее судна было невозможно, поскольку ни один прибор ее не зафиксировал.

В результате резкого прыжка боинга на 200 м пассажиры получили множественные травмы и переломы.

Согласно статистическим данным, за год возникает в среднем около 1000 случаев прецедентов, связанных с неустойчивостью атмосферы в ясном небе. В основном они приводят задержкам рейсов, что наносит большой материальный ущерб авиакомпаниям-перевозчикам.

Действия пилотов при попадании в зону турбулентности

Что такое чартерный рейс и чем он отличается от других

По словам капитана Чесли Салленбрга, посадившего пассажирский самолет на Гудзон, при попадании в зону турбулентности в кабине пилотов принимается одно их двух решений: выйти за пределы неустойчивости, снизив высоту, или выйти в безоблачное пространство, набрав ее.

На случай, если самолет попал в турбулентность, разработан свод правил и рекомендаций для кабины пилотов и экипажа. Необходимо выполнить следующие команды:

  1. Перевести автопилот на ручное управление.
  2. Включить команду «Подтянуть ремни».
  3. Отрегулировать скорость 340 км/ч.
  4. Не допускать резкого перепада высоты, крена самолета более 10°.

Действия пилотов при турбулентности

В условиях невозможности избежания зоны сильной болванки командир экипажа обязан возвратить воздушное судно на исходный или ближайший аэродром.

Таким образом, явление турбулентности в небе для самолета не представляет сильной угрозы. Подобно несовершенствам на автомобильных трасах (кочки, камни), турбулентность в воздухе требует лишь излишнего внимания у командира воздушного судна.

Источник: https://turproezdka.ru/prochee/turbulentnost.html

Что такое турбулентность – опасна ли турбулентность для самолета?

Что такое турбулентность - опасна ли турбулентность для самолета?

Авиаперелеты для многих современных людей стали привычными. Однако есть среди нас и те, кто все еще бояться летать самолетом. Одна из частых причин аэрофобий – внезапные сильные вибрации. Чтобы победить свои страхи, важно заранее выяснить, опасна ли турбулентность для самолета и какие могут быть последствия турбулентности в самолете.

Что означает турбулентность?

Каждый, кто только планирует лететь самолетом или уже так путешествовал не один раз, знает, что такое зона турбулентности.

Под данным термином принято понимать такое физическое свойство атмосферы, при котором постоянно происходят изменения давления, температуры, направления и скорости ветра.

По этой причине воздушные массы по составу и плотности становятся неоднородными. Когда самолет через них проходит на большой скорости, возникает вызывающая неприятные ощущения вибрация.

Иногда такое явление как турбулентность возникает при ясном небе, но чаще в условиях облачности, во время движения самолета через море. В основном ее легко спрогнозировать.

Пилоты заранее сообщают о предстоящих вибрациях, советуя пассажирам занять свои места и пристегнуть ремни безопасности.

Необходимо следовать всем указаниям, так как во время сильной тряски можно получить серьезные травмы.

Турбулентность ясного неба – что это такое?

Одним из основных видов атмосферной турбулентности в авиации считается зона турбулентности ясного неба.

Она, в отличии от других видов, может возникать не при значительной облачности, а при ясном небе или же небольшом количестве облаков верхнего яруса.

Отличительная характеристика заключается в отсутствии явных признаков турбулентности. По этой причине ее непросто обнаружить заранее не только визуально, а и даже с применением радара.

Что происходит при турбулентности?

Впервые рассказал, что такое турбулентность еще в конце XIX века англичанин Рейнольдс. Он обратил внимание на то, что при возрастании скорости потока в воздушной, либо водной среде возникают хаотические волновые или же вихревые образования. Это происходит по той причине, что расположенные в разных атмосферных слоях молекулы воздуха имеют разные размеры и плотность.

При этом есть зоны с температурными перепадами и изменениями давления. Неоднородной в разных слоях является и скорость воздушного потока.

Все эти перепады и становятся причинами возникновения такого явления как сильная турбулентность. Когда самолет попадает в турбулентное течение, он словно попадает в воздушную яму.

При этом корпус начинает вибрировать, а внутри самого салона возникает так называемая «болтанка».

Чем отличается воздушная яма от турбулентности?

Не все пассажиры самолетов знают, чем же отличаются турбулентность и воздушные ямы. Турбулентность возникает при увеличении скорости течения газа и волн, которые самопроизвольно образовываются.

Воздушными ямами принято считать перепады давления, при которых самолет попадает в нисходящий поток воздуха, заставляющий его снизить вертикальную скорость подъема.

При этом за нисходящим следует восходящий поток воздуха и все повторяется.

Почему возникает турбулентность в самолете?

Причин, по которым возникает сильная турбулентность в самолете, много. Среди основных:

  1. Завихрение от торцов крыльев.
  2. Неравномерное прогревание воздуха.
  3. Встреча воздушных масс с разной температурой.
  4. Струйные течения, скорость которых может меняться в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Турбулентность ясного неба – причины

Такое опасное явление может возникать не только при сильной облачности. Иногда наблюдается турбулентность чистого неба. Пилоты называют такие основные причины данного явления:

  1. Высотные струйные течения – представляют собой узкие потоки сильного ветра, которые имеют сотни километров в ширину и тысячи в длину, а по вертикали – от двух до четырех километров. Зачастую они возникают из-за температурной разницы и продвигаются с запада на восток.
  2. Подветренные волны – воздух над горами и зонами грозы, выталкиваемый вверх, способен вызывать гравитационные волны. Турбулентность над горами является частым явлением, поскольку здесь сталкиваются большие воздушные массы.
  3. Кучево-дождевые облака сопровождаются мощными движениями воздуха. На расстоянии тридцати пяти километров от них может возникать турбулентность ясного неба.

Чем опасна турбулентность для самолета?

Прежде чем сесть в самолет, неопытные авиапутешественники часто задаются вопросом, что такое турбулентность и чем опасна турбулентность.

Во время проектирования расчетных нагрузок учитывается данный параметр, потому закладывается больший запас прочности и надежности даже на самые непредсказуемые ситуации.

Однако опытные пилоты всегда настоятельно рекомендуют при необходимости соблюдать технику безопасности. В противном случае можно пострадать:

  1. Получить серьезные травмы. Зафиксированы случаи, когда при сильной «болтанке» пассажиров даже выбрасывало с их кресел, и они получали ушибы и переломы.
  2. Травмироваться в результате падения находящихся над креслами чемоданов.

Падают ли самолеты от турбулентности?

Страдающие аэрофобией перед новым путешествием на летательном аппарате хотят удостовериться насколько может быть опасной зона турбулентности и может ли она стать причиной падения самолета. Пилоты уверяют, что конструкция современных самолетов может выдержать даже самые сильные порывы ветра. При этом корпус и все части летательного аппарата останутся целыми.

Статистика говорит, что за последние двадцать пять лет не было ни одного случая авиакатастрофы по причине попадания самолета в зону турбулентности.

Хотя теоретически такая опасность может быть, поскольку каждая конструкция имеет свой предел мощности, а сильный шквальный ветер во время посадки и взлета способен ударить самолет об землю.

Однако есть специальные нормативы, по которым пилот должен будет уйти на запасной аэродром, чтобы не рисковать.

Может ли турбулентность разрушить самолет?

Избавиться от фобий можно, узнав, какими могут быть последствия турбулентности и способно ли такое явление разрушить самолет.

Авиаконструкторы уверяют, что современные летательные аппараты настолько мощные, что, даже попадая в опасную зону турбулентности, способны остаться целыми.

Неприятные последствия могут ожидать пассажиров самолета, если они в это время не будут находиться на своих местах и проигнорируют указания бортпроводников.

Как турбулентность влияет на пассажиров?

Чтобы не бояться перелетов, каждому начинающему авиапутешественнику важно понять, опасна ли турбулентность в полете. От опытных пассажиров и пилотов можно слышать, что данное явление хотя и неприятное, но является безопасным при перелетах. Однако, чтобы не получить травмы, при прогнозе зоны турбулентности важно следовать всем указаниям бортпроводников и соблюдать спокойствие.

Как вести себя при турбулентности?

Если при попадании самолета в зону турбулентности авиапассажиры не выполняют рекомендации экипажа, есть вероятность травмироваться. Опасность турбулентности состоит в том, что авиапутешественники могут выпасть из своих кресел. Итак, чтобы избежать подобных ситуаций, при турбулентности необходимо:

  1. Находиться на своем месте.
  2. Быть пристегнутым на протяжении всего полета.
  3. Полки и багажные отделение должны быть закрытыми, выдвижные столики на своих местах.

Как не бояться турбулентности?

Бывает так, что боязнь турбулентности в самолете становится причиной отказа от авиапутешествия. Однако прежде чем идти на поводу у своей фобии, возможно, лучшим решением будет от нее избавиться и в будущем наслаждаться перелетами. Всем, кто бояться зоны турбулентности, психологи рекомендуют:

  1. Для себя выяснить, что такое турбулентность и насколько она опасна для самолета.
  2. Узнать, как нужно себя вести, если самолет оказался в зоне турбулентности.
  3. Общаться со знакомыми, родственниками или авиапутешественниками на форумах, которым приходилось попадать в зону турбулентности.
  4. При необходимости найти для себя способ, который придаст уверенности во время вибраций самолета. Это может быть песня, мелодия, воспоминание, молитва.
  5. Осуществлять первые перелеты с близкими или родственниками. Отличным вариантом будет лететь с человеком, который часто путешествует самолетом.
  6. При сильной боязни перелетов заранее проконсультироваться с опытным психотерапевтом.
Чартерный рейс – что это и чем он отличается от регулярного?Чартерный рейс – не имеющие четкого расписания перелеты, которые заказываются туристическими операторами или другими компаниями и обладают рядом преимуществ. В их числе доступность цены на билет и возможность найти самые редкие направления.
Наложенный платеж – что это, как отправить и получить посылку?

Наложенный платеж – что это за сделка и где она применяется, хорошо знают покупатели интернет-магазинов. С ее помощью они получают желаемый товар, сводя к минимуму риски по покупке товара у недобросовестных продавцов или аферистов.

Что такое Ватсап и как им пользоваться?Что такое Ватсап – это программа, позволяющая бесплатно общаться с друзьями и близкими, отправлять им аудио-, фото- и видеоинформацию и даже звонить. Главное – чтобы был подключен интернет. Ею пользуются миллионы людей по всему миру, ведь это дешево и очень удобно. Страйкбол – что это за игра и чем отличается страйкбол от пейнтбола?Страйкбол – командная игра в «войнушку», только с пометкой +18. Желание мальчишек воевать неискоренимо. Некоторым хватает компьютерных шутеров, а кому-то этого мало. Тогда на помощь и приходит забава с почти реальным оружием и абсолютно настоящим камуфляжем.

Источник: http://kak-bog.ru/chto-takoe-turbulentnost-opasna-li-turbulentnost-dlya-samoleta

Насколько опасна турбулентность для самолета и пассажиров?

Что такое турбулентность - опасна ли турбулентность для самолета?

Если вы хоть раз путешествовали самолетом, то велика вероятность того, что вы испытывали какую-либо из форм турбулентности. Для тех, кто не часто пользуется воздушным транспортом, ощущения могут быть пугающими и нервирующими, однако вам не стоит беспокоиться, так как для пилотов и экипажа самолета, которые испытывают турбулентность каждый день, это уже обыкновенная норма.

Риски турбулентности

Самый большой риск, который существует при возникновении турбулентности – это то, что пассажир получит травму. Именно поэтому перед входом в турбулентность пилоты просят вас вернуться на свои места и пристегнуться.

Но всегда ли все так безобидно? В начале мая более 30 пассажиров получили повреждения, когда рейс Etihad A330-200 проходил зону сильной турбулентности над Индонезией.

Самолет приземлился без каких-либо проблем, однако сразу же возникает вопрос – могут ли подобные условия спровоцировать более серьезный инцидент или даже уничтожить самолет?

Прочность самолетов

В действительности самолеты созданы таким образом, чтобы выдерживать невероятные объемы нагрузки. Конструкция самолета имеет огромный запас прочности, который не будет превышен даже при крайне сильной турбулентности.

Например, чтобы согнуть крыло самолета хотя бы немного, потребуется столько турбулентности, сколько не испытывает ни один пилот за всю свою карьеру. Крылья спроектированы таким образом, чтобы они могли выдержать в полтора раза больше нагрузки, чем та, которую они испытывают при обычном полете.

Это значит, что в ходе тестирования самолета крылья сгибаются вплоть до девяноста градусов, так как в процессе полета вполне естественно, что они будут сгибаться под действием определенных сил, и более жесткое крыло могло бы сломаться в полете.

На самом деле, даже небоскребы создаются подобным образом – они могут немного покачиваться, иначе они бы очень легко могли «сломаться».

Что такое турбулентность?

Если говорить простым языком, то турбулентность – это определенные волнения в воздухе, которые не слишком сильно отличаются от волн и потоков воды. Если на пути у волны нет никаких препятствий, она будет катиться спокойно, но если она накатится, например, на дамбу, то она разобьется, и вы сможете увидеть беспокойство воды.

Таким же образом движется воздух, и когда он наталкивается на конструкции, сделанные человеческими руками, и природные структуры, в потоке воздуха начинаются волнения и колебания, из-за чего воздух со всех сторон этого объекта становится турбулентным.

Так что если вы будете взлетать или садиться в аэропорту, расположенном недалеко от гор или в холмистой местности, велика вероятность того, что сразу после взлета или прямо перед посадкой вы испытаете воздействие турбулентности. Турбулентность на большей высоте чаще всего вызывается погодными условиями, в ходе которых создаются перепады давления, являющиеся еще одной причиной возникновения.

Зачастую для объяснения пассажирам сложившейся ситуации используется термин «воздушный карман», однако это все же не карманы воздуха, – на самом деле самолет движется в направлении турбулентного воздуха, а это направление может быть самым различным: и вверх, и вниз, и из стороны в сторону.

Иногда это может вызывать резкую потерю высоты, что вы можете почувствовать, когда вас слегка приподнимает с сидения. Когда вы находитесь в кабине самолета, ощущения от этих движений усиливаются, и вам может показаться, что самолет сдвинулся гораздо сильнее, чем произошло на самом деле. Турбулентность чаще всего описывается качественными терминами – «легкая», «умеренная», «сильная» и «крайняя».

В крайних погодных условиях и при определенном развитии событий попадание в турбулентность может привести к происшествиям, но стоит отметить, что подобные условия вместе сочетаются крайне редко. Существует распространенный метод, который используется для анализа происшествий с участием самолета – «модель швейцарского сыра».

Модель швейцарского сыра

В соответствии с данной моделью, ломтики швейцарского сыра складываются друг на друга, и каждый из них представляет собой один из слоев защиты от происшествия. В каждом ломтике имеются дырки, которые представляют собой слабые места в защитном уровне.

И если эти дырки складываются вместе, образуя сплошной канал, можно говорить о происшествии.

Если использовать эту модель в случае с тем, как турбулентность стала бы причиной крушения самолета, понадобилось бы очень много дырок или полностью отсутствующих ломтиков сыра, чтобы сложились условия, необходимые для такого происшествия.

Печальный пример

К сожалению, человеческие ошибки и турбулентность могут в действительности приводить к фатальным последствиям. В 1966 году «Боинг 707» был уничтожен турбулентностью.

Случилось это тогда, когда пилот решил отклониться от намеченного курса из Токио, чтобы показать пассажирам гору Фудзи.

Чудовищный ветер, образованный непосредственно самой горой, имел скорость 62 метра в секунду – он буквально разорвал хвост самолета на кусочки, и самолет рухнул вниз. Все люди, находившиеся на борту самолета, погибли.

Недостающий ломтик

Чтобы не допускать подобных происшествий, существует один из слоев швейцарского сыра – это рутинная задача планирования полета.

Пилоты должны понимать риски и причины возникновения турбулентности, и поэтому маршруты разрабатываются таким образом, чтобы минимизировать риск.

Изменив план полета, пилот тут же извлек этот слой сыра, который минимизировал вероятность того, что самолет попадет в турбулентность, тем самым подвергнув самолет риску – в результате случилось самое худшее.

Источник: http://fb.ru/post/travel-tips/2016/5/16/5528

Опасна ли турбулентность для самолета и пассажиров?

Что такое турбулентность - опасна ли турбулентность для самолета?

Это страшно. Это неудобно. Из-за этого кофе и томатный сок проливаются на штаны. Это называется “турбулентность”. А насколько она опасна на самом деле?

Однажды самолет, на котором я летел, попал в сильную турбулетность. Подобная ситуация – отличный способ почувствовать себя крошечной песчинкой, от которой ничего не зависит. После того случая я год сторонился самолетов, как чумы.

К счастью, наш рейс завершился благополучно. Чего нельзя сказать о некоторых других случаях. В феврале прошлого года перелет из Денвера в Биллингс для четырех пассажиров и одного бортпроводника закончился в отделении интенсивной терапии. А в декабре из-за турбулентности пострадало 14 пассажиров рейса Сеул-Даллас, самолет совершил вынужденную посадку в Токио.

Это всего три примера, которые я смог вспомнить навскидку. А что думают эксперты по поводу реальной опасности попадания самолета в зону турбулентности? Являются ли ремни 100-процентной гарантией нашей безопасности?

Может ли самолет потерять управление и упасть из-за турбулентности?

Если коротко, то ответ: “нет”. И не закатывайте глаза, подыскивая убойные аргументы против такого ответа. Наверное, вы уже слышали, что самолет является самым безопасным средством передвижения. Это при том, что наземный транспорт, в отличие от самолетов, не может упасть по определению. Он кажется более надежным, чем перемещение в железной трубе, болтающейся в 10 километрах над землей.

Но, несмотря на очень неприятные субъективные ощущения, турбулентность сама по себе никогда не заставит самолет упасть на землю. Пилот Патрик Смит в AskThePilot.com пояснил, что даже самые жесткие перемещения воздушных масс не могут перевернуть самолет или разорвать его на несколько частей.

https://www.youtube.com/watch?v=ULZTC3vjIbg

Турбулентность может стать причиной поломки. Но это происходит крайне редко. В этой связи часто цитируют инцидент 1966 года, когда сильная турбулентность разорвала Boeing 707 возле вулкана Фудзияма, к которому пилот захотел подлететь поближе, чтобы лучше рассмотреть японскую достопримечательность. Порывы ветра в том месте достигали 140 миль в час, что и погубило всех, кто был на борту.

Но с тех пор инженеры проделали серьезную работу. Конструкция самолетов стала более устойчивой к таким нагрузкам. Современные пассажирские лайнеры способны взлетать под углом 90 градусов к горизонту, поэтому никакие порывы ветра на Земле им не страшны.

Dreamliner 787, например, оснащен специальными датчиками, позволяющими точно прогнозировать расположение зон турбулентности. Вместе с тем, сочетание неблагоприятных погодных условий и других факторов (например, ошибка пилота) могут привести к катастрофе.

Профессор Роберт Шерман из Национального центра исследований атмосферы (США) говорит, что история зафиксировала пару случаев, когда очень сильные порывы воздуха срывали двигатели с крыльев. Но даже в этих обстоятельствах самолет благополучно садился на аэродроме.

Если турбулентность очень сильная, то пилоты могут внести коррективы в маршрут или совершить посадку в другом месте. Но и по этому сценарию ситуация развивается очень редко.

При этом условия могут быть не настолько ужасными, чтобы причинить вред самолету.

Обычно экстренная посадка совершается из-за того, что кто-то из пассажиров пренебрег командой “Пристегните ремни” и теперь ему требуется срочная медицинская помощь.

Часто ли пассажиры получают травмы из-за турбулентности?

Официальная статистика здесь молчит. Конечно, национальные агентства авиации собирают соответствующие данные у авиакомпаний. Но, как правило, те сообщают только о серьезных травмах.

Профессор Шерман говорит, что в США травма при турбулентности попадает в статистику, если  пассажир умер в течение 30 суток после инцидента или был прикован к больничной койке дольше 48 часов.

В дополнение к этому учитываются переломы костей, тяжелые кровоизлияния, разрывы нервов и связок, ожоги второй или третьей степени, захватывающие более 5% поверхности тела, или повреждения внутренних органов.

Более “мелкие” травмы, если пациент проводит в больнице не более суток, не учитываются. Поэтому официальная статистика может дать сильно заниженную оценку.

Согласно отчету Федерального управления гражданской авиации США в 2013 году, 24 человека получили травмы из-за попадания самолета в зону турбулентности. Из них 13 являлись членами экипажа. В большинстве своем травмы получают те, кто не пристегнулся. Поэтому две трети пострадавших – стюардессы.

Кучево-дождевые облака часто являются признаком бури, поэтому пилоты стараются облетать их стороной.

Как пилоты воспринимают вхождение самолета в зону турбулентности?

Их заботит две вещи: комфорт пассажиров и собственная безопасность.

Следует иметь в виду, что в воздухе пилоты разных самолетов общаются друг с другом “в режиме реального времени”. Они сообщают о наблюдаемых явлениях в атмосфере. Если кто-то попал в “болтанку”, то его соседи в небе тут же узнают об этом. Также эта информация передается диспетчерам на земле.

Пилоты могут слегка изменять свой маршрут, чтобы обойти зону турбулентности. Но это оборачивается дополнительными затратами топлива и времени. Поэтому некоторые из них не обращают особого внимания на турбулентность.

Ситуация становится по-настоящему угрожающей в случае так называемой “турбулентности чистого неба”. Внезапные и сильные удары воздушных масс подобны грому среди ясного неба. Именно они является источником большинства травм, связанных с турбулентностью. Пилоты не подозревают о поджидающей их угрозе.

Профессор Шерман утверждает, что турбулентность чистого неба чаще всего возникает над горными районами.

В прошлом году из-за внезапных и очень сильных ударов воздушных масс пострадало пять пассажиров рейса 1676 United Airlines. Самолет резко пошел вниз, а непристегнутые пассажиры “взмыли” со своих кресел вверх, ударившись головами об отсеки для ручной клади и проломав их дно. Один ребенок выскочил со своего кресла и приземлился на соседнем месте.

В новости попал еще один инцидент, связанный с рейсом American Airlines из Сеула в Даллас. Самолет сделал вынужденную посадку в Токио, чтобы отправить в больницу более десяти пассажиров, получивших травмы из-за попадания в зимний шторм. Турбулентность была такой сильной, что напитки и еда летали по салону, как птицы.

Такие случаи очень редки, но они имеют все шансы стать хитом , если кто-то из пассажиров успеет снять происходящее на камеру смартфона.

Должен ли я бояться?

На этот вопрос можно ответить коротко: “нет”. Но если он вас не успокоил, то знайте, что цифры стоят на стороне вашей безопасности.

Профессор Шерман говорит, что вероятность попадания самолета в зону сильной турбулентности составляет один шанс на миллион. Реальная встречаемость таких опасных зон в атмосфере выше, но пилоты стараются обходить их.

Но не забывайте следовать рекомендациями бортпроводников. Застегивайте ремни, когда слышите соответствующую просьбу, и старайтесь не расстегивать их без необходимости. Так вы останетесь невредимым даже при попадании в турбулентность чистого неба.

Эксперты советуют не спешить отстегиваться и бежать в туалет сразу после выхода из зоны турбулентности или взлета.

Самое безопасное положение во время полета – расслабиться в кресле, пристегнувшись ремнем. Дышите ровно и глубоко. Помните: турбулентность – это нормально. Современные самолеты очень надежные. Вы в полной безопасности.

Источник: http://futra.ru/opasna-turbulentnost.html

Турбулентность в самолете – как преодолеть панику?

Что такое турбулентность - опасна ли турбулентность для самолета?

Сосед-Домосед

Рубрика: Отдых и отпуск

Добрый день, дорогие домоседы. Самолет попал в зону турбулентности. Большинство пассажиров от этой фразы морозом пробирает. Что это такое – турбулентность в самолете? Насколько она опасна? И что делать в такой ситуации?

Турбулентность в самолете – что происходит?

Турбулентность (от лат. turbulentus – бурный, беспорядочный) – вибрация авиалайнера, которая возникает под влиянием восходящих и нисходящих вихревых воздушный потоков. Простым языком турбулентность в самолете называют болтанкой, воздушными ямами.

Турбулентность случается на разных географических широтах и на разной высоте.

  • В приземном пограничном слое, на высоте около 100 м турбулентность определяется большими восходящими вихревыми потоками. Часто случается в горной местности.
  • В облачности на высоте 2 – 5 км вероятность встречи с болтанкой максимальна.
  • Так называемая турбулентность при чистом небе на высоте 9 – 10 км связана с активным движением воздушных потоков над облаками – горизонтальных и вертикальных.

Прогнозировать явление турбулентности достаточно сложно. Вообще в аэродинамике оно все еще считается не вполне исследованным: существует множество теорий его возникновения.

Бояться или нет?

Нас не пугает густой туман за стеклом иллюминаторов и облачный ковер, который стелется внизу, потому что это знакомо и привычно.

Другое дело – зона турбулентности: самолет буквально трясет и расшатывает, как на качелях. Масла в огонь подбрасывают услышанные краем уха или прочитанные где-то в сети истории бывалых путешественников, которые однажды попали в «такую-у-у засаду».

Однако специалисты утверждают, что турбулентность в самолете не представляет опасности ни для авиалайнера, ни для его пассажиров.

Это естественное явление – хаотичные воздушные вихри, которые встречающиеся на пути большинства самолетов. Так называемая обычная болтанка возникает во время пролета через слой облаков: попадая сначала в поток нисходящего воздуха, а затем – восходящего, авиалайнер будто ныряет туда-сюда.

По некоторым данным, 88% воздушных судов на определенном участке полета проходят через зону турбулентности.

При этом за последние 20 лет были зафиксированы буквально единичные случаи, когда болтанка привела к травмированию пассажиров.

И ни одной авиакатастрофы!

Справедливости ради следует заметить, что бывают и серьезные случаи турбулентности: в грозовых облаках, циклонных фронтах, струйных течениях – например, во время пересечения океана, который разделяет континенты.

Избежать их бывает непросто: из-за плотного трафик в небе самолет не всегда может изменить эшелон полета. Но специально пилот не направит лайнер в самое скопление грозовых облаков – их хорошо видно на локаторе, благодаря чему часто существует возможность их обойти.

Какие последствия?

Периодические колебания конструкции самолета приводят к более быстрому износу материала, из которого он произведен.

Кроме того, попадание в крупномасштабный вихревой поток в приграничных воздушных слоях может привести к потере высоты, а вертикальный порыв на большой высоте – к потере управляемости самолетом (он может войти в штопор).

Но авиалайнеры проектируются с учетом этих перегрузок, а пилоты подробно проинструктированы о том, как действовать в случае болтанки. Поэтому, как правило, после прохождения опасной зоны движение авиалайнера выравнивается.

Свести риск к минимуму!

Итак, перед полетом пилоты обязательно проходят брифинг, где получают свежую информацию о погоде, после чего и разрабатывается оптимальный маршрут.

Мнение о том, что попадение самолета в воздушные ямы зависит от квалификации пилота, ошибочно.

Ведь большинство пути (75%) лайнер вообще идет на автопилоте. Кстати, для надежности все системы автопилота дублируются по меньшей мере дважды!

Ручной пилотаж используется в отдельных случаях – когда необходимо подключить реакцию пилота. А вот от веса и размеров самолета степень болтанки все-таки зависит: чем больше и тяжелее лайнер, тем меньше его раскачивает и трясет.

В общем, паниковать из-за этой тряски не надо, но и недооценивать ее тоже не стоит. Важно занять место в салоне, обязательно пристегнуться, а также выполнять указания бортпроводников и рекомендации на световом табло.

Помните: распространенные травмы пассажиров в зоне турбулентности связаны именно с их неосторожностью – падениями и ударами об углы салона.

Попадание самолета в зону турбулентности – это ситуация неопределенности. Поэтому очень часто у людей возникает паника. Экипаж авиалайнера, конечно, учат необходимым навыкам поведения, и он способен справиться с турбулентностью.

Однако для пассажиров это стресс. Что делать? Успокоиться и взять себя в руки.

Что делать, если самолет попал в зону турбулентности

  • Оставайтесь на своем месте. Прежде всего, это необходимо для вашей безопасности. Все вопросы стюардессе можно задать, вызывая ее нажатием кнопки.
  • Восстановите дыхание, сбитое от волнения. Это самый простой способ контролировать себя. Откиньтесь на спинку кресла и начните спокойно дышать, сосредотачиваясь на вдохе и выдохе. Когда дыхание нормализуется, тогда перестанут дрожать руки и исчезнет паника.
  • Считайте – ровно и спокойно, или пойте ритмичную, маршевую мелодию, тихонько выстукивая себе ритм (например, по коленям или ручкам кресла).
  • Попейте. Лучше всего – теплый напиток, маленькими глотками, «провожая» каждый глоток внутрь себя.
  • Старайтесь поддержать соседей. Можно начать рассказывать друг другу веселые истории из жизни или анекдоты на различные темы.

Страх полета на самолете

Часто радость от планирования отпуска омрачается из-за страха перед перелетом. Это так называемая аэрофобия, или воздушная болезнь. Как избежать страха?

  • Перед полетом попробуйте расслабиться – не концентрируйтесь на негативных мыслях.
  • Выбирайте место над крыльями – оно устойчивое, здесь наименьшая вибрация.
  • В первые минуты после взлета посидите недолго неподвижно – это позволит организму привыкнуть, а вам – успокоиться.
  • На борту отключитесь от мыслей о полете – лучше сосредоточиться на чтении книги, журнала. Или послушайте музыку в наушниках.
  • Сохраняйте спокойствие – это очень важно. Не верьте негативным отзывам о таких ситуациях – людям характерно преувеличивать значение пережитых событий. Положитесь на профессионализм экипажа. Все будет хорошо!

Турбулентность в самолете – это не опасно, очень неприятно, но нужно справиться с эмоциями и не бояться этих моментов.

Про питание в самолетах разных авиакомпаний и правила поведения в самолете  – у нас есть отличные статьи, почитайте!

Удачного всем полета!

Турбулентность в самолете видео

Источник: https://sosed-domosed.ru/turbulentnost-v-samolete/

Турбулентность в самолете: что это и в чем ее опасность

Что такое турбулентность - опасна ли турбулентность для самолета?

В самолете может пройти много ситуаций, начиная от разных инцидентов на борту, заканчивая серьезной болтанкой, в которую может попасть лайнер. Турбулентности боятся многие, ведь само по себе ощущение, когда самолет вдруг начинает потряхивать в воздухе, достаточно беспокойное. У многих сразу возникает много вопросов, например, турбулентность в самолете – что это и чем она опасна.

Что собой представляет такое явление?

Под турбулентностью понимают одно из довольно сложных атмосферных свойств. Воздух постоянно меняется – здесь отмечаются изменения температурных режимов, давления, а также меняет свою скорость и направление ветер.

Все это приводит к тому, что начинает меняться плотность воздушных масс. И, естественно, когда самолет входит в такую зону, его начинает потряхивать. Многие уверены, что турбулентность – состояние, когда самолет заходит в облако.

На деле же это совершенно не так – зона турбулентности может встречаться и в чистом небе.

Как отмечают специалисты, такое состояние может нередко встречаться на высоте, которую считают небольшой – 500-600 м. Также стоит учитывать, что сильная тряска ощущается в кучевых облаках и грозовых. Из-за того, что здесь присутствует большая скорость ветра, самолет начинает несколько терять скорость и болтаться.

Такие скопления облаков обычно видны на авиационных локаторах, что дает возможность пилотам заранее составить безопасный маршрут. Но если все же самолет попадает в турбулентность, это не ошибка пилотов. Метеопрогнозы могут меняться, при длительном перелет ситуация и вовсе может изменяться ощутимо.

Во время перелета самолетом управляет автопилот, но если болтанка сильная пилоты переходят на ручное управление, чтобы вывести лайнер из опасной зоны.

Другие причины появления тряски

Нередко при обходе грозовых облаков самолет все равно трясется. Это все связано с боковыми завихрениями воздуха по границе таких облачных скоплений. И они не менее опасны, в первую очередь, из-за своей неожиданности.

Также проблема может возникнуть при посадке. Ведь самолеты взлетают и садятся постоянно, особенно если речь идет о крупных аэропортах мира. И на фоне этих завихрений самолет начинает потрясывать.

Основная сложность заключается в том, что установленные эшелоны менять самолеты не могут, а во время посадки уже и сделать что-то сложно. Но если начинается зона турбулентности, нередко самолет приходится уводить на второй круг. У пассажиров же может начаться еще один приступ паники, когда на фоне чистого неба и хорошей видимости самолет вдруг уходит на второй круг.

Сила болтанки

Как отмечают специалисты, сила болтанки из-за турбулентности может быть разной. И пассажиры разных самолетов ощущают ее по-разному – все зависит от того, какой тип самолета присутствует. Так, например, маленькие варианты болтает сильнее, т.к. лайнеры легкие, и ветер на них воздействуют сильнее. Более тяжелые машины оказываются более устойчивыми к воздействию ветра.

В чем опасность такой ситуации

Чем опасно состояние турбулентности, знают все пилоты. И добровольно они ни а что в такую зону не направят самолет. Попадание в зону турбулентности приводит к катастрофическим последствиям. Иногда даже приходится прибегать к срочной посадке.

Причем болтанка больше опасна не столько для самолета, сколько для пассажиров внутри лайнера. Ведь она проявляется внезапно, когда многие могут передвигаться по салону самолета или стоять в очереди в туалет.

В результате, они получают травмы и увечья. Переломы, ушибы, раны и многое другое – все это является следствием такой проблемы, как турбулентность. Поэтому стоит соблюдать ряд правил, предложенных для безопасности людей.

В их числе:

  1. Занять свое место
  2. Пристегнуть ремни безопасности и оставаться в таком положении, пока самолет будет оставаться в турбулентности, а командир корабля не даст разрешения на их отстегивание
  3. Находясь в кресле, надо настраивать себя психологически, чтобы не поддаваться панике. Приступ может наступить внезапно. Связано это с тем, что вестибулярный аппарат человека остро реагирует даже на небольшие крены и снижение высоты – для него это как падение и даже переворот лайнера вокруг своей оси. Из-за этого и развивается неконтролируемый страх, сравнимый с серьезной паникой
  4. Все имеющиеся гаджеты и предметы электроники стоит спрятать, чтобы они не попадали и не разбились

Состояние турбулентности не будет длиться долго. Если соблюдать все правила, которые озвучивают члены экипажа, никаких серьезных последствий не будет.

Дополнительные меры

Если самолет находится в зоне турбулентности, пассажирам стоит переждать ее, даже если очень хочется в туалет.

Если начинают открываться багажные отсеки, стоит прикрывать голову, чтобы содержимое их не посыпалось на голову, при этом вставать с места не стоит, чтобы не получить увечий и ранений.

Историй, когда после приземления рейса пассажиров увозили на скорых в больницу, довольно много.

При начинающейся нервозности стоит поглубже дышать, чтобы прогнать приступ. Из-за такого глубокого дыхания начинает увеличиваться сердцебиение, что помогает успокоиться.

Если же человек летит впервые, ему стоит побеспокоиться о приеме успокоительных средств. В этом случае пережить турбулентность будет проще. Экипаж же в этот период вряд ли сможет прийти на помощь, т.к. для него действуют те же правила – сесть и пристегнуть ремни.

Источник: https://VPolete.online/pereletyi/turbulentnost-v-samolete-chto-eto-i-chem-opasno.html

Моя психология
Добавить комментарий