Функции памяти

Функции памяти человека

Функции памяти

Как известно, каждое переживание, движение или впечатление человека так или иначе формирует некий след, способный сохраняться весьма длительный отрезок времени.

Помимо этого, при определенных условиях он может проявиться вновь, а значит, становиться предметом сознания.

Что такое память? Виды, функции и основные ее свойства как-то взаимосвязаны? Как именно? На эти и иные не менее занимательные вопросы можно найти ответы в процессе ознакомления с материалами статьи. Целесообразным будет для начала рассмотреть непосредственно понятие.

Память, функции памяти

Если выражаться простым языком, то память можно определить как запись (запечатление), сохранение, а также последующее узнавание и, при необходимости, воспроизведение следов опыта в прошлом. Столь интересная схема позволяет накапливать сведения, не теряя при этом старой информации, навыков, знаний.

С научной же точки зрения память является функцией переработки стимульных сведений. Это сложнейший процесс психической природы, который содержит в себе несколько процессов частной направленности, взаимосвязанных между собой. Так, любое закрепление в отношении навыков и знаний необходимо относить к деятельности памяти.

Какие же проблемы, отражающие категорию, особенности и функции исторической памяти и национального самосознания, существуют на сегодняшний день? Важно отметить, что в современности перед психологией возникает круг сложнейших вопросов.

Каким образом запечатлеваются события в памяти? В чем заключаются физиологические механизмы данного процесса? Каким из известных сегодня приемов в большей степени позволяют расширить память, виды, функции ее?

Функционал

Как выяснилось, память как высшую психическую функцию необходимо рассматривать в качестве отражения действительности.

Так, в соответствии с понятием, основные функции памяти состоят в закреплении, сохранении и последующем воспроизведение опыта прошлых периодов.

Именно посредством памяти связывается прошлое и настоящее человека. Помимо этого, она наделяет индивида возможностью обучаться и развиваться.

В данной главе целесообразным будет рассмотреть функции памяти человека. Эта категория содержит пять функций, дополняющих друг друга и складывающихся в единый пазл, среди которых можно выделить следующие:

  • Запоминание. В соответствии с данным положением человек имеет возможность запоминать принципиально новые для себя сведения, которые основываются на ранее закреплённой информации. Эта функция памяти предполагает, что в процессе физического воспроизведения материала так или иначе начинается процесс познания, в котором принимает участие сенсорная память. Затем, когда материалы уже обработаны, она превращается в кратковременную память. Помимо сказанного, представленная функция задействует и память оперативную, где осуществляется узнавание и анализ характеристик.
  • Рассматривая основные функции памяти, нельзя не отметить сохранение. Так, длительность хранения информации в любом случае зависит от степени ее применения. Иными словами, чем чаще человек использует заученные сведения, тем более долгий период времени они будут храниться в памяти. Данная функция памяти еще называется архивацией. Почему? Дело в том, что в соответствии с ней осуществляется процесс удержания и последующей переработки материала. Именно здесь целесообразно упомянуть характеризующую психические функции память семантическую. Она способна хранить понятия и определения, собранные на протяжении всей жизни человека. Помимо этого, существует эпизодическая память, указывающая, каким образом известные понятия и определения связаны в конкретный момент с определенным человеком. Таким образом, два приведенных вида памяти осуществляют свою деятельность в тандеме.

Воспроизведение и забывание

Помимо запоминания и сохранения, на сегодняшний день известны следующие функции памяти:

  • Воспроизведение – это функция памяти, основанная на применении долговечной памяти. Именно благодаря данному положению человеческий мозг может успешно повторять, отображать ранее закрепленную информацию. Необходимо дополнить, что индивид воспроизводит материал в таком же виде, как и запоминает его. Для этого необходимо лишь вспомнить важнейшие детали. Данная функция памяти предполагает участие непосредственно в процессе эпизодической памяти. Такая способна добавить к воспроизведению некоторые события, связанные с ним. Подобного рода события принято называть «опорными точками».
  • Забывание. Важно заметить, что скорость соответствующего процесса зависит в первую очередь от времени (раскройте функции исторической памяти). Существуют различные причины забывания, к примеру, низкий уровень в плане организации данных и их характер. Помимо этого, учитывается частота и возраст применения сведений. Еще одной немаловажной причиной является «интерференция». Она в первую очередь связана с негативным влиянием тех или иных сведений. К примеру, если индивид учит доклад, однако в процессе осуществления процедуры узнает неприятные новости, то достигнуть результата в процедуре запоминания он не сможет. Более того, стоит человеку сказать о мотивированном (целенаправленном) забывании, как он намеренным образом переносит сведения в подсознание.

Вывод

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что центральная функция памяти – не что иное, как сохранение.

Почему? Дело в том, что именно в процессе произведения в сознании человека данной процедуры возможно усвоение важной и полезной информации, которая позволяет индивиду становиться лучше, умнее, достигать новых вершин и высказывать невероятно интересные идем.

Однако следует помнить о том, что все функции памяти, представленные выше, тесно связаны между собой. Именно поэтому существовать и «действовать» благоприятным образом они могут лишь в совокупности, в организованной системе (раскройте функции исторической памяти и национального самосознания).

Разновидности памяти

Для начала необходимо отметить, что сегодня как наиболее общее основание для определения разных видов памяти служит зависимость ее особенностей от характеристик деятельности, связанной с запоминанием и воспроизведением. Так, в соответствии со следующими ключевыми критериями выделяются отдельные разновидности памяти:

  • Классификация в соответствии с характером психической активности, которая так или иначе преобладает в процессе любой деятельности. Так, принято выделять эмоциональную, двигательную, словесно-логическую и образную память.
  • Классификация в соответствии с характером целей деятельности предполагает наличие произвольной и непроизвольной памяти.
  • Классификация в соответствии с продолжительностью закрепления и сохранения информации, что тесно связано с ролью и местом производимой деятельности. Так, память подразделяется на оперативную, долговременную и кратковременную.

Отпечаток сенсорной памяти

Для начала раскройте функции исторической памяти и национального самосознания. В этом может помочь одно занимательное упражнение, именуемое непосредственным отпечатком сенсорной информации.

Данная система способна удерживать достаточно полную и точную картину мира, которая так или иначе воспринимается посредством органов чувств. Важно отметить, что длительность ее сохранения весьма несерьезна.

Так, она составляет всего лишь 0,1 -0,5 секунды. Что же необходимо сделать?

Похлопайте четырьмя пальцами по собственной руке. Обязательно проследите за прямыми ощущениями после их исчезновения. Так, сперва сохраняется действительное ощущение похлопывания, в после – лишь воспоминание о нем.

Попробуйте поводить пальцем или карандашом в разные стороны перед глазами, смотря прямо перед собой. При этом обратите внимание на достаточно расплывчатый образ, который следует за предметом, находящимся в движении.

Закройте глаза, после чего на мгновение откройте их и закройте снова. Проследите то, как увиденная вами ясная и четкая картина некоторый отрезок времени сохраняется, а затем медленным образом исчезает.

Кратковременная и долговременная память

Важно отметить, что посредством кратковременной памяти удерживается материал, которому свойственна одна типология (сенсорная память же действует с точностью наоборот). В данном случае удерживаемые сведения представляют собой не абсолютное отображение происходящих на сенсорном уровне событий, а непосредственную (прямую) интерпретацию их.

К примеру, если в присутствии человека сформулировать ту или иную фразу, он запомнит не столько звуки, ее составляющие, сколько сами слова. Как правило, запоминанию подлежат пять-шесть заключительных единиц из предъявленной информации.

Произведя усилие на сознательном уровне (иными словами, повторяя сведения снова и снова), у человека есть возможность его удержания в кратковременной памяти на неопределенный временной период.

Далее целесообразным будет рассмотреть долгосрочную память. Так, существует убедительное и явное различие между памятью о событиях и ситуациях далекого прошлого и о только что произошедшем событии. Долговременная память является предельно важной, но в то же время предельно сложной системой изучаемой категории.

Необходимо отметить, что емкость приведенных систем памяти весьма ограничена: первая состоит из некоторого числа единиц хранения, вторая – из нескольких десятых секунды. Тем не менее какие-то рамки в плане объема долговременной памяти на сегодняшний день все-таки существуют, ведь мозг так или иначе служит устройством конечным.

В его составе насчитывается десять миллиардов нейронов. Каждый из них может удерживать немалое количество информации. Кроме того, оно настолько велико, что в практическом аспекте можно считать емкость памяти мозга человека неограниченной.

Таким образом, все удерживаемые на протяжении более чем двух-трех минут сведения в любом случае должны находиться в долговременной памяти.

Основным источником трудностей, которые тесно связаны с долговременной памятью, является вопрос поиска необходимых материалов, информации. Количество сведений, которое содержится в памяти, невероятно велико. Именно поэтому имеет место сопряжение с достаточно серьезными трудностями. Однако, как правило, при большом желании отыскать необходимые данные можно совсем быстро.

Оперативная, двигательная и эмоциональная память

Под оперативной памятью следует понимать процессы мнемического характера, которые занимаются обслуживанием актуальных действий и операций. Подобная память рассчитана на сохранение сведений при условии последующего их забывания. Период хранения данной разновидности памяти зависит главным образом от сопутствующей задачи и может варьироваться от двух-трех секунд до двух-трех дней.

Двигательная память – не что иное, как процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения различного рода движений, а также их систем. Кстати, сегодня в мире известно немало людей с явным и чрезмерно выраженным преобладанием именно этого вида памяти над иными, что является весьма интересной для психологов темой.

Под эмоциональной памятью следует рассматривать память на чувства. Эмоции так или иначе подают сигнал о том, каким образом происходит удовлетворение человеческих потребностей.

Так чувства, которые человек пережил и сохранил в памяти, проявляются как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действия тогда, когда подобный опыт в прошлом вызвал отрицательные переживания.

Именно поэтому в теории и практике зачастую выделяется понятие эмпатии, которое подразумевает под собой способность сопереживать, сочувствовать другому человеку или герою книги. Данная категория основана именно на эмоциональной памяти.

Образная и словесно-логическая память

Под образной памятью следует понимать память на картины жизни и природы, представления, а также на вкусы, звуки и запахи. Данный вид памяти бывает зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным, а также вкусовым.

Тогда как слуховая и зрительная память развиты, как правило, достаточно хорошо (то есть данные разновидности играют основную роль в жизненной ориентировке адекватного человека), то обонятельную, осязательную и вкусовую память можно поистине определить как профессиональные виды.

Так же, как и соответствующие ощущения, они особенно быстро развиваются благодаря достаточно специфическим условиям деятельности, достигая невероятного уровня при условии замещения или компенсации недостающих разновидностей памяти, к примеру, у глухих или слепых людей.

м памяти словесно-логической выступает не что иное, как мысли человека. Последние не могут существовать без языка (именно отсюда и произошло название вида).

Так как мысли могут воплощаться в разных языковых формах, воспроизведение их можно направлять на передачу или лишь ключевого смысла изложенной информации, или его словесного оформления в буквальном плане.

Тогда как последний случай предполагает исключение подвергания материала смысловой обработке, то буквальное заучивание его можно определить как не логическое, а механическое запоминание.

Непроизвольная и произвольная память

Запоминание и последующее воспроизведение, где нет специальной цели что-то запомнить, именуется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда аналогичный процесс носит целенаправленный характер, речь идет о памяти произвольной.

Так, в последней ситуации процессы, соотносимые с запоминанием и воспроизведением, выступают в качестве специальных мнемических действий.

Важно отметить, что представленные виды памяти формируют две последовательные ступени развития, которые сегодня в широком плане изучаются психологами и иными заинтересованными лицами, осуществляющими ту или иную деятельность в соответствующей научной сфере.

Источник: http://live-leader.ru/funkcii-pamyati-cheloveka/

Виды и функции памяти

Функции памяти

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Память -форма психического отражения, заключающаясяв закреплении, сохранении и последующемвоспроизведении прошлого опыта, делающаявозможным его повторное использованиев деятельности или возвращение в сферусознания. Памятьвключает ряд процессов:запечатление (запоминание), сохранение,забывание, восстановление (воспроизведение)информации.

Многообразныепроцессы памяти могут приобретатьразличные формы: уже исходный процесспервичного закрепления материала можетсовершаться в форме непроизвольногозапечатления, сознательного, преднамеренногозапоминания, систематически организованногозаучивания. Результаты этого запечатления,запоминания, заучивания могут проявитьсяв узнавании того, с чем человекпредварительно ознакомился при егопредъявлении, и в свободном еговоспроизведении.

Длятого чтобы успешно воспользоватьсясвоей памятью, человек должен проделатьтри вещи: усвоить какую-тоинформацию, сохранить ееи в случае необходимости воспроизвести.Если вам не удается что-нибудь вспомнить,причиной может быть нарушение любогоиз этих трех процессов. Но память вовсене так проста.

Мы усваиваем и запоминаемне просто отдельные элементы информации;мы конструируемсистему знаний,которая помогает нам приобретать,хранить и использовать обширный запассведений.

Кроме того, память – это активныйпроцесс;накопленные знания непрерывно изменяются,проверяются и переформулируются нашиммыслящим мозгом; поэтому свойства памятивыявить не так легко.

Процессыпамяти:

  • Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Запоминаниепротекает в трех формах:

1)запечатление– кратковременное и долговременноесохранение материала, предъявлявшегосяоднократно на несколько секунд;

2)непроизвольное запоминание –непреднамеренное сохранение в памятинеоднократно воспринимаемого материала;

3)преднамеренное запоминание (заучивание)– целенаправленное запоминание с цельюсохранения материала в памяти.Успех запоминания определяется правильнойорганизацией повторений, которые должныбыть осознанными, осмысленными иактивными. Лучший вид повторения – этовключение усвоенного материала впоследующую деятельность, с тем чтобыповторение каждый раз проводилось нановом уровне осознания.

Сохранение– процесс памяти, в результате которогов коре головного мозга удерживаетсяполученная информация. Исследованиямиустановлено, что сохранение отдельныхэлементов учебного материала во многомзависит и от того места, которое онизанимают в общем ряду информации.

Какправило, первый и последний элементыряда удерживаются лучше, чем средние.Это явление в психологии называетсякраевым эффектом памяти. Процессом,противоположным сохранению, выступаетзабывание.

Забывание– это процесс, заключающийся вневозможности воспроизведения ранеезакрепленного в памяти материала.

https://www.youtube.com/watch?v=33ivR1VrUkw

Психологические исследования показали,что в первое время после заучиванияматериал забывается быстрее, чем вдальнейшем, причем бессмысленныйматериал забывается значительно быстрее,чем связанный по смыслу.Для уменьшения забывания необходимопонимание, осмысление, повторениеинформации.

Воспроизведение– процесс памяти, в результате которогопроисходит актуализация закрепленногоранее материала. Воспроизведение имеетнесколько уровней:

узнавание,которое возникает при повторномвосприятии объекта;

воспоминание,которое осуществляется в отсутствиеобъекта восприятия;

припоминание,представляющее собой наиболее активнуюформу воспроизведения, во многомзависящую от четкости поставленныхзадач;

реминисценция– непроизвольное воспроизведениедавно, казалось бы, забытого.

Воспроизведениестрого индивидуально. Объем,последовательность воспроизведениязависят от отношения субъекта квоспринимаемым событиям, его интереса,интеллекта, возраста, жизненного опыта,занятий.

Взависимости от особенностей запоминанияи воспроизведения материала

Двигательнаяпамять позволяет нарабатывать практическиеи трудовые навыки. В основе двигательнойпамяти лежат процессы запоминания,сохранения в сознании двигательныхактов, совокупности движений, передвижениячеловека в пространстве.

Эмоциональная(аффективная) память состоит в запечатлениии сохранении в сознании переживаний ичувств. Она характеризуется быстротойформирования, особой прочностьюсохранения, непроизвольностьювоспроизведения информации. Эмоциональнаяпамять является необходимой предпосылкойв развитии способности к сочувствию исопереживанию.

Образнаяпамять позволяет сохранять в сознанииобразы однажды воспринятого жизненноважного объекта. Это память о внешнемвиде объекта и его местонахождении впространстве. Она включает в себязрительную, слуховую, осязательную,обонятельную, вкусовую память

Словесно-логическаяпамять на словесные стимулы отражаеткак внешние объекты и события, так ивнутренние переживания. Словесно-логическаяпамять – ведущий вид памяти.

Произвольнаяпамять характеризуется преднамеренностьюзапоминания, зависит от сосредоточениявнимания, в основе которого лежитмеханизм отбора информации из общегопотока. Это наиболее продуктивный видпамяти.

Непроизвольнаяпамять осуществляется непреднамеренно,попутно, на неосознанном уровне.

Механическаяпамять не опирается на осмыслениезапоминаемого материала.

Смысловаяпамять основывается на обобщениях исистематизированных ассоциацияхзапоминаемого материала.

Взависимости от продолжительностихранения материала в памяти

Ультракороткаяпамять (иконическая – для зрительногои эхоническая – для слухового восприятия)– вид памяти, связанный с удержаниеминформации в сенсорном регистре; далееона преобразуется в кратковременную.

Кратковременнаяпамять – определенная фаза в упрочениипамяти, отражающая ранние этапы фиксацииинформации. На ранних этапах фиксацииследы информации подвижны и поддаются«стиранию» под влиянием любых внешнихвоздействий.

Эти этапы связаны снейродинамическими процессами,обеспечивающими поддержание функциональныхсвязей нейронов, участвующих в центральнойинтеграции воспринимаемого образа.

Кратковременная память обеспечиваетпервичную ориентировку при одномоментномвосприятии обстановки.

Времяфункционирования кратковременнойпамяти – не более 30 сек. Ее объем ограничен5 – 7 объектами. Однако при воспроизведенииобразов кратковременной памяти из нихможет извлекаться дополнительнаяинформация.

Долговременнаяпамять обусловливается структурно-химическимиизменениями в нейроне, стабилизациейдолговременных следов, обеспечивающихустойчивость к разным воздействиям исохранение запоминаемого материала надлительное время, возможно, на всю жизнь.

перативнаяпамять обеспечивает непосредственноосуществляемые человеком актуальныедействия, операции. В оперативной памятиобразуется «рабочая смесь» из материалов,поступающих из кратковременной идолговременной памяти[1] .

Продолжительностьоперативной памяти ограничиваетсявременем соответствующей деятельности,так, мы запоминаем элементы фразы, чтобыосмыслить ее в целом, помним условиезадачи, которую решаем, помним промежуточныецифры при сложных вычислениях.

Существуютразличные типологии памяти:

  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;
  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

Свойствапамяти

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов забывания
  • Закономерности памяти

Памятьимеет ограниченный объём. Успешностьвоспроизведения большого объёмаматериала зависит от характерараспределения повторений во времени.Имеет место такая закономерность

Законыпамяти

Закон интересаИнтересное запоминается легче.
Закон осмысленияЧем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установкиЕсли человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действияИнформация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекстаПри ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможенияПри изучении похожих понятий наблюдается эффект “перекрытия” старой информации новой.
Закон оптимальной длины рядаДлина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон краяЛучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторенияЛучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённостиЛучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
  • Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.
  • Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.
  • Эпизодическая память — память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета фильма, который вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.
  • Семантическая память — память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.
  • Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».
  • Топографическая память — способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

Классификациявидов памяти

КритерийВид
  • образная память
  • словесно-логическая память
  • сенсорная память
  • эмоциональная память
Время
  • кратковременная память
  • долговременная память
  • оперативная
  • промежуточная
Организация запоминания
  • эпизодическая память
  • семантическая память
  • процедурная память

Свозрастом память слабеет, но эффективностьее работы неодинакова у пожилых людей,как неодинакова она и у детей. Наиболееоднородными в этом отношении являютсялюди среднего возраста. Дети и пожилыелюди испытывают много идентичныхтрудностей в отношении деятельностипамяти.

В частности, у них более короткий,по сравнению с обычным, период концентрациивнимания. Они испытывают затрудненияпри анализе информации и не способны кспонтанной организации мыслительногопроцесса.

Они не умеют точно оцениватьдля себя значение воспринимаемойинформации и испытывают затрудненияпри формировании ассоциаций, относящихсяк информации, которую необходимозапомнить.

Источник: http://works.doklad.ru/view/YsCY6KRU83k.html

Виды памяти. функция памяти

Функции памяти

Как известно, каждое переживание, движение или впечатление человека так или иначе формирует некий след, способный сохраняться весьма длительный отрезок времени.

Помимо этого, при определенных условиях он может проявиться вновь, а значит, становиться предметом сознания.

Что такое память? Виды, функции и основные ее свойства как-то взаимосвязаны? Как именно? На эти и иные не менее занимательные вопросы можно найти ответы в процессе ознакомления с материалами статьи. Целесообразным будет для начала рассмотреть непосредственно понятие.

Моя психология
Добавить комментарий