Когнитивные способности – что это такое, как их развить?

Содержание
  1. Когнитивные способности
  2. Что такое когнитивные способности
  3. Книги для развития когнитивных способностей
  4. Когнитивные функции – признак высшей психической деятельности
  5. Что включают познавательные функции
  6. Связь функций с отделами мозга
  7. Когнитивные возможности — это важнейшие функции человеческого мозга
  8. Расшифровка термина
  9. Психические процессы — что к ним относится?
  10. Деятельность
  11. Мышление
  12. Общение
  13. Память
  14. Гибкость
  15. Контроль
  16. Потенциал
  17. Какие факторы способствуют их снижению и повышению?
  18. Для чего нужно тестирование?
  19. 5 простых советов, как развить умственные способности у детей и взрослых
  20. Что такое IQ?
  21. 1. Ищем новшества
  22. 2. Бросаем вызов самим себе
  23. 3. Учимся мыслить творчески
  24. 4. Не ищем легких путей
  25. 5. Общаемся в сети
  26. Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, насколько вы эрудированный человек (учтите, что 95% людей не может его пройти)
  27. Когнитивные способности – что это такое, как их развить?
  28. Что значит когнитивный?
  29. Когнитивные исследования
  30. Когнитивная психотерапия
  31. Когнитивное мышление
  32. Развитие когнитивных способностей
  33. Развитие когнитивных способностей у взрослых
  34. Развитие когнитивных способностей у детей
  35. Упражнения для развития когнитивных способностей
  36. Утрата когнитивных способностей

Когнитивные способности

Когнитивные способности – что это такое, как их развить?

Размышляли ли вы над тем, что собой представляет интеллект, и как определяется уровень развития ума человека? Согласитесь, что большое количество знаний не дает права говорить о высоком интеллекте.

Это скорее начитанность и владение большим объемом информации. Как тут не вспомнить известную фразу Бейярда Тейлора: «Начитанный болван – самая докучливая разновидность дурака».

Следовательно, утверждая, что тот или иной человек действительно умен, под этим правильно подразумевать его развитые когнитивные способности.

Что такое когнитивные способности

Когнитивными способностями называют психические процессы в человеческом организме, которые направлены на прием и обработку информации, а также на решение задач и генерирование новых идей. Современная наука придает огромное значение усилению этих процессов.

Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») – это раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики.

Следует заметить, что до сих пор у ученых нет однозначного мнения о том, что же такое когнитивные способности.

Ведь, например, способность управлять своими эмоциями не относится к когнитивным способностям. Это умение можно назвать эмоциональным интеллектом, и развивать его необходимо отдельно.

К когнитивным способностям относятся:

  • Память
  • Внимание
  • Чувства
  • Воображение
  • Логическое мышление
  • Способность к принятию решений

Можно ли назвать человека умным, если у него хорошо развиты все когнитивные способности? Безусловно. Ведь такой человек способен принимать правильные решения.

При размышлении ему удается одновременно использовать логику и творческий подход к вещам. Он легко запоминает большие объемы информации и сопоставляет имеющиеся данные по степени значимости.

Он может с легкостью концентрироваться на вещах, а также мастерски воспринимать и считывать информацию из внешней среды или просто глядя на поведение человека.

Именно по этой причине когнитивные способности очень важны для людей. Они представляют собой базу, благодаря которой возможно развитие личности в целом.

Все перечисленные когнитивные способности может развить в себе практически любой человек. На данный момент времени существует множество техник и упражнений, помогающих улучшить любой из этих навыков.

Овладение хотя бы одним из них, оказывает положительное влияние на другие. Например, концентрация тесно взаимосвязана с улучшением памяти.

Улучшение памяти в свою очередь позитивно влияет на развитие творческого мышления, так как позволяет формировать в человеческом мозге множество ассоциаций относительно любой поступающей информации.

Если человек в полной мере разовьет когнитивные способности, он сможет с легкостью входить в так называемый поток.

Потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), – это психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Надо сказать, что это состояние хорошо знакомо большинству ученых, исследователей и изобретателей.

Существуют люди, которым удается пребывать в состоянии потока на протяжении 24 часов в сутки. Так, например, британский миллиардер Ричард Брэнсон имеет невероятно высокий уровень восприятия.

Конечно, знания и начитанность также имеют большое значение, когда мы определяем степень «умности» человека. Ведь они делают людей интересными собеседниками и часто неординарными мыслителями.

Поэтому важно понимать, что кроме развития когнитивных способностей и навыков, умному человеку необходимо постоянно получать новые знания. Благодаря этому, вы сможете использовать свои познания в самых разных областях, добиваясь чего-то нового и оригинального.

Книги для развития когнитивных способностей

Если вы хотите развить свои когнитивные способности, то вам будет полезно ознакомиться со следующей литературой.

  • Франс Йоханссон «Эффект Медичи»
  • Дмитрий Гусев «Краткий курс логики: искусство правильного мышления»
  • Гарри Лорейн «Развитие памяти и способности концентрироваться»
  • Питер Брегман «18 минут»
  • Эберхард Хойль «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней»
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
  • Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»

Эти книги нужно не просто читать, а выполнять все описанные в них упражнения.

Рекомендуем также обратить внимание на 10 книг для развития интеллекта. Очень интересная подборка с описанием каждой книги.

Источник: http://interesnyefakty.org/kognitivnye-sposobnosti/

Когнитивные функции – признак высшей психической деятельности

Когнитивные способности – что это такое, как их развить?

Человек отличается от животных наличием высшей нервной деятельности. Умение мыслить, общаться с помощью осмысленной речи, выражать ее письменно, а также выполнять направленные действия, планировать и целостно воспринимать действительность объединены в когнитивные функции.

Что включают познавательные функции

Познавательные или когнитивные функции – это такие мозговые процессы, которые направлены на взаимодействие с другими людьми и окружающим миром.

Жизнь человека чрезвычайно зависит от способностей запоминать и хранить информацию, правильно сопоставлять известные факты, предполагать последствия своих действий.

Степень развития таких психических процессов индивидуальна, они поддаются тренировке, но могут быть нарушены под воздействием различных факторов.

Ошибочно полагать, что когнитивные функции – это только память (см. Виды потери памяти). Способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию является важной, но она невозможна без других процессов.

Внимание – одна из таких функций, которая характеризуется способностью концентрировать психические процессы на определенном объекте. У каждого индивидуально выражены такие характеристики:

  • устойчивость;
  • переключаемость;
  • сосредоточенность;
  • концентрация;
  • объем.

Функция восприятия – это построение на основе, полученной от органов чувств, информации цельных образов. Для восприятия характерна константность: объект определяется как один и тот же вне зависимости от изменившихся внешних условий. Такая способность не характерна для животных: собака может посчитать чужаком знакомого человека, если тот будет находиться в тени или наденет незнакомую одежду.

Узнайте, почему с возрастом происходит изменение когнитивной сферы: причины возникновения.

Почему возникает афазия при инсульте и способы ее лечения.

Когнитивные функции мозга – это речь и интеллект. Человек может осмысленно произносить звуки, которые складываются в слова, а те в предложения. Звукам соответствуют символы, возникает письменная речь. Человек может строить фразы, вести монолог без участия речевого аппарата, мысленно проговаривая слова.

Количество используемых слов, умение строить сложные фразы зависят от интеллекта. Можно сказать, что это объединенные когнитивные способности. Они основываются на внимании, восприятии, памяти, представлении.

Развитие интеллекта отделило человека от животных, но это общее понятие, которое реализуется через различные психические функции. Он определяется через обучаемость, логическое мышление, способность анализировать информацию, сравнивать и находить закономерности. Также это навыки планирования, умение предвидеть отдаленные события исходя из данных настоящей действительности.

Интеллект характеризуется через широту и глубину мышления, логику, гибкость ума, критичность и доказательность. Его величину можно измерить, для этого разработаны тесты на IQ. Они основаны на замеченной закономерности: если человек способен решать задачи определенного типа, то есть успех в решении и других.

Эрудиция – важная составляющая интеллекта, но между ними нельзя ставить знак равно. Большой объем знаний у эрудита еще не означает умение ими распоряжаться, строить логические выводы (см. Кто такой эрудит).

Когнитивные способности включают в себя праксис – возможность производить осознанную последовательность действий или движений. Способностью начинают овладевать еще в младенческом возрасте, когда впервые дают в руку ребенку погремушку. Затем развивается пальцевой праксис – способность манипулировать своими пальцами, появляются жесты.

Особое место занимает символический праксис – это различные жесты, по которым можно понять, что хочет сказать человек, имитация удержания трубки телефона, вождения автомобиля, питья из стакана. Приблизительно на таком принципе строится язык глухих: выполнение особого набора жестов позволяет общаться без слов.

Связь функций с отделами мозга

Что такое когнитивные функции исходя из их локализации в головном мозге? Они представляются как особые участки мозга с группами нейронов, ответственных за определенный тип нервной передачи. Нарушение кровоснабжения, повреждение или опухолевые разрастания в этих областях влекут за собой нарушение когнитивных функций мозга.

Познавательные функции формируются в коре. В ней условно выделяют три зоны:

  • сенсорную – участвует в обработке сигналов от органов чувств;
  • моторную – обеспечивает движение разных частей тела;
  • ассоциативную – обеспечивает связь двух предыдущих, определяет поведенческую реакцию на основе импульсов от сенсорной зоны.

Лобные доли коры обеспечивают логическое и абстрактное мышление, речь, планирование движений. В теменной расположены центры по анализу сенсорных ощущений. Обработку данных зрительного анализатора проводит затылочная доля, в височной – слух.

Более древние участки мозга обеспечивают базовые для выживания навыки. Лимбическая система – это память, обоняние, эмоции. Таламус ответственен за перенаправление импульсов от органов слуха, зрения, равновесия и тактильного чувства. Запоминание новой информации происходит благодаря гиппокампу.

Средний мозг играет роль в процессах сознания и осознания собственного Я, чувствах существования, а также в адаптивном поведении. Взаимодействие всех отделов и передача импульсов происходит благодаря нейромедиаторам:

  • серотонин;
  • дофамин;
  • ГАМК;
  • адреналин;
  • ацетилхолин.

Часто случается, что это они тормозят или ускоряют когнитивные задачи.

Узнайте, что такое вербальный интеллект и способности.

Степень выраженности нарушений может быть различной: от легкой до тяжелой. Факторами, влияющими на развитие патологии, являются:

  1. Дегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Паркинсона.
  2. Патологии, связанные с сосудами: инфаркт и инсульт, атеросклероз.
  3. Нарушения метаболизма: гипогликемия, печеночная или почечная энцефалопатия, употребление лекарств (бензодиазепины, холинолитики), гипо- или гипертиреоз.
  4. Нейроинфекции.
  5. Травмы головы.
  6. Опухоли мозга.
  7. Патология оттока ликвора.

Тип нарушения будет зависеть от места воздействия повреждающего фактора. Легкие или когнитивные нарушения средней тяжести даже после инсульта у пожилых способны восстановиться при правильном лечении.

(3 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://golmozg.ru/interesno/kognitivnye-funkcii.html

Когнитивные возможности — это важнейшие функции человеческого мозга

Когнитивные способности – что это такое, как их развить?

Когнитивные функции мозга — что это такое? Говоря о когнитивистике, следует отметить, что это относительно молодое направление в науке и датой его рождения условно считается 1956 г.

Когнитивная психология отражает взгляд на человека, как на компьютер, который в тот период появился и стал получать распространение.

Кратко говоря человек, представляет собой целую информационную систему, которая обрабатывает информацию посредством множества различных способов (когницией).

Сознательное мышление, являясь одним из способов, не считается главной когницией. Помимо него есть такие важные как образы, эмоции, внимание, память, воображение и множество других.

Что такое когнитивная сфера? Узнайте об этом из нашей статьи.

Расшифровка термина

Когнитивные функции мозга – функции позволяющие осуществлять человеком познание информации.

Благодаря им человек получает образы, представления, оценку об окружающем мире, людях, самом себе и многом другом.

К таким функциям относятся внимание, зрительно-пространственное восприятие, память, понимание, мышление, исполнительные функции (планирование действий в соответствии с целью, изменение реакции и др.).

Проще говоря, это способности мозга, благодаря которым человеком добываются знания, умения и навыки.

Психические процессы — что к ним относится?

Все психические процессы, которые психологам удалось смоделировать, назвали когнитивными. То есть это процессы, которые поддаются логике и осмыслению, имеющие алгоритм по переработке информации.

Процессы, которые не получилось смоделировать, назвали аффективными. К ним относится эмоционально-чувственное отношение ко всему.

Деятельность

Деятельность в когнитивной психологии это способность мозга выполнять следующие функции: внимание, память, язык, визуально-пространственное восприятие и исполнительные функции.

В результате этой деятельности человек приходит к пониманию чего-либо.

Он начинает иметь представление об объектах, что входит в мировоззренческую систему человека.

Примеры: поиск общих элементов в разных языках; доказательство математической закономерности, теорема; написание эссе.

Общая психология. Когнитивные процессы: речь — в этом видео:

Мышление

Мышление является одним из инструментов обработки информации для решения многих задач. Оно является личностным явлением, поэтому есть множество типов мышления: критичное, гибкое, мужское, бодрое, произвольное и, например, наоборот некритичное, женское, ленивое, непроизвольное, негибкое.

Мышление занимается в основном всего лишь переработкой потока информации (мысли, образы, картинки, звуки).

Если человек анализирует информацию, решает умственные задачи, сопоставляет данные и определяет частное, общее, причину и следствие, процесс и результат, то его мышление считается вполне осмысленным.

Примеры: чтение этого текста; любая работа; любая деятельность и восприятие информации.

Общая психология. Когнитивные функции: мышление — в этом видео:

Общение

Общение – это кратко говоря в первую очередь контакты между людьми.

Представляет собой целый процесс, в который входит установление контакта, затем его развитие. Общение – это порождение потребности людей друг в друге, совместной деятельности.

В рамках когнитивной психологии нам важно общение, потому что в ходе него происходит обмен информацией, ее познанием. Мы узнаем информацию о собеседнике, получаем ответы на вопросы.

Примеры: учебное занятие; научная конференция; пресс-конференция.

Память

Память – способность мозга фиксировать, хранить и воспроизводить необходимую информацию. Если рассматривать память как более широкое понятие, то процесс забывания тоже относится к нему и является важной его частью.

Особенность памяти заключается в том, что её источник развития не внутри, а снаружи, извне.

Как и остальные психические процессы память формируется постепенно. Ребенок в первые дни жизни отличает маму от других, в дальнейшем его память становится все больше и он запоминает остальных людей и вещи окружающие его.

Другой особенностью памяти является её изменчивость. Несмотря на то, что прошлое неизменяемо, воспоминания могут искажаться с годами всё больше и больше.

Существует множество видов памяти.

Память глаз – зрительная; память мышц – моторная; долговременная и кратковременная память; позитивная и негативная память; память прошлого и память будущего; внутренняя и внешняя память и многие другие виды. Одним из важнейших видов памяти является собственный личный опыт.

Примеры: экзамен; навыки вождения; пение песен.

Гибкость

Гибкость в когнитивном понимании означает способность мозга переключаться с мысли на мысль, обдумывать несколько мыслей одновременно. Благодаря этому человек адаптируется к переменам, что играет большую роль в обучении и решении сложных задач.

Примеры: неожиданное изменение графика дел; изменение вкуса и стиля; тесты на космонавта.

О том, что такое когнитивный диссонанс, читайте здесь.

Контроль

Когнитивный контроль – это совокупность психических процессов регулирования поведения. Считается одним из совершенных механизмов в человеческой психике. Благодаря контролю человек строит отношения с другими людьми и окружающей средой с учетом потребностей личности.

Примеры: драка; спор; торги.

Потенциал

Потенциалом называется совокупность всех доступных средств и возможностей.

Потенциал личности характеризуется внутренними и внешними показателями.

К внутренним показателям относится психическое здоровье, интересы, интеллект, эмоциональные способности.

Внешние показатели исходят из внутренних, развитие которых определяет весь потенциал. К внешним показателям относятся ответственность, культура, личностная свобода, независимость.

Примеры: наличие этикета; выдающиеся результаты в музыкальной школе; написание диссертации.

Советы по улучшению когнитивных функций мозга в этом ролике:

Познавательные (когнитивные) способности (возможности, навыки, умения) человека (помимо вышеперечисленных) включают:

  1. Кратковременная память — сохранение в течение короткого времени всей поступающей информации.
  2. Фокусированное внимание — способность мозга концентрировать внимание на чем-либо.
  3. Пространственное восприятие — способность оценивать положение вещей в пространстве и связывать их относительно друг друга.

Помимо этих способностей есть множество других (зрительно-моторная координация, ингибиция, оценка, вербальные способности и др.).

Когнитивные навыки, получаемые в детстве, определяют способность к чтению, счету, письму, абстрактному и логическому мышлению.

К ним относятся подражание, исследование предметов, понимание причины и следствия, соотношение предметов, подбор по сходству, называние, а затем и умение читать, писать и считать.

Какие факторы способствуют их снижению и повышению?

Снижению когнитивных способностей способствуют негативный образ жизни, постоянный стресс, физическое перенапряжение, нездоровое питание, сниженное кровообращение и поступление кислорода, по причинам старения, ряда нервных заболеваний.

Повышению когнитивных способностей способствуют физические тренировки (аэробные упражнения, силовые упражнения, танцы), питание (вода, витамины, шоколад, молоко и др.), распорядок дня (сон, рабочее место), обучение (творчество, иностранные языки, устная речь, позитивное мышление), отдых (игры, медитация), отношения (секс, смех, общение).

О том, что влияет на снижение когнитивных функций вы можете узнать из видео:

Для чего нужно тестирование?

Когнитивные способности можно измерить рядом тестов.

Нужны они для определения уровня развития аспектов интеллекта и психомотор­ных функций, обеспечивающих результативность в конкретных сферах деятельности. Для каждого из них существует отдельный тест.

Например, для определения уровня логических способностей дают математические задачи, задачи на аналогии, на определение последовательности, на решение проблем.

IQ-тесты позволяют измерить способность анализировать, решать задачи, рассуждать, справляться со сложной ситуацией, воспринимать взаимосвязь вещей.

Но тесты данного рода, по мнению психологов, измеряют общий интеллектуальный потенциал.

Например, тест на распределение внимания и многозадачность дает представление как об общей эффективности работы с несколькими заданиями одновременно, так и о результативности по каждому отдельному заданию. Тест полезен для людей, чья деятельность требует постоянного распределения внимания между простыми заданиями (секретарь).

Когнитивная психология рассматривает человеческую психику, как систему познавательных операций. Она позволяет удобное рассмотрение человека в качестве компьютера и находится на пути объединения множества исследований в рамках единой концепции.

Тест на когнитивные способности:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/kognitivnye-funktsii-eto.html

5 простых советов, как развить умственные способности у детей и взрослых

Когнитивные способности – что это такое, как их развить?

Задатки интеллектуальности даются нам при рождении, привычка пользоваться умственными способностями прививается родителями и учителями, а стремление к развитию интеллекта зависит от каждого индивидуума.

Можно ли развить интеллект?

Головной мозг человека — это сложная система нервных клеток (нейронов). Информация от одного нейрона к другому передается посредством химических передатчиков — нейромедиаторов (в частности, эндорфинов, дофамина и др.). Существует ошибочное утверждение, что в работе человеческого мозга задействована лишь малая его часть.

В действительности мозг у всех всегда работает полностью, однако это совсем не означает, что предел достигнут и мозг нельзя развить. У человека, занимающегося саморазвитием, образуются и новые нейроны, и новые связи между ними — это и будет развитие интеллекта.

Современная наука говорит о том, что мыслительные способности человека на 50% зависят от генетического фактора, то есть половину потенциала интеллекта закладывают родители — это тип характера, набор нейронов, нейромедиаторов.

В 5-летнем возрасте у ребенка уже сформирован набор нейронов и связей между ними, большая часть из которых останется с ним на всю жизнь.

А дальше многое зависит от того, как его будут развивать родители, а когда он вырастет — и он себя сам.

Цель многих людей, желающих стать успешными, — максимально полно реализовать заложенные в них способности, свой потенциал. И верный путь достичь этой цели — не переставать работать над повышением своего интеллекта. Тот, кто будет активно работать над развитием своих мыслительных способностей, уже через год сможет кардинально изменить себя в интеллектуальном плане.

Так как же заставить свой мозг работать в полную силу? Ведь в нашем мире, где царит конкуренция, побеждает не самый сильный, а самый умный, предприимчивый и находчивый.

Повысить свои умственные способности не проблема — было бы желание и терпение. Конечно, вторым Эйнштейном, Теслой, Эдисоном или Илоном Маском мы вряд ли станем — это исключительные личности-самородки. Но, занявшись саморазвитием, мы убедимся, что наш мозг обладает такими возможностями, о которых мы и не подозревали.

Конечно же, многие люди хотели бы стать гением легко и быстро, не затрачивая особых усилий. Сейчас есть немало книг по развитию мыслительных способностей, например Станислава Мюллера «Стань гением! Секреты супермышления» из серии «Сам себе психолог», но большинство людей ленится их даже прочитать.

Для них выходом была бы волшебная таблетка вроде той, которая по воле случая досталась главному герою американского фильма «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли.

Благодаря этой таблетке мозг писателя-неудачника из Нью-Йорка начинает работать с невероятной мощностью, и депрессивный герой превращается в гениального биржевого игрока с огромными перспективами. Но без таблетки он никто.

К тому же оказалось, что замечательные таблетки, улучшающие работу мозга, имеют серьезное побочное действие.

Хотя герой и находит выход из сложного положения, в которое он попал, нам лучше руководствоваться здравым смыслом и заняться упражнениями для развития интеллекта.

Чтобы мозг работал, его нужно нагрузить, однако упражнения должны быть интересными, а не монотонными. В противном случае мы будем подсознательно избегать их, занимаясь прокрастинацией.

А упражнения только тогда дадут результат, когда войдут в привычку.

Что такое IQ?

В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.

Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.

Американка Андреа Кушевски — врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности.

Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100.

Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.

Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.

Андреа Кушевски сделала следующие выводы:

  • интеллект поддается тренировке;
  • чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
  • развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.

1. Ищем новшества

Все гении обычно эрудиты — люди, обладающие большими познаниями во многих областях жизни. Например, Леонардо да Винчи был не только талантливым художником, но и писателем, музыкантом, ученым и изобретателем.

Люди, которые стремятся развить свой интеллект, должны быть открыты всему новому: знаниям, деятельности, событиям. Ведь каждая новая деятельность способствует образованию новых связей — синапсов, которые связывают один нейрон с остальными и через которые они обмениваются импульсами.

Выработка дофамина — гормона-нейромедиатора, стимулирующего образование новых нейронов и способствующего повышению мотивации, также прямо зависит от новшеств, запускающих данный процесс.

Тот, кто хочет иметь высокий коэффициент интеллекта, не должен считать, что, окончив вуз, можно навсегда забыть об учебе, ведь это прямой путь к деградации.

Поэтому не перестаем искать новую пищу для ума: изучаем новые науки, новые языки, записываемся на курсы — например, живописи, игры на гитаре, латиноамериканских танцев, занимаемся новым видом спорта, отправляемся в путешествие за новыми впечатлениями.

Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

2. Бросаем вызов самим себе

Немало сказано о пользе развивающих игр для мозга, тренирующих память и концентрацию внимания: покера, преферанса, шахмат, игры в нарды, компьютерных игр вроде Tetris, Sudoku.

Правда, психологи, занимающиеся вопросами развития интеллекта, советуют, достигнув мастерства в одной игре, переходить к следующей. Ведь мозг, поняв, как играть, например в Sudoku, начинает лениться, при этом новые синаптические связи уже не образуются так активно. Чтобы мозг был нагружен и продолжал усиленно работать, нужно постоянно держать его в состоянии некоторого затруднения.

3. Учимся мыслить творчески

1) Развиваем креативное мышление, способность создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно.

Например, берем некую задачу и находим от 10 до 20 способов ее решения, особенно не ограничивая свою фантазию. Итак,

  • нас застал на улице сильный дождь, зонта нет, до дома далеко, а дождь, скорее всего, надолго;
  • мы спешим на важную встречу, а у нас внезапно ломается каблук;
  • пропал кошелек с деньгами и кредитками, а мы — в чужом городе;
  • нас пригласили на вечеринку, где мы никого не знаем, кроме хозяйки дома, которую срочно вызвали на работу;

2) После просмотра какого-нибудь фильма придумываем ему собственное название;

3) Открываем любую книгу и выписываем из нее 10 слов, взятых наугад. А теперь постараемся найти связь между ними и составить из них короткий рассказ из 10 предложений;

4) Воображаем себя архитектором, перед которым заказчик поставил задачу спроектировать дом. Дом не простой: в проекте должны быть отражены 10 придуманных заказчиком слов: рыба, орех, кирпич, кот, вода и т. д. Фантазируем и рисуем кирпичный дом, рядом — ореховое дерево, на котором сидит кот и смотрит на рыбок, плавающих в пруду, и т. д.;

5) Выбираем любой понравившийся предмет, находящийся в комнате, и подбираем 5 прилагательных, которые больше всего ему соответствуют. Например, апельсин — сочный, испанский, оранжевый, вкусный, сладкий. И 5 прилагательных, которые меньше всего ему подходят: кошачий, резкий, платочный, травяной, облачный;

6) На листе бумаги рисуем 20 крестиков и на основе каждого из них изображаем предмет, который подсказывает нам наше воображение: например, мельницу, кастрюлю, стрекозу, шахматную доску. Вместо крестиков в качестве заготовки для будущих картинок можно нарисовать кружки или две перпендикулярные линии.

4. Не ищем легких путей

Прогресс облегчает нам многие задачи, однако наш мозг, лишенный нагрузок, при этом расслабляется. Взять хотя бы калькулятор, благодаря которому мы успешно разучились производить даже простейшие арифметические действия в уме или на бумаге.

Или GPS, помогающий ориентироваться на местности. Привыкшие к нему со временем обнаруживают, что уже не в состоянии без него обойтись, настолько они утратили собственное чувство ориентации.

Нам в помощь созданы и программы-переводчики, которые в то же время ухудшают наше знание языков, поскольку лишают мозг возможности в них практиковаться.

Технологии упрощают жизнь, но при этом страдают когнитивные способности, ведь мозг нуждается в тренировках. Конечно же, не нужно отказываться от благ цивилизации и продуктов современных технологий, но иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

5. Общаемся в сети

Соцсети вроде , и других дают возможность общаться с большим количеством новых людей. Другое окружение, новые знания и идеи открывают новые возможности и позволяют посмотреть на собственные проблемы с другой точки зрения, найти новые пути их решения. В процессе развития интеллекта роль коллективного разума несомненна.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, насколько вы эрудированный человек (учтите, что 95% людей не может его пройти)

© Тимошенко Елена, BBF.ru

Источник: https://BBF.ru/magazine/26/6999/

Когнитивные способности – что это такое, как их развить?

Когнитивные способности – что это такое, как их развить?

Когнитивные способности человека даны от природы, их важно развивать, начиная с младенчества и на протяжении всей жизни. В пожилом возрасте когнитивные процессы начинают угасать, поэтому, чтобы оставаться в ясном уме и памяти надо «тренировать» мозг.

Что значит когнитивный?

Для обычного человека привычным является понятие – умственное или интеллектуальное развитие, а что значит когнитивный, ответит не каждый. Когнитивный – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.

Когнитивные исследования

Что такое когнитивные способности людей, тема интересует психологов, социологов, лингвистов, философов. Когнитивные исследования в разных сферах наук помогает понять и изучить следующие процессы:

  • познание человеком мира;
  • влияние языка и культуры на личную картину мира (субъективную);
  • что представляет собой сознательное и бессознательное и как это связано с мозговой деятельностью;
  • какие когнитивные способности врожденные, а какие приобретаются в разные возрастные периоды;
  • что значит когнитивные способности у искусственного интеллекта (можно ли создать в будущем искусственный разум, не уступающий человеческому).

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия направлена на устранение ошибок в мышлении и изменение нелогичных мыслей и убеждений на новые, конструктивные. Во время сеанса психотерапии, когнитивный психолог уделяет все внимание на то, что говорит клиент, как выражает свои мысли. Метод когнитивной терапии открыл А. Бек успешно применив его на многих пациентах страдающих депрессией и аффективными расстройствами.

Когнитивное мышление

Когнитивные способности мозга – это психические функции высокого порядка: внимание, гнозис, восприятие, речь, праксис, интеллект. Мышление – один из самых важных когнитивных процессов, подразделяется на три вида:

  • наглядно-действенное (преобладает у детей до 3 лет) – решение конкретных задач, познание и анализ предметов через манипуляции руками.
  • наглядно-образное – формируется с 4 до 7 лет. Решение задач при помощи оперирования мысленными образами.
  • отвлеченное – оперирование абстрактными понятиями, которые сложно представить.

Развитие когнитивных способностей

Как развить когнитивные способности в любом возрасте? Нормальное развитие человека предполагает интерес, любознательность и стремление к развитию – это заложено природой, поэтому важно поддерживать это и находится в состоянии постоянного интереса к миру и тому, что происходит вокруг. С самого момента рождения, когнитивные (познавательные) способности ребенка нуждаются в развитии – это должно стать одной из важных задач родителей .

Развитие когнитивных способностей у взрослых

Улучшение когнитивных способностей возможно в разном возрасте, и подходить к этому надо правильно, используя творческий подход, чтобы это не казалось рутиной.

Открывая в себе исследовательский дух, человек улучшает свое мировосприятие, настроение и помогает развитию высших психических функций, к которым относятся когнитивные способности.

Простые рекомендации психологов для продуктивной мозговой активности:

  • чистить зубы левой рукой (левшам – правой);
  • следуя на работу выбрать новый маршрут;
  • выбрать свой вариант физической нагрузки;
  • начать изучать иностранный язык;
  • разгадывание кроссвордов, загадок, шарад;
  • несколько минут в день делать простые вещи с закрытыми глазами;
  • развивать интуицию;
  • отказаться от вредной пищи в пользу здорового питания.

Развитие когнитивных способностей у детей

Когнитивные навыки важно развивать с самого младенчества. Современный выбор развивающих игрушек для детей огромен, но и не стоит пренебрегать подручными средствами, которые есть в каждом доме. Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:

  • игры с крупами и пуговицами (под строгим присмотром взрослых) – пересыпание из контейнера в контейнер);
  • разнообразные пальчиковые игры с потешками и прибаутками («сорока-ворона», «пальчик-пальчик где ты был»);
  • игры с водой (разливание по емкостям).

Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:

  • рисование и раскрашивание;
  • составление пазлов, мозаики;
  • вырезание изображения по контуру;
  • конструирование;
  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ;
  • нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
  • сочинение историй.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Тренировка когнитивных способностей залог продуктивного долголетия и ясного ума даже в преклонном возрасте. Мозгу нужна такая же зарядка как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:

  1. Синхронное рисование. Потребуется лист бумаги и 2 карандаша. Одновременно двумя руками рисовать геометрические фигуры. Можно начать с одинаковых фигур для каждой руки, затем усложнить упражнение, например, левой рукой рисовать квадрат, а правой треугольник. Упражнение балансирует работу обоих полушарий мозга, развивает когнитивные способности, моторику.
  2. Слова наоборот. Несколько раз в течение дня, пробовать услышанные от других людей слова произносить про себя наоборот.
  3. Вычисление. Все что подлежит подсчету важно выполнить путем устных умственных вычислений. Калькулятор убрать подальше.
  4. Автобиография. Существует 2 варианта упражнения. В первом человек начинает вспоминать и писать, отталкиваясь от настоящего момента, и углубляется год за годом к своему раннему детству. Во втором варианте – вначале описываются детские годы.

Утрата когнитивных способностей

Когнитивные функции и способности, с возрастом ухудшаются, связано это с возрастными изменениями, но чаще это случается из-за сопутствующих заболеваний и нездорового образа жизни. При первых симптомах важно обратиться к врачу для назначения поддерживающей терапии. Причины возникновения когнитивных нарушений:

  • нарушение гомеостаза и метаболизма;
  • ожирение;
  • диабет I и II типов;
  • гипотиреоз;
  • артериальная гипертензия (гипертония);
  • нарушение мозгового кровообращения;
  • инфаркт миокарда;
  • черепно-мозговые травмы;
  • употребление алкоголя и наркотиков;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона.

Классификация когнитивных нарушений:

  1. Легкое когнитивное расстройство – показатели тестов и психометрии могут быть в норме или наблюдаются незначительные отклонения. Человек начинает жаловаться на проблемы с памятью, быстрое утомление, внимание тоже при этом страдает – снижается концентрация.
  2. Умеренное когнитивное расстройство – около 15% такой формы нарушений трансформируются в дальнейшем в болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Симптоматика нарастает: ухудшение мышления, памяти и речи.
  3. Тяжелое когнитивное расстройство. Проявляются после 60 – 65-летнего возраста. Ярко выраженная клиническая картина, симптоматика характерная для деменции (слабоумия). Человек перестает ориентироваться в пространстве, впадает в «детский» возраст. Люди с тяжелыми когнитивными нарушениями нуждаются в постоянном уходе и медикаментозной терапии.
Виды способностей – какие бывают, их классификация и уровни

Виды способностей человека – тема, которая уже много лет изучается учеными, и они постоянно делают новые открытия. С их помощью люди могут понимать окружающий мир и развиваться, достигая определенных результатов.

25 кадр – что это значит, кто придумал и как работает технология?

25 кадр – технология скрытого воздействия на подсознание при помощи вмонтирования в пленку фильма дополнительных изображений. Методика применяется в медицине для лечения алкоголизма, ожирения, табакокурения, но официально не признана.

Метод Дельфи – экспертное оценивание и прогнозирование в несколько этапов. Применяется в разных общественных и научных сферах: социологии, экономике, в управлении предприятиями. Методика названа в честь древнегреческого Дельфийского оракула.

Источник: http://kak-bog.ru/kognitivnye-sposobnosti-chto-eto-takoe-kak-ih-razvit

Моя психология
Добавить комментарий