Массовое сознание

Массовое сознание и его формирование

Массовое сознание

Определение 1

Массовое сознание является видом общественного сознания и самой примитивной, рациональной формой его существования.

Это особенный, специфический вид, который характерен многим неструктурированным личностям. Массовое сознание – это совпадение в какой-то момент базовых и самых важных компонентов сознания многих различных «классических» групп общества.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании отображены знания, понятия, общественные нормы и образцы поведения, значения, которые разделены образующейся по различным обстоятельствам совокупностью индивидов, т.е. – массой.

Οʜᴎ вырабатываются при контакте и общении людей друг с другом и общего восприятия ими социально-политической информации (например, в процессе политического митинга). Согласно этому, массовое сознание помимо групповой типичности всех образующих его компонентой, имеет еще и общесоциальную типичность.

Также массовое сознание отличает их общесоциальное признание, санкционированность какой-либо довольно массовой группой.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В массовом сознании определяют два уровня:

  • первичный, эмоционально-действенный
  • вторичный, рациональный.

Замечание 1

В основе массового сознания, как правило, лежит яркое эмоциональное переживание какой-либо социальной проблемы, которая вызывает массовую озабоченность (война, революция, масштабный экономический кризис и др.).

Высокий уровень переживания трудностей проявляется, как системообразующий аспект массового сознания, в сильных эмоциях заменяя собой все привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно требует незамедлительных действий, поэтому определяется как эмоционально-чувственное ядро массового сознания.

Формирование массового сознания

В основе ядерного эмоционально-действенного значения формируется более рациональное значение. Оно основывается на всевозможных когнитивных составляющих — в первую очередь, на общедоступных познаниях и массово обсуждаемой информации.

Рациональный уровень имеет три базовых блока:

  • блок общественных ожиданий людей и оценки собственных возможностей влияния на социальную систему для того, чтобы реализовать свои ожидания
  • блок активно меняющихся мнений и настроений людей, в первую очередь, связанных с оценками текущего положения, правительства, лидеров, различных социально-политических движений и т.д.
  • блок общественно-политических ценностей, которые лежат в основе довольно осознанного политико-идеологического выбора (к примеру, значения справедливости, демократии, равенства и др, или противоположные им). Эти значения формируют конечное отношение массового сознания к происходящему.

Рациональная степень массового сознания обычно дает отражение «массово необходимых» сведений, которые распространяются с помощью средств массовой информации.

Проявление массового сознания – это массовое поведение, чаще всего стихийное и неорганизованное.

Как правило, оно связано с определенными обстоятельствами, например политические потрясения, поражение в войнах и восстаниях и т.д.

Массовое поведение, как правило, проявляется в определенные временные отрезки и не является постоянным. Обычно оно проявляется в виде стихийной массовой агрессии или массовой паники.

В основном массовое поведение зависит от того, эмоционально-действенный уровень преобладает в общественном сознании или рациональный, и, учитывая это, оно будет более или менее стихийным или управляемым, и от эффективности самого внешнего влияния, которое оказывается на массовое сознание. Обычно до какого-то времени массовое сознание и поведение, как правило, покладисто по отношению к внешним факторам влияния.

Массовое сознание с научной точки зрения

Главными свойствами массового сознания являются:

  • эмоциональность
  • заразительность
  • мозаичность
  • подвижность
  • изменчивость.

В научной литературе все еще нет больших работ, в которых рассматривалась бы психология именно массового сознания. Из существующих в настоящее время взглядов можно выявить базовых варианта. Рассмотрим каждое по отдельности.

Первый вариант массового сознания — это форма социального сознания, которая активно проявляется в бурные, оживленные периоды формирования общества, когда у него, как правило, нет заинтересованности в научных исследованиях. А в обычные периоды оно функционирует совершенно неприметно. При этом оно может единовременно обладать различными составляющими многих видов сознания.

Примером его может послужить сознание групп социально-профессионального характера, которые составляют социальную структуру общества.

Порой оно включает в себя и какие-то другие виды сознания, которые характерны для многих людей, которые объединены в различные группы, но не имеют отчетливо группового характера. Как правило, это обычное сознание, которое не имеет четкой социальной специфики.

Исходя из представленной точки зрения, проявления массового сознания имеют в большей степени случайный характер и выступают в качестве симптомов временного, незначительного стихийного варианта развития.

Второй вариант массового сознания считается довольно-таки самостоятельным феноменом. Тогда это сознание абсолютно определенной массы, которое стоит в обществе в одном ряду с сознанием классических групп.

Появляется оно в виде отблеска, переживаний и понимания различных обстоятельств, общих для членов определенных социальных групп, которые оказались в похожих жизненных ситуациях.

В данной логике массовое сознание – это более глубокое образование, отражающее реальность «первичного порядка», только потом обретающее нужные психологические признаки общественной определенности.

Замечание 2

Необычными примерами развития массового сознания еще можно назвать воздействие средств массовой информации и их пропаганды. Особым явлением такого воздействия является массовая мода, которая может за маленький период охватить общество. Также примером может послужить психология религии.

В целом, можно сделать вывод, что основными и доминирующими факторами массового сознания являются мысли, чувства, переживания и тревоги людей, которые вызваны различными социальными явлениями.

Источник: https://spravochnick.ru/onearticle/massovoe_soznanie_i_ego_formirovanie/

Массовое сознание

Массовое сознание

В мире известен такой факт, как эффект стадности или, другими словами, феномен массового сознания. Однако если задуматься глубже, то становится не совсем понятно, почему в отдельности это вполне обычные люди, а вот в толпе вдруг все вместе они превращаются агрессивную, разгневанную массу.

Определение понятия массовое сознание

По сути, массовое сознание – это один из вариантов общественного сознания, это своего рода воплощение жизни общества. Это определение стало результатом сопоставления определенных последствий, которые имели место быть.

Человек, образно выражаясь, стадное существо. С самых давних времен он выживал, живя в сообществе себе подобных. А любое общество подразумевает деление на главенствующую касту и на подчиненных.

Иными словами – один человек всегда подчиняется выражению воли другого. Ярким примером такого подчинения может стать гипноз, когда личность заставляют выполнять действия против его воли. Однако это не тот вариант.

Хотя и тема гипноза затронута в этой статье не просто так.

Эриксонианский гипноз

Суть этого метода гипнотизирования заключается в том, что гипнотизер подстраивается под движения своего испытуемого. Это подстройка к позе, манерам, движениям. Такие действия подсознание человека принимает на своем уровне как безопасные.

Еще бы, собеседник так похож на вас! Результат – подсознание дремлет, а гипнотизер получает вне зависимости от желания человека возможность на него воздействовать.

Так какая же связь между эриксонианским гипнозом и массовым сознанием, массовыми действиями? Прямая!

Находясь в толпе, человек оказывается вовлеченным в действия, он подсознательно начинает повторять движения, выкрики лидера. Налицо факт управления массовым сознанием. Люди, которые осознают возможность «заражения» толпы своими идеями, могут воспользоваться ею для достижения своих целей.

Ярким примером могут стать религиозные секты, где во время обязательных песнопений люди выполняют одинаковые движения, выкрикивают одинаковые слова.

Некоторое время спустя, от личностей не останется и следа, перед лидером движения будет стоять довольно-таки безликая, серая толпа, и уже тогда его талант в манипуляции массовым сознанием получит свое подтверждение.

Однако не всегда такие выражения массового сознания бывают направленными, часто они носят характеристику случайного проявления. Пример можно привести просто – допустим, из автобуса вышло несколько человек. На дворе зима, темно, скользко.

Первый человек проходит к метро выбранной им дорожкой, и что удивительно, чаще всего, остальные следуют за ним тем же путем. Это своего рода подражание. А бывало так, что впереди вас идущий человек спотыкался? А вы, идя за ним минут пять, тоже неосознанно хотели споткнуться.

Или другой пример – вы сидите в компании в одной комнате, довольно скучно, разговор не идет. И тут один из друзей зевает. Что делают все остальные? Правильно, тоже зевают.

Воздействие на массовое сознание

Психология массового сознания уже была давно изучена политологами. К примеру, надо устроить митинг для поддержки определенного государственного деятеля. Для этих целей любыми способами собирают толпу, предварительно «внедрив» в нее своих людей. И вот оратор говорит с трибун, а «подпевалы» ему вторят из толпы.

Люди, находящиеся в радиусе «действия» такого агитатора, тоже заражаются в буквальном смысле его идеями. И передают эту «заразу» дальше. Такие особенности массового сознания очень удобны для лидеров движений, ведь таким способом можно убедить в своей правоте сразу большое количество человек.

Поэтому нужно иметь в виду, что массовое сознание – достаточно сильный инструмент в умелых руках!

Изучать сексуальные потребности человека и их влияние на психику учёные начали уже очень давно. Тем не менее, сама психология секса – наука совсем молодая, но, откровенно говоря, достаточно интересная, так что мы уверены, что из данного материала вы обязательно почерпнете что-то новое.
Телесно-ориентированная психотерапия: путь к душе через тело

Каждый из нас выходит из неприятных ему ситуаций по разному – кто ищет спокойствие внутри себя и занимается медитацией, кто-то предпочитает выплеснуть эмоции в спорте, но большинство всё же закроется в себе и будет копаться в своих проблемах создавая из собственного тела своеобразную броню.

Телесная психотерапия: освобождение от страхов и тревожностиПриродой в нас заложено реагировать на стрессовую ситуацию или бегством, или нападением. Но для современных людей такое поведение считается непозволительным, поэтому свои эмоции страхи и переживания они затаивают глубоко внутри, делая из своего тела своеобразный панцирь. Когнитивно-поведенческая терапия Когнитивные нарушения требуют лечения и профилактики, потому что последствия таких нарушений могут быть самыми нежелательными. В этой статье мы расскажем от психотерапии, которая поможет избавиться от такого рода нарушений.

Источник: http://kak-bog.ru/massovoe-soznanie

Структура современного массового сознания

Массовое сознание

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ  ИНСТИТУТ
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ) 
ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
кафедра «Связи с общественностью  и массовые коммуникации»
РЕФЕРАТПо дисциплине: «Психология  Массовых коммуникаций»На тему:
«Структура современного массового сознания»
Студент группы 405
Дядянин А.А.
Преподаватель:
Захарова С. Е.
Москва2012г.

Оглавление

Введение 2

Массовое сознание 2

Основные характеристики (свойства) массового сознания 2

Список литературы 2

Введение

Словосочетание «массового сознание» сейчас знакомо всем. В последние годы оно получило весьма широкое хождение в газетной и журнальной публицистике, где употребляется на уровне привычной, повседневной, не требующей строгих определений фразеологии.

Также встречается оно и в «серьезной» науке – книгах и статьях философов, социологов, социальных психологов, политологов. О «массовом сознании» пишут и занимаются данной проблематикой такие отечественные авторы как Г.Г. Дилигенский, А.К. Уледов, Б.А.Грушин.

Носителем массового сознания является масса. Но теоретики никак не могут договориться о смысле центрального понятия, лежащего в основе выделения массового сознания, – понятия «масса».

В западной литературе существует несколько его различных интерпретаций: в одних случаях это «недифференцированное множество», гетерогенная аудитория средств массовой коммуникации, противостоящая классам и другим гомогенным сегментам общества; в других – «суждение некомпетентных», низкое качество современной цивилизации, являющееся результатом ослабления руководящих позиций просвещенной элиты; или – «толпа», общество, характеризующееся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, отчуждением.

Отечественные авторы пытаются анализировать массовое сознание, обходясь без понятия «масса». И сталкиваются с множеством трудностей и противоречий.  из этих трудностей – невозможность найти соотношение между собственно массовым и классовым сознанием. Например, Г.Г.

Дилигенский исходил из предположения, что массовое сознание чем-то отличается от классового сознания, однако нигде не показал в чем именно состоит это отличие. А.К.

Уледов, понимал под массовым сознанием «совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группами общества», скорее всего, просто отождествил массовое и классовое сознание, не объяснив при этом, чем вызывается необходимость подобного «удвоения» терминологии.

То есть ясно, что данное явление представляет собой новый предмет обществоведения. Наука приступила к непосредственному анализу массового сознания лишь в самое последние время. И еще не пришли к единому соглашению о феномене.1

Массовое сознание

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»).

Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных «классических» групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним.

Это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам «классических» групп.

В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое сознание в основном носит обыденный характер.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые какой-либо возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой.

Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (скажем, в ходе политического митинга).

Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает, во-первых, общесоциальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов. Во-вторых, его отличает их общесоциальное признание, санкционированность той или иной достаточно массовой общностью.

В этом смысле массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание.

Хотя массовое сознание и реализуется в массе индивидуальных сознаний, но оно не совпадает, с точки зрения содержания, с каждым из них в отдельности, с индивидуальным сознанием как таковым. Для зарождения и функционирования массового сознания совершенно не обязательна совместная деятельность членов общности («массы»), что традиционно принято считать обязательным для появления группового сознания.2

К числу наиболее существенных особенностей всякой массы следует отнести: 1) статистический характер образующего ее множества индивидов (состоящее из дискретных единиц, это множество не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих его элементов); 2) стохастическую (вероятностную) природу данного множества, находящую выражение в том, что «вхождение» в него индивидов носит неупорядоченный, «случайный» характер, осуществляется по принципу «может быть, а может и не быть» (в результате такое множество всегда отличается размытыми, открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом); 3) ситуативный характер данного множества, связанный с тем, что оно образуется и существует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможно вне ее (что делает такое множество относительно неустойчивым, временным образованием, меняющимся от случая к случаю); 4) откровенно внегрупповую (или межгрупповую) природу данного множества, проявляющуюся в том, что оно «разрушает» границы между всеми существующими в обществе социальными группами, отличается разнородным, «смешанным» социальным составом (включая в себя представителей различных классов и профессий, лиц с неодинаковым имущественным положением, образованием, уровнем культурного развития и т. д.); 5) неспособность данного множества выступать структурным элементом более широкого социального целого (общества в целом), описывать его сколько-нибудь строгим и исчерпывающим образом (в том числе в силу неизбежного «пересечения» подобных множеств друг с другом).3

 массового сознания может быть определено практически как бесконечное, если попытаться предвосхитить все возможные варианты возникновения тех или иных значительных масс людей в рамках как отдельного общества, так и человеческой истории в целом.

По структуре, массовое сознание включает основной (первичный), эмоционально-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность.

Это может быть война, революция, масштабный экономический кризис и т. д. Крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор массового сознания.

Такое переживание, проявляясь в сильных эмоциях или чувствах, заслоняет собой все другие, привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения.

Оно порождает потребность в немедленных действиях — потому и определяется как эмоционально-чувственная основа (иногда — как «ядро») массового сознания. Когда объявляется война, например, у части людей (как раз и формирующей данную массу) возникает состояние своеобразной аномии, разрушения в сознании привычных норм поведения.

Массовое сознание представляет собой чрезвычайно сложное, конгломеративное образование, возникающее на «пересечении» всех известных (выделяемых по различным основаниям) типов общественного сознания – чувственного и рационального, обыденного и специализированного, абстрактного и художественного, созерцательного и связанного с волевыми действиями, рационального и иррационального. На основе причудливого переплетения всех этих форм в его составе возникает множество разнообразных элементов в диапазоне от «позитивного знания» до «ложных образов действительности», от «моментальных эмоций» до «устойчивых настроений», от «фрагментарных мнений» до более или менее широких «полей суждений». Бросающиеся в глаза свойства структуры массового сознания ее разорванность, пористость, противоречивость, способность к быстрым, изменениям в одних отношениях и известному «окостенению» (связанному в том числе с образованием так называемых стереотипов сознания) – в других.

Основные характеристики (свойства) массового сознания

Оно эмоционально, заразительно, мозаично, подвижно и изменчиво. Оно всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно, и размыто. Когда единичный субъект, считал Х.

 Ортега-и-Гассет, становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсных реакций. Интеллекту, разуму, логической аргументации вовсе нет места в массовой психологии . 3.

 Фрейд утверждал: «Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное».4

В качестве возможных критериев для более практической типологии массового сознания исследователями предлагались не только содержательно-аналитические, но и оценочно-политические критерии.

Например, как уже отмечалось, российскими политиками в начале XX века выделялись такие разновидности массового политического сознания, как сознание «просвещенное» и «темное», «прогрессивное» и «реакционное», «удовлетворенное» и «неудовлетворенное».

Позднее учеными и политиками подразделялись варианты, находящиеся в различных отношениях к официальным позициям, структурам власти и символам пропаганды (скажем, «критическое» или, напротив, «конформистское» массовое сознание).

Однако все такие попытки создания типологии затрагивали лишь частные аспекты тех или иных проявлений конкретных вариантов массового сознания, тогда как в действительности оно представляет собой не плоскостное, а объемное, многомерное образование.

В связи с этим оно может быть описано лишь в пространственной системе координат, т. е.

путем одновременного построения нескольких взаимодополняющих типологий и использования не одного, а нескольких коррелятивных параметров, позволяющих в совокупности высветить моделируемое массовое сознание под разными углами и построить, за счет этого, его наиболее адекватную, в частности, сферическую модель.

Примером создания такой типологии является опыт исследования массового политического сознания в США 70-х гг. XX в., в котором было выделено 12 «матричных» параметров. С их помощью одновременно учитывались различные признаки содержания, строения и функционирования такого массового сознания.

В соответствии с этими параметрами были выделены либерал-технократический, либерал-реформистский, либертаристский, традиционалистский, неоконсеровативный, радикал-ли-бертаристский, радикал-эскапистский, правопопулистский, радикал-демократический, радикал-бунтарский, радикал-романтический и радикал-социалистический типы массового политического сознания.5

Оценка и дифференциация содержания массового сознания, в обобщенном виде, возможна на основе совокупности трех основных характеристик. Во-первых, наличный (средний) уровень развития сознания масс в обществе.

Он включает не только когнитивные элементы (объем знаний и суждений, способности суждения масс о тех или иных социально-политических явлениях и процессах), но и направленность чувств и фантазий, способности эмоционально реагировать на окружающую действительность.

Во-вторых, диапазон и направленность потребностей, интересов, а также запросов, отличающих условия жизни масс в обществе.

Наконец, в-третьих, диапазон информации, в массовом масштабе циркулирующей в обществе, в том числе специально направляемой на массовое сознание через многочисленные каналы воспитательных и образовательных институтов и средства массовой информации.

Источник: http://stud24.ru/sociology/struktura-sovremennogo-massovogo-soznaniya/507947-2087747-page1.html

Массовое сознание и общественное мнение

Общественным мнением считается публичное выражение личных мнений значительной частью населения, которые намеревались воздействовать на политиков и прессу.

Сравнительно недавно появилась новая методика исследования, так называемый опрос общественного мнения или анонимное анкетирование. Первое, где он был использован предвыборная гонка в политике.

Результаты опроса были поразительны, а точность проверялась результатами выборов. Общественное мнение часто похоже на массовое сознание.

Психология массового сознания

Еще Дарвин утверждал, что человеку нужен социум, как необходимая среда для формирования личности.

Массовая психология считает каждого отдельного человека частью толпы, которая организовалась для некой цели.

В этой ситуации у людей просыпается первичный позыв, который при другом раскладе никогда не проявится. В такой ситуации человек может совершать совершенно не свойственные ему поступки.

Ле Бон в своей книге «Психология масс» утверждал, что когда человек попадает в толпу, он исчезает, как индивидуум и становится частью массы, которая рождается, как новое существо с иными качествами. Толпа одинаково влияет на всех людей независимо от возраста, социального положения и религиозных взглядов.

Психология массового сознания влияет на индивидов следующим образом:

  1. Каждый отдельный человек ощущает мощь всей толпы и считает себя всемогущим, совершая непредсказуемые поступки.
  2. Действия в толпе проявляются с такой силой, что люди жертвуют своими интересами ради интересов толпы.
  3. У людей проявляются особые качества, которые очень отличаются от характера. Сознательная личность совершенно утеряна, воля и способность различения отсутствует, все чувства направлены в сторону указанную главным в толпе.

Фрейд считал, что когда человек начинает принадлежать к толпе, он опускается по лестнице цивилизации.

Управление массовым сознанием

Фрейд, а потом Юнг утверждал, что толпа опирается только на одну бессознательную грань. Массовое сознание напоминает сложнейший социальный феномен, импульсы, которой достаточно сильны, чтобы заглушать остальные качества личности. Толпа считает, что нет ничего невозможного. У массового сознания нет ни страха, ни сомнений.

Манипуляция массовым сознанием происходит постоянно, для этого и собирается толпа. Ведь именно в таком состоянии люди легко переходят от одного мнения к другому. Крайности – нормальное состояние толпы, так как высказанное подозрение немедленно становится полноценной уверенностью, а небольшая антипатия в толпе молниеносно превращается в дикую ненависть.

Для этого необходим всего один человек, который будет служить спичкой, в этом пожаре эмоций.

Индивидуальное и массовое сознание

Сознание отдельного человека, которое отражает только его личное состояние, называется индивидуальным. Несколько таких сознаний образуют массовое, которое необходимо различным социальным группам для существования в повседневной жизни. Исследования доказали, что массовое сознание получило некоторые преобразования, но базовые признаки остались неизменными.

Как узнать свой психологический возраст?

Помимо хронологического возраста (тот, что у вас в паспорте), существует еще биологический, социальный и психологический. О последнем мы и расскажем в этой статье.

В этой статье мы рассмотрим классификацию ощущений с нескольких сторон, которыми пользуются сегодня, но которые подлежат видоизменению, благодаря новым открытиям в данной области психологии.

Сознание человека имеет свою четкую структуру. Эта статья расскажет о функциях и особенностях психического процесса сознания и его функциях в становлении личности.

Эта статья расскажет о роли сознания и познания в становлении человека, как личности и его развитии, а также рассмотрим оба этих процесса с точки зрения философии и психологии.

Источник: https://womanadvice.ru/massovoe-soznanie

Моя психология
Добавить комментарий