Механизм преступного поведения

Индивидуальное преступное поведение

Механизм преступного поведения

  1. Понятие «преступное поведение»
  2. Механизм преступного поведения

В криминологии различают уголовно-правовое понятие «преступление» и криминологическое понятие «преступное поведение».

Они различаются качественно и количественно. Понятие «преступление» как общественно опасное противоправное и виновное деяние» используется для определения оснований уголовной ответственности, понятие «преступное поведение» — для изучения причин и механизма преступления.

Изучение индивидуального преступного поведения тесно связано с проблемой личности преступника. Поскольку различаются понятия «преступление» и «преступное поведение», различаются и понятия «субъект преступления» и «субъект преступного поведения» («личность преступника»).

Понятие «преступное поведение»

Преступное поведение — процесс, развертывающийся в пространстве и во времени и включающий в себя не только сами действия, изменяющие внешнюю среду (акт преступления), но и предшествующие им психологические явления и процессы, детерминирующие эти действия.

Конечно, само преступление также развертывается в пространстве и во времени, но в сравнении с масштабом предшествующих ему процессов может быть представлено как одномоментное событие.

Криминологию интересует не столько сам преступный акт, сколько предшествующие ему обстоятельства: формирование мотивов, постановка целей, выбор средств и т.д.

Подобные обстоятельства в процессе их формирования еще не образуют состава преступления, однако включаются в понятие «преступное поведение», которое охватывает как формирование преступного намерения, так и его осуществление.

В объяснении преступного поведения отечественная криминология отвергает дилемму «среда или личность» и исходит из принципа двухфакторной детерминации: преступное поведение детерминируется личностью и средой, оно есть результат взаимодействия личностных качеств и особенностей конкретной ситуации. Но принцип двухфакторной детерминации ничего не говорит о том, какие факторы являются определяющими в этом взаимодействии, что относится к причинам, а что к условиям.

В криминологии исходят из того, что поведение человека, в том числе преступное, причинно обусловлено, детерминировано.

Но совместимо ли такое понимание поведения с постулатом «свободы воли», служащим основой уголовной ответственности? Совместим ли криминологический принцип детерминизма с уголовно-правовым принципом свободы воли? В свое время Э.

Ферри отверг принцип «свободы воли» как несовместимый с детерминистическим пониманием преступного поведения. Такой же точки зрения придерживаются и некоторые отечественные криминологи (А.М. Яковлев).

Если исходить не из волюнтаристского толкования свободы воли («что хочу, то и ворочу»), а из практического, трактующего свободу воли как свободу выбора, то можно показать совместимость этих принципов.

Более того, без детерминизма обосновать ответственность на основе свободы воли невозможно: человек должен предвидеть последствия своих действий, чтобы отвечать за них. Лица, которые не в состоянии это делать, не несут ответственности (душевнобольные; лица, не достигшие определенного возраста).

Индетерминизм (беспричинность) же фактически лишает выбор свободного характера, так как субъект, не зная последствий своего выбора, может действовать только случайно, наобум.

Свободный выбор не есть неограниченный произвол в силу того, что с философской точки зрения свобода заключается в познании необходимости и ее использовании для своих целей. Значит, изначально свободный выбор ограничен объективно и субъективно как необходимостью, так и возможностью ее познания и использования.

Свобода выбора ограничена тремя группами факторов:

1) самой необходимостью, включающей в себя набор объективно возможных в данной ситуации поступков. В каждой конкретной криминогенной ситуации набор правомерных вариантов поведения всегда конечен и чаще всего достаточно мал;

2) возможностью познания этой необходимости, включающей в себя способность субъекта адекватно оценить ситуацию, осознать общественную опасность своих действий и предвидеть их последствия.

Эта возможность зависит от возрастных и психоинтеллектуальных особенностей субъекта (душевная болезнь, расстройство мыслительной деятельности и т.д.);

3) возможностью использования познанной необходимости для своих целей, включающей в себя оценку преступного варианта поведения как выгодного, целесообразного, допустимого. Эта возможность зависит от социальных качеств субъекта (взгляды, идеалы, ценностные ориентации и т.д.).

Возможные в данной ситуации варианты поведения не являются для субъекта равноценными.

Они неравноценны как объективно (не каждый из них может привести к желаемому результату), так и субъективно (одна и та же возможность для разных людей имеет не- одинаковые смысл и значение).

Субъект поступает в соответствии со своими представлениями о ситуации, реагирует на нее в соответствии с особенностями своего характера и взглядов.

Свободный выбор ограничивается разными факторами, но что детерминирует сам выбор? Этот вопрос является ключевым для понимания причин индивидуального преступного поведения. Если выбор определяется факторами первой группы, т.е.

внешней средой, то уголовная ответственность не наступает (крайняя необходимость, необходимая оборона, физическое принуждение), если второй группы (возрастные или биологические особенности субъекта) — то уголовная ответственность также не наступает в силу невменяемости субъекта.

И в первом, и во втором случаях детерминированность поведения присутствует, но отсутствует свобода выбора. Если выбор детерминируется факторами третьей группы, т.е. социальными свойствами субъекта, то можно говорить и о детерминированности поведения, и о свободе выбора, поскольку выбор варианта поведения на основе своих взглядов и убеждений является осознанным и добровольным.

Многие криминологи (А.И. Долгова, А.Р. Ратинов) источником преступного поведения считают ценностно-нормативную сферу личности.

Деформация ценностно-нормативной сферы рассматривается ими в качестве специфической (ближайшей, непосредственной) причины преступного поведения.

Но именно ближайшей, показывающей степень противоречия ценностей личности и общества, меру отчуждения личности от общества.

Однако указание на эту причину и ее изучение являются недостаточными.

Необходимо дальнейшее изучение комплекса социальных условий, вызвавших отчуждение, т.е. необходимо познание «причины причин». С этой точки зрения особенности ситуации не могут быть причиной преступления, а являются только его условием.

В уголовном праве элементы ситуации редко включаются в число обстоятельств, определяющих уголовную ответственность, а чаще относятся к смягчающим (или отягчающим) наказание обстоятельствам.

То же можно сказать и о биологических особенностях индивида, которые, как и особенности ситуации, являются объективными, но, в отличие от них, постоянно действующими. Это верно и в отношении так называемых психических аномалий (разного рода психопатии, олигофрения и т.д.).

За последнее время было проведено немало исследований, которые установили, что среди преступников от 25 до 70% лиц (по разным данным) имеют психические аномалии. Казалось бы, можно сделать вывод о том, что преступления в основном совершают люди с аномалиями. Но это не совсем так (и разнобой в данных исследований не случаен).

Во-первых, многие аномалии имеют не наследственный, а приобретенный характер, и очень часто социально-нравственную запущенность личности квалифицируют как психическую аномалию (особенно у подростков).

Во-вторых, обычно приводимые цифры об аномалиях являются не официальными данными психологических или судебнопсихиатрических экспертиз, а данными выборочных исследований, проводимых по различным методикам. По данным последней специальной переписи осужденных (1999 г.), в исправительных учреждениях страдают психическими расстройствами 2,1% осужденных.

В-третьих, большинство исследований проводилось среди осужденных к лишению свободы. Но, как известно, условия мест лишения свободы являются мощным психотравмирующим фактором, отрицательно влияющим на психику человека.

Обычные методики не позволяют выявить, когда возникли аномалии, до совершения преступления или после, в период отбывания наказания.

Конечно, психические аномалии существенно влияют на поведение человека, поскольку осложняют процесс социализации (трудно дается учеба, сложно овладеть современной профессией и т.д.).

Механизм преступного поведения

Для криминологии важно не только «почему совершается преступление», т.е. причинный аспект, но и «как оно совершается» (инструментальный аспект). Для анализа этой проблемы выработано понятие «механизм преступного поведения». Структурно он состоит из трех последовательных внутренне связанных элементов (звеньев):

1) формирование решения (мотивация); 2) принятие решения (планирование, постановка целей и выбор средств); 3) исполнение решения (акт преступления). Эта схема применима к предумышленным преступлениям.

Для неосторожных, некоторых умышленных (совершенных в состоянии аффекта) преступлений механизм работает в «свернутом» виде, с пропуском некоторых элементов.

Дефекты возможны в любом элементе механизма, и профилактическое вмешательство можно осуществить на любом этапе.

Особую роль играет первый элемент механизма (мотивация), и он чаще других привлекает пристальное внимание исследователей.

Термин «мотивация» имеет два значения: 1) как совокупность мотивов; 2) как процесс формирования мотива. В данном случае он употребляется в обоих значениях.

В криминологии проблема мотивации преступного поведения формулируется следующим образом: являются ли мотивы (и порождающие их потребности) внутренними субъективными причинами преступления? И, соответственно, должны ли мотивы и потребности быть объектом профилактическо- го воздействия? По этой проблеме существуют две противоположные точки зрения.

Одни криминологи (У.С. Джекебаев, С.А. Тарарухин) считают, что существуют преступные мотивы и порождающие их преступные, извращенные потребности, которые являются причинами преступного поведения.

Но чаще всего говорят не о преступных мотивах (это ведет к чрезмерной психологизации причин преступления), а о преступных, или антисоциальных, извращенных потребностях, являющихся источником этой мотивации: потребность в самоутверждении, потребность хулиганить и воровать, сексуальная потребность, эгоцентризм, потребность в алкоголе и т.д.

Логика здесь проста: все потребности подразделют на два класса: 1) на низшие (или низменные, примитивные, физиологические, извращенные); 2) высшие (или духовные, творческие, моральные).

В первых видят источник преступного поведения, во-вторых — правомерного.

Многочисленные исследования показывают, что у преступников структура потребностей деформирована, в ней преобладают потребности материального характера.

Другие криминологи (А.Ф. Зелинский, А.М. Яковлев) считают, что мотивы и потребности как психические образования нейтральны в этическом плане, к ним неприменима социальная оценка.

Даже такой классический «преступный» мотив, как корысть, взятый вне преступления, не может рассматриваться как антисоциальный.

Ведь понятно, что удовлетворение потребности в материальных благах может осуществляться отнюдь не обязательно путем преступных действий.

Кроме того, связь между потребностью и мотивом не является строго однозначной: одна потребность может порождать разные мотивы, а один мотив может быть вызван разными потребностями.

В психологии обычно выделяют три основные группы человеческих потребностей: 1) базисные, или органические, определяемые биологической природой человека: потребность в пище, тепле, сексуальная и т.д.; 2) социальные, определяемые социальной природой человека: потребность в общении, самоутверждении и т.д.; 3) духовные, или идеальные: потребность в труде, творчестве, нравственные.

В этой классификации нет места так называемым извращенным, преступным потребностям, и это не случайно: преступными (антисоциальными) являются не сами потребности, а средства их удовлетворения.

И то, какое средство изберет в данный момент субъект, зависит не от потребности как таковой, а от особенностей его личности и характера ситуации, которая содержит определенный набор реальных возможностей удовлетворения этой потребности.

Поэтому объектом профилактического воздействия (нейтрали- зация, подавление и т.д.

) являются не сами потребности, а социальные условия и особенности личности, которые сформировали антисоциальный характер средств удовлетворения потребности.

А то, что называют в качестве антисоциальных потребностей, или вовсе не являются потребностями (потребность хулиганить, эгоцентризм), или не являются отрицательными (сексуальная потребность, потребность в самоутверждении).

С этой точки зрения и часто определяемые в качестве извращенных потребностей тяга к алкоголю и наркотикам не есть собственно потребности, их можно назвать псевдопотребностями.

Они не относятся ни к органическим (отсутствуют у животных), ни к социальным, ни к духовным потребностям.

Они возникают как следствие неудовлетворенности других потребностей — и социальных (отчуждение, непонимание, отвержение), и духовных (потеря смысла жизни, кризис веры, неразделенная любовь).

Они же выступают и как средства (или их заменители) удовлетворения других потребностей. Так, подросток начинает курить не потому, что испытывает потребность в никотине, а потому, что испытывает потребность в общении и признании со стороны группы: там все курят, это признак взрослости.

Многие люди пьют не потому, что испытывают потребность в алкоголе, а соблюдая традиции или потому, что это (на их взгляд) облегчает общение. Конечно, возможны случаи, когда тяга к алкоголю и наркотикам действительно начинает детерминировать поведение: псевдопотребности становятся органическими.

Но тогда меняется и природа явления, развивается болезнь, патология, требующая применения мер не криминологического, а медицинского характера.

Всякий поведенческий акт обычно направлен на лучшее приспособление к среде, и преступление не составляет исключения. Но, с точки зрения общества, преступление обладает неадекватной адаптивной функцией. С позиции же субъекта оно выглядит как достигающее определенных необходимых целей — разрешить конфликтную ситуацию, улучшить материальное положение и т.д.

В такой неадекватности отражения социальной среды специфическим образом проявляются причины и условия преступного поведения.

Изучение механизма преступного поведения не подменяет и не снимает проблему изучения его причин, а предполагает необходимость такого изучения.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=6582

Механизм преступного поведения

Механизм преступного поведения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Введение 2

1. Престпное поведение 4

1.1. Понятие и общая характеристика механизма преступного поведения. 4

1.2. Психологическая характеристика преступного поведения. 7

1.3. Предпосылки преступного поведения 14

1.4. Стадии механизма преступного поведения 17

2. Мотивация преступления 19

3. Понятие ситуации совершения преступления. Криминогенные ситуации и их разновидности. 20

4. Анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления 22

Заключение 32

Список литературы 33

При криминологическом анализе причинсовершения преступления важно учитыватьроль социально-психологическогомеханизма поведения личности.

Под такиммеханизмом понимается последовательностьи продуманность вариантов поведения,из которых выбирается наиболеепредпочтительный.

Этот процесс чрезвычайносложен, он затрагивает всю совокупностькачеств и особенностей личности,проявляющихся во взаимодействии свнешней средой.

Тема данной курсовой работы: “Механизмпреступного поведения. Мотивацияпреступления. Роль конкретной ситуацию”.Актуальность данной темы обусловленатем, что в конкретном преступлении иего причинах в большей степени, чем этопроисходит на общем уровне, проявляетсяих взаимосвязь с личностными особенностямииндивида.

Основной целью данного исследованияявляется изучение механизма индивидуальногопреступного поведения, его стадий извеньев, а также взаимодействия личностии ситуации как основных причин, движущихличностью при совершении преступления.

Курсовая работа состоит из содержания,введения, основной части, заключения исписка литературы.

Основная часть работывключает рассмотрение следующихвопросов: в первой части курсовойработы рассматривается понятие и общаяхарактеристика механизма индивидуальногоповедения; вторая часть работы включаетрассмотрение стадий (звеньев) механизмапреступного поведения.

Также здесьрассматривается роль мотивов ипотребностей личности при совершениипреступления; третий вопрос включаетанализ взаимодействия личности иситуации как причин преступления, чтодоказывает социальный характер егосовершения, при этом не исключаетсяроль биологических факторов, которыемогут стать причинами преступногоповедения

1.1. Понятие и общая характеристикамеханизма преступного поведения

Одной из составных частей общегопричинного комплекса преступностиявляются причины и условия индивидуальногопреступного поведения. Изучениесуществующей между ними взаимосвязиявляется важной криминологическойзадачей.

Однако если причины преступности вцелом обусловлены противоречиямисоциальной среды, то причины и условиясовершения конкретного преступленияв большей степени подвержены влияниюнепосредственного окружения человекаи той микросреды, в которой происходитего формирование.

Таким образомпроявляется сложный комплекс причинныхзависимостей – от индивидуальногопреступного поведения и его непосредственныхдетерминант до общих причин преступности,поскольку в конечном счете преступлениясовершают конкретные представителиобщества, являющиеся носителями егоустоев и условий его жизнедеятельностиво всем их многообразии и реальныхпроявлениях. Да и сама микросреда,оказывающая прямое воздействие наформирование конкретного индивида,производна от более широкой общественнойсреды и в определенном смысле являетсяее порождением.

В конкретном преступлении и его причинахв большей степени, чем это происходитна общем уровне, проявляется их взаимосвязьс личностными особенностями индивида.Тем не менее, признавая индивидуальностькаждого преступления и его причин,следует выделить те механизмы, которыеявляются едиными для всех преступлений.

В общем виде причинами конкретногопреступления является криминогеннаямотивация личности, базирующаяся на ееантиобщественной установке. Онаскладывается у лица постепенно подвлиянием двух групп условий. К первойотносятся те из них, которые формируютпотребности, интересы, ценностныеориентации личности.

Искажения идеформации в них образуют основукриминогенной мотивации и ее внутреннююсодержательную сторону. Условия второйгруппы непосредственно относятся кпроцессу совершения преступления,создают криминогенную ситуацию.

Взаимодействуя с личностными особенностями,они вызывают намерение и решимостьсовершить преступление1.

Таким образом, совершение конкретногопреступления является результатомвзаимодействия образовавшихся подвоздействием неблагоприятных жизненныхусловий негативных, нравственно-психологическихсвойств личности и внешних объективныхобстоятельств, образующих криминогеннуюситуацию. На уровне неблагоприятныхусловий нравственного формированияличности создаются предпосылки,рассматриваемые как возможностьсовершения преступления конкретнымлицом. На уровне конкретной ситуациисложившаяся у лица криминогеннаямотивация реализуется в действительность.

Это положение имеет не только теоретическое,но и практическое значение.

Так,правоохранительные органы, осуществляяпрофилактическую деятельность на обоихуказанных уровнях, выявляют условия,отрицательно влияющие на формированиенравственно-психологических свойствличности в семье, учебном илипроизводственном коллективе, бытовомокружении, сфере общения и в другихобластях социальной жизни, с тем чтобыпринять соответствующие меры по ихустранению, при необходимостивзаимодействовать с другими учреждениями,предприятиями и общественнымиорганизациями для оздоровления обстановкии нейтрализации возникших криминогенныхситуаций.

Дальнейшее изучение структуры преступногоповедения требует раздельного анализакаждой из линий причинной цепочки,ведущих к волевому акту. Ему предшествуетпостановка цели и предвидение результатовсвоих действий.

Все это откладываетсяв сознании индивида и базируется на ужесуществующих элементах, в первую очередьтаких, как прошлый опыт, интересы,взгляды, психические особенности лица.

Сюда же следует добавить влияниесуществующей внешней ситуации.

Таким образом, с точки зрения причинностипреступление должно рассматриватьсякак результат взаимодействия личностии внешней конкретной ситуации. К томуже следует добавить, что личностьразвивается на основе взаимодействияпсихофизических данных индивида, атакже наследственных задатков вовзаимодействии с внешней средой.

Из этого следует, что у взрослого человекавсе социально значимые воздействиявнешней среды проходят через его сознаниеи личностные особенности, т.е. междучеловеком и средой существуют сложныепричинно-следственные зависимости.

Чтобы ответить на вопрос, в каком иззвеньев причинной цепочки коренятсяпричины совершения конкретногопреступления, нужно рассмотреть их посуществу, используя материалы конкретныхкриминологических исследований.

Толькотогда можно получить данные о том, какиеименно причины несут в себе наибольшуюстепень криминогенности, какие конкретносферы внешней среды, и на каком жизненномэтапе индивида оказали на негокриминогенное влияние, какие психофизическиесвойства и особенности конкретноголица оказались наиболее податливыми ктакому воздействию.

1.2. Психологическая характеристикапреступного поведения

Своеобразие индивидуального преступногоповедения состоит в том, что наряду сфакторами внешней среды (причины иусловия), его обусловливают и внутренниефакторы (мотивы, цели, форма вины). Факторывнешней среды становятся побуждающимисилами поведения, только преломившисьв сознании личности.

Будучи по своему содержанию антиобщественным,преступное поведение с точки зренияего строения отвечает всем признакамволевой деятельности в общепсихологическомее значении. С субъективной стороны онохарактеризуется волей, мотивированностьюи целенаправленностью, а с объективной- физическими действиями или воздержаниемот них.

Если в совершенном преступленииволя лица не нашла своего выражения всилу внутренних причин (расстройствосознания, психическая болезнь и т. п.),то лицо не подлежит уголовнойответственности. Если же в преступленииволя лица не нашла своего выражения всилу внешних причин (принуждение, насилиеи т. п.

), то это является обстоятельством,смягчающим уголовную ответственность2.

Понятия «преступное действие» и«преступная деятельность» как единицыпсихологического анализа не следуетсмешивать с соответствующимиуголовно-правовыми понятиями.

Спсихологической точки зрения преступнымдействием считается только одноразовыйволевой акт, которым достигается цель,не разлагаемая на более простые.

Вуголовном праве под преступным действиемпонимается как одноразовый волевойакт, так и совокупность несколькихволевых актов.

Однако следует учитывать, что несоблюдениеправил психологического анализапреступного поведения нередко приводитк серьезным ошибкам.

Кроме содержания, преступное действиеимеет внутреннюю структуру, главнымикомпонентами которой являются:

1) мотив, цель действия и форма вины лица(психологические компоненты);

2) предмет действия, способ, средства иусловия его реализации (физические ивещественные компоненты);

3) результат действия, т. е. те последствия,которые наступили от действия.

Прямой результат – это тот, которыйвходит в цель лица. Он является реализациейи непосредственным выражением цели.

При вмешательстве объективных, независящих от воли действующего лицасил прямой результат может не совпадатьпо своему объему с целью лица.

При этомцель реализуется не до конца, и результатоказывается меньше, чем намечавшаясяцель действия. Несовпадение цели ирезультата выступает в этом случае вформе «невыполнения цели»3.

Примером «невыполнения» цели являетсяпокушение на совершение преступления,когда цель преступления не осуществляетсядо конца по причинам, не зависящим отволи виновного.

Отношения между результатом и цельюмогут выступать в форме «перевыполнения»цели. В этом случае результат действияпревосходит предполагаемую цель исодержит сверх ожидаемого неожиданныйрезультат, что не входило в субъективнуюцель данного лица.

Примером перевыполнения цели являетсяумышленное причинение тяжких телесныхповреждений, которые повлекли за собойсмерть потерпевшего, хотя это и невходило в субъективную цель действовавшеголица.

На практике, в частности в процессеоперативно-розыскной деятельности, длясмысловой характеристики преступногодействия недостаточно знать только егоцель. Кроме цели, каждое действие имеетсвой мотив. Совершая конкретное действие,лицо может руководствоваться различнымипобуждениями.

Для правильного пониманияволевого действия очень важно уяснитьсебе истинное соотношение междупобуждениями и целью волевого действия.Осознанная цель, несомненно, играетсущественную роль в волевом действии,она должна определять весь его ход.

Ноцель, которая определяет волевой процесс,сама зависит от побуждений, мотивов,которые являются отражением в психикепотребностей, интересов и т. п. Всемипоступками людей руководят их побуждения,т. е. определенные мотивы.

Возникновению мотива любой, в том числепротивоправной деятельности, какправило, предшествует появлениеопределенной потребности. Вначале этапотребность может существоватьбезотносительно к тем объектам, с помощьюкоторых она может быть удовлетворена.

Как правило, приступая к действию, лицомысленно создает его модель в своемуме. Подготовка преступного действияв сознании лица (его мотивация) составляетпервый подготовительный этап, которыйсостоит из осознания мотива и целидействия, борьбы мотивов и принятиярешения действовать.

Побуждения самипо себе не могут явиться источникомдействия. Чтобы стать таким источником,они должны быть осознаны лицом в качествемотива. Лишь став мотивом, психическаяэнергия побуждения превращается вволевую энергию и порождает определенныедействия.

В этом смысле мотив является«двигателем» поведения и активностимулирует волевую активность лица''.

Источник: http://works.doklad.ru/view/EvwMpCoLOx8.html

                               1. ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ                                                                                        1.1. Понятие и общая характеристика механизма преступного поведения

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения. Изучение существующей между ними взаимосвязи является важной криминологической задачей.

Однако если причины преступности в целом обусловлены противоречиями социальной среды, то причины и условия совершения конкретного преступления в большей степени подвержены влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование.

Таким образом проявляется сложный комплекс причинных зависимостей – от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев и условий его жизнедеятельности во всем их многообразии и реальных проявлениях. Да и сама микросреда, оказывающая прямое воздействие на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.

В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида.

Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.

В общем виде причинами конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий.

К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности.

Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных, нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию. На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом. На уровне конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется в действительность.

Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Так, правоохранительные органы, осуществляя профилактическую деятельность на обоих указанных уровнях, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических свойств личности в семье, учебном или производственном коллективе, бытовом окружении, сфере общения и в других областях социальной жизни, с тем чтобы принять соответствующие меры по их устранению, при необходимости  взаимодействовать с другими учреждениями, предприятиями и общественными организациями для оздоровления обстановки и нейтрализации возникших криминогенных ситуаций.

Дальнейшее изучение структуры преступного поведения требует раздельного анализа каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов своих действий.

Все это откладывается в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в первую очередь таких, как прошлый опыт, интересы, взгляды, психические особенности лица. Сюда же следует добавить влияние существующей внешней ситуации.

Таким образом, с точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. К тому же следует добавить, что личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой.

Из этого следует, что у взрослого человека все социально значимые воздействия внешней среды проходят через его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.

Чтобы ответить на вопрос, в каком из звеньев причинной цепочки коренятся причины совершения конкретного преступления, нужно рассмотреть их по существу, используя материалы конкретных криминологических исследований.

Только тогда можно получить данные о том, какие именно причины несут в себе наибольшую степень криминогенности, какие конкретно сферы внешней среды, и на каком жизненном этапе индивида оказали на него криминогенное влияние, какие психофизические свойства и особенности конкретного лица оказались наиболее податливыми к такому воздействию.

        1.2. Психологическая характеристика преступного поведения

Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды (причины и условия), его обусловливают и внутренние факторы (мотивы, цели, форма вины). Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности.

Будучи по своему содержанию антиобщественным, преступное поведение с точки зрения его строения отвечает всем признакам волевой деятельности в общепсихологическом ее значении. С субъективной стороны оно характеризуется волей, мотивированностью и целенаправленностью, а с объективной – физическими действиями или воздержанием от них.

Если в совершенном преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внутренних причин (расстройство сознания, психическая болезнь и т. п.), то лицо не подлежит уголовной ответственности. Если же в преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внешних причин (принуждение, насилие и т. п.

), то это является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность.

Понятия «преступное действие» и «преступная деятельность» как единицы психологического анализа не следует смешивать с соответствующими уголовно-правовыми понятиями.

С психологической точки зрения преступным действием считается только одноразовый волевой акт, которым достигается цель, не разлагаемая на более простые.

В уголовном праве под преступным действием понимается как одноразовый волевой акт, так и совокупность нескольких волевых актов.

Однако следует учитывать, что несоблюдение правил психологического анализа преступного поведения нередко приводит к серьезным ошибкам.

Кроме содержания, преступное действие имеет внутреннюю структуру, главными компонентами которой являются:

1) мотив, цель действия и форма вины лица (психологические компоненты);

2) предмет действия, способ, средства и условия его реализации (физические и вещественные компоненты);

3) результат действия, т. е. те последствия, которые наступили от действия.

Прямой результат – это тот, который входит в цель лица. Он является реализацией и непосредственным выражением цели.

При вмешательстве объективных, не зависящих от воли действующего лица сил прямой результат может не совпадать по своему объему с целью лица.

При этом цель реализуется не до конца, и результат оказывается меньше, чем намечавшаяся цель действия. Несовпадение цели и результата выступает в этом случае в форме «невыполнения цели».

Примером «невыполнения» цели является покушение на совершение преступления, когда цель преступления не осуществляется до конца по причинам, не зависящим от воли виновного.

Отношения между результатом и целью могут выступать в форме «перевыполнения» цели. В этом случае результат действия превосходит предполагаемую цель и содержит сверх ожидаемого неожиданный результат, что не входило в субъективную цель данного лица.

Примером перевыполнения цели является умышленное причинение тяжких телесных повреждений, которые повлекли за собой смерть потерпевшего, хотя это и не входило в субъективную цель действовавшего лица.

На практике, в частности в процессе оперативно-розыскной деятельности, для смысловой характеристики преступного действия недостаточно знать только его цель. Кроме цели, каждое действие имеет свой мотив. Совершая конкретное действие, лицо может руководствоваться различными побуждениями.

Для правильного понимания волевого действия очень важно уяснить себе истинное соотношение между побуждениями и целью волевого действия.

Осознанная цель, несомненно, играет существенную роль в волевом действии, она должна определять весь его ход. Но цель, которая определяет волевой процесс, сама зависит от побуждений, мотивов, которые являются отражением в психике потребностей, интересов и т. п. Всеми поступками людей руководят их побуждения, т. е. определенные мотивы.

Возникновению мотива любой, в том числе противоправной деятельности, как правило, предшествует появление определенной потребности. Вначале эта потребность может существовать безотносительно к тем объектам, с помощью которых она может быть удовлетворена.

Как правило, приступая к действию, лицо мысленно создает его модель в своем уме.

Подготовка преступного действия в сознании лица (его мотивация) составляет первый подготовительный этап, который состоит из осознания мотива и цели действия, борьбы мотивов и принятия решения действовать. Побуждения сами по себе не могут явиться источником действия.

Чтобы стать таким источником, они должны быть осознаны лицом в качестве мотива. Лишь став мотивом, психическая энергия побуждения превращается в волевую энергию и порождает определенные действия.

В этом смысле мотив является «двигателем» поведения и активно стимулирует волевую активность лица ''.

На стадии мотивации преступного действия может обнаружиться расхождение между целью действия и его нежелательными последствиями, между намеченной целью и трудностями ее осуществления в данных условиях и т. д.

На этом основании нередко возникает внутренний конфликт противоречивых побуждений, называемый борьбой мотивов, который состоит в столкновении нескольких, достаточно несовместимых между собой побуждений лица.

Как правило, конкурирующие мотивы являются побуждениями разного психологического и социального уровня.

Мотив-победитель становится доминирующим и определяет содержание предстоящего действия.

Лицу, совершающему преступление, приходится принимать решение в различных психологических условиях:

– это могут быть простые условия (без стрессов и возбужденного состояния, при достаточности времени на его обдумывание, что характерно, например, для принятия решений расхитителями собственности, совершения актов терроризма и т. д.), в котором порождается, как правило, расчетливое преступное поведение;

– сложные психологические условия (в виде сильного возбуждения, недостатка времени на продумывание решения, наличия конфликтной ситуации, когда одному лицу противостоит воля другого лица), которые ведут к принятию недостаточно продуманных решений, вызывающих т. н. нетрензитивное преступное поведение, т. е.

поведение, основанное не столько на строгом расчете, сколько на порыве, что характерно для принятия решений, например при совершении преступлений против личности (в частности, при совершении убийств на эмоциональной основе, причинения умышленных телесных повреждений, изнасилований и т. п.) .

Как правило, после принятия решения наступает главный этап: реализация сформированной мотивом и целью воли лица в действиях.

Практически же на стадии мотивации осуществляется проектирование преступного поведения. На стадии исполнительной этот проект воплощается в реальные действия и их результаты.

Исполнение преступления требует волевых усилий, которые «питаются» силой мотива и цели действующего лица.

На этой стадии психическая деятельность лица проявляется в регулировании осуществляемого действия в соответствии с его целью.

Источник: http://stud24.ru/crimonology/mehanizm-prestupnogo-povedeniya/307499-919905-page1.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.