Мотивация деятельности

Содержание
  1. Мотивация личности
  2. Мотивация и личность Маслоу
  3. Мотивация поведения личности
  4. Мотивация деятельности личности
  5. Мотивация личности как основа формирования организационного поведения
  6. Как вырабатывается мотивация деятельности
  7. Мотив и мотивация
  8. Виды мотивации личности
  9. Виды мотивов личности
  10. Теории мотивации деятельности
  11. Содержательные теории
  12. Процессуальные теории
  13. Теории, берущие в качестве основы усредненную личность
  14. Мотивация деятельности и достижение цели
  15. Мотивация деятельности и самопрограммирование
  16. Факторы мотивации деятельности
  17. Все страхи в топку!
  18. Мотивация деятельности: виды и значимость в жизни человека
  19. Мотивация деятельности человека: основные составляющие
  20. Виды мотивации и их особенности
  21. Внешняя и внутренняя мотивация в жизни человека
  22. Разнообразие теорий мотивации человека
  23. Теория мотивации: особенности содержательного направления
  24. Мотивация человека: процессуальное направление
  25. Методы развития

Мотивация личности

Мотивация деятельности

Мотивация личности — это побуждение, которое толкает нас к действию. Под мотивацией также понимают способность индивида эффективно и деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация личности в психологии — это динамический процесс, включающий в себя психофизиологические механизмы, которые управляют поведением человека и определяют его устойчивость, направленность, организованность, активность.

Мотивация и личность Маслоу

В своих работах Абрахам Маслоу о взаимосвязи мотивации ссылается на то, что человек вечно желающее существо. У него редко возникает ощущение полного удовлетворения, а если же и возникает, то ненадолго.

Удовлетворив одно желание, сразу возникает другое, третье и так бесконечно. Непрекращающиеся желания выступают характерной особенностью человека, а также выступают, в качестве мотивации на протяжении всей жизни.

Внешнее проявление одного частного мотива зачастую зависит от общей удовлетворенности, а также неудовлетворенности потребностей организма.

Например, если человек голоден или изнывает от жажды, если ему каждодневно угрожают землетрясения или наводнения, если он все время ощущает ненависть окружающих, то у него не возникнет желание написать картину, красиво одеться, украсить свой дом.

А. Маслоу утверждает, что множественная мотивация поведения руководит человеком. В подтверждение этому выступают физиологические исследования пищевого или полового поведения. Психологи знают, что зачастую один и тот же поведенческий акт выражает самые разные импульсы.

Например, человек ест, чтобы исчезло чувство голода, но существуют и другие причины. Иногда человек ест для удовлетворения и других потребностей. Занимаясь интимом, человек удовлетворяет не только половое влечение.

Одни самоутверждаются; другие чувствуют власть, ощущают себя сильными; третьи ищут сочувствия и тепла.

Мотивация поведения личности

Обусловленная актуализированной потребностью в возбуждении определенных нервных структур мотивация поведения личности провоцируется направленной активностью организма.

Так способны возникнуть познавательная, пищевая, половая, защитная, а также другие виды мотивации.

От мотивации в поведении личности зависит пуск в коре головного мозга чувственных возбуждений, а также ослабление или усиление их.

Эффективность внешнего стимула происходит, как от объективных качеств, так и от мотивации. Сытый организм не будет реагировать на привлекательную пищу.

Внешние раздражители превращаются в стимулы после необходимой мотивации организма. Далее мозг моделирует параметры объектов, которые нужны для удовлетворения потребности, и разрабатывает схемы деятельности.

Эти схемы деятельности способны быть инстинктивными, врожденными или основанными на опыте.

Мотивация поведения личности всегда эмоционально насыщена, а то, к чему человек стремится, его эмоционально волнует. Все мотивации человека выступают модификацией потребностных состояний.

Под мотивационными состояниями человека понимаются желания, интересы, стремления, влечения, намерения, страсти, установки.

Интересы выражаются в насыщенной направленности непосредственно на объекты, которые связанны со стабильными потребностями индивида. Интересы проявляются в чрезмерном внимании к объектам, которые имеют устойчивую значимость. Интересы выступают мотивационно-регуляционными механизмами поведения человека, которые определяются иерархией сформированных потребностей.

Важно понимать, что связь потребностей с интересами не прямолинейна, зачастую она не осознается. Сами интересы бывают опосредованные и прямые, и появляются они со средствами достижения целей. Интересы значительно влияют на психические процессы, активизируя их.

В зависимости от потребностей интересы делятся по содержанию (на духовные и материальные), по устойчивости широте (на разносторонние и ограниченные), по устойчивости (на кратковременные и устойчивые). Интересы способствуют стимуляции человека к деятельности, а также сами формируются в деятельности.

Удовлетворение интересов способствует формированию еще более разветвленной системы интересов. Выступая, как ориентационная основа поведения личности, интересы превращаются в основные психологические механизмы поведения.

Широта и глубина интересов личности выражают полноценность его жизни. Для асоциальной личности характерна эгоистическая направленность, узость, меркантилизм, утилитарность. Личностная характеристика включает в себя круг интересов данного человека. Страсти, желания и влечения тесно связаны с интересами человека.

Желания – это определенный этап созревания потребностей, которые соотносятся с целью, а также планом действий. Желания это мотивационное состояние личности, при этом потребности соотносятся с предметом их удовлетворения. Желания связаны с эмоциональными стремлениями тяготения к объекту желания. Человеческие желания делятся на три группы:

-необходимые и естественные (желание пить, утолить голод, спать, отдыхать);

— естественные, которые однако не выступают необходимыми (интимные желания);

— неестественные и ни необходимые (жажда славы, превосходства над людьми, лидерства, власти, первенства).

Страсть выражается в аффективном стойком стремлении к определенному объекту, при этом страсть-потребность доминирует и управляет жизнедеятельностью человека.

Страсть интегрирует эмоциональные и волевые побуждения. Страсть бывает отрицательной или положительной и это зависит от стремлений человека.

Большинство отрицательных страстей приводят к деградации личности и зачастую провоцируют преступное поведение.

Положительные страсти направляют силы человека к значимым целям (страсти к науке, искусству, некоторым видам деятельности).

Полное отсутствие страстей могло бы привести к полному отупению. Страсть – это небесный огонь, который оживляет нравственный мир. Искусство и наука обязаны страсти открытиями, а душа – благородством.

Навязчивое тяготение относят к влечениям, которые способны быть естественными, а также быть сформированными в социальных условиях. Зачастую не осознаются естественные влечения.

Установлена следующая последовательность в ряде инстинктивных влечений: пищевое влечение, ориентировочное поведение, влечение материнства, жажда, половое влечение, ориентировочное поведение.

Влечения человека обусловливаются социальной жизнью. Социализация человека дисциплинирует его влечения. Ослабление психических процессов провоцирует усиление инстинктивных побуждений. Например, необузданные половые влечения занимают в структуре преступности определенное место.

Мотивация личности бывает сознательной или подсознательной. Сознательная мотивация поведения личности связана напрямую с намерениями. Намерение – умысел или сознательно принимаемое решение в достижении определенной цели с четким представлением средств, а также способов действия.

Намерения объединяются в побуждения, которые толкают к действиям или сознательному планированию. Намерения также как и потребности имеют динамические свойства – силу, напряженность.

Намерения руководят поведением человека, а также обеспечивают произвольность действий, выступают сознательным актом поведения. Обоснованием намерения выступает мотив.

Мотивация деятельности личности

Мотив — это осознанное побуждение, направленное на достижение конкретной цели и принимаемое индивидом за личную необходимость.

Мотивация деятельности личности зачастую побуждается несколькими мотивами. Определенные мотивы имеют ведущее значение и придают смысл деятельности личности. Мотивы способны конфликтовать с возможностями их реализации. В этих случаях у личности идет подавление мотива или его изменение.

Все мотивы необходимо отличать от мотивировки. Под мотивировкой понимаются  оправдательные высказывания относительно совершенного действия. Малоосознанные импульсивные действия происходят на основании бессознательных мотивов.

Мотивация деятельности личности определяется установками. Установка это готовность к определенному поведению. Установка выступает наиболее константной, устойчивой основой поведения человека. Выделяют два вида установки – дифференцированную и общую. Установки находятся в основе стереотипов поведения, освобождающих от принятия решений.

Сложный механизм поведения включает такие компоненты: мотив, цели, программирование, решения, выбор средств реализации.

Итак, мотивация деятельности личности включает комплекс взаимосвязанных факторов. А сама мотивация личности выступает, как проявление потребностей. Для осознания мотива личности необходима внутренняя работа. Термин мотивация впервые был упомянут Шопенгауэром.

В настоящее время имеется множество трактовок мотивации личности. Мотив зачастую путают с целью и потребностью. Под потребностью понимают неосознаваемое желание убрать дискомфорт, а под целью понимают результат сознательного желания.

Например: голод — это потребность, желание утолить голод — это мотив, а персики, к которым человек тянется — это цель.

Мотивация личности как основа формирования организационного поведения

В наше время современные требования, предъявляемые к руководителям, включают умение работать результативно с людьми. Очень важно, чтобы руководитель мог понимать механизм формирования всех поступков, а также мотивов поведения.

Разобравшись с мотивами, станут понятны и причины, провоцирующие поступки. Поэтому важно находить эффективные пути воздействия на сотрудников для достижения высоких организационных результатов.

Основные факторы, формирующие поведение личности — это среда, интересы, потребности, мотивы поведения, решение действовать,  установка, поступок, действие.

Среда включает объективные условия — производство, природа; общественную часть — уровень развития общества, а также взаимоотношения в соц. группах, сознание человека, общественное мнение.

Среда напрямую влияет на возникновение потребностей у человека. Потребности формируются с рождения ребенка. Малыш обладает врожденными физиологическими и физическими потребностями.

Осознание индивидом потребностей определяет ее цели, интересы, желания.

Основой формирования организационного поведения выступают внутренний климат, культура организации, личностные черты. От руководителя зависит выполнение целей организации, а для этого важно учитывать способности сотрудников и создать рабочую среду, способствующую поддержанию таких черт. Важно понимать, что любая организация существует, а также функционирует только благодаря людям.

Источник: http://psihomed.com/motivatsiya-lichnosti/

Как вырабатывается мотивация деятельности

Мотивация деятельности

Жизнь любого живого существа, в том числе и человека, получает развитие при мотивации деятельности, необходимой для существования. Чтобы лучше разбираться в способах стимулирования эффективной работы, необходимо четко понимать определение мотивации и мотива.

Мотив и мотивация

Под мотивацией часто понимают совокупность эмоциональных и физиологических процессов в организме животного или человека, способствующих и подталкивающих к активной работе. Эти процессы и называются мотивами.

Мотивы могут иметь форму материального предмета или идеи. Они вызывают у человека негативные или позитивные эмоции, в зависимости от результата проведенной или не проведенной деятельности. Чтобы четко определить для себя мотив, необходимо провести серьезный самоанализ.

Нередко мотив путают с физиологической потребностью или целью. Для разграничения этих понятий, необходимо усвоить, что потребность — это попытка человека устранить неприятные или болезненные ощущения, а цель — желаемый результат, для достижения которого необходимо провести долгую работу.

Виды мотивации личности

Современная психология выделяет несколько разных видов мотивации:

  • внешняя обусловлена внешним влиянием на деятельность человека (например, участие в забеге на 10 км для получения денежного приза);
  • внутренняя обусловлена самим процессом той или иной работы (например, занятия йогой и медитации помогают расслабиться и приносят положительные эмоции);
  • положительная обусловлена наличием позитивных для личности стимулов (например, если хорошо учиться, можно получить профессию, о которой всегда мечтал);
  • отрицательная обусловлена наличием негативных стимулов (например, если хорошо учиться, то не придется работать на низкооплачиваемой работе);
  • устойчивая обусловлена естественными потребностями организма (голод, жажда, сексуальное желание и т.д.);
  • неустойчивая обусловлена только наличием дополнительной и постоянной поддержки извне (например, отказ от вредной привычки, начало здорового образа жизни);
  • индивидуальная необходима для поддержания здоровья и активности собственного организма (голод, жажда, сон);
  • групповая необходима для выживания популяции (забота о детях, поддержание общественного порядка);
  • познавательная наиболее выражена у детей и необходима для ведения исследовательской деятельности.

Кроме того, существует еще понятие доминанты, или доминирующей потребности. В головном мозге человека выделяют множество нервных центров, отвечающих за ту или иную потребность.

Чем она сильнее, тем больше нервных импульсов продуцируют нервные клетки соответствующего центра, заглушая таким образом все другие.

Например, если человек испытывает голод, он не способен к продуктивной мыслительной или физической работе. Формируется доминантный центр мотивации.

Виды мотивов личности

Понимание причины возникновения той или иной мотивации нуждается в представлении важности различных стимулов. Современная психология все мотивы делит на 2 больших группы:

  • деятельностные;.
  • сознательно обоснованные.

К первой группе относят самые разные стимулы и побуждения, направленные на реализацию актуальных потребностей человека:

  • органические;
  • функциональные;
  • материальные;
  • общественные;
  • духовные.

Потребности личности и организма могут различаться в конкретный момент жизни. Самыми сильными мотивами к деятельности являются органические и функциональные, так как от них напрямую зависит жизнь и здоровье человека.

При наличии необходимого возникает потребность в накоплении и запасании ресурсов на будущее. Таким образов возникают материальные мотивы.

Потребность в общении, определенном социальном статусе и власти появляется после накопления достаточного количества ресурсов, которые необходимы для исполнения желания.

Самыми слабыми мотивами являются духовные, так как от них напрямую не зависит ни один из аспектов жизни человека. Более того, некоторые духовные практики проповедуют аскетизм, что требует большой силы воли для того, чтобы переступить через потребности своего тела.

Вторая группа мотивов значительно меньше. Она включает в себя:

  1. Убеждения — обобщенные мотивы, основанные на мировоззрении самого человека. Устойчивое, обоснованное для личности убеждение может сохраняться на всю жизнь и становиться основой всего поведения человека, его свойством.
  2. Намерение — сознательное решение достичь поставленной цели, с четким планом действий и используемых для этого средств, организующее направленную деятельность.
  3. Ценности — отношение личности к миру, основанное на собственном опыте, полученной извне информации и знаний, и придающее жизни индивида смысл.

Ценности бывают:

  • ориентированными самостоятельно — цели и желания человека, его подход к миру и жизни;
  • ориентированными другими — цели и желания социума, в котором находится индивид;
  • ориентированными внешней средой — цели и желания, которые формируются на основе представлений индивида о взаимоотношениях его и окружающей его среды.

Теории мотивации деятельности

Психология мотивации занимается изучением мотивационных процессов и потребностей, стимулирующих поведение разных людей в конкретной ситуации. Она разделяет все имеющиеся на сегодняшний день теории на 3 основные направления:

  • содержательные;
  • процессуальные;
  • теории, базирующиеся на усредненной личности.

Содержательные теории

В основе содержательного направления лежит изучение причин, влияющих на развитие мотивации. В основном это влияние на основные потребности организма человека.

Психологи описывают структуру и содержание возникающих у человека потребностей и оценивают желания личности.

Основной целью данного направления является понимание механизмов возникновения мотивации у индивида, исходящих от него самого.

Самой известной и широко используемой теорией считается распределение уровней потребностей по А. Маслоу. Согласно его представлениям, все нужды индивида объединены в некое подобие пирамиды, в основании которой лежат жизненно важные потребности. Чем выше место потребности в пирамиде, тем менее она значима для жизни человека как живого организма.

Основные положения теории Абрахама Маслоу:

  • человек постоянно испытывает потребность в чем-то;
  • все желания, испытываемые людьми, можно распределить по группам;
  • группы всегда расположены иерархически;
  • мотивация — неудовлетворенная потребность;
  • место уже удовлетворенной потребности тут же занимает следующая неудовлетворенная;
  • обычно человек испытывает одновременно несколько желаний, образующих комплекс;
  • самые важные потребности находятся у основания пирамиды;
  • с уровнем нужды растет и количество способов ее удовлетворения;
  • движение по пирамиде происходит только снизу вверх.

Другим представителем содержательного направления является Клейтон Пол Альдерфер, создавший ERG теорию. В ее основе лежит разделение всех потребностей человека на 3 основные группы:

  • существование (безопасность, физиологические нужды);
  • связь (общественные нужды и желания);
  • рост (необходимость в самовыражении).

В отличие от Маслоу, Альдерфер считает, что движение по шкале потребностей возможно как от низших к высшим, так и наоборот. Удовлетворяя потребности низшего уровня, человек продвигается вверх, однако, не удовлетворяя свою нужду в самореализации, он только усиливает низменные желания, и все внимание фокусируется на них.

Теория приобретенных потребностей доктора психологии Дэвида МакКлелланда связана с изучением механизмов нужды достигать, участвовать и властвовать. Такие желания возникают у человека с возрастом и достижением определенного материального достатка, оказывающего сильное влияние на его личностные качества.

Определиться с преобладающей мотивацией не составляет большого труда. Достаточно объективно оценить собственное поведение в работе и общении с окружающими людьми.

Если человек стремится быстро достигать поставленных целей, с меньшей затратой энергии и ресурсов и получением большей выгоды, то у него преобладает мотивация к потребности достигать. Если желает завести много друзей и знакомых, ценит чужое мнение и старается получить одобрение со стороны окружающих, то мотивация — соучастие.

Потребность управлять другими людьми, влиять на их мнение или решение, брать ответственность за чужие поступки на себя вытекает из преобладающей мотивации властвовать.

Согласно теории, всех людей можно условно поделить на 2 вида:

  • стремящиеся к власти ради самой власти;
  • стремящиеся к власти ради достижения какой-либо общественной цели.

Зная тип, к которому относится индивид, можно легко определить, какова мотивация деятельности человека, понять цели, которые он преследует, и предположить путь, которым он будет их добиваться. Понимание таких вещей позволяет улучшить качество личной жизни и взаимоотношений с окружающими людьми.

Американский доктор психологии Фредерик Герцберг построил свою теорию двух факторов благодаря возникшей среди населения необходимости в выявлении важности влияния материальных и нематериальных ценностей на поведенческие реакции человека.

Материальные факторы в его теории связаны с достижением удовлетворения при самовыражении, взаимодействии человека с окружающей средой. Нематериальные факторы связаны с занимаемым положением в обществе, достижением признания другими людьми.

Данная теория часто используется руководителями компаний для анализа собственных сотрудников.

Часто недостаточность материальных факторов приводит к недовольству сотрудника его работой, однако их достаток не является мотивацией самостоятельно.

А присутствие в достаточном количестве нематериальных факторов является хорошей мотивацией к активной и эффективной работе. Оплата труда не является основной мотивирующей работников силой.

Процессуальные теории

В основе всех теорий данного направления находится анализ распределения сил и энергии, затраченных на удовлетворение потребности, и выбранный для этого тип поведения. Мотивация и деятельность человека являются не только результатом возникновения потребностей, но и «зеркалом», отражающим восприятие мира и позволяющим оценить последствия выбранного поведения.

Теория ожиданий, созданная канадским психологом Виктором Врумом, основана на том, что одной мотивации недостаточно для удовлетворения потребности. Человек должен осознавать последствия своего поведения, выбранного для достижения конкретной цели.

Данная теория часто используется в компаниях лицами, занимающими управляющие должности. Работа всегда должна быть построена так, чтобы выполняемые задания удовлетворяли собственные нужды и достигали решения задач организации в одно и то же время.

Для этого необходимо добиться максимального соответствия между способностями работника и требуемой от него деятельности.

Правильное соотношение двух составляющих позволяет добиться максимальной эффективности от работника, удовлетворить потребности и его, и работодателя.

Профессор психологии Джон Стейси Адамс создал теорию равенства, основанную на оценке эффективности мотивации, учитывая мнения людей, находящихся ранее в подобной ситуации.

Другими словами, мотивация рассматривается не только с позиции отдельно взятого человека, но и в сравнении его с другими такими же людьми.

Психология такого соотношения позволяет определить уровень субъективной оценки самого человека.

Офисный работник оценивает свою заработную плату, сравнивая ее с деньгами, полученными другими сотрудниками в этом месяце. При этом он должен учитывать условия, в которых они все вместе работают.

Одни трудятся на протяжении всего рабочего дня, а другие прохлаждаются и пьют кофе. Однако даже если он относится ко второй группе, получив меньшую сумму вознаграждения, может посчитать себя недооцененным.

Его отношение к труду и получаемой оплате напрямую зависит от его самооценки.

Теория партисипативного управления была разработана американскими учеными во время проведения экспериментов по увеличению эффективности труда сотрудников различных предприятий.

Человек, работающий в организации, воспринимает себя как непосредственный участник организации рабочей деятельности, условий труда.

Другими словами, у него имеется интерес не только к происходящему на его непосредственном рабочем месте, но и за его пределами.

Теории, берущие в качестве основы усредненную личность

Такие теории используют в качестве основы некоего усредненного сотрудника, анализируют его потребности и мотивацию. К ним относят теорию МакГрегора и теорию Оучи.

Теория МакГрегора основывается на двух представлениях об управлении персоналом:

  • авторитарное;
  • демократическое.

Обе теории базируются на разных методах управления работниками и используются для двух разных категорий людей.

Теория Х предполагает, что все работники изначально ленивые и неактивные. Такие люди нуждаются в постоянном контроле и наблюдении, чтобы работать эффективно. Без специальной системы поощрений такие работники будут избегать труда.

Теория Y предполагает, что среднестатистический работник в процессе выполнения своих обязанностей будет учиться нести за них ответственность, своевременно и качественно выполнять свою работу. Таких сотрудников стимулировать гораздо легче, и управляющий отделом будет не слишком обременен.

По теории Оучи все сотрудники организации желают трудиться в коллективе, получать продвижение по службе. Они верят, что начальник способен позаботиться о них, сотрудники же должны быть ответственны за результаты собственной работы. В этом случае организация обеспечивает своих сотрудников всеми необходимыми условиями, курсами по повышению квалификации и дополнительным обучением в группах.

Понимание основ формирования мотивации и потребностей у человека — основа понимания его поступков и их причин. Психология значительно улучшить отношения с другими людьми, коллегами и начальством. Принятие собственных желаний является важной составляющей успешного начинания.

Источник: https://mypsihologiya.ru/motivatsiya/kak-vyrabatyvaetsya-motivatsiya-deyatelnosti

Мотивация деятельности и достижение цели

Мотивация деятельности

Иногда мы ощущаем небывалый опьяняющий азарт, прилив сил, ощущение, что для достижения цели стоит сделать лишь два небольших шага.

Мотивация деятельности в этот момент колоссальная! Но на утро, или даже раньше что-то происходит, и мы теряем прежние силы.

Возникает ощущение, словно близость к цели была всего лишь иллюзией, а обыденная серость, в которой человек привык вариться – это и есть реальность, суровая, серьезная реальность.

Мотивация деятельности и самопрограммирование

В первую очередь необходимо понять, что как радость, так и серость – всего лишь информация в сознании (см. статью «Проекции сознания»).

Однако радость предвкушения достижения цели дает нам силы, уверенность, мотивацию деятельности – то есть буквально заставляет двигаться семимильными шагами на встречу к мечте.

Вполне очевидно, что такая мотивация лучше уныния во всех отношениях!

Каждый способен создавать мотивацию для собственной деятельности самостоятельно. Наш настрой это – внутренняя ментальная «программа», и для достижения цели мы просто активируем необходимую в тот или иной момент программу. Главный секрет мотивации – это осознание причины, которая заставляет нас действовать. Чем глубже мы осознаем эту причину, тем сильней наша мотивация.

Мотивация деятельности и достижение целей тесно переплетены. Без мотивации деятельности, без причины, невозможно никакого движения к цели и уж тем более ее достижения. Как мотивировать себя? Что влияет на мотивацию?

Факторы мотивации деятельности

Используйте все возможные факторы мотивации. Включите любимую музыку, вспомните любимого персонажа из книги, или фильма, который, преодолевая трудности, достиг желаемого. Прослушайте мотивирующие аудиокниги, посетите курсы. Но главное, удерживайте в сознании собственные мотивы – те блага, которые дает деятельность. Мотивацию реально культивировать!

Один из секретов достижения намеченных целей заключается в активности: чем активней  мы движеся, тем больше у нас сил! И напротив, если вести пассивный образ жизни, организм теряет тонус, тело становится вялым, ум – апатичным.

Мы получаем столько энергии, сколько необходимо, чтобы обеспечить собственную деятельность. Если деятельности нет, зачем нам лишняя энергия? Чтобы получить энергию, необходимо двигаться! Природа дает нам ровно столько энергии, сколько необходимо для нашего образа жизни. Поэтому не стоит ждать, когда придут силы.

Начинайте двигаться – и силы появятся! Не откладывайте достижение цели, начинайте движение сейчас!

Однако если мотивация деятельности держится лишь на эмоциях, она быстро истощается, поэтому, также, очень важна мотивация на уровне ментального понимания того, что и зачем мы делаем. Когда есть реальные причины для достижения цели, тогда нет никаких проблем с действиями. Всякий раз, когда ум норовит уйти в сторону, вспоминайте ключевые причины, которые включают мотивацию.

Если, например, было принято решение бегать по утрам, но ощущается лень, в это время может показаться, что мотивация стать сильным и здоровым наталкивается на противодействие тела.

Но если отчетливо вспомнить собственные реальные цели, для достижения которых необходим бег по утрам, мотивация деятельности проявит себя в полную силу, и тогда не придется себя заставлять.

Сделайте первый шаг, и когда в тело начнет поступать энергия, вы просто сорветесь с места от желания изменить свою жизнь!

Если разум подсовывает доводы в пользу того, чтобы не делать намеченного, постарайтесь их трезво взвесить, понять к чему ведет выбор, каков будет результат деятельности. Ведет ли он к достижению целей? Однако здесь действительно важна ясность ума, чтобы не обмануть себя.

Если, например ум решил, что пора становиться главным менеджером, а в глубине души ощущается сопротивление, стоит обратить на него внимание, выпустить и посмотреть, в какие мысли оно выльется.

Возможно, эти мысли предоставят еще большую мотивацию деятельности, но цели могут претерпеть трансформацию.

Все страхи в топку!

Иногда мы подспудно осознаем, что упустили какую-то важную возможность, когда повелись на поверхностные желания ума. Чем раньше проявятся эти ментальные данные, тем меньше времени будет потеряно на чужом месте. Ведь иногда мы попросту боимся своих истинных желаний, и выбираем легкий, но «ложный» путь.

Иногда в глубине души мы выбираем думать, что недостойны достижения собственных целей. Быть, или не быть достойным чего-либо – одна сплошная условность. В конечном итоге каждый заслуживает именно той жизни, которую вершит на своем пути. Если мы, не обладая какими-то великими знаниями, достигаем значительных целей, значит – именно этого и заслуживаем.

Если у вас не получается разобраться в хитросплетениях собственного ума, можете воспользоваться моей консультацией.

Маленькие цели не дают сил, не дают достаточного количества энергии. Иногда, чтобы обрести по-настоящему мощную мотивацию деятельности, смелая цель является единственным возможным вариантом. Чем масштабней цель, тем мощней мотивация, и тем сильней наша личность становится в ходе ее воплощения.

Если есть ощущение, что цель – «слишком смелая», и вы еще «не готовы», это значит, что для достижения этой цели, жизнь выделит такое количество энергии, к которому вы просто еще не привыкли. Принимайте эту энергию смело – это ваша сила, ваши мечты, ваша жизнь!

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Источник: https://progressman.ru/2009/04/motivaciya-deyatelnosti/

Мотивация деятельности: виды и значимость в жизни человека

Мотивация деятельности

Каждый день любой человек преодолевает множество препятствий на пути к своим целям, планирует и продумывает пути решения тех или иных проблем и задач. Активная жизненная позиция, стремление к всестороннему развитию и личностному росту не в одинаковой степени выражены в людях и ключевым моментом для понимания этого различия является мотивация.

Не каждый человек знает, что значит мотивировать себя и других и как правильно работать над развитием мотивации. Ресурс BrainApps поможет усовершенствовать собственную личность с помощью полезных статей и разработанных профессионалами игр.

В данном случае мотивацией станет фиксирование достижений, чтобы человек смог наглядно увидеть улучшения памяти, мышления, внимательности.

Мотивация считается процессом, регулирующим поведение, тем, что побуждает человека к деятельности. Ведь за любым поступком или бездействием скрывается мотив, пусть даже и не всегда осознанный. Впервые о мотивации упомянул известный немецкий мыслитель А. Шопенгауэр.

Мотивация относится к сложным психологическим феноменам, изучением которого занимались многие ученые и вокруг которого образовалось множество теорий.

Чтобы научиться лучше управлять своим временем и прийти к пониманию того, как добиваться поставленных целей, необходимо разобраться, какие существуют виды мотивации и как их успешно применять.

Мотивация деятельности человека: основные составляющие

Если человек не до конца понимает, что значит мотивация, то объяснить что это такое простыми словами достаточно легко. Для начала необходимо выяснить происхождение этого слова и его значение.

Термин «мотивация» произошел от слова «movere», которое с латыни переводится как «двигать».

Узнав происхождение термина уже можно заключить, что мотивация движет поступками личности, толкает ее на совершение определенных действий или, наоборот – к бездействию.

Мотивация является одной из способностей человека, которая помогает ему добиться желаемого. Разработанные теории мотивации показывают человеку ее огромное влияние на способ его жизни, степень активности и организованности.

То есть чем больше мотивирована личность, тем большие усилия она прилагает для достижения своих целей.

Некоторые ученые понимают мотивацию человека как процесс регуляции деятельности, тогда как другие специалисты подразумевают под этим термином определенный набор мотивов.

Мотив в психологии – это то, что помогает направлять активные действия человека в определенное русло, является обобщенным образом того, чего человек хочет достигнуть в ходе своей деятельности.

Он может проявляться в виде положительных эмоций от достижения цели или отрицательных эмоций в тех случаях, когда цели достигнуть не удалось. Мотив – это не одно и то же, что потребность или цель.

В теориях мотивации для человека потребность – это неосознанное желание устранить физический или психологический дискомфорт, тогда как цель устанавливают осознанно в процессе работы над своими желаниями и поступающей извне информацией.

Мотивы формируются на основе различных потребностей и являются стимулом к достижению поставленной цели. Подробно они рассматриваются в теориях мотивации, разработанных для человека.

Виды мотивации и их особенности

Мотивацию человека можно разделить на положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую. Также бывает внешняя и внутренняя мотивация, имеющая свои особенности.

Положительная мотивация для любого человека должна подкрепляться приятными эмоциями, тогда как отрицательная мотивация направлена на избегание негативных переживаний.

Устойчивая мотивация распространяется на базовые физиологические потребности человека и является постоянной, а неустойчивая мотивация зависит от потребностей конкретного человека (например, борьба с вредными привычками).

Дополнительно выделяют индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию. Индивидуальный вид мотивации для каждого человека заключается в поддержании физиологического состояния организма, а групповая мотивация напрямую связана с построением социальных связей. Познавательная мотивация направлена на изучение нового и проявляется в виде игр, исследовательской деятельности.

Из всего, что побуждало человека к деятельности, также были выбраны наиболее распространенные мотивы. Чаще всего в своих поступках люди руководствуются мотивами власти, самоутверждения, идентификации, присоединения, саморазвития, а также внешними и общественно значимыми мотивами.

Другие мотивы также могут быть составляющими основной мотивации для человека. Вас могут мотивировать самые разнообразные вещи и процессы, это зависит от вашего характера, образа жизни и среды профессиональной деятельности.

Значение каждой из разновидностей мотивации подробно отображено в теориях мотивации, разработанных ведущими специалистами в сфере психологии.

Внешняя и внутренняя мотивация в жизни человека

Важную роль в повседневной жизни человека играет как внешняя, так и внутренняя мотивация.

Внешняя мотивация характеризуется поступлением стимула извне, то есть человек в первую очередь занимается какой-либо работой, чтобы получить вознаграждение, похвалу или признание в обществе.

Ярким примером внешней мотивации работающего человека является заработная плата при условии, что сама по себе работа не вызывает у него интереса и не приносит особого удовольствия.

Согласно теориям человеческой мотивации, ее внутренний вид никак не связан с внешними обстоятельствами и человек выбирает определенную деятельность в первую очередь потому, что она приносит ему удовольствие.

Например, рисует не для того чтобы выиграть конкурс, а чтобы получить позитивные эмоции.

Эти два вида мотивации в жизни обычного человека тесно связаны между собой и нередко одна и та же деятельность подкреплена несколькими мотивами.

Разнообразие теорий мотивации человека

Теории мотивации изучаются в психологии для того, чтобы лучше понять, что побуждает человека к действию и как формируется его поведение. Над теориями мотивации трудились такие известные психологи, как Маслоу, Альдерфер, Герцберг, Адамс, Врум и многие другие. Детальный анализ потребностей человека позволил выделить два основных направления в сфере теорий мотивации:

  1. Процессуальные;
  2. Содержательные;

Каждая из этих теорий мотивации привлекла к себе многих сторонников. Изучив основные теории можно лучше понять виды мотивации личности, проанализировать характер действий человека в разных жизненных ситуациях.

Теория мотивации: особенности содержательного направления

Упор в этом направлении мотивации для человека делается на анализе потребностей человека и методах их систематизации. Изучается влияние внутренних эмоционально-волевых импульсов на формирование особенностей поведения личности. Таких принципов теории мотивации придерживались Маслоу, Герцберг, МакКлелланд, Альдерфер.

  1. Теория Маслоу. Самым важным в этой теории мотивации для любого человека является то, что потребности формируются в группы, между которыми соблюдается строгая иерархия. Проиллюстрировать эту теорию человеческой мотивации можно при помощи пирамиды, в основании которой находятся базовые физиологические потребности, а вершина пирамиды – достижение самоактуализации.
  2. Теория ERG Альдерфера. Согласно этой теории мотивации человека все потребности можно отнести к одной из 3 групп (существование, связи и рост) Разницей между этой теорией мотивации человека от теории Маслоу состоит в том, что Маслоу признавал только однонаправленное движение от низших к высшим потребностям;
  3. Теория МакКлелланда. Если изучить эту теорию мотивации, то можно увидеть что на протяжении жизни человек может приобретать потребности достижения, соучастия и властвования и одна из них имеет сильное влияние на его характер и поведение;
  4. Теория Герцберга. В этой теории рассмотрено влияние материальных и нематериальных факторов на становления личности и ее деятельность. Эта теория мотивации человека широко используется руководителями фирм и предприятий для оптимизации работы сотрудников;

Мотивация человека: процессуальное направление

Следующие теории мотивации человека анализируют не только потребности, а еще и усилия, характер деятельности, направленные на достижение желаемой цели. К наиболее известным процессуальным теориям относятся:

  1. Теория ожиданий Врума. Уровень мотивации для конкретного человека зависит не только от наличия потребностей, но и от того, как сильно он готов стараться, чтобы эти потребности удовлетворить. Нужно быть твердо уверенным, что выбранный вами подход будет результативным и поможет достичь цели;
  2. Теория равенства Адамса. Суть этой теории мотивации для человека состоит в том, что он склонен сравнивать результат определенных действий с результатом других людей, которые попали в похожие жизненные обстоятельства. Поскольку эта теория человеческой мотивации является субъективной, то кроме справедливой оценки человек может недооценить или переоценить полученный другими результат;
  3. Модель Портера-Лоулера. Эта теория человеческой мотивации сочетает элементы работ Врума и Адамса;

Методы развития

Теории мотивации играют для человека не последнюю роль, ведь понимая, как формируется мотивация, можно использовать эту информацию для достижения своих целей.

Успешный человек должен успешно пользоваться разными видами полезной мотивации и уметь при необходимости мотивировать других.

Изучив теоретический материал можно выбрать для себя наиболее полезный подход и придерживаться его в повседневной жизни.

Однако не каждый знает, что значит мотивировать себя и окружающих. Разные методы мотивации применяются специалистами для работников и учащихся. Также существуют методы самомотивации, к которым можно отнести:

  • Чтение и повторение аффирмаций;
  • Самовнушение;
  • Изучение жизненного пути великих людей;
  • Визуализация;

Изучение теорий мотивации для человека помогает лучше разобраться в собственном поведении и поведении других людей, разработать план для повышения продуктивности. Как только вы определитесь, что значит мотивировать себя к действию, решение многих задач со временем перестанет быть для вас проблемой.

Достижение успеха в жизни обуславливается не только мотивацией, но и некоторыми другими навыками, например, нестандартными подходами к решению задач. Необходимые функции мозга позволяют развивать индивидуально составленные тренировки на ресурсе BrainApps, которые учитывает сильные и слабые стороны мозга.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2017/04/motivaciya/

Моя психология
Добавить комментарий