Мозговой штурм – что это за метод, для чего применяется мозговая атака?

Содержание
  1. Метод
  2. Мозговые атаки
  3. Успех
  4. Мозговая атака, метод: описание, технология и отзывы
  5. Обратная мозговая атака
  6. Индивидуальная мозговая атака
  7. Технология проведения
  8. Дополнительные условия
  9. Метод мозговой атаки: отзывы
  10. Вовлеченность в процесс
  11. Творческий подход
  12. 11 класс
  13. Вместо заключения
  14. Мозговой штурм на примерах: правила, технологии, приемы брейнсторминга
  15. Технология мозгового штурма: этапы и методика проведения
  16. 1. Формирование «ударной» группы
  17. 2. Постановка целей
  18. 3. Разминка перед стартом
  19. 4. Генерация идей
  20. 5. Оценка, классификация, отсеивание
  21. 6. Обсуждение и отбор рабочих вариантов
  22. Правила проведения мозгового штурма: 10 принципов для генерации гениальных идей
  23. Виды мозгового штурма
  24. Мозговой штурм – что это за метод, для чего применяется мозговая атака?
  25. Метод мозгового штурма
  26. Для чего применяется мозговой штурм?
  27. Этапы мозгового штурма
  28. Плюсы и минусы мозгового штурма
  29. Как провести мозговой штурм в коллективе?
  30. Правила проведения мозгового штурма
  31. Мозговой штурм как метод обучения
  32. Метод мозговой атаки
  33. История возникновения
  34. Виды мозговой атаки
  35. Как метод реализуется на практике
  36. Правила проведения мозговой атаки
  37. Условия успешного проведения мозговой атаки
  38. Достоинства и недостатки метода

Метод

Мозговой штурм – что это за метод, для чего применяется мозговая атака?

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ.

brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

o Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

o Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

o Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

o Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма.

На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько “одинаково” участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

· участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

· члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению.

В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.

Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Метод мозгового штурма (brainstorming или метод мозговой атаки)

Игра в мозговой штурм позволяет бесплатно нащупать методику проведения штурма, вид, этапы, и сценарии проведения мозгового штурма, правила игры, суть и применение мозговой атаки.

Использование метода мозгового штурма и применение мозгового штурма.

Как проводить мозговой штурм ?

Схема проведения штурма и правила очень простые.

Опишите тут свою задачу, и мы все вместе будем искать нестандартное решение.

цель проведения такого мозгового штурма – решение задачи нестандатно, креативно!

Участие в такой игре (а для многих это работа) – является лучшим примером техники проведения мозгового штурма, нежели просто читать теорию и не иметь возможности применения на практике, в группе.

Люди – лучше чем программа мозгового штурма!

Тем более, тут проводятся мозговые атаки на разные темы и сценарии.

Позиционирование продукта в рекламной кампании – это создание визуального образа, композиции и сюжета. Художественное творчество в рекламе – не просто работа, это креативное восприятия, это полёт фантазии и нестандартный подход.

Как это происходит? Первое самое интересное и эффективное – это метод “мозгового штурма”.

Мозговой штурм – это неиссякаемый источник новых идей и нестандартных решений. Методика мозгового штурма хорошо известна и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Темп современной деловой жизни кажется таким быстрым, решения принимаются на ходу, и складывается впечатление, что совсем нет и времени и места для творчества, и тем более для “специального процесса по организации творчества”.

Учебники по рекламе предлагают четкое разделение ролей. Креативные идеи придумывает соответствующий специалист (например, копирайтер), а коллективная “творческая работа” отвлекает людей, нарушает сложившиеся формы коммуникации сотрудников.

Зачем привлекать тех, кто все равно не имеет времени, чтобы полностью войти в проблему? Мы так долго жили в идеологии принудительного коллективизма, что теперь хочется все сделать самому, выразить себя, ни с кем не делясь и ни в ком не нуждаясь! К тому же существует проблема авторских прав – захочет ли творческий человек делиться своими идеями с потенциальными конкурентами?

Что такое “мозговой штурм”? Это метод группового коллективного продуцирования новых креативных идей, который был разработан в 1930-е годы. Он используется в самых разных областях – от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в сложных социальных или личных ситуациях.

Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора.

Кроме того, используются разнообразные приемы “включения” фантазии, для лучшего использования “чисто человеческого” потенциала в поиске решений.

Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать “безумные” предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение “специалистов”.

Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно необычное, новое, креативное, что могло бы “пройти мимо” из-за своей непривычности. Такой способ поиска новых креативных решений может быть применен и “лично для себя”, в виде некоторого мысленного эксперимента, но эффективность реального группового действия несравненно выше.

Один из вариантов методики мозгового штурма хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче: “Что? Где? Когда?”. Категорически запрещается критика выдвигаемых идей.

Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления. Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной.

Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.

Самые лучшие – это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы участники мозгового штурма попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения.

Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее.

Плоды мозгового штурма важно материализовать в самое короткое время.

Гениальные креативные идеи зачастую рождаются в тёплой атмосфере неформального общения за кружкой пива или долгими бессонными ночами у кого-нибудь в квартире. Так что нет гарантии, что муза посетит вас в каком-то определённом месте, используйте все способы для создания креативных идей.

2. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Источник: http://MirZnanii.com/a/161257/metod-mozgovogo-shturma

Мозговая атака, метод: описание, технология и отзывы

Мозговой штурм – что это за метод, для чего применяется мозговая атака?

Мозговая атака – метод, который сегодня пользуется невероятной популярностью. С его помощью можно найти альтернативные пути решения сложных задач. К тому же он позволяет личности раскрыть свой внутренний потенциал. Применяется данный метод чаще всего в больших коллективах на совещаниях, когда требуется прийти к какому-то определенному решению.

Мозговая атака – метод, который подразумевает, что все участники процесса будут проявлять выраженную активность.

Ситуация, когда сотрудники одного предприятия по очереди высказывают свое индивидуальное мнение, позволяет каждому не оставаться в стороне и быть услышанным.

В условиях современной действительности, когда у начальника часто отсутствует возможность уделять время каждому работнику, данный метод является просто находкой.

Метод мозговой атаки (мозгового штурма) впервые появился в 1930 году, а описан он был значительно позднее – в 1953-м. Автор данной концепции – американский исследователь Алекс Осборн.

В свое время этот ученый выступил в защиту свободного высказывания и рекомендовал свой метод преимущественно для правильного планирования любой предпринимательской деятельности. Мозговая атака до сих пор используется ведущими бизнесменами для организации и ведения дел.

Отмечается ее полезность: производительность труда растет, прибыль увеличивается, новые идеи появляются как будто сами собой.

Суть метода мозговой атаки заключается в следующем: в зале совещаний собираются руководители и сотрудники. Озвучивается общая задачи, которая должна решиться в ходе собрания.

Каждый из участников имеет возможность открыто выражать свою точку зрения, оспаривать концепцию партнера, обсуждать полученные результаты, строить дополнительные предположения.

Со стороны создается впечатление, что коллеги намеренно противопоставляют друг другу разные концепции, чтобы выйти на новое понимание сути вещей.

Это самый распространенный вариант, позволяющий быстро решить насущную проблему. Прямая мозговая атака подразумевает, что в ходе процесса будут обсуждаться наиболее значимые и актуальные вопросы, касающиеся внедрения тех или иных проектов, развития деятельности и т.

д. Не многие современные руководители догадываются о том, что проводить обычные совещания, планерки и различные сборы можно, используя творческий подход.

Стоит только немного внести разнообразие в скучное течение профессиональных будней, как сотрудники начинают сами генерировать сногсшибательные идеи. Руководителю остается только удивляться тому, где весь этот потенциал скрывался до сих пор.

Применение данного метода позволяет улучшить взаимоотношения в устоявшемся коллективе, преодолеть различные психологические преграды и барьеры.

Обратная мозговая атака

Используется в том случае, когда определенная концепция оказалась по каким-то причинам невыгодной, зашла в тупик, и срочно требуется разработать новую.

При этом подразумевается, что участники процесса будут активно оспаривать мысли друг друга. Здесь допустимы споры, вступления в полемику.

Метод обратной мозговой атаки полезен в том случае, когда на предприятии имеются неразрешимые противоречия, требующие радикального вмешательства.

Сотрудники могут высказывать все, что они думают на самом деле, их свобода ничем не ограничивается. Вряд ли можно найти что-то столь эффективное и действенное, чем метод обратной мозговой атаки. Описание проблемы, сосредоточенное внимание к деталям сразу нескольких человек позволят вовремя и с наилучшей стороны подойти к решению вопроса.

Индивидуальная мозговая атака

Она может быть применена в том случае, когда человеку срочно требуется выйти на конкретный результат, но по каким-то причинам его постиг профессиональный кризис. Мозговая атака – метод, которым может пользоваться творческий человек в моменты временной потери продуктивности.

Его уникальность заключается в том, что он эффективно действует даже на одного человека, находящегося наедине с собственными мыслями. Вы можете устраивать внутренние диалоги с самим собой и приходить к смелым, неожиданным решениям. Результат таких действий вскоре приятно удивит.

Все, что требуется, – это позволить себе мыслить в ограниченном временном промежутке (скажем, длительностью по несколько минут), имея перед собой конкретную, четко сформулированную задачу. К сожалению, многие люди с самого детства привыкают мыслить распространенными стереотипами.

Методы мозговой атаки позволяют преодолеть шаблонное восприятие мира и выйти на более высокий уровень мировоззрения.

Технология проведения

Данная концепция включает в себя три основных периода. Они должны осуществляться последовательно и с большим вниманием.

1. Формулировка идей. На данном этапе происходит формулирование цели, осуществляется сбор необходимой информации. Участники процесса должны быть осведомлены в том, какого рода информация им предлагается к размышлению. Все озвученные идеи, как правило, фиксируются на бумаге, чтобы не упустить ничего важного.

2. Формирование рабочей группы. Участники делятся на генераторов идей и экспертов. Первые – люди, имеющие развитую творческую направленность, фантазию. Они предлагают нестандартные способы в качестве решения проблемы. Эксперты обнаруживают ценность каждой выдвинутой идеи, соглашаются с ней или нет, мотивируя свой выбор.

3. Анализ и отбор предложений. Здесь уместна критика, активное обсуждение предложений. Сначала высказываются генераторы идей, после этого слово предоставляется экспертам. Предложения отбираются, основываясь на логическом выводе и креативности. Любой нестандартный подход приветствуется и потому рассматривается с особенным интересом.

Руководитель должен контролировать процесс, наблюдать за ходом обсуждения проблемы. В случае возникновения спорных моментов он обязательно вносит ясность, уточняет детали, направляет дальнейшее развитие мысли.

Дополнительные условия

Несмотря на возникающее желание молодых и перспективных руководителей сразу же начать пользоваться данным психологическим инструментом, здесь требуется грамотный подход.

Нельзя использовать его слишком часто, в противном случае он потеряет элемент новизны и станет восприниматься сотрудниками как нечто обыденное и повседневное. Одним из главных условий проведения является внезапность использования.

Участники не должны специально готовиться к совещанию, продумывать используемые ходы.

Руководителю необходимо знать общее направление беседы, но определить, в каком русле пойдет обсуждение он в любом случае окажется не в силах. Методы мозговой атаки тем и замечательны, что позволяют открыто выражать свою точку зрения. Люди при этом могут не быть привязанными к последствиям сказанного.

Метод мозговой атаки: отзывы

Участники данной концепции отмечают, что с ее использованием любые собрания проходят интереснее и продуктивнее. Метод напоминает одновременное включение сразу нескольких «лампочек», загорающихся в головах разных людей.

Мозговой штурм позволяет принимать во внимание не только суждения профильных специалистов, а также смежные отрасти. Говоря иными словами, он охватывает многие спектры, помогает рассматривать одну и ту же ситуацию с разных сторон.

Кроме того, и отношения в коллективе после внедрения метода становятся более открытыми, доверительными.

Вовлеченность в процесс

Обычно на совещаниях и планерках происходит «театр одного актера». Говорит один начальник, а подчиненные вынуждены слушать долгие монотонные нотации и соглашаться с ним. Это невероятно утомляет и нервирует последних.

Личность сотрудников подавляется, оказывается втиснутой в тесные рамки служебных обязанностей. Иногда сотрудники по той или иной причине предпочитают не озвучивать возникающие в голове идеи, не стремятся к самовыражению.

В результате теряется мотивация работать «с огоньком», вкладывая душу в процесс. Метод мозгового штурма позволяет снять психологические зажимы и барьеры, дает возможность проявляться индивидуальности сотрудников. Будучи психологически вовлеченным в процесс, человек повышает свою продуктивность.

Творческий подход

Согласитесь, данную концепцию никак нельзя назвать повседневной и часто используемой. Больше всего к ней прибегают в том случае, когда вопрос требует какого-то неоднозначного решения.

Большое распространение метод получил в творческих коллективах, там, где возникает потребность отойти от обыденности и погрузиться в решение креативной задачи.

Как правило, и позитивный результат не заставляет себя долго ждать.

Существует большое количество таких понятий, которые подразумевают под собой разное значение. Здесь как раз и пригодится метод мозговой атаки.

11 класс

Технология внедрения концепции Алекса Осборна может быть использована для организации занятий выпускников. В старшем звене учащимся часто предлагаются задания, способствующие пробуждению нестандартных идей.

Это очень полезное приобретение, поскольку учитываются индивидуальные особенности личности, развиваются имеющиеся способности, укрепляются необходимые навыки. Чем больше свободы будет предоставлено для реализации возникающих в голове мыслей, тем более смелыми смогут стать начинания молодых исследователей.

Метод предусматривает, что учащиеся будут сами стремиться к достижению поставленной цели. Отзывы участников сугубо положительные, так как подростки ценят внимательное отношение к ним.

Вместо заключения

Мозговая атака – метод, который обрел известность сравнительно недавно. Все больше руководителей выбирают использование нестандартного подхода в решении повседневных моментов.

Источник: http://fb.ru/article/275254/mozgovaya-ataka-metod-opisanie-tehnologiya-i-otzyivyi

Мозговой штурм на примерах: правила, технологии, приемы брейнсторминга

Мозговой штурм – что это за метод, для чего применяется мозговая атака?

Часто, когда перед командой стоит важная или срочная задача, а творческий потенциал колеблется на отметке ближе к нулю, на помощь приходит незаменимый метод мозгового штурма. Эта техника направлена на спонтанное, потоковое генерирование огромного количества идей для решения какой-либо проблемы.

Брейнсторминг служит для стимулирования творческой активности команды.

Он предполагает участие большого количества людей (чем больше, тем лучше), которые за короткий интервал времени предлагают максимальное число идей, вариантов решения задачи или проблемы.

Например, если вы планируете запустить новый продукт и не можете придумать крутое название для него, с помощью брейнсторминга можно буквально за полчаса сгенерировать сотню рабочих вариантов.

Сам метод и его определение разработал Алекс Осборн — один из основателей рекламного агентства BBD&O в конце 30-х годов. Сегодня брейнсторминг считается основным способом быстрого поиска нестандартных решений каких-либо задач.

В этой статье мы разберем правила мозгового штурма, этапы, типы, а также примеры его проведения.

Технология мозгового штурма: этапы и методика проведения

Мы привыкли понимать под методом брейнсторминга что-то вроде неформального собрания по какому-либо вопросу, на котором все сотрудники говорят буквально все, что приходит в голову. С одной стороны, все верно. Но так как мозговой штурм — это, в первую очередь, метод решения проблемы, в нем также есть своя технология, этапы и правила.

Соблюдая эту технологию, вы в разы повысите эффективность мозгового штурма и получите на выходе качественный результат.

Итак, как проводить мозговой штурм? Начнем с того, что сам процесс брейнсторминга состоит из 6-ти ключевых этапов.

1. Формирование «ударной» группы

Это подготовительный этап, во время которого набираются люди для проведения брейнсторминга, распределяются роли и выбирается ведущий.

По какому принципу выбирать участников брейнсторминга? Все зависит от задачи, которую вы хотите решить. Можно пригласить весь отдел, которого касается этот вопрос. Но лучший вариант — подойти к заданию со всей ответственностью и отобрать именно тех людей, которые имеют непосредственное отношение к тематике вопроса.

Пример: мозговой штурм в рекламном агентстве. Задача — разработать идею рекламной кампании для производителя детского питания.

К обсуждению вопроса пригласили креативщиков, дизайнеров, руководителя отдела и сотрудниц/сотрудников агентства, у которых есть маленькие дети.

Именно последние являются возможными потребителями рекламируемого продукта, поэтому их идеи могут потенциально стать основой для будущей рекламной кампании.

2. Постановка целей

Постановка целей и задач, ради которых проводится данное мероприятие. Нужно максимально доходчиво и подробно разъяснить каждому участнику суть проблемы, чтобы свести к минимуму непонимание. Дайте как можно больше исходных данных. Это послужит толчком к началу обсуждения.

3. Разминка перед стартом

Точно так же, как мышцы требуют разогрева перед изнурительной тренировкой, мозгам нужна разминка перед активной творческой деятельностью. Поэтому важно раскачать группу до старта брейнсторминга. Роль «заводилы» должен взять на себя ведущий.

Как «разогреть» мозг? Можно несколько минут поиграть в любую групповую игру: фанты, ассоциации и т.п. Это позволит настроиться на правильный лад и задать темп основной части мозгового штурма.

4. Генерация идей

Это самый важный этап, от которого зависит конечный результат. Он состоит из активной, беспрерывной генерации идей. Причем любых идей, даже фантастических, нереальных, абсурдных. Крайне важно, чтобы процесс не провисал.

5. Оценка, классификация, отсеивание

После активного брейнсторминга наступает этап оценки и ранжирования идей. Критерии классификации и оценивания принимают сами участники или ведущий. В идеале для таких целей должна создаваться отдельная группа сотрудников, но это не обязательное условие.

После того, как все предложения пересмотрены, самые слабые отсеиваются. В итоге должны остаться лучшие варианты. Сколько их будет, зависит исключительно от продуктивности мероприятия.

6. Обсуждение и отбор рабочих вариантов

Это заключительный этап, во время которого результаты мозгового штурма выносят на общее обсуждение. Тут речь идет о возможностях и перспективах реализации той или иной идеи. То есть, на этом моменте группа переключается из волны полета фантазии на волну рационального мышления.

Лучше, если эта часть работы будет проведена несколькими днями позже. Участникам нужно время для переваривания информации. Но если вопрос не терпит отлагательств, финальное обсуждение можно провести по горячим следам.

Правила проведения мозгового штурма: 10 принципов для генерации гениальных идей

  1. Готовьтесь заранее. Это касается как информирования участников о мероприятии, подготовки презентации, так и оформления кабинета, где оно будет проводиться.
  2. Пригласите много людей. Чем больше участников в группе, тем больше идей.

    Метод мозгового штурма, как показывают примеры из практики, максимально эффективно работает в команде от 6 до 10 людей.

  3. Записывайте абсолютно все. Можно использовать доски или проекторы для быстрой фиксации и демонстрации записанных идей. К тому же наглядность может помочь участникам включиться в обсуждение.

  4. Не допускайте критики. Во время активного брейнсторминга критика или осуждение будут сбивать темп и даже обижать некоторых участников.
  5. Привлекайте других людей. Если процесс зашел в тупик, можно и нужно привлекать свежие головы.
  6. Визуализируйте идеи, предлагайте рисовать схемы, картинки и прочие иллюстрации.

    Используйте плакаты, доски, флеш-панели.

  7. Модерируйте процесс. Новички или участники, которые ниже по должности, могут стесняться высказать мнение. Также частенько, вопреки правилам, некоторые люди могут негативно встречать идеи других участников, что серьезно вредит творческому настрою.

    Поэтому ведущий должен вовремя пресекать такие выпады.

  8. Модифицируйте идеи. Соединяйте, группируйте разные концепции. Этот прием мозгового штурма поможет получить лучший результат.
  9. Поощряйте полет фантазии, задавайте наводящие вопросы. Цель брейнсторминга — получение нестандартных, креативных решений.

    Поэтому стимулируйте людей высказывать свои самые безумные идеи.

  10. Не отвлекайтесь. Попросите всех сотрудников отключить телефоны, полностью изолироваться от окружающего мира на время брейнсторминга.

Виды мозгового штурма

На сегодня существуют сотни разнообразных вариантов проведения мозгового штурма — от банальных ассоциаций до полного погружения в ситуацию с помощью различных технических примочек.

Давайте разберем 3 интересных вида мозгового штурма и примеры его проведения.

1. Отыгрывание ролей. Суть способа заключается в том, что каждый участник обсуждения примеряет на себя определенный образ, старается максимально в него войти и отыграть какую-то ситуацию. С позиции этой роли им нужно писать на доске абсолютно все свои мысли, ощущения, идеи. Тут главное — максимально раскрепоститься, войти в роль, возможно, даже переодеться.

Такой мозговой штурм включает примеры ситуаций, которые участникам нужно отыграть. Если задача — придумать упаковку для нового продукта, можно предложить участникам примерить образ покупателя, выбирающего товары в супермаркете.

2. Метод «120 комнат» — это отличный способ сгенерировать 120 интересных идей. Представьте дом со 120-тью пустыми комнатами. Ваша задача — войти в комнату, прочувствовать атмосферу и наполнить ее идеей. Лучше всего визуализировать процесс, изобразив 120 ячеек, в которые по ходу вписываются предложения людей.

3. Обратный брейнсторминг. Суть метода: группе предлагается найти самые неудачные, неприемлемые решения проблемы, а затем преобразовать их в эффективные.

Например, задача: придумать, как повысить лояльность клиентов интернет-магазина косметики.

Провальные способы:

  • забросать их спамом — 20 писем в день;
  • повысить для них цены на категорию продуктов, которой они интересуются;
  • отменить систему лояльности и т.д.

Далее генерируются идеи, как превратить эти способы в эффективные. Например, мысль повысить цены на определенную категорию можно преобразовать в следующее: сделать спецпредложение на те продукты, которыми клиент интересовался в последнее время.

Мозговой штурм – что это за метод, для чего применяется мозговая атака?

Мозговой штурм – что это за метод, для чего применяется мозговая атака?

Мозговой штурм – известный и популярный метод для стимуляции творческого мышления. Из одной мысли или идеи, в ответ можно развить несколько десятков других. Групповая работа более эффективна, чем индивидуальная и здесь как нигде актуальна поговорка: «Один ум хорошо, а два – лучше!».

Метод мозгового штурма

Мозговой штурм – методика оперативного решения проблем, основанная на коллективной генерации идей и вариантов решения поставленной задачи.

Суть метода мозгового штурма заключается в создании группы генерирующей идеи и экспертов, оценивающих эти идеи. Методика изобретена американским журналистом, копирайтером А. Осборном в 30-х гг. XX в.

, считавшим: чем больше идей приходят человеку в голову, тем больше шансов, что среди них будут стоящие внимания.

Для чего применяется мозговой штурм?

Мозговая атака помогает увидеть разнообразное количество идей для решения узконаправленной задачи.

То, что получается у группы (минимум 150 разных идей), сложно сгенерировать одному специалисту, поэтому метод считается одним из самых эффективных.

Применение методики на предприятиях показано в тех случаях, когда есть ощущение застоя производительности, нужен ребрендинг, для решения разных тематических задач.

Этапы мозгового штурма

Технология мозгового штурма Осборна состоит из 3 важных, последовательных этапов:

  1. Формирование задачи. На этом этапе задачу надо четко сформулировать и прописать. В печатном варианте это половина листа А4. Тема мозгового брейншторминга сообщается всем участникам за несколько дней. Формируются две группы экспертов: генераторы идей и оценщики. Специалисты, выбранные в генераторы подбираются по следующим критериям: имеют разнообразный опыт, квалификацию; приветствуются и мужчины и женщины; одинаковое соотношение активных и умеренных участников.
  2. Генерация идей. Считается самым важным этапом, от которого зависит успешность самого мероприятия. Здесь задача модератора мотивировать и поощрять участников на высказывание своих идей, даже кажущихся абсурдными. Правило на этом этапе: «Не критиковать!». Если в группе генераторов идей участники не одинаковы по иерархии, порядок высказывания происходит от нижестоящих, затем говорят руководители – это во избежание ощущения давления.
  3. Оценка и анализ результатов. Через несколько дней после проведения мозгового штурма, экспертная группа, в которую входит руководитель организации и специалисты по данной проблематике, наделенные критическим складом ума разрабатывают критерии оценки (инновационный подход, минимальность затрат, практичность, актуальность), на основе которых сортируют все идеи и проводят глубокий системный анализ возможности реализовать ту или иную идею на практике.

Плюсы и минусы мозгового штурма

Достоинства и недостатки мозгового штурма, как и у любого другого метода существуют, идеальных решений нет. Методика мозгового штурма имеет следующие полезные аспекты:

  • сплочение команды;
  • свободное выражение своего мнения, идей;
  • наглядное решение проблемы;
  • возможность оценить каждого;
  • генерация новых идей, решений, альтернативных способов;
  • развивается креативность и широкий кругозор;
  • формирует познавательный интерес;
  • раскрытие потенциала.

Мозговой идейный штурм – минусы метода:

  • малая широта охвата;
  • не все хорошие идеи возможны для осуществления на практике;
  • эффективные идеи могут быть и не найдены;
  • занимает много времени;
  • не все участники могут высказывать идеи из-за боязни критики.

Как провести мозговой штурм в коллективе?

Коллектив – это то, что делает предприятие успешным или нет, от людей, работающих в организации многое зависит, от их сплоченности и нацеленности на результат.

Как проводить мозговой штурм, если назрели проблемы или возникли сложные задачи. Существуют определенные правила, следуя которым руководителю удастся избежать многих ошибок.

Самое важное, что нужно помнить, перед тем как организовать мозговой штурм, во избежание разочарования 100% работающей идеи можно и не получить.

Правила проведения мозгового штурма

Самые ключевые правила мозгового штурма (брейншторминга):

  1. Подготовить комфортную атмосферу. Важно все: достаточная освещенность и техническая оснащенность помещения.
  2. Назначить человека на должность секретаря, в обязанности которого входят регистрация всех исходящих идей на доске, флип-чарте.
  3. Пригласить модератора, который будет руководить процессом мозгового штурма.
  4. Подобрать участников, ориентируясь на их компетентность в вопросах, которые будут затронуты.
  5. Сформировать группу не более 10 человек.
  6. Провести коллективную разминку, для лучшего взаимодействия участников между собой, «растопить» лед. Подойдут разные упражнения на знакомство и сплочение.
  7. Подробно определить круг задач и проблем, озвучив их для участников.
  8. Все исходящие идеи, предложения, даже сумасшедшие при первом рассмотрении записываются и не критикуются.

Мозговой штурм как метод обучения

Метод мозговой атаки с успехом применяется в научных и производственных сферах где надо решить ряд интеллектуальных задач.

На сегодняшний день, с успехом применяется мозговой штурм в педагогике, так юное поколение учится выражать свою точку зрения, работать в команде и решать сразу несколько задач, развивать свои интеллектуальные способности.

Мозговой или идейный штурм хорошо развивает фантазию и позволяет учащимся увидеть, что у одной задачи может быть несколько разных решений.

МЛМ бизнес – что это такое, с чего начать, система построения бизнеса в MLM

Информация о том, МЛМ бизнес – что это такое, будет полезна людям, которые хотят заниматься продажами и постоянным поиском клиентов. У этого направления есть свои преимущества и недостатки, а также особенности развития.

Информация о том, CRM системы – что это такое, какие преимущества они имеют и как правильно их внедрять, будет полезна людям, которые хотят систематизировать работу своей компании, чтобы она стала более эффективной и прибыльной. Как привлечь клиентов в автосервис?После того как вы открыли свой автосервис, вы непременно столкнетесь с проблемой привлечения новых клиентов. Пугаться этого не стоит, нужно действовать, ведь способов заполучить внимание людей существует очень много.

Источник: http://kak-bog.ru/mozgovoy-shturm-chto-eto-za-metod-dlya-chego-primenyaetsya-mozgovaya-ataka

Метод мозговой атаки

Мозговой штурм – что это за метод, для чего применяется мозговая атака?

Среди множества методов генерации идей и развития творческого мышления особо выделяется метод мозговой атаки (другое название мозгового штурма). Он пользуется огромной популярностью во всем мире.

Использование метода позволяет находить решения сложных задач и помогает раскрыть личностный потенциал.

Как правило, метод применяют в крупных коллективах на совещаниях, когда возникает необходимость найти оптимальное решение той или иной проблемы.

История возникновения

Метод был разработан в 1930 году. Его автором является американский ученый Алекс Осборн. Он предложил свою методику руководителям предприятий с целью наиболее эффективного планирования предпринимательской деятельности. В 1953 году А.

Осборн выпустил книгу «Управляемое воображение», автор описал разработанные им приемы, и которая быстро завоевала популярность среди менеджеров предприятий.

Многие крупные бизнесмены с уважением относятся к методу и с успехом практикуют его, отмечая при этом повышение эффективности труда, рост прибыли, появление большого количества новых, интересных идей.

Суть метода состоит в следующем: работники и руководители предприятия собираются вместе. Перед ними ставится задача, которую нужно решить. Каждый участник группы может предлагать свои варианты решения, выдвигать гипотезы, строить предположения, обсуждать результаты, оспаривать предложения других участников. В ходе процесса начинают появляться новые идеи и предложения.

Алекс Осборн

К созданию метода А. Осборна подтолкнула ситуация, возникшая на предприятии, где он работал. Компания столкнулась с проблемой нехватки креативных идей, хотя интеллектуальный и творческий потенциал имелся в достаточном объеме.

Ученый начал разбираться в проблеме и пришел к выводу, что причиной сложившейся ситуации является закрытый характер выработки и принятия управленческих решений, поскольку в этом процессе участвуют только опытные специалисты. Но ход их мысли, как правило, является шаблонным, хотя сами они этого не замечают.

Остальные сотрудники, не имеющие соответствующей специализации, не принимают участия в поиске решений. Осборн предложил допустить к процессу обсуждения неспециалистов, которые могут подать нестандартные идеи. Также он разделил процесс работы над проблемой на два этапа: предложение идей и их анализ и отбор.

Важным условием обсуждения Осборн считал отсутствие ограничений в творческой активности участников. Так родился метод мозговой атаки.

Виды мозговой атаки

Существует несколько видов мозговой атаки: прямая, обратная, теневая и индивидуальная.

  • Прямая мозговая атака является самой распространенной разновидностью метода и используется для быстрого решения актуальной проблемы. Она подходит для обсуждения самых важных вопросов, касающихся развития предприятия, внедрения новых проектов и пр. Внесение в обычные планерки и совещания элемента деловой игры позволяет раскрыть интеллектуальный потенциал сотрудников. Кроме того, данный метод улучшает психологический климат в коллективе.
  • Обратная мозговая атака эффективна в том случае, когда принятое ранее решение оказалось несостоятельным и требуется срочно придумать другое. В ходе обсуждения участники должны активно оспаривать идеи друг друга. Споры и вступление в полемику приветствуются. Метод обратной мозговой атаки можно применять для преодоления неразрешимых противоречий, которые требуют основательного вмешательства. Участники обсуждения могут высказывать любые предложения без ограничений. Данный подход является очень эффективным.
  • Теневая мозговая атака разработана для людей, которые не могут заниматься творчеством в коллективе. Для реализации метода группа участников делится на две подгруппы. Одна подгруппа ведет активное обсуждение, высказывает идеи и оспаривает их. Другая подгруппа не принимает активного участия в обсуждении, а исполняет роль наблюдателей. Каждый участник второй подгруппы записывает на бумагу идеи, возникающие в его голове под влиянием работы активной группы. Список идей, придуманных и активной и теневой группой, передают экспертам для оценки, доработки и дальнейшего развития.
  • Индивидуальная мозговая атака подходит для человека, переживающего профессиональный или творческий кризис. Прием прекрасно подходит для активизации идей не только в коллективе, но и у отдельного человека. Во время индивидуальной подхода человек ведет диалог с самим собой, выдвигает самые разнообразные идеи, сам оценивает их. Этот способ работает довольно эффективно и помогает преодолеть творческий кризис. Его можно использовать в качестве метода принятия решения в условиях ограниченного времени.

Как метод реализуется на практике

Вся работа выполняется в три этапа:

  1. Подготовительный этап. На этом этапе проводится подготовка к мозговому штурму. Прежде всего, выбирают ведущего группы, который должен формулировать задачи и цели метода, подбирать участников для последующих этапов и решать все организационные вопросы.Участников обсуждения делят на две группы: «генераторов» и «аналитиков». В первую группу входят активные сотрудники с развитым креативным мышлением. Во вторую группу включают экспертов, хорошо разбирающихся в теме обсуждения. Они проводят оценку идей, выдвинутых первой группой. В некоторых случаях создается третья, дополнительная группа – «генераторы контридей».

    Перед тем как приступить к работе, рекомендуется провести небольшой «разогрев», предложив участникам группы решить какую-нибудь несложную задачу.

  2. Основной этап (генерирование идей). Основной этап работы длится приблизительно 15-20 минут. В это время происходит активный поиск идей. Полностью процесс мозговой атаки занимает 1,5-2 часа. Все идеи, выдвигаемые участниками группы, тщательно записываются. В процессе генерации руководитель группы всячески поддерживает участников, стараясь максимально активизировать их творческое мышление. Он может приводить примеры самых безумных идей, чтобы подтолкнуть к процессу остальных.
  3. Завершающий этап (подведение итогов). На этом этапе собранные предложения представляют группе «аналитиков» для анализа, систематизации и оценки их жизнеспособности. Проводится отбор наиболее интересных и конструктивных вариантов и составляется их перечень.

Правила проведения мозговой атаки

Оптимальное количество участников – 6-12 человек. Хорошо, если в группу будут входить не только опытные сотрудники, но и молодые, которые еще не имеют жестких стереотипов мышления.

Группы должны быть смешанными и состоять из мужчин и женщин. Нужно постараться, чтобы разница в возрасте и служебном статусе участников не была слишком большой.

Рекомендуется иногда вводить в группы новых людей, которые могут внести свежие, нестандартные идеи.

Количество активных и умеренных членов в группе должно быть примерно одинаковым. Для проведения мозговой атаки нужно выбрать отдельную комнату или зал совещаний, где ничего не будет мешать процессу. Удобнее всего проводить обсуждение за круглым столом.

Руководитель должен постараться создать непринужденную обстановку, которая позволит участникам чувствовать себя свободно. Для этого можно использовать юмор и другие приемы. Все идеи нужно фиксировать на бумаге или записывать на диктофон.

Руководитель тоже принимает участие в процессе генерации идей. Задача руководителя – освободить участников группы от шаблонного мышления и подтолкнуть их к творческому поиску. Нередко процесс генерации идей у участников обсуждения продолжается и после завершения собрания. В этом случае руководитель должен собрать группу через несколько дней и зафиксировать придуманные ими идеи.

Условия успешного проведения мозговой атаки

В процессе обсуждения не допускается критика выдвигаемых идей. Даже самая фантастическая и необычная идея должна быть записана. Это способствует активизации мышления у членов группы. Участники должны постараться придумать как можно больше предложений.

Суть метода мозговой атаки состоит в том, чтобы избавить участников от шаблонного мышления и заставить их мыслить нестандартно. Только в этом случае метод будет эффективным. Важно не качество идей, а их количество. В общей сложности, за 20 минут работы группа может создать около 100 идей. При грамотной организации процесса возможен и более высокий результат – 200-250 идей.

Все идеи записываются, так чтобы участники обсуждения могли их видеть. Удобнее всего записывать их маркерами на больших листах бумаги или на специальной доске.

После того как все идеи собраны и записаны, членам группы нужно дать передышку, чтобы они смогли отдохнуть от умственной работы.

На этом этапе часто продолжается работа над задачей на бессознательном уровне и может происходить реорганизация идей.

Достоинства и недостатки метода

Метод мозговой атаки, как и любой метод генерации идей, обладает рядом достоинств и недостатков.

Достоинства:

  • активизируется творческое мышление;
  • процесс коллективного обсуждения сближает участников группы и учит их эффективно работать в команде;
  • процесс поиска идей избавляет от лени, шаблонного мышления, пассивности, подталкивая даже самых неактивных членов к творческому процессу;
  • метод прост в использовании, его правила легко понять всем участникам процесса, кроме того, его проведение не требует специального оборудования и условий.

Недостатки:

  • из-за поощрения любых, даже самых фантастических идей, члены группы могут уйти в сторону от реальной проблемы;
  • среди выдвигаемых вариантов бывает непросто найти по-настоящему практичный вариант;
  • наиболее опытные и активные участники могут начать претендовать на лидерство и стараться продвигать свои идеи, как наиболее продуктивные.

Применение метода мозговой атаки поможет руководителю раскрыть интеллектуальный потенциал своих подчиненных и направить его на поиск новых, креативных идей, способных улучшить эффективность работы производства.

Источник: http://NewGoal.ru/metod-mozgovoj-ataki/

Моя психология
Добавить комментарий