Общение как коммуникация

Общение как коммуникация (1)

Общение как коммуникация

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Реферат на тему:“Общение как коммуникация”

План

Общениекак коммуникация

Общениеи деятельность

Функцииобщения

Вербальнаякоммуникация

Общениекак коммуникация

Вся система отношения человекак другим людям реализуется в общении.Понятие “общения” является однимиз центральных в системе психологическогознания: Социальная функция общениязаключается в том, что оно выступаетсредством передачи общественного опыта.

Его специфика определяется тем, что впроцессе общения субъективный миродного человека раскрывается для другой,происходит взаимный обмен деятельностью,интересами, чувствами и др. В общениичеловек формируется и самоопределяется,обнаруживая свои индивидуальныеособенности. Результат общения -налаживание определенных отношений сдругими людьми.

Благодаря общениюосуществляется интеграция людей,производятся нормы поведения,взаимодействия. Связь людей в процессеобщения является условием существованиягруппы как целостной системы. Общениекоординирует общие действия людей иудовлетворяет потребность в психологическомконтакте. Потребность в общении являетсяодной из первичных потребностей ребенка.

Она развивается от простых форм(потребность в эмоциональном контакте)к более сложным (сотрудничество, интимноличное общение). В процессе индивидуальногоразвития изменяются мотивы общения.М.И.

Лисинаочертила такие стадии развития потребностиребенка в общении: потребность вовнимании и доброжелательности взрослого(первое полугодие жизни), в сотрудничестве(ранний дошкольный возраст), взаинтересованности взрослого запросамиребенка (младший и средний дошкольныйвозраст), во взаимопонимании и сопереживании(старший дошкольный возраст). Основныемотивы в общении детей дошкольноговозраста – познавательные, деловые иличностные.

Общениеи деятельность

Общение тесно связано сдеятельностью. Любая форма общениявыступает как форма совместнойдеятельности, люди всегда общаются впроцессе определенной деятельности.

Сочетание деятельности одного человекас деятельностью других людей образуетсовместную деятельность.

В совместнойдеятельности формируются не толькосубект-субектные (человек – предметдеятельности), но и субект-субектныеотношения (человек – человек). Сущностьобщения заключается во взаимодействиисубъектов деятельности.

Общение может рассматриватьсякак сторона, условие деятельности иликак отдельный вид деятельности. Но связьобщения и деятельности заключаетсяименно в том, что благодаря общениюдеятельность организуется.

Перестройкаплана совместной деятельности требуетот каждого человека понимания целидеятельности, средств реализации,деления функций для ее достижения.Специфика общения в процессе деятельностизаключается в создании возможностиорганизации и координации деятельностиее отдельных участников.

В общениипроисходит обогащение деятельности,развиваются и образуются новые связкии отношения между людьми.

Функции общения

В характеристике общенияважными являются его функции. Б. Ломоввыделяет три группы таких функций -информационно коммуникативную,регуляторно-коммуникативную и аффектнокоммуникативную.

Информационно коммуникативнаяфункция охватывает процессыформирования, передачи и приемаинформации. Реализация этой функцииимеет несколько уровней. На первомосуществляется выравнивание разногласийв исходной информированности людей,которые вступают в психологическийконтакт.

Второй уровень – передачаинформации и принятие решений. На этомуровне общение реализует целыеинформирования, учебы и др. Третийуровень связан со стремлением человекапонять других.

Общение здесь направленона формирование оценок достигнутыхрезультатов (согласование – несогласование,сравнение взглядов и тому подобное).

Регуляторно-коммуникативнаяфункция заключается в регуляцииповедения. Благодаря общению человекосуществляет регуляцию не толькособственного поведения, но и поведениядругих людей, и реагирует на их действия.Происходит процесс взаимного налаживаниядействий.

Здесь оказываются феномены,свойственные совместной деятельности,в частности совместимость людей, ихсработанность, осуществляются взаимнаястимуляция и коррекция поведения.Регуляційно-коммуникативную функциювыполняют такие феномены, как имитация,внушение и др.

Аффектно коммуникативнаяфункция Характеризует эмоциональнуюсферу человека. Общение влияет наэмоциональные состояния человека. Вэмоциональной сфере оказываетсяотношение человека к окружающей среде,в том числе и социального.

Одной из особенностей общенияесть формирование межличностныхотношений.

Исходя из названных вышефункций, Г. Андреєва выделяет три стороныобщения: коммуникативную (обменинформацией), интерактивную(взаимодействие) и перцептивную(понимание человека человеком).

Коммуникативная сторонаобщения тесно связана с обменоминформацией, однако не может бытьисчерпывающе раскрыта с точки зренияинформационной теории.

Общение – это нетолько прием и передача информации, нои отношения по крайней мере два лиц, гдекаждая является активным субъектомвзаимодействия.

Кроме обмена информацией,происходит ориентация на другое, тоесть анализируются мотивы, цели, установкиобъекта информации (другого субъекта).В акте межличностной коммуникацииважную роль играют значимость информации,стремления воспринять ее общее содержание.

Еще одна особенностькоммуникативного процесса заключаетсяв том, что благодаря знаковой системепартнеры по общению влияют друг надруга. При этом эффективность коммуникациизависит от меры этого влияния, то естьидет речь об изменении типа отношений,которые сложились между комуникаторами.

Такое влияние упускаетсявиду при информационном подходе.

Коммуникативное влияниепроисходит при условии принятияединственной системы значений всемиучастниками акта коммуникации. Лишьпри этом условии возможно достижениепартнерами взаимопонимания.

Если неттакого общего понимания, могут возникатьпреграды в процессе общения, такназываемые коммуникативные барьеры.

Последние появляются в результатедействия психологических факторов -разных диспозиций, установок, ценностныхориентаций людей, их индивидуальнопсихологических особенностей и томуподобное.

Вербальная коммуникация

Коммуникативное взаимодействиелюдей происходит преимущественно ввербальной (словесной) форме – в процессеязыкового общения.

Его особенностьзаключается в том, что оно за формой ипо содержанию направлено на другогочеловека, включенное в коммуникативныйпроцесс, является фактом коммуникации.

Вербальная коммуникация может бытьнаправлена на отдельного человека,определенную группу (или даже не иметьконкретного адресата), но в любом случаеона имеет диалоговый характер и являетсобой постоянные коммуникативные акты.

В процессе общения вещаниевыполняет также информативную функцию.Выделяют информацию инструментальную,которая касается непосредственносредств решения определенного задания,и экспрессивную, что касается само эмоциональных связей междучленами группы (то есть этот вид информацииимеет социально эмоциональный характер).

Инструментальная информация большесвязана с регуляцией собственнодеятельности. С помощью экспрессивнойинформации активно регулируетсявзаимодействие между членами группы.

Между этими двумя видами информациитрудно провести четкое разграничение,может идти речь скорее о преимуществеодного из этих видов, что определяетсяконкретными условиями деятельности ивзаимодействия.

Вещание является средствомэмоционального влияния, котороестимулирует или тормозит действиеопределенного члена группы.

Эмоциональнопозитивное влияние (поощрение) иэмоционально негативное влияние(наказание) регулируют общие действияпартнеров. Это способствует лучшемупониманию ситуативных целей, котороеулучшает эффективность групповойдеятельности.

Без применения коммуникативныхкатегорий “одобрения” и “неодобрения”невозможна никакая координация совместнойдеятельности.

Акт вербальной коммуникации- это диалог, который состоит из разговораи слушания. Умение говоритьявляется давним предметом исследования.Существует специальная наука – риторика,выкладывается специальная дисциплина- ораторское искусство.

Но в современнойлитературе по вопросам общения большоевнимание уделяется умению слушать.Результаты исследований показывают,что достаточными навыками умения слушатьвладеют немного людей.И. Атватер указываетна то, что слушать очень трудно. Мы впервую очередь заняты собственномувещание.

Кроме того, если человек впроцессе диалога замолчал” то еще незначат, что она слушает. Слушание -активный процесс, который требуетвнимания. Но уточняя, оценивая илианализируя информацию во время диалога,человек больше внимания уделяет своимделам, чем потому, что ей говорят.

Особенноэто оказывается в ситуациях конфликтногообщения.

В диалоге нас чаще интересуетто, понял ли нас другой, чем то, понялили мы его. Это деформирует процессобщения. Наилучшего метода избежатьэтого – нерефлексивное слушание.Сущность его заключается в невмешательствев язык собеседника (условно пассивноеслушание).

В зависимости от ситуации вовремя нерефлексивного слушания могутоказываться поддержка, одобрение,понимание с помощью минимальных ответов,которые помогают продлить беседу(реплики типа “да”, “понимаю”,”это интересно”). Такие нейтральныеслова способствуют поддержке разговора,снимают напряжение.

Нерефлексивное слушаниецелесообразно применять в такихситуациях.

1. Когда собеседник выражаетсвое отношение к какому-то событию.Психотерапевты применяют этот метод вначале беседы. Целесообразно использоватьего в собеседовании во время приема наработу, когда нужно больше узнать очеловеке, и при проведении переговоров.

2. В напряженных ситуациях,когда собеседник стремится обсудитьнаболевшие вопросы, когда он чувствуетсебя обиженным или разрешает важнуюпроблему.

3. Кодов собеседнику трудновыкладывать свои проблемы.

4. Когда нужно сдержать эмоциив беседе с человеком, которая занимаетвысокую должность.

Нерефлексивное слушание врядли целесообразно в ситуацииях, когда усобеседника не есть желание вестиразговор;

когда наше желание слушатьи понять воспринимается как согласие,соучастие; когда этот метод противоречитинтересам собеседника и мешает емусамовыразиться.

Другой метод – рефлексивноеслушания. Он заключается в налаживанииобратной связи с собеседником для того,чтобы проконтролировать точностьвосприятия информации.

Иногда этотметод называют “активным слушанием”,поскольку он предусматривает болееактивное использование вербальнойкоммуникации для подтверждения пониманияинформации.

Метод рефлексивного слушанияпомогает выяснить наше пониманиеуслышанного для критики и уточнения.

Рефлексивноеслушание необходимо для эффективногообщения в связи с ограничениями итрудностями, которые возникают в процессеобщения. Какие это трудности?

Идет речь в первую очередь омногозначительности большинства слов.Иногда трудно выяснить, что конкретноимеет в виду человек, когда употребляетопределенное слово. Не всегда ей удаетсявыразить свое мнение так, чтобы ееправильно поняли. Уточнение можетпривести к обратному результату.

Иногдалюди начинают разговор не непосредственнос проблемы, а из вступления, из котороготрудно установить конкретные намерения.Чем меньше человек уверен в себе, темтяжелее ей раскрыть главное. Все настоящееудостоверяет о потребности в умениислушать рефлексивно, то есть выяснятьреальное содержание беседы.

Выделяетсячетыре вида рефлексивних ответов,которые используются во время беседы:выяснение, перефразирование, отображениечувств и резюмирование.

Выяснение – это обращениек собеседнику за уточнениями. Онопроводится с помощью “открытых” и”закрытых” вопросов. “Закрытые”вопросы требуют ответы типа “да”или нет”.

“Открытые” вынуждаютдать развернутый или уточняющая ответ.

Целесообразнее пользоваться преимущественно”открытыми” вопросами, потому что”закрытые” переключают собеседникаиз позиции объясняющей на позициюсобственной защиты, а это может заостритьконфликтную ситуацию.

Цель перефразирование –собственная формулировка услышаннойинформации, особенно когда информациякажется нам понятной. Собственнаяформулировка услышанного усиливаетадекватность содержания беседы.

Отображение чувств акцентируетвнимание на эмоциональном состояниисобеседника, его отношении беседы. Хотя разница между чувствами исодержанием сообщения в известной мереотносительная и ее не всегда можно четкоопределить, но в случаях, когда собеседникпобаивается негативной оценки, он можетскрывать свое отношение к определеннымсобытиям, фактам.

Резюмирование являетсясмыслом применять во время длительныхбесед, его функцией – подбить итогибеседы или совместить отдельные еефрагменты в единственный смысловойконтекст.

Рассматривая структурудиалогового общения, П. Мицич выделяетпять его стадий: начало беседы, передачиинформации, аргументация, нейтрализация,принятие решений.

Этим стадиям отвечаютпять основных принципов ведения деловыхбесед: обратить внимание собеседника,пробудить у него заинтересованность,детально обосновать беседу, проявитьинтересы и устранить сомнения, воплотитьинтересы собеседника в окончательноерешение.

В беседе мы выступаем”посредниками” между конкретнойситуацией и определенным человеком илигруппой. Потому нужно ориентироватьсякак на собеседника, так и на ситуацию.Мы имеем и определенные цели относительнособеседника: объяснение (лекция,сообщение), стимулирование инициативы;формирование или усиление определенногонастроения. В соответствии с этим можновыделить такие виды бесед:

профессиональные беседы,когда рассматриваются специальныепроблемы без влияния на чувство;

речи, цель которых, -достичь договоренности относительнообщих действий в процессе информациии аргументации. Такие речи влияют какна чувство, так и на ум и волю. Особеннымвидом таких бесед являются дискуссиии дебаты;

выступления, которыекасаются определенного события(поздравительные речи, благодарности,вступительные слова).

Источник: http://works.doklad.ru/view/CP74BmEY0eI.html

Реферат: Общение как коммуникация

Общение как коммуникация

Реферат на тему: “Общение как коммуникация”

План

Общение как коммуникация

Общение и деятельность

Функции общения

Возможно вы искали – Контрольная работа: Общение как коммуникация

Вербальная коммуникация

Общение как коммуникация

Вся система отношения человека к другим людям реализуется в общении. Понятие “общения” является одним из центральных в системе психологического знания: Социальная функция общения заключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта.

Его специфика определяется тем, что в процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другой, происходит взаимный обмен деятельностью, интересами, чувствами и др. В общении человек формируется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

Результат общения – налаживание определенных отношений с другими людьми. Благодаря общению осуществляется интеграция людей, производятся нормы поведения, взаимодействия. Связь людей в процессе общения является условием существования группы как целостной системы.

Общение координирует общие действия людей и удовлетворяет потребность в психологическом контакте. Потребность в общении является одной из первичных потребностей ребенка. Она развивается от простых форм (потребность в эмоциональном контакте) к более сложным (сотрудничество, интимно личное общение).

В процессе индивидуального развития изменяются мотивы общения. М.И.

Лисина очертила такие стадии развития потребности ребенка в общении: потребность во внимании и доброжелательности взрослого (первое полугодие жизни), в сотрудничестве (ранний дошкольный возраст), в заинтересованности взрослого запросами ребенка (младший и средний дошкольный возраст), во взаимопонимании и сопереживании (старший дошкольный возраст). Основные мотивы в общении детей дошкольного возраста – познавательные, деловые и личностные.

Общение и деятельность

Общение тесно связано с деятельностью. Любая форма общения выступает как форма совместной деятельности, люди всегда общаются в процессе определенной деятельности.

Сочетание деятельности одного человека с деятельностью других людей образует совместную деятельность.

В совместной деятельности формируются не только субект-субектные (человек – предмет деятельности), но и субект-субектные отношения (человек – человек). Сущность общения заключается во взаимодействии субъектов деятельности.

Общение может рассматриваться как сторона, условие деятельности или как отдельный вид деятельности. Но связь общения и деятельности заключается именно в том, что благодаря общению деятельность организуется.

Перестройка плана совместной деятельности требует от каждого человека понимания цели деятельности, средств реализации, деления функций для ее достижения. Специфика общения в процессе деятельности заключается в создании возможности организации и координации деятельности ее отдельных участников.

В общении происходит обогащение деятельности, развиваются и образуются новые связки и отношения между людьми.

Функции общения

В характеристике общения важными являются его функции. Б. Ломов выделяет три группы таких функций – информационно коммуникативную, регуляторно-коммуникативную и аффектно коммуникативную.

Похожий материал – Курсовая работа: Общение как предмет социально-психологического исследования

Информационно коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация этой функции имеет несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание разногласий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт.

Второй уровень – передача информации и принятие решений. На этом уровне общение реализует целые информирования, учебы и др. Третий уровень связан со стремлением человека понять других.

Общение здесь направлено на формирование оценок достигнутых результатов (согласование – несогласование, сравнение взглядов и тому подобное).

Регуляторно-коммуникативная функция заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия.

Происходит процесс взаимного налаживания действий. Здесь оказываются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности совместимость людей, их сработанность, осуществляются взаимная стимуляция и коррекция поведения.

Регуляційно-коммуникативную функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.

Аффектно коммуникативная функция Характеризует эмоциональную сферу человека. Общение влияет на эмоциональные состояния человека. В эмоциональной сфере оказывается отношение человека к окружающей среде, в том числе и социального.

Одной из особенностей общения есть формирование межличностных отношений.

Исходя из названных выше функций, Г. Андреєва выделяет три стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (понимание человека человеком).

Очень интересно – Реферат: Общение как форма межличностных отношений

Коммуникативная сторона общения тесно связана с обменом информацией, однако не может быть исчерпывающе раскрыта с точки зрения информационной теории.

Общение – это не только прием и передача информации, но и отношения по крайней мере два лиц, где каждая является активным субъектом взаимодействия.

Кроме обмена информацией, происходит ориентация на другое, то есть анализируются мотивы, цели, установки объекта информации (другого субъекта). В акте межличностной коммуникации важную роль играют значимость информации, стремления воспринять ее общее содержание.

Еще одна особенность коммуникативного процесса заключается в том, что благодаря знаковой системе партнеры по общению влияют друг на друга. При этом эффективность коммуникации зависит от меры этого влияния, то есть идет речь об изменении типа отношений, которые сложились между комуникаторами.

Такое влияние упускается виду при информационном подходе.

Коммуникативное влияние происходит при условии принятия единственной системы значений всеми участниками акта коммуникации. Лишь при этом условии возможно достижение партнерами взаимопонимания.

Если нет такого общего понимания, могут возникать преграды в процессе общения, так называемые коммуникативные барьеры.

Последние появляются в результате действия психологических факторов – разных диспозиций, установок, ценностных ориентаций людей, их индивидуально психологических особенностей и тому подобное.

Вербальная коммуникация

Коммуникативное взаимодействие людей происходит преимущественно в вербальной (словесной) форме – в процессе языкового общения.

Его особенность заключается в том, что оно за формой и по содержанию направлено на другого человека, включенное в коммуникативный процесс, является фактом коммуникации.

Вербальная коммуникация может быть направлена на отдельного человека, определенную группу (или даже не иметь конкретного адресата), но в любом случае она имеет диалоговый характер и являет собой постоянные коммуникативные акты.

Вам будет интересно – Реферат: Общение младших школьников

В процессе общения вещание выполняет также информативную функцию. Выделяют информацию инструментальную, которая касается непосредственно средств решения определенного задания, и экспрессивную, что касается само эмоциональных связей между членами группы (то есть этот вид информации имеет социально эмоциональный характер).

Инструментальная информация больше связана с регуляцией собственно деятельности. С помощью экспрессивной информации активно регулируется взаимодействие между членами группы.

Между этими двумя видами информации трудно провести четкое разграничение, может идти речь скорее о преимуществе одного из этих видов, что определяется конкретными условиями деятельности и взаимодействия.

Вещание является средством эмоционального влияния, которое стимулирует или тормозит действие определенного члена группы.

Эмоционально позитивное влияние (поощрение) и эмоционально негативное влияние (наказание) регулируют общие действия партнеров. Это способствует лучшему пониманию ситуативных целей, которое улучшает эффективность групповой деятельности.

Без применения коммуникативных категорий “одобрения” и “неодобрения” невозможна никакая координация совместной деятельности.

Акт вербальной коммуникации – это диалог, который состоит из разговора и слушания. Умение говорить является давним предметом исследования. Существует специальная наука – риторика, выкладывается специальная дисциплина – ораторское искусство.

Но в современной литературе по вопросам общения большое внимание уделяется умению слушать. Результаты исследований показывают, что достаточными навыками умения слушать владеют немного людей.И. Атватер указывает на то, что слушать очень трудно. Мы в первую очередь заняты собственному вещание.

Кроме того, если человек в процессе диалога замолчал” то еще не значат, что она слушает. Слушание – активный процесс, который требует внимания. Но уточняя, оценивая или анализируя информацию во время диалога, человек больше внимания уделяет своим делам, чем потому, что ей говорят.

Особенно это оказывается в ситуациях конфликтного общения.

В диалоге нас чаще интересует то, понял ли нас другой, чем то, поняли ли мы его. Это деформирует процесс общения. Наилучшего метода избежать этого – нерефлексивное слушание. Сущность его заключается в невмешательстве в язык собеседника (условно пассивное слушание).

В зависимости от ситуации во время нерефлексивного слушания могут оказываться поддержка, одобрение, понимание с помощью минимальных ответов, которые помогают продлить беседу (реплики типа “да”, “понимаю”, “это интересно”). Такие нейтральные слова способствуют поддержке разговора, снимают напряжение.

Похожий материал – Реферат: Общение: обаяние и застенчивость

Нерефлексивное слушание целесообразно применять в таких ситуациях.

1. Когда собеседник выражает свое отношение к какому-то событию. Психотерапевты применяют этот метод в начале беседы. Целесообразно использовать его в собеседовании во время приема на работу, когда нужно больше узнать о человеке, и при проведении переговоров.

2. В напряженных ситуациях, когда собеседник стремится обсудить наболевшие вопросы, когда он чувствует себя обиженным или разрешает важную проблему.

3. Кодов собеседнику трудно выкладывать свои проблемы.

Источник: https://cwetochki.ru/ref-referat-obshchenie-kak-kommunikatsiia.html

Общение как коммуникация (стр. 1 из 2)

Общение как коммуникация

Реферат на тему: “Общение как коммуникация”

План

Общение как коммуникация

Общение и деятельность

Функции общения

Вербальная коммуникация

Общение как коммуникация

Вся система отношения человека к другим людям реализуется в общении. Понятие “общения” является одним из центральных в системе психологического знания: Социальная функция общения заключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта.

Его специфика определяется тем, что в процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другой, происходит взаимный обмен деятельностью, интересами, чувствами и др. В общении человек формируется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

Результат общения – налаживание определенных отношений с другими людьми. Благодаря общению осуществляется интеграция людей, производятся нормы поведения, взаимодействия. Связь людей в процессе общения является условием существования группы как целостной системы.

Общение координирует общие действия людей и удовлетворяет потребность в психологическом контакте. Потребность в общении является одной из первичных потребностей ребенка. Она развивается от простых форм (потребность в эмоциональном контакте) к более сложным (сотрудничество, интимно личное общение).

В процессе индивидуального развития изменяются мотивы общения. М.И.

Лисина очертила такие стадии развития потребности ребенка в общении: потребность во внимании и доброжелательности взрослого (первое полугодие жизни), в сотрудничестве (ранний дошкольный возраст), в заинтересованности взрослого запросами ребенка (младший и средний дошкольный возраст), во взаимопонимании и сопереживании (старший дошкольный возраст). Основные мотивы в общении детей дошкольного возраста – познавательные, деловые и личностные.

Общение и деятельность

Общение тесно связано с деятельностью. Любая форма общения выступает как форма совместной деятельности, люди всегда общаются в процессе определенной деятельности.

Сочетание деятельности одного человека с деятельностью других людей образует совместную деятельность.

В совместной деятельности формируются не только субект-субектные (человек – предмет деятельности), но и субект-субектные отношения (человек – человек). Сущность общения заключается во взаимодействии субъектов деятельности.

Общение может рассматриваться как сторона, условие деятельности или как отдельный вид деятельности. Но связь общения и деятельности заключается именно в том, что благодаря общению деятельность организуется.

Перестройка плана совместной деятельности требует от каждого человека понимания цели деятельности, средств реализации, деления функций для ее достижения. Специфика общения в процессе деятельности заключается в создании возможности организации и координации деятельности ее отдельных участников.

В общении происходит обогащение деятельности, развиваются и образуются новые связки и отношения между людьми.

Моя психология
Добавить комментарий