Перцептивная сторона общения

Что включает в себя перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения – это форма диалога, которая подразумевает создание полного взаимопонимания между собеседниками.

Этого говорит о том, что человек должен понимать цели, мотивы и установки своего собеседника, разделять их и принимать его мировоззрение.

Подобное взаимодействие приводит к построению правильных межличностных отношений, в основе которых является восприятие одной личности другим индивидом. Давайте ознакомимся с функциями перцептивной стороны общения более подробно.

Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.)

Функции и предназначение

Перцептивное общение – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении «читать» внутренний мир окружающих людей. Человек, обладающий способностью определять психическое состояние собеседника, сможет выявить его истинное отношение к различным вопросам. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:

  • создает почву для восприятия чужой личности;
  • благотворно влияет на создание взаимопонимания;
  • в некоторой степени способствуют влиянию собеседников друг на друга.

Данные функции основываются на работе определенных психических установок. К таким установкам специалисты относят эмпатию, аттракцию и идентификацию. Эти механизмы отвечают за познание и понимание окружающих людей.

Помимо этого, в общении используется механизм рефлексии, который можно охарактеризовать как познание собственной личности при помощи создания коммуникативных связей.

Последним инструментом является казуальная атрибуция, в задачу которой входит создание прогноза поведения собеседника на основе его модели ведения разговора.

Перцептивная сторона общения включает в себя каждый из вышеперечисленных инструментов восприятия окружающих людей. Давайте более подробно ознакомимся с каждым из этих инструментов.

Характеристика механизмов перцепции:

  1. Идентификация – один из инструментов познания личности собеседника, при котором мнение о внутреннем мире человека основывается на своеобразной попытке представить себя на месте партнера.
  2. Аттракция – механизм познания человека, подразумевающий привлечение. Определенное отношение к оппоненту строится на возникновении устойчивых позитивных чувств.
  3. Эмпатия – механизм эмоционального и чувственного сопереживания к окружающим людям.

Понимание чувств, мотивов и желаний окружающих, тесно взаимосвязано с вышеперечисленными механизмами. Следует отметить, что перцептивная сторона общения также связана с такими механизмами, как казуальная атрибуция и рефлексия.

Казуальная атрибуция – способ интерпретации эмоций и действий окружающих, при наличии желания определить мотивы выбранной ими поведенческой модели. Рефлексия относится к инструментам самопознания собственной личности при помощи создания коммуникативных связей.

Данный механизм подразумевает представление своей личности так, как её воспринимает партнер.

Восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира

Во время проведения исследований, связанных с перцептивной стороной общения, ученые выявили интересный факт.

Подавляющее большинство людей имеют склонность приписывать себе коллективные достижения. А неудачи в различных сферах, оправдывают обстоятельствами или возлагают на других людей.

Также интересен тот факт, что люди, отрицательно настроенные в отношении своего оппонента, также воспринимаются последними, в негативном свете.

Каждый человек воспринимает окружающих на основе собственного «первого впечатления», которое может являться ошибочным.

Ошибки первого впечатления

В психологии термин «перцепция» используется для описания функции психики, которая отвечает за восприятие окружающих людей и формирование цельного образа личности оппонента.

Согласно мнению ученых, оценка незнакомого человека состоит на половину из ошибочного мнения и на пятьдесят процентов из правильного восприятия.

Данный факт можно объяснить влиянием трех определенных факторов, которые оказывают влияние на перцептивную сторону общения.

По мнению ученых, каждый человек совершает определенные ошибки в восприятии окружающих людей. Одной из таких ошибок является неадекватное восприятие отношения собеседника к конкретному индивидууму.

Уважительная и доброжелательная манера разговора приводит к тому, что в восприятии окружающих создается образ, состоящий из сплошь положительных характеристик. Также людям свойственны ошибки в оценивании качеств оппонента.

В той ситуации, когда собеседник превосходит человека по определенным критериям, создается ошибочный образ более талантливого и интеллектуально развитого человека. Данная ошибка в анализе личности имеет и прямо противоположное восприятие.

Характеристики восприятия человеком других людей, интерпретации их внутреннего мира изменяются в процессе жизнедеятельности человека

Самой важной ошибкой в оценке личности является неправильное восприятие привлекательности человека.

Те индивиды, что вызывают интерес своей внешностью или другими индивидуальными качествами воспринимаются как более интересные собеседники.

В некоторых случаях таким людям приписываются те качества, что могут быть нехарактерны для их темперамента.

Перцептивная сторона общения – является необходимой составляющей межличностных взаимоотношений. В её состав должны входить:

  • познание собственной личности посредством построения коммуникативных связей;
  • познание личности и понимание оппонента;
  • прогноз поведенческой модели партнера по общению.

Источник: http://ktovdepressii.ru/terminologiya/chto-vklyuchaet-v-sebya-pertseptivnaya-storona-obshheniya.html

Перцептивная сторона общения: характеристика и механизмы

Перцептивная сторона общения

Рады Вас приветствовать, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Потребность в общении у человека проявляется практически с рождения для того, чтобы обеспечить ему успешное развитие.

Взаимодействие с окружающими помогает ему выжить, в буквальном смысле слова, и, между прочим, во взрослой жизни также. И сегодня мы рассмотрим одну из его составляющих.

Если быть точнее, то, что представляет собой перцептивная сторона общения, а также из каких компонентов она состоит.

Социальная перцепция по факту – это восприятие другого человека с помощью оценки и образов, которые мы создаём, чтобы лучше понимать его и то, как с ним обращаться, взаимодействовать.

Основные её функции:

  • Познание себя. Для того чтобы дать верную оценку и характеристику другому, необходимо изначально познать себя. Собственная идентичность как бы, является начальной базой, фундаментом. Опираясь на него, можно строить предположения о личности другого. Также, если соотносить предоставленные знания о характере собеседника по отношению к себе, то, замечая сходства и разницу также можно обнаружить что-то новое, неизвестное ранее. Допустим ресурсы и умения, о наличии которых и не догадывался.
  • Познание собеседника. Позволяет не только узнать его лучше, но и понять, в каком социальном пространстве он находится, каких людей выбирает…
  • Установление эмоциональных связей. Суть этой функции заключается в том, что она позволяет выбрать в партнёры наиболее подходящего под ценностную систему человека. Допустим, кто-то ценит верность и надёжность, а кому-то важна лёгкость и непосредственность в контакте…
  • Организация коллективной работы. Невозможно достичь успеха, если не работать в группе сообща, иначе конфликты и разногласия на фоне отсутствия взаимопонимания сделают совместную деятельность невозможной.

Структура состоит из трёх компонентов, таких как, субъект восприятия, объект и, конечно же, сам процесс.

Стереотипия

Стереотип является таким себе сокращённым вариантом представлений. Допустим, если какая-то ситуация слишком часто возникала в жизни человека, то, опираясь на полученный опыт, с целью экономии времени и ресурсов, он, сталкиваясь с чем-то похожим, заранее, предвосхищая дальнейшие события даст свою оценку по поводу того, чем всё грозит или как закончится.

К примеру, бытует стереотип, что красивые мужчины – обязательно бабники. И тогда женщина, встретив внешне очень даже привлекательного парня, не будет ему доверять. Или вообще, не захочет отношений с ним, несмотря на то, что возник интерес. А на самом деле он может оказаться верным, искренним, и даже застенчивым.

Поэтому с одной стороны, стереотипы однобоки и ограничены, так как не позволяют узнать действительность такой, какая она есть. Но с другой – с их помощью формируются традиции, устои и приметы.

Образно говоря, они делят мир на две категории, например, белое и чёрное.

Хотя на самом деле существует ещё масса других оттенков, и нередко бывают ошибочны, отчего возникают даже целые этнические установки, прямо-таки характеристика особенностей темперамента людей из разных стран.

Допустим, принято считать, что итальянцы импульсивны, энергичны, и тогда, встречая молчаливого и апатичного жителя Италии, человек рискует начать навязывать ему придуманный образ, требуя соответствовать представлениям.

Идентификация

Во время общения, как бы того ни хотелось, личность сравнивает себя с собеседником, чтобы понимать о схожестях и различиях. Соответственно, таким образом он узнаёт о своих особенностях, возможностях и ограничениях.

Так вот, чтобы узнать, зачем другой человек поступил так, а не иначе, или что он чувствует и что с ним происходит, каждый из нас прибегает к такому приёму, как идентификация. Простым языком – ставит себя на место того человека и думает, а как бы в такой ситуации сделал я и чтобы со мной происходило?

Эмпатия

Это способность сопереживать, чувствовать целую гамму эмоций по отношению к чужим жизненным историям и ситуациям. Эмоциональное реагирование позволяет понять, что в данный момент происходит во внутреннем мире собеседника. И кстати, именно на чувственную зону часто опираются специалисты.

Психология человека такова, что он в силу каких-либо обстоятельств, «вытесняет» неприятные чувства, думая, что таким образом он избавляется от них. Но на самом деле они всё равно остаются с ним, только в фоне, и мешают, «замораживают», останавливают…

Так вот, специалист, благодаря чувствительности, то есть возникших в ответ переживаний может обнаружить, что на самом деле не даёт полноценно обратившемуся клиенту дышать полной грудью, ощущать гармонию и радость.

А знаете, как формируется близость? С помощью эмпатии, когда два человека понимают, с чем каждому пришлось столкнуться в жизни, хотя бы потому, что переживали подобное.

Например, тот, кто справился с депрессией, не будет обесценивать состояние того, кто в данный момент пытается «выкарабкаться», потому что знает, как это. Вот почему говорят, что их понимают без слов.

Кстати, будьте осторожны, манипуляторы «ловят» своих жертв как раз с помощью «игры» на их чувствах.

Аттракция

Субъективное восприятие партнёра под влиянием хорошего отношения к нему. Замечали, что вам намного проще понимать тех людей, к которым уже возникла привязанность? Так проявляется аттракция, чем лучше отношение к кому-либо, тем отчётливей ощущение, что он очень хорошо знаком, похож, понятен и близок даже, несмотря на то, что реально люди могут знать друг друга только пару дней.

Вот откуда берут своё начало романтичные фразы наподобие: «Мы будто всю жизнь знакомы и были вместе, хотя на самом деле познакомились только сегодня».

Рефлексия

Один из механизмов самопознания, который включает в себя возможность представлять, как он выглядит в глазах собеседника и вообще воспринимается окружающими. И очень часто это представление не соответствует реальности, потому что личность не в состоянии наблюдать за собой со стороны, как ведёт себя в какие-то моменты, как реагирует и прочее.

Бывало такое, что, прослушав диктофонную запись своего голоса, вы были неудовлетворенны тем, как он звучит, потому что вам он слышится совсем иначе? Или, посмотрев видео, были удивлены тем, как двигаетесь, смеётесь и разговариваете?

Каузальная атрибуция

Объяснение поведения окружающих, причём у каждого есть свои любимые, благодаря которым он интерпретирует поведение остальных. Например, поведение коллег может рассматриваться только через призму обиды, так как привычно думать, что никто не ценит его стараний.

Атрибуция может быть:

  • Личностной – в случае неудачи или провала обязательно находят виноватого, который мог просто случайно оказаться рядом и не так посмотреть…
  • Обстоятельственной – в этом случае ответственность перекладывается на обстоятельства и события, даже погоду.
  • Стимульной – причина неудачи ложиться непосредственно на тот предмет или личность, с которой произошло несчастье. Ну, например, совершили над девушкой насилие – сама виновата, надо было дома сидеть, или случилась авария – надо было быть внимательней…

Эффекты

Существуют механизмы, которые искажают адекватное восприятие, их ещё называют эффектами или феноменами. Происходит так в силу того, что, не понимая чего-то, человек начинает испытывать тревогу, ему обязательно необходимо найти объяснение поведению окружающих и прочее.

Но, к сожалению, он не всегда в состоянии получить необходимую информацию, да и редко интересуется напрямую касательно волнующего вопроса, потому что, к примеру, проще додумать и пофантазировать, чем спросить и узнать правду, которая может ранить. Итак, непосредственно эффекты восприятия:

  1. Эффект ореола возникает, когда не будучи с кем-то знакомым, но уже владея какой-то о нём информацией, порой даже ориентируясь на сплетни, складывается образ человека, в котором мало места ему реального. Я имею в виду, что ему приписывают какие-то черты, совсем несвойственные, и через которые ему потом сложно пробиться. Также может возникнуть в момент формирования первого впечатления.
  2. Эффект новизны – это когда акцентируется внимание на последней информации о знакомом человеке, причём предыдущие знания о нём вполне могут быть обесценены. Например, в отношениях, когда мужчина считался заботливым длительное время, происходит какое-то событие, и его обвиняют в эгоизме и бесчувственности, полностью перечёркивая прошлое.
  3. Феномен первичности – в данном случае, чтобы оценить незнакомого человека, ведущей будет самая первая полученная информация о нём.
  4. Проекция – приписывание другому человеку чувств и качеств, которые отрицаются в себе или, наоборот, не замечаются. Так что, если вы используете одно и то же описание как характера, так и поступков различных людей, то стоит задуматься, а насколько применительно это к вам? Например, можно ругаться, что все вокруг жестокие и агрессивные, но впоследствии обнаружить, что на самом деле масса злости внутри. Или жалеть всех подряд, на самом деле нуждаясь в чьей-то поддержке, но, не умея о ней заявлять. Если хотите узнать больше, посмотрите статью «Особенности механизмов психологической защиты личности человека».

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Общение – важный процесс, состоящий из нескольких компонентов, так что помимо перцепции, существует ещё и интеракция, то есть непосредственно само взаимодействие, а какое оно бывает, вы сможете узнать из статьи «Основные факторы интерактивной стороны общения в психологии». Берегите себя и близких!

Материал подготовила Журавина Алина.

Источник: http://qvilon.ru/psihologiya/pertseptivnaya-storona-obshheniya.html

Диагностика способности к общению

Перцептивная сторона общения

При исследовании проблем, связанных с перцептивной стороной общения, иногда говорят о социальной перцепции. Под социальной перцепцией следует понимать восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

Это более широкое понятие, чем понятие «межличностная перцепция». В последнем случае термин-понятие «социальная перцепция» сужается, отождествляется с межличностным восприятием. В данной работе за основу принято это, более узкое значение понятия о перцептивной стороне общения.

Выдающиеся отечественные психологи Б. Г. Ананьев и В. Н. Мя-сищев в своих трудах, посвященных познанию людьми друг друга, четко выделили три компонента, которые необходимо иметь в виду каждому исследователю при разработке проблем общения:

1) познание людьми друг друга;

2) эмоциональное отношение их друг к другу;

3) взаимопонимание партнеров по общению.

Развитие этих теоретических позиций по проблемам общения продолжено их учениками и последователями (А. А. Бодалев, Г. М. Андреева, А. В. Петровский и др.).

Таким образом, при взаимодействии в совместной деятельности важно взаимопонимание, т. е. восприятие человека человеком и изучение особенностей межличностной перцепции. Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную регулятивную роль в общении.

На основе восприятия человека человеком формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению. Этот процесс в межличностной перцепции осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому.

Следовательно, при взаимодействии людей в совместной деятельности должны быть приняты в расчет не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, участвующих в общении. Кроме того, в расчет должно быть принято и третье измерение «Я» (Я++), т. е.

то, каким вас видит партнер по общению (см. п. «Психологическая структура общения).

Следует подчеркнуть существенную разницу между познанием мира, природы и познанием человека человеком. Если познание природы происходит на основе чувственного отражения объективного мира и рационального мышления индивида (т. е.

субъекта познания), то познание и понимание людьми друг друга происходит на основе взаимопонимания, предполагает понимание целей, мотивов, установок партнеров по взаимодействию. Более того, это взаимопонимание может качественно изменяться.

Скажем, если цели, мотивы, установки партнера по взаимодействию поняты, но не восприняты к тому, чтобы действовать сообразно этим целям, мотивам, установкам (субъект взаимопонимания имеет, например, другие установки, другие цели, другие мотивы), то это – одно.

И совсем другое дело, когда цели, мотивы, установки партнера по взаимодействию не только поняты, но и восприняты и принимаются для себя. В этом случае согласуются действия, проявляются симпатии, возникает любовь…

В обыденной жизни люди зачастую не знают действительных причин поведения партнеров по общению и начинают приписывать друг другу причины поведения, основываясь на сходстве поведения воспринимаемого лица с поведением другого индивида, либо на основе собственных мотивов поведения, которые могут возникнуть или которые возникали в прошлом в аналогичных ситуациях.

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому.

Здесь значимый другой – это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению.

При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним.

Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е.

уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним.

Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником.

Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). Ивтомивдру-гом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека).

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».

Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.

Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации).

Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Эффекты межличностного восприятия

Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств.

Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению.

Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Таким образом, каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция – это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, Г. М. Андреева сделала вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия [7, с. 426].

Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих.

В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.

Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания, как отмечает Г. М. Андреева, при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева [12].

Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый.

После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д.

Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.

Эффект ореола (галоэффект) – это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону.

В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются.

Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.[2]

Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация – это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стерео-типизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип – это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

1) поддержание идентификации;

2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.

Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителяъ тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга, как отмечает Г. М. Андреева, может привести к двум различным следствиям [7, с. 129].

С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры – педанты», «все учителя – на-зидатели».

С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов – от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Социальная аттракция – это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

* * *

Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориен-таций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п.

В первой главе было показано, что люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности.

В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т – начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности.

Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности.

Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга. Своеобразие сенситивного метода заключается в том, что проводится сенситивный тренинг не в семье и на работе, а в специальных тренировочных центрах или загородом.

Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии.

В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

Источник: https://bookap.info/popular/batarshev_diagnostika_sposobnosti_k_obshcheniyu/gl7.shtm

Стороны общения

Перцептивная сторона общения

Стороны общения тесно взаимосвязаны между собой. Всего выделяют три аспектных стороны коммуникационного взаимодействия индивидов, а именно коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Границы между такими сторонами общения довольно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга.

Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной деятельности и в качестве особой деятельности. Коммуникационное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательную и формальную.

Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный в поведенческой стороне коммуникации, которая реализуется в ходе интеракции.

Перцептивная сторона общения

Стороны общения в психологии подразделяются на перцептивную, так как коммуникации невозможны без взаимопонимания; интерактивную, заключающуюся в потребности индивидов в совместной деятельности и коммуникативную, представляющую собой обмен информацией.

Перцептивной стороной общения называют процесс, выступающий обязательной составной частью коммуникаций и базирующийся на познании (восприятии) друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность.

Основываясь на внешнем аспекте поведения субъект, как бы «читает» собеседника, расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Немаловажную роль в общении играют впечатления, возникающие в ходе взаимодействия. Они несут регулятивную функцию.

В процессе познания одним субъектом другого одновременно происходит его эмоциональная оценка, попытка постигнуть ход его действий и понять стратегию трансформации поведения, вследствие чего осуществляется построение стратегии собственного поведения.

В процессе коммуникативного взаимодействия происходит восприятие физических характеристик и поведенческих реакций субъекта, т.е. вырабатывается представление о его взглядах, намерениях, эмоциях, размышлениях, способностях, установках и др.

Кроме этого также вырабатывается представление об отношениях, связующих объекты и субъекты восприятия. Другими словами, восприятие другого индивида подразумевает под собой восприятие его внешних данных, их сопоставление с личностными характеристиками объекта восприятия, вследствие чего происходит интерпретация (понимание) его поведения.

В перцептивные процессы коммуникативного взаимодействия всегда вовлечены как минимум две личности, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами себя происходит с двух и более сторон, так как каждый из собеседников соотносит себя с другим.

Поэтому при выработке плана взаимодействия каждому беседующему приходится брать в расчет одновременно потребности, мысли, мотивы и убеждения другого, и то, как другой участник беседы понимает его личные потребности, убеждения, мотивы.

Каждый из партнеров в ходе оценивания другого, стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно, его причин. В повседневной жизни индивиды не понимают реальных причин поведения остальных людей или понимают, но недостаточно.

Вследствие дефицита информации люди приписывают другим индивидам причины поведения, дабы дать «разумное» объяснение их поступков. Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост индивида и его успешность в деятельности в целом.

Стороны делового общения тесно взаимосвязаны друг с другом. Умение правильно воспринимать партнера по коммуникации и грамотно интерпретировать воспринимаемую информацию способствует эффективному аргументированию, нахождению нужных доводов, что приводит к результативности беседы.

Основные стороны процесса общения служат для определения структуры коммуникативного взаимодействия с целью дальнейшего анализа каждого его элемента.

Современная социальная психология утверждает, что следует больше уделять внимания аспектным сторонам коммуникационного взаимодействия, связанным с характеристикой !рефлексии и взаимоотношений, которые складываются в процессе взаимодействия и влияния субъектов коммуникации друг на друга.

Интерактивная сторона общения

Стороны процесса общения характеризуют основные компоненты общения. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любых коммуникаций зависят от потребностей индивидов в совместной деятельности.

Коммуникация должна всегда предполагать определенный результат – видоизменение поведения других субъектов.

Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, основываясь на социальных нормах, принятых в социуме моделей поведения, которые регламентируют взаимоотношения субъектов и образуют специфическую систему.

О существовании и принятии в обществе регламентирующих норм поведения свидетельствует одинаковое реагирование социума на определенное действие, отличающееся от поступков других. Размах социальных норм довольно широк – начиная от модели поведения, соответствующего требованиям рабочей дисциплины, гражданского и воинского долга и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости.

Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, помогает регулировать поступки при этом, подвергая их оценке и разделению на соответствующие и несоответствующие нормам.

Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется согласно репертуару ролей, которые играют общающиеся субъекты. Под ролью подразумевается нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая социумом от каждого, занимающего определенную социальную позицию. К таким позициям можно отнести возраст, должность и др.

Каждая роль, занимаемая субъектом, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям окружающих. Каждый индивид может выступать в различных ролях (множественность позиций), что нередко ведет к ролевому конфликту. Взаимодействие субъектов, выполняющих различные роли, управляется ролевыми ожиданиями.

Отсюда следует, что исходным условием результативности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.

Причины конфликтов в коллективной деятельности могут быть детерминированы предметно-деловыми разногласиями и расхождениями в личностно-прагматических интересах. При этом отличительной чертой конфликтных ситуаций второго рода является нагнетание эмоциональной напряженности.

Также причинами возникновения конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в коммуникациях, которые препятствуют налаживанию успешного взаимодействия беседующих.

Смысловым барьером в коммуникационном взаимодействии считается несовпадение смыслов высказанных просьб, требований, приказов для участников общения, что создает преграду для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Более значимую роль смысловые преграды приобретают при педагогическом и деловом общении.

Это объясняется разницей в возрасте участников, различным жизненным опытом, расхождениями в интересах и т.д. Именно поэтому стороны делового общения у делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.

Особую значимость для субъекта, обычно, приобретает связующее звено, объединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее реализации. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут нести различный смысл. Поэтому при коммуникационном взаимодействии важнейшим значением обладает умение ставить себя на позицию другого участника коммуникаций.

Коммуникативная сторона общения

В случаях, когда под общением понимают обмен информацией, то обычно подразумевают его коммуникативный аспект. То есть в узком понимании это значит, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными представлениями, мыслями, интересами, идеями, настроениями и др. Все это вместе можно назвать информацией.

Общение не следует рассматривать только в контексте отправки и приема информации, так как в ходе общения свершается взаимодействие активных субъектов, а не простое движение сообщений.

Взаимное информирование индивидов предполагает налаживание коллективной деятельности и активный обмен информацией.

Значимую роль для каждого участвующего в коммуникации играет важность информации при условии того, что такая информация принята и понята.

Характер взаимообмена информацией между всеми участниками общения обусловливается возможностью оказывать влияние друг на друга через знаковые системы. То есть обмен информацией предполагает обязательное воздействие на партнера по коммуникации. Коммуникативное влияние, возникающее при общении, является не чем иным, как воздействием психологического характера одного субъекта на другого.

Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией появляется только тогда, когда все участники взаимодействия обладают общей системой кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, индивиды довольно часто понимают по-разному их. Причинами этого могут служить возрастные особенности социальные, политические детерминанты.

В условиях коммуникационного взаимодействия часто могут возникать специфические барьеры, возникающие вследствие отсутствия понимания самой ситуации взаимодействия.

Отсутствие понимания может быть вызвано не только использованием разных языковых систем, но и более серьезными различиями, существующими между участниками общения.

К таким различиям можно отнести социальные, возрастные, политические, профессиональные, религиозные различия, порождающие разнообразие мироощущения, мировоззрения, миропонимания. В данном аспекте коммуникационное взаимодействие свидетельствует о том, что оно представляет собой лишь сторону общения.

В ходе выстраивания типологии коммуникативных процессов разумным будет воспользоваться определением «направленность сигналов». Данное понятие позволяет выделить аксиальный и ретиальный коммуникативные процессы.

Аксиальный процесс представляет собой направленность сигналов единичным приемником информации, другими словами отдельным людям.

Ретиальный процесс представляет собой направленность сигналов во множество возможных адресатов.

Информация, распространяющаяся коммуникатором, бывает побудительного типа и констатирующего. Побудительный тип сообщений выражается в репликах просительного, приказного, рекомендательного характера. Она рассчитана на стимулирование какого-то определенного действия. В свою очередь стимулы могут быть различными.

Главным образом, в качестве стимула может выступать активизация, то есть призыв к действиям в нужном направлении и, наоборот, интердикция, то есть призыв, не допускающий некоторых действий, запрет определенных видов деятельности, а также дестабилизация, то есть рассогласование или расстройство некоторых независимых видов деятельности или повелений.

Констатирующие сообщения выражаются в форме уведомления или каких-либо сведений. Они используются в разнообразных образовательных системах и не предполагают непосредственной трансформации поведения и деятельности, однако косвенно способствует этому.

Характер информации может быть различным. Так, например, критерий объективности варьируется от безразличного тона преподнесения до включения в формулировку сообщения довольно очевидных элементов убеждения.

Вариация сообщения предопределяется коммуникатором – лицом, отправляющим информацию.

Источник: http://psihomed.com/storonyi-obshheniya/

Моя психология
Добавить комментарий