Психологический барьер

Содержание
  1. Барьеры общения и способы их преодоления
  2. Психологический барьер
  3. Психологические барьеры общения
  4. Нерешительность
  5. Социофобия
  6. Психологические барьеры в отношениях
  7. Неумение доверять
  8. Неумение выражать чувства
  9. Страхи и сомнения
  10. Как преодолеть психологический барьер
  11. Решение проблем
  12. Постепенное движение
  13. Духовные практики
  14. Принятие ответственности
  15. Расшифровка понятия: психологический барьер
  16. Причины и виды препятствий с точки зрения психологии
  17. Индивидуальные особенности личности и их влияние на коммуникативные навыки
  18. Как преодолеть затруднения в общении
  19. Психологические барьеры к нововведениям на работе
  20. Определение и сущность психологических барьеров
  21. Причины возникновения психологического барьера
  22. Виды психологических барьеров
  23. Как преодолеть психологические барьеры
  24. Психологический барьер в общении – как преодолеть?
  25. Что такое психологический барьер?
  26. Психологические барьеры в общении
  27. Как преодолеть психологический барьер?
  28. Итог

Барьеры общения и способы их преодоления

Психологический барьер
Общение – неотъемлемая часть жизни человека. От умения быстро устанавливать контакты с окружающими в современных условиях зависит успешность личности практически во всех сферах жизнедеятельности.

Все стремятся к приятному и эффективному общению, однако иногда возникают ситуации, когда обмен информацией нарушается и партнерам сложно понять друг друга.

К этому приводят барьеры общения, которые существенно затрудняют диалог между собеседниками.

Язык иногда вместо дороги превращается в барьер.
Дэниел Киз. Цветы для Элджернона. Доктор Штраус

Это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций. Все барьеры общения делятся на две группы: психологические и коммуникативные.

В повседневной жизни, когда мы сталкиваемся с ситуациями общения, близости, переговоров или общей деятельности с другими людьми, часто возникает ощущение “преодоления барьера” или существования какого-то крупного барьера, между личностями, который не позволяет им адекватно взаимодействовать друг с другом. Многие философы, писатели и просто бытовые исследователи обращали внимание на колоссальную разницу в восприятии человеком своего “я” и ощущения “других”.

Те люди, которые находятся за пределами нашего “я” оказываются чужими, непредсказуемыми и часто приносят неприятные ощущения, боль и разочарование – именно из-за того, что чем более близким становиться человек, тем в большей степени на него перекладываются индивидуальные представления о том, что правильно, и что нет, как нужно жить и действовать.

Соответствующие ожидания не оправдываются никогда, потому что другой человек – совершенно другая, отдельно сформировавшаяся личность, у которой другие интересы, способности и цели в жизни. Однако, даже такое вполне логичное разочарование заставляет не открыть себе понимание “других”, а отстраниться от общения. Ж.П.

Сартр сформулировал такой психологический процесс очень афористично: “Ад – это другие”.

На самом же деле путь к взаимопониманию прост и необыкновенно логичен, как это ни странно. Для того, чтобы нормально и адекватно воспринять других людей, необходимо присматриваться к их характерным реакциям, способам поведения, особенностям восприятия мира, к тому, что и как они делают, и как реагируют на те или иные события.

Внимательное наблюдение должно сопровождаться как можно более широким и разнообразным общением с задействованием как можно большего диапазона инструментов – разговора, совместной деятельности, обмена впечатлениями, совместного творчества или разделения его результатов и т.д.

Чем в большем количестве разнообразных ситуаций проявит себя человек, тем больше о нем можно узнать, и тем точнее будет наше поведение по отношению к нему.

Психологические барьеры возникают в следствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия).Определяющим для возникновения ситуаций непродуктивного общения становятся личностные аспекты.

В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира субъективно, оценивает их с точки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять партнера по общению, у которого другая точка зрения и другие особенности восприятия.

Основные виды психологических барьеров:

  1. Эстетические барьеры – возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба.

  2. Интеллектуальные барьеры – заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития. Например, общение оптимиста и пессимиста не всегда можно назвать продуктивным, ведь один будет искать в любой ситуации плюсы и пути выхода, а второй – акцентировать внимание на негативе.

    К интеллектуальным можно отнести барьер некомпетентности, когда человек не разбирается в обсуждаемой теме, что вызывает у партнера по общению чувство огорчения или раздражения.

  3. Мотивационные барьеры – проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.

  4. Моральные или этические барьеры – эффективности общения мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов.
  5. Барьер установки – если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом.

    Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей.

  6. Барьер отрицательных эмоций или плохого физического состояния – относятся к ситуативным барьерам. Иногда проблемы в общении возникают, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на установление контакта с другими.

Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках и другие сложности перевода.

Основные виды коммуникативных барьеров:

  1. Семантические барьеры – возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи.

    Например, один человек фразу «хороший метод достижения цели» понимает, как способ, который не навредит окружающим людям, а другой – как стратегию достижения желаемого любой ценой, даже если окружающие пострадают.

  2. Логические барьеры – проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли.

    В таком диалоге нарушаются причинно-следственные связи, и часто происходит подмена понятий.

  3. Фонетические барьеры – это плохая техника речи у говорящего. Когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации.

↑ ↑

Человека в современном мире невозможно представить без речевых коммуникаций. Каждый день приходиться общаться на работе или учебе, с друзьями или коллегами. Но настоящей проблемой может стать барьер, который мешает грамотно общаться с окружающими и отделяет человека от нормальной жизни.

Один из самых распространенных барьеров – комплекс неполноценности. Люди с низкой самооценкой считают, что они хуже других, не видят своих достоинств и предпочитают проживать свою жизнь тихо и спокойно.

Но на самом деле, стоит только сменить имидж, начать работать над собой и улыбаться трудностям, так потребность в общении появляется сама собой. Неуверенность в себе проходит с практикой.

Психологи советуют не обходить людей стороной, а как можно чаще пробовать поддержать разговор.

Еще одной проблемой в общении может стать и завышенная самооценка. Комплекс превосходства проявляется в предвзятом отношении к окружающим людям. Человек чувствует себя лучше остальных и считает, что разговаривать с ними можно неуважительно и свысока.

Конечно, такое отношение никого не устраивает и контактов с такой личностью скорей всего будут стараться избегать. Но если человек сам понимает причину трудностей в общении, то справиться с ними поможет самоконтроль и лояльное отношение к обществу.

При разговоре, можно попробовать найти в собеседнике положительные черты, благодаря этому беседа пройдет более комфортно для обеих сторон.

Часто, случается так, что человек просто боится вступать в контакт с кем-либо. Например, не найти нужных слов, показаться глупым или сказать что-то не то. Появляется страх быть не принятым и осужденным.

Возможно, у человека не хватает навыков общения или недостаточный словарный запас. Выход из такого положения – практика. Можно тренироваться перед зеркалом, как бы разговаривая с воображаемым другом.

Попробовать вести переписки в интернете, ведь не имея возможности смотреть на собеседника, выражать свои мысли гораздо легче. Конечно, нужно больше читать и развивать словарный запас, чтобы подбирать слова для любой ситуации.

Важно оставаться самим собой и не бояться о том, что подумают другие. Каждый человек воспринимает все по-разному, и найдутся те, кто сможет помочь справиться с этим барьером.

Сложность заключается в том, что зачастую причины возникновения сложностей общения не осознаются людьми. Особенно актуально это для психологических барьеров.

Если коммуникативные преграды воспринимаются сразу и для их устранения часто достаточно уточнить смысл сказанного, переформулировать предложения и поработать над своей речью, то психологические сложности являются следствием подсознательных установок.

Они плохо поддаются контролю.

Минимизировать вероятность возникновения барьеров помогут следующие правила общения:

  • Следите за своей внешностью и манерами общения, они должны соответствовать ситуации.Пытайтесь воспринимать собеседника объективно и безоценочно.

Для того, чтобы правильно с человеком взаимодействовать, нужно как можно больше о нем знать, и действовать в соответствии с его программой действий, а не со своей.

Следует смиренно принять тот факт, что другие люди, даже те, которые вследствие обстоятельств являются нашими близкими, на самом деле – совершенно другие, мыслят, чувствуют и действуют не так как мы.

Настоящая близость становится возможной только после достижения этого понимания и его практического воплощения.

Начать общаться с людьми совсем не сложно. Живое общение действительно приносит огромное удовольствие и помогает добиваться поставленных целей.

Чупалова Майя · 22 ноя, 2017

Источник: https://PsyMod.ru/psikhologiya-obshcheniya/16-bariery-obscheniya.html

Психологический барьер

Психологический барьер

Характер

Под психологическим барьером понимается определенная степень акцентуации личности на своем характере, препятствиях и различных преградах.

2 251 28 октября 2017

Под психологическим барьером понимается определенная степень акцентуации личности на своем характере, препятствиях и различных преградах. Общение в таком случае становится чем-то трудным, почти невозможным.

Ведь чем больше человек зацикливается на проблеме, тем сильнее она его захватывает. Психологические барьеры бывают в отношениях между людьми, в общении. В большинстве случаев с ними удается справиться самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов.

Для этого требуется разобраться в ситуации, определиться с дальнейшими шагами.

Психологические барьеры общения

Психологический барьер представляет собой такое состояние личности, при котором она не может действовать согласно своим внутренним убеждениям.

Становится по-настоящему трудно реализовать себя в каком-то деле, достичь поставленной цели, да и просто быть открытым в общении с окружающими.

Блок проявляется в определенном поведении и способе смотреть на окружающую действительность.

Нерешительность

Это первое, что бросается в глаза, когда рядом находится такой индивид. Нерешительность мешает принимать важные решения, действительно всячески ограничивает личность в общении. Подобного рода барьер совсем не просто преодолеть, тем более, что здесь замешаны чувства.

В общении с людьми такой человек не может проявить себя, не понимает, как ему нужно действовать, на что направлять свое внимание. Кажется, что прилагаемые усилия все потрачены напрасно. На самом деле, прежде чем предпринимать какие-то действия, необходимо осознавать, куда и зачем следует двигаться.

Нерешительность как черта характера часто заставляет личность упускать хорошие возможности. Даже если есть понимание того, что нужно кардинально изменить свое поведение, отсутствуют силы, чтобы что-либо поменять. Общение после этого часто портится.

Когда внутренний барьер не преодолен, всегда присутствует вероятность того, что проблема так и не будет решена.

Социофобия

Представляет собой довольно серьезную проблему, которая всячески мешает человеку жить. Окружающим бывает сложно представить, что он испытывает на самом деле. Общение становится для такой личности сродни настоящему испытанию. Повседневная реальность часто предстает перед личностью в пугающем и неизвестном свете.

Социофоб не обладает необходимыми коммуникативными навыками, у него отсутствует стремление заниматься собственным индивидуальным развитием. Психологический барьер как личностная проблема способна существенно отравить жизнь, сделать существование просто невыносимым. Возможность полноценного общения при этом полностью исключается.

Чем сильнее выражен страх перед жизнью, тем сложнее выстраивать отношения с окружающими.

Психологические барьеры в отношениях

В отношениях между людьми иногда ярко проявляются психологические барьеры. Они появляются и у тех, кто не имеет выраженных проблем в общении. Просто иногда становится действительно трудно понять друг друга.

В большинстве случаев каждый индивид склонен отстаивать собственные интересы. Вот почему так много ссор и скандалов возникает в молодых семьях, особенно с появлением младенца.

Как выражается наличие барьеров в отношениях между людьми? Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Неумение доверять

Никакое близкое общение выстроить невозможно, если человек не может проникнуться доверием к оппоненту. Когда имеет место быть некоторый барьер, он способен значительно отравить жизнь и сделать существование просто невыносимым. С проблемой обязательно нужно работать, ведь само собой, как известно, ничего не решается.

Психологический барьер блокирует самые лучшие чувства в человеке, способствует эмоциональному закрепощению, прерыванию общения. Когда сознанием руководит подозрительность, недоверие, замкнутость нормальное общение выстроить просто не представляется возможным. А общение само по себе занимает в отношениях важную позицию. Доверие – это основа любого близкого взаимодействия.

Когда оно по каким-то причинам утрачивается, многие вещи теряют свой смысл.

Неумение выражать чувства

Это другой психологический барьер, который препятствует счастливому самоощущению. Общение в этом случае уже не будет по-настоящему искренним. Неумение выражать свои чувства – это серьезная недоработка, которая мешает продуктивному общению.

Такой блок может присутствовать у человека длительное время и мешать адекватно воспринимать окружающую действительность. Если личность не умеет выражать свои чувства, то общение не будет складываться удачно.

В большинстве случаев получается так, что барьер в общении тянет за собой другие проблемы психологического характера. Иногда такому человеку хочется проявить свои самые лучшие качества, побыть ласковым, а не получается по той причине, что нет соответствующих навыков.

Даже когда имеется естественное стремление меняться, все сделать сразу никогда не получается.

Страхи и сомнения

Они всегда преследуют неуверенного в себе индивида. Некоторые фобии настолько навязчивы, что мешают не только общению, но и полноценной жизни. В отношениях крайне важно быть честным до конца и уметь принимать на себя ответственность.

В противном случае такое общение никак не будет приносить радость. Внутренний барьер обязательно нуждается в том, чтобы обратить на него внимание. Со страхами и сомнениями обязательно надо работать, хотя бы стараться это делать.

В противном случае они полностью подчинят себе личность и не оставят ей никакого выбора.

Как преодолеть психологический барьер

Внутренний барьер действительно препятствует полноценному общению и установлению глубокого понимания между людьми. Требуется грамотный подход к проблеме, ясное осознание того, что происходит на самом деле.

Психологический барьер, как правило, сильно ограничивает возможность взаимопонимания между людьми.

Как преодолеть внутренний блок? Какие шаги нужно предпринять, чтобы выстроить полноценное общение с окружающими людьми? Попробуем разобраться!

Решение проблем

Оно должно быть обязательно своевременным. В противном случае теряется возможность наладить общение и изменить отношение к самому себе. Ничего нельзя пускать на самотек. Лучше полностью сосредоточить силы в собственных руках. Преодолевая трудности, мы закаляем характер, становимся духовно сильнее и богаче.

Постепенное движение

Не надо стремиться решить все сложности разом!Необходимо постепенно двигаться вперед, открывая для себя все новые и новые границы общения. Внутренний барьер будет со временем становиться меньше, пока не исчезнет совсем.

Проблема заключается в том, что у большинства людей просто не хватает терпения для того, чтобы пройти этот путь от начала и до конца. Они все время торопятся и хотят поскорее избавиться от то и дело возникающих трудностей. Так делать не следует. Сложности всегда будут.

С ними надо просто уметь работать.

Духовные практики

К ним относят медитацию, йогу и еще ряд других занятий, которые позволяют человеку восстановить душевное равновесие. Размышляя над тем, как избавиться от внутренних барьеров, следует руководствоваться голосом разума.

Духовные практики действительно способствуют укреплению жизненной силы.У человека появляется уверенность в себе, желание следовать свои мечтам, строить далеко идущие планы.

В большинстве случаев с помощью таких занятий удается сформировать новое отношение к жизни, обрести личную ответственность перед самим собой.

Принятие ответственности

Пожалуй, это главный шаг, без которого невозможно сделать остальные. Необходимо принять все, что происходит без всяческих обвинений и упреков.

Освободившись от гнева и страданий, мы становимся мудрее. Только тогда возможно обрести контроль над своей жизнью, сделаться сильной личностью, которая знает, чего хочет достичь на самом деле.

Принятие ответственности – это уже половина успеха.

https://www.youtube.com/watch?v=SZ1ah3YJamo

Таким образом, проблема психологической блокировки чувств, эмоций и настроений обязательно нуждается во внимании. Чем больше человек работает над собой, тем проще ему становится жить в повседневной реальности.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/psihologicheskij-barer.html

Расшифровка понятия: психологический барьер

Психологический барьер

Случалось ли вам в ужасе замирать перед начальником, не в силах вымолвить ни слова, или растеряться в самый ответственный момент на важной презентации? В такой ситуации может оказаться каждый, вне зависимости от пола или возраста.

Психологические барьеры общения возникают спонтанно, их причиной являются остро переживаемые индивидом негативные эмоции, затрудняющие коммуникации или выполнение каких-либо действий. Результатом этих состояний являются невротические расстройства, заниженная самооценка, внутренняя неудовлетворенность, осознание собственной ничтожности.

По результатам исследований, проведенных американскими психологами в 2014 году, регулярные проблемы с общением испытывали около 30% опрошенных; обращались за помощью соответствующего специалиста хотя бы раз в течение полугода не менее 15%. Самые частые жалобы таких пациентов – состояние неконтролируемого страха, повышенная тревожность, ощущение вины, внутренней дисгармонии или неполноценности.

Усугубляясь, эти симптомы могут привести к плачевным последствиям, так как рано или поздно перерастают в различные фобии. Особенно сильно барьеры в общении мешают людям застенчивым, скромным, закомплексованным, зажатым рамками условностей и стереотипами поведения.

Общая психология считает, что нормальное общение – это такое общение, во время которого реализуются цели всех его участников с помощью методов, не вызывающих негативных ощущений у взаимодействующих людей.

На эффективность процесса может влиять множество факторов: соблюдение дистанции комфорта собеседниками, психические свойства личностей, наличие точек соприкосновения, общих интересов, взаимные симпатии.

Рекомендуем: Что такое внушаемость?

Особая роль в межличностных коммуникациях принадлежит мотивации, которая может как облегчить, так и затруднить взаимопонимание между партнерами. На тренингах делового общения коучеры обучают менеджеров технике «слепого общения», когда две стороны должны договориться о сделке, не зная истинных мотивов друг друга.

Причины и виды препятствий с точки зрения психологии

С научной точки зрения, психологический барьер – внутренняя преграда психологической природы, затрудняющая установление между людьми доверительных взаимоотношений. Выделяют следующие виды психологических барьеров: общения, индивидуальные, социально-психологические.

Наиболее распространены барьеры общения, они могут быть двух типов: коммуникационные и смысловые. Первый вид возникает тогда, когда человек непосредственно вступает во взаимодействие с собеседником, а второй – из-за обозначения одним словом разных по смыслу событий. Смысловые барьеры встречаются гораздо реже, они обычно легко сглаживаются простым уточнением понятий.

Коммуникационные барьеры — самый частый источник конфронтации между собеседниками, так как различия в стиле общения, манерах, установках, самочувствии, желаниях могут сделать двух хороших друзей непримиримыми соперниками. В свою очередь коммуникационные барьеры подразделяются на несколько видов:

  • Барьеры различия в установках – подразумевают, что у участников разговора имеются абсолютно разные цели.
  • Барьеры ограничения функций общения – сужение коммуникаций до минимального уровня с последующим снижением смыслового содержания.
  • Барьеры негативных установок – сюда относятся причины, связанные с личными установками индивида, его восприятием собеседников, настроением, целями коммуникации.
  • Барьер негативного опыта – обычно касается определенного контингента лиц, с которыми человек не смог выстроить оптимальное общение.
  • Барьеры боязни допустить ошибку. Часто встречающийся барьер, его причины – иррациональные страхи, связанные с неприятными воспоминаниями. Также эта проблема возникает в сексе и выражается своеобразной «холодностью» между любящими людьми.
  • Барьеры восприятия или «зеркальности». В жизни это выглядит как «обезьянничество» и сразу отталкивает собеседника.
  • Барьеры отсутствия контакта – относятся к так называемому игнорированию собеседниками, часто проявляются в малой группе по отношению к ее новому члену.

Рекомендуем: Эмпатия — это

Индивидуальные барьеры связаны с внутренним психологическим комфортом, наличием комплексов, неадекватной самооценкой. Причиной социально-психологических затруднений могут быть культурно-эстетические различия – например, особенности поведения за столом, церемонии обмена приветствиями и так далее.

Также отрицательно влияет плохое знание языка, так как это затрудняет восприятие партнерами по общению сути беседы или искажает ее смысл. С проблемами в общении, обусловленными разным социальным статусом, чаще всего сталкиваются руководители, приходящие в уже сложившийся коллектив.

Индивидуальные особенности личности и их влияние на коммуникативные навыки

Часто причинами неудачных коммуникаций являются факторы, относящиеся к индивидуальным особенностям личности: темпераменту, эмоциональному состоянию, манере общения.

Барьеры, обусловленные различием в темпераменте, чаще всего проявляются в браках между северянами и южанами. Стиль и эмоциональность общения выражаются не только особенностями речи, интонациями, жестикуляцией, но и реакцией на поведение собеседника.

Доминантные (авторитарные) собеседники инициируют разговор вне зависимости от целесообразности. цель общения этого типа личности – подавить инициативу других людей; они часто перебивают речь партнера, повторяют одну и ту же информацию, кричат и выходят из себя.

Рекомендуем: Что такое жизненное пространство личности?

Оптимальная схема поведения с таким человеком – спокойное отстаивание своей позиции, четкие и логичные доводы, отсутствие агрессивных жестов и повышения голоса. Недоминантный собеседник демонстрирует поведение, обратное первому типу, поэтому общение должно быть построено на принципе уважения и поощрения к откровенности.

К психологическим барьерам общения с мобильным типом собеседников может привести их нестабильное эмоциональное состояние. Суетливые и легко вступающие во взаимодействие, они не способны долгое время концентрироваться на одной теме, длительные совещания их утомляют. Для повышения эффективности коммуникации стоит четко продумать интересующие вас вопросы и направлять беседу в нужное вам русло.

Ригидные собеседники обладают несколько замедленной реакцией; перед началом разговора им необходимо тщательно оценить партнера, проанализировать его намерения.

Отличительная особенность этого типа людей – несколько замедленная речь, тщательно продуманные фразы, некоторый консерватизм в жестах, ровный и неторопливый голос.

Эффективность коммуникации будет зависеть от спокойствия собеседника, внимательности и соблюдения правил этикета.

Рекомендуем: Расшифровка понятия: эгоцентризм

Экстраверты всегда готовы к общению и взаимодействию. Они проявляют искренний интерес к собеседнику, готовы договариваться и идти навстречу, задают положительный настрой разговора.

Интроверты сосредоточены на внутреннем диалоге, поэтому беседы в больших компаниях им даются с большим трудом.

С этим типом людей лучше общаться один на один, постепенно выдавая нужную информацию и ненавязчиво интересуясь их мнением.

Как преодолеть затруднения в общении

Современная литература дает множество ответов на вопрос, как преодолеть психологический барьер в общении, но на практике без помощи специалиста эту проблему решить очень сложно. Коррекционная работа поможет побороть преграды только в том случае, если затронет не только поверхностные проявления, но и глубинные проблемы.

Психологи практикуют статусно-ролевое общение в группах, относящееся к игровым методикам работы с мотивационными установками. Снятие психологических барьеров происходит за счет нахождения эффективных форм взаимодействия с партнерами по группе и закрепления успешных моделей поведения.

Рекомендуем: Механизмы психологической защиты

Конфликтология рассматривает барьеры общения и способы их преодоления с точки зрения нарушения коммуникативной цепочки, поэтому использует в работе методику групповой дискуссии или инновационные игры.

В ходе игры участники вовлекаются в эмоциональные переживания друг друга, учатся проявлять сочувствие и понимание, а также примеряют на себя новые социальные роли.

Особое внимание уделяется невербальному общению, техникам самомассажа для снятия личностных спазмов и упражнениям для развития мимических мышц.

Занятия в специальных группах наиболее эффективны, однако занимают много времени. Если вы осознаете, что у вас в общении есть психологический барьер, как преодолеть его самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов? Специалисты предлагают воспользоваться следующими советами:

  • Учитесь прислушиваться к себе и чувствовать тот момент, когда начинает возникать барьер не только у вас, но и у собеседника.
  • Создавайте комфортную атмосферу, избегайте открытого столкновения с доминантными собеседниками.
  • Настраивайтесь на позитив, используйте шутки для сглаживания острых углов в общении.
  • Не прибегайте к активной жестикуляции или крику. Если чувствуете, что теряете самообладание, начинайте делать дыхательную гимнастику: глубокий вдох, затем следует задержка дыхания на 10 секунд и медленный выдох. Наталья Иванова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/psixologicheskij-barer.html

Психологические барьеры к нововведениям на работе

Психологический барьер

При нововведениях в компаниях у сотрудников часто возникают психологические барьеры к их выполнению. Нередко это связано с непониманием сущности новых правил и профессиональной неподготовленности конкретных работников.

Определение и сущность психологических барьеров

Барьер профессионального непонимания свойственен молодым сотрудникам, которые не имеют значительного практического опыта, в связи с маленьким сроком службы и низкими должностями, занимаемыми в компании. Однако, элементы некомпетентности могут затрагивать и более опытных сотрудников и даже руководителей.

Для преодоления дилетантства нужно работать над повышением профессионального мастерства среди личного состава. Также следует тщательно знакомить сотрудников с нововведениями и раскрывать их смысл для внедрения в работу.

Важным моментом является непринятие инновационного процесса, либо желание остановить его. Создателем и носителем сопротивления является сам работник. Он создает деятельность, мешающую нормальному протеканию процессов адаптации к новое среде, по причинам личного и ситуативного характера.

По своей природе психологический барьер к нововведениям является развивающимся явлением. Его этапы различны в зависимости от категорий работников и организации процесса. На этапе внедрения он гораздо выше и сопротивление больше. Развитие же и работа с нововведениями снижает уровень неприятия.

Объясняется этот феномен желанием людей сохранить стабильность и выбрать знакомую и давно известную модель поведения, вопреки чуждому и неизведанному. Человек действует согласно своим жизненным стереотипам, которые призваны обезопасить его от риска потери постоянства.

Причины возникновения психологического барьера

Исследователи отмечают следующие причины сопротивления организационным нововведениям: экономические, личностные и социально-адаптивные. В основном, они зависят от принадлежности людей к определенным психологическим типам.

Среди экономических выявлены следующие:

  • Боязнь остаться без работы;
  • Нежелание снижения уровня заработка, по причине сокращения рабочего дня;
  • Боязнь снижения социального статуса;
  • Опасение интенсификации труда, без поднятия заработной платы;

Таким образом, все причины сводятся к потере привычной установленной оплаты труда. Именно поэтому сотрудник формирует стойкую политику против нововведений и инноваций.

К личным причинам психологических барьеров причисляют:

  • Непонимание сущности конструктивной критики, восприятие ее как обиды;
  • Боязнь того, что новые профессиональные навыки окажутся ненужными;
  • Ущемление гордости из-за неудач с нововведениями;
  • Уверенность в том, что нововведения повышают монотонность труда и уменьшают чувство собственной значимости;
  • Нежелание тратить силы и время на переобучение;
  • Боязнь роста интенсивности труда;
  • Страх перед неизведанным, в связи с непониманием сущности и результатов нововведений.

Социальные причины психологического неприятия образованы следующими:

  • Нежелание принимать новый социально-психологический климат в коллективе;
  • Стремление сохранить привычный уклад вещей;
  • Боязнь перемены социальной обстановки и неудовлетворения работой;
  • Неприятие вмешательства в личные дела, а также лиц, внедряющих инновации;
  • Недовольство незначительностью своей роли в процессе внедрения нововведений;
  • Уверенность в том, что новые правила выгодны только руководству компании, а не сотрудникам.

Виды психологических барьеров

Различаются следующие виды психологических барьеров к нововведениям на работе.

  1. Барьер перестраховки. Он заключается в том, что подчиненные опасаются, что нововведение может вызвать негативные последствия. Барьер выявляется в таком поведении сотрудников, как стремление избежать ответственности при внедрении новшества, желание подстраховаться письменными указаниями, инструкциями и т.д. Барьер перестраховки встречается в административно-командном стиле управления. Поэтому нововведения служат цели перестройки методов управления, поощрения инициативы, пересмотра критериев оценки подчиненных и поощрение их по исполнительности и результатам работы.
  2. Барьер традиции. Одной из самых трудных причин перехода на новые правила является необходимость изменения уже существующих методов работы на инновационные способы. Прежние навыки работы позволяют выполнять действия быстро и без напряжения. Естественно, что все новое, на первый взгляд, лишает человека эффективности и кажется ему нецелесообразным. Такой барьер возникает у людей с продолжительным трудовым стажем работы на одном месте. В то время, как молодые сотрудники активнее вовлекаются в новое дело, хотя и сталкиваются с другими видами барьеров.
  3. Барьер идиллии. Этот вид психологического барьера знаком сотрудникам, имеющим достаток на работе и устойчивое материальное положение тем, кто удовлетворен условиями и результатами труда. Они не привыкли рисковать и всегда довольствуются уже существующим. Чтобы ускорить процесс перестройки деятельности организации, нужно искоренить такое поведение и придумать систему стимуляции деятельности сотрудников и приспособления их к новым условиям.
  4. Барьер боязни потери заработной платы. Любые технические, организационные или технические изменения влекут за собой боязнь у подчиненных потерю вознаграждения за результаты работы. Это обычно снижает активность у сотрудников. Поэтому необходимо раскрывать для них перспективы профессионального роста и стимулировать повышением материального благополучия вне зависимости от введенных инноваций.
  5. Барьер потери места работы. С нововведениями многие работники боятся потерять свою должность, поскольку вслед за ними обычно следует сокращение штата или перемещение на более низкую позицию на работе.

Как преодолеть психологические барьеры

Ответственность за преодоление психологических барьеров входит в компетенцию работы руководителя. Чтобы избежать сопротивления нужно следовать простым правилам, а именно:

  • Активно вовлекать сотрудников в принятие нововведения;
  • Внимательное изучение позиции подчиненных и исследование отрицательных и положительных результатов их реакции;
  • Работа с конструктивной критикой сотрудников и обращение внимания на их пожелания;
  • Создание мотивационных механизмов привлечения работников в новые процессы;
  • Создание зависимости профессиональной реализации подчиненных и их работы с нововведениями;
  • Информационное обеспечение нововведений. Объяснение их сущности и реальной пользы, демонстрация реальных примеров;
  • Не сковывайте инициативу подчиненных;
  • Раскрытие возможности карьерного роста, создания планов на будущее членов организации в связи с новыми правилами работы.

Постоянный мониторинг процесса введения инноваций и контроль за реакцией подчиненных позволить успешно справиться с ситуацией и получить положительные результаты.

Источник: https://delovoi-etiket.ru/psihologiya/695-psihologicheskie-barery-k-novovvedeniyam-na-rabote.html

Психологический барьер в общении – как преодолеть?

Психологический барьер

Достаточно емким является понятие психологического барьера, который возникает в отношениях, общении между людьми.

Зачастую он возникает в виде невозможности человека что-то сделать или сказать в силу противоречия действия ценностям и интересам самого индивида.

Психологический барьер не позволяет человеку решить проблемы или устранить конфликты. Вот почему интернет-журнал psytheater.com также рассмотрит вопрос, как его преодолеть.

Человеку свойственны психологические барьеры, поскольку в его голове находится множество убеждений, четко определенных взглядов, жестких правил и прочих ограничений. Если что-то не вписывается в мировоззрение человека, это, грубо говоря, вводит его в ступор. Конфликты возникают между людьми по причине их психологического ступора, когда они не могут понять окружающих.

Ведя речь о психологических барьерах, часто затрагивается разговор об отношениях между людьми, а также способах достижения целей. Пока человек ничего не делает, у него нет никаких барьеров.

Как только человек сталкивается со стрессовыми или необычными ситуациями, тут же включаются различные механизмы его психики.

О них следует поговорить, чтобы понимать механизмы, тормозящие человека на пути к успеху.

Что такое психологический барьер?

Что такое психологический барьер? Под ним понимается состояние психики, при котором человек не способен совершить нужные действия. Это происходит под воздействием негативных переживаний, когда человек относится к ситуации как к непреодолимой трудности. Если он не решает вопроса, тогда он начинает ощущать самонеприятие, самонеудовлетворенность, низкую самооценку, неуверенность в себе.

Все это приводит к внутренним комплексам, страхам, тревогам и чувству вины. Человек просто начинает испытывать комплекс неполноценности, что подтверждается ситуацией, когда он не смог чего-то сделать или решить какую-то проблему.

Выделяют следующие виды психологических барьеров:

  1. Барьер общения. Он в свою очередь делится на:
  • Барьер коммуникации, когда человек не может организовать связь с другими людьми.
  • Смысловой барьер, когда собеседники вкладывают в одно событие различные смыслы. Такой барьер часто возникает между детьми и родителями, супругами, подчиненными и руководителями.
  1. Индивидуальный психологический барьер. Он является следствием неуверенности в себе, страхов, зажатости, комплексов, тревожности. Человеку в данном случае предлагается посетить тренинги для саморазвития.
  2. Социальный психологический барьер личности. Возникает в конкретной ситуации. Например, под действием эмоций человек неправильно интерпретирует ситуацию, что не позволяет ему действовать эффективно.

Все эти психологические барьеры в итоге выливаются в определенные поступки, которые совершает или не совершает человек. Их условно можно назвать защитными механизмами.

Защитные механизмы — бессознательные приемы, ослабляющие страдания, которые отрицают, фальсифицируют или деформируют реальность. Понимание защитных механизмов очень важно для установления успешных любовных отношений. Если каждый из партнеров будет психологически отгораживаться от другого, они никогда не смогут увидеть и понять реальность.

Защитные механизмы:

  • Подавление – отрицание бессознательного импульса с целью устранения вызванной им боли.
  • Проекция состоит в замене давления Супер-Эго на вымышленную внешнюю причину. Например, человек думает «Он меня ненавидит» вместо «Я его ненавижу», «Он мне действует на нервы» вместо «Мне неприятно видеть, что я такой же». На самом деле происходит проекция собственной агрессии на другого.
  • Реактивное образование – одновременное существование противоположных импульсов: жизнь и смерть, любовь и ненависть, созидание и разрушение, пассивность и активность. Когда один из импульсов, например, ненависть, беспокоит Эго, оно может компенсировать в его концентрации на противоположном чувстве. Наиболее яркими примерами могут быть женственные мужчины, которые ведут себя грубо, пытаясь выглядеть более мужественными, но так все преувеличивают, что превращаются в карикатуру.
  • Фиксация. В развитии человека есть 4 этапа: младенчество, детство, отрочество, зрелость. Фиксация означает остановку психологического развития на определенном возрасте, обычно на младенчестве или детстве. Это продиктовано бессознательным страхом сделать следующий шаг. Почему человек боится идти вперед? Потому что не уверен, его пугают неудачи и наказания, он также может оставаться психологически зафиксированным на матери, как ребенок, который боится одиночества и стремится к защите.
  • Регрессия – это возвращение к предыдущему этапу развития из-за каких-то страхов. Обычно панику и регрессию вызывают те, кто обладает властью: зубной врач, например, или образ матери.

Почти у всех людей защитные механизмы образуются, потому что они слишком слабые и не могут защитить себя, не способны развиваться, поскольку тратят всю свою энергию на защиту от реальной или мнимой опасности. Таким образом, пытаются уменьшить тревогу следующими способами:

  • Отрицая опасность (подавление).
  • Вытесняя опасность (проекция).
  • Скрывая опасность (реактивное образование).
  • Оставаясь в неизменном состоянии (фиксация).
  • Возвращаясь к предыдущим этапам (регрессия).

перейти наверх

Психологические барьеры в общении

В общении психологические барьеры возникают, когда человек сталкивается с мнением, которое не согласуется с его точкой зрения.

Когда люди не могут прийти к общему пониманию, возникает пассивность, которая не позволяет совершить необходимые действия.

Все это основывается на установках и отрицательных эмоциях, темпераменте личностей, манерах поведения и эмоциональных состояниях. Вот почему барьер в общении часто приводит к конфликтам и ссорам между участниками.

В зависимости от темперамента и акцентуации личности (его проявляющихся качеств), следует разделять типы собеседников, чтобы понимать, как с ними общаться:

  • Доминантный тип – он инициирует общение, желает доминировать, влиять на собеседников, подавлять их активность. Это делается путем перебиваний, повышения голоса, повторения одной фразы. С таким собеседником следует спокойно придерживаться своей позиции.
  • Недоминантный тип – он не провоцирует собеседника на диалог. Такой человек уступчив, боится высказать личное мнение, чувствует себя виноватым. Его следует стимулировать на открытое общение, где он будет самовыражаться.
  • Мобильный тип – он быстро разговаривает, перескакивает с темы на тему, перебивает, вставляет высказывания и реплики, сам задает тему общения. С таким собеседником лучше не обговаривать серьезные темы, где необходимо рассуждать и обдумывать какие-то вопросы.
  • Ригидный тип – он долго слушает собеседника, чтобы понять его намерений. Обычно разговаривает неспеша, обдуманно, тщательно излагает свои мысли. Он не любит, когда его перебивают или торопят. Вот почему с таким собеседником следует быть неторопливыми, придерживаться норм этикета.
  • Экстравертированный тип – он всегда готов к общению. Он проявляет симпатию и внимание к собеседнику, чего ждет в ответ. С ним легко общаться, поскольку он всегда положительно настроен.
  • Интровертированный тип – он общается без удовольствия, особенно если разговор происходит в большом коллективе. Он предпочитает общаться с самим собой, поэтому если нужно с ним поговорить, то лучше сделать это тет-а-тет, чтобы разговорить.

Зная типажи людей, можно обеспечить себе комфортное общение. Более того, следует учитывать, что на формирование качества взаимодействия влияют эмоции. Здесь рассматриваются такие эмоциональные барьеры:

  1. Боль страдания, когда человеку причинена боль, занижена самооценка, трагическое событие и пр. В такой ситуации человек не расположен к общению.
  2. Барьер гнева, когда человек активно проявляет действия и агрессивно словесно или физически нападает на окружающих. Людей в гневе лучше избегать, поскольку неизвестно, что они сделают.
  3. Барьер отвращения, когда человеку неприятно по различным причинам общаться с собеседником. Здесь брезгливость может проявляться в отношении внешности, запаха, манер собеседника, отсутствии гигиены и пр.
  4. Барьер презрения, когда собеседник вызывает своими поступками или взглядами отрицательные эмоции.
  5. Барьер страха, когда собеседник вызывает пугающие эмоции. Обычно такого человека стараются избегать.
  6. Барьер вины или стыда, когда человек понимает неуместность своего действия либо чувствует себя неловко из-за того, что окружающие им гордятся.
  7. Барьер плохого настроения, когда собеседник находится в отрицательных эмоциях, что отталкивает от него.
  8. Барьер речи, когда собеседник совершает ошибки в произношении слов, построении предложений, использовании смысла выражений и пр.

Защитные механизмы, которые были рассмотрены ранее, помогают человеку защититься от негативного воздействия мира.

На самом деле негативно мир воздействует только на впечатлительных и чувствительных людей, у которых имеется слабая нервная система.

Именно им необходимо психологические механизмы, которые их будут защищать в сложных ситуациях, создавая барьеры на пути совершения определенных действий.

перейти наверх

Как преодолеть психологический барьер?

Психологический барьер толкает человека на совершение или несовершение действий, которые зачастую приводят к не всегда положительным последствиям. Если человеку не нравится, как он действует в стрессовой ситуации, ему необходимо разобраться в том, как преодолеть психологический барьер.

Это можно сделать, совершив 3 шага:

  1. Распознать стрессовую ситуацию, изучить ее, понять суть, причины возникновения.
  2. Найти различные пути выхода из сложившейся ситуации.
  3. Подобрать действия, которые необходимо совершить для достижения цели. Здесь человек должен отказаться от своих эмоций и страхов, которые он переживает, и просто совершить нужные действия.

Данный навык следует тренировать, поскольку в самый разгар неприятной ситуации человек обычно скатывается на эмоции, не может разумно мыслить, рассуждать и искать адекватные выходы. Однако по мере тренировки навык будет выработан, что позволит людям налаживать взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Придерживайтесь следующих полезных правил для улучшения взаимоотношений с людьми и для преодоления психологических барьеров:

  • Помните, что человек в стрессовой ситуации действует на эмоциях.
  • Отстаивайте свою точку зрения, но и не игнорируйте мнение собеседника. Старайтесь найти альтернативные решения.
  • Представьте, что будет, если проблема не разрешится. Что лучше – заняться решением ситуации или развитием конфликта?
  • Замолчите, если собеседник раздражен или агрессивен.
  • Ориентируйтесь на положительные собственные и собеседника качества. Ищите им применение в решении проблемы.
  • Ставьте себя на место собеседника, чтобы понимать его.
  • Никого не обвиняйте в случившемся.
  • Не возвышайтесь и не принижайте себя за счет собеседника.

Консультации у психолога и различные методы релаксации помогут в устранении психологических барьеров.

перейти наверх

Итог

Все люди когда-то были детьми, когда они на уровне инстинктов пытались найти способы решения сложных и стрессовых ситуаций.

Даже дети сталкиваются с проблемами, что в итоге приводит к выработке психологических барьеров и защитных механизмов. Нередко человек навсегда закрепляется в них и продолжает ими пользоваться во взрослом возрасте.

Если они мешают в достижении счастья и успеха, тогда необходимо их устранять.

Источник: http://PsyTheater.com/psihologicheskiy-barer-v-obshenii-kak-preodolet.html

Моя психология
Добавить комментарий