Речевое поведение

Речевое поведение человека в различных и конфликтных ситуациях

Речевое поведение

Прежде всего, можно выделить две большие группы ораторов: рациональные — «технари» и эмоциональные — «гуманитарии» (это рабочие термины, не претендующие на точность).

Каждая из этих групп, в свою очередь, может быть разделена еще на две. «Технари» включают в себя «системщиков» и «мыслителей», а «гуманитарии» — «поэтов» и «вождей».

Повторю, что это не тип личности, а лишь определенный ораторский тип.

Системщики

Для представителей этого типа характерна тщательная подготовка выступления. Они возводят в абсолют конкретность примеров, точность цитат, исповедуют приверженность фактам, любят колонки цифр и ряды формул на доске, критично относятся к публичному выражению чувств. Говорят спокойно, но сухо и невыразительно, крайне редко позволяют себе шутку или неожиданную метафору.

Все их внимание обращено выступления, они не любят отступать от намеченного плана, и если что-то «выбивает их из колеи», то им бывает очень трудно справиться с возникшей ситуацией.

В этом случае «системщики» могут потерять контроль над аудиторией, так как во время выступления они поддерживали связь со слушателями лишь опосредованно.

Ораторы этого типа прекрасно готовят материал, они хороши в чтении научных сообщений и докладов, но проигрывают, когда необходимо добиться от зала сопереживания.

Мыслители

Есть люди, которые любят порассуждать вслух, но при этом их словесные построения лишены легкости и изящества. Это скорее публичный труд, медлительная работа шелкопряда, собирающего лапками нити разрозненных мыслей. Наблюдать за рождением новых идей бывает очень занимательно, но, из-за отсутствия у оратора артистизма, не менее утомительно.

«Мыслители» способны на неожиданные решения, им нередко свойствен парадоксальный взгляд на события. Однако они могут уводить внимание слушателей далеко в сторону от своей темы.

Хорошо, если материал выступления им знаком — основываясь на известном, они способны создать нечто новое, но именно из «мыслителей» получаются выдающиеся демагоги в том случае, если они не владеют предметом высказывания.

Ораторы этого типа не особенно заботятся о впечатлении, которое производят, бывают небрежны в жестах (засовывают руки в карманы), говорят тихо или, наоборот, громко, как бы забывая о других. «Мыслители» хороши в речах совещательного типа, когда важен процесс поиска решений, но им гораздо труднее работать в условиях ограниченного времени.

Поэты

Название это весьма условное — редко кто из ораторов этого типа пишет стихи. Их неоспоримым преимуществом является богатый словарный запас и развитое чувство языка. Именно они создают неповторимые словесные образы, жонглируя метафорами, гиперболами, аллегориями, оксюморонами и другими «вкусностями» русской речи.

Если к этому блюду бывает добавлена приятная внешность, красивый голос, изящные манеры, то слушать такого оратора — редкое удовольствие. «Поэты» сильны, когда дело касается описания чувств, предметов, картин природы и событий. Они бывают великолепными рассказчиками, но им гораздо труднее существовать в жестких рамках плана и работать с конкретной информацией.

Вожди

Это ораторы, способные воодушевить толпу. Энергия и сила их слова требуют простора площадей. В обычных жизненных ситуациях вы лишь ощущаете накал этой лавы, догадываетесь о ней по блеску глаз, по широкому жесту, по крепости голоса.

их выступлений основано на сочетании безупречной аргументации и ярких жизненных примеров. Никому лучше не удается так уверенно держать зал, не отпуская его ни на секунду.

Если о других частенько скажешь, что они лишь говорят слова, то эти ораторы своим словом действуют. Однако с «вождями» случаются и печальные метаморфозы.

Если предмет речи, что не так уж редко бывает в жизни, не задевает их за живое, то из вождей они превращаются в аморфных беспозвоночных, теряя не только силу слова, но и силу звука.

Как правильно спорить

Давно замечено, что человек проявляет себя именно в ссоре, споре, столкновении интересов. Речевое поведение человека в ситуации эмоционального стресса многое говорит о его личности.

Ученые выделяют три типа коммуникативной компетенции: конфликтный, центрированный и кооператорский.

Что представляет собой конфликтный тип?

Это агрессор или манипулятор, чьи действия открыто или завуалированно направлены против партнера по общению. Встреча с такими людьми не сулит радости. Как деловые партнеры они неудобны, поскольку преследуют только собственные интересы. В конфликтах могут нагрубить или наговорить колкостей, получая удовольствие от унижения собеседника.

Их отличает неумение регулировать силу голоса в зависимости от ситуации — как правило, они говорят громче, чем требуется. Они могут быть точно так же несдержанны в жестах и словесных оборотах. При столкновении с таким типом самое главное — сохранять спокойствие и не терять чувства собственного достоинства.

Вспомните времена советской торговли:

  • (Женщина из очереди) — Да можно там побыстрее, а! Копаются еле-еле!
  • (Продавщица) — Че орать-то! Не хочешь — не стой!

Центрированный тип

Центрированный тип языковой личности любопытно наблюдать во время переговоров или собеседований. Его главная особенность заключается в игнорировании собеседника и концентрации внимания на себе. Более активные эгоцентрики бывают шумными, с выразительной ой подачей, яркими словесными образами, но их меньше всего интересует мнение партнера, они слышат только себя.

  • (Приятель, глядя по сторонам) — Да все слава Богу! Детей вот на юг свозил… А ты где отдыхал? (не дожидаясь ответа) Видел наших кого-нибудь? (не дожидаясь ответа)Говорят, Ленка замуж наконец-то вышла…

Их более меланхоличные «собратья» могут быть, наоборот, полностью закрыты. Они отвечают невпопад, неожиданно меняют тему, не слушают партнера. О таких говорят: «Опять ушел в себя». Эти люди скупы в жестах, эмоционально и интонационно невыразительны.

Говорят, как правило, тихо, тембр голоса — тускл, речь монотонна. Вести с ними диалог трудно — требуется постоянно привлекать и удерживать их внимание. Иногда вызывают раздражение, но допускать проявления этого чувства нельзя — это приведет либо к непониманию, либо к еще большей закрытости.

Кооператорский тип

Здесь очевидна настроенность на партнера в общении, но важно понять, что за ней стоит. В одних случаях это выглядит, скорее, как имитация настоящего интереса (партнер поддакивает, кивает головой, повторяет ваши слова), в других — это действительно желание понять собеседника, войти в его положение.

Такой человек не только способен услышать и увидеть партнера, но и настроиться на его волну, заговорить на его языке. Подобное речевое поведение требует мастерского владения голосом, пластичной выразительности, языкового богатства.

Каждый человек способен к проявлению разных типов речевого поведения, в зависимости от ситуации. Но очевидно, что для достижения успеха в общении чаще бывают полезными навыки кооператорского типа.

Источник: http://proeticet.ru/1_rechevoe_povedenie.html

Речевое поведение – психология

Речевое поведение

04.06.2018

Если вам приходилось общаться с людьми разных национальностей, профессий и образов жизни, то вы, скорее всего, замечали, что их манеры речи серьезно отличаются друг от друга.

Человек неосознанно, общается и ведет себя так, как это диктует его воспитание, и среда, в которой он живет.

Именно благодаря окружению и воспитанию формируется то, что принято называть речевым поведением, и прежде всего, оно обусловлено именно культурными факторами.

Национально-культурная специфика речевого поведения формируется в человеке с самого детства. В процессе обучения и общения с близкими, ребенок адаптируется к культуре той среды, в которой он находится. Кроме того, речь является основным средством воспитания.

Похвала или наказание в словесной форме регулируют отношение маленького человека к окружающему миру. Позже, уже в осознанном возрасте, он использует все ту же культуру речевого поведения, которую ему привили с самого детства.

Правда со временем профессия, круг общения, смена места жительства и прочие факторы могут изменить речевое поведение человека.

Правила речевого поведения

Учитывая тот факт, что особенности речевого поведения у каждого человека развиты по-своему, для взаимодействия с другими собеседниками стоит помнить о существовании общепринятых правилах речевого поведения. Рассмотрим самые основные:

  • любое высказывание должно быть правдивым. Не стоит говорить информацию, для которой у вас нет оснований;
  • при общении с собеседником не отклоняйтесь от темы разговора, она всегда должна соответствовать предмету обсуждения;
  • старайтесь избегать ненужной многословности и непонятных выражений, ясно излагайте свои мысли
  • не нагружайте собеседника балластом лишней информации, говорите ровно столько, сколько требуются для достижения цели вашего общения.

Хоть эти правила и существуют повсеместно, многие нарушают его, не в силах повлиять на такие особенности речевого поведения как многословность, отрывистость, излишняя эмоциональность и прочие.

Тактики и стратегии речевого поведения

Культура речевого поведения требует от собеседников не только соблюдения некоторых правил, но и элементарного речевого этикета и принципов общения. Главным из них является принцип вежливости.

К нему относятся благожелательность, добродушие, тактичность, скромность и вежливость, которые, в свою очередь, и определяют характер взаимоотношений.

Наряду с принципами немаловажное значение имеют речевые тактики и стратегии, применяемые собеседниками.

Тактики речевого поведения представляют собой некоторые приемы поддержания диалога и варианты поведения с собеседником для того, чтобы добиться определенной цели.

Это может быть привлечение внимания, воздействие на партнера по беседе, убеждение или переубеждение собеседника, а также воздействие на его эмоциональное состояние.

Стратегии речевого поведения, прежде всего, рассчитаны на достижение долгосрочных результатов.

Если тактика позволяет достигнуть эффекта в самом процессе разговора, то стратегия речевого поведения готовится заранее. При этом учитываются условия, при которых будет происходить беседа, личные качества собеседников, а также методы, согласно которым будет реализована цель коммуникации.

Обычно стратегии в речевом поведении используются для призыва собеседника к определенному поступку, завоевания авторитета, либо воздействия на мировоззрение собеседника.

Варианты речевого поведения весьма разнообразны. Они зависят от человека и целей, которые он преследует в том или ином виде коммуникации.

Одни стараются сформировать собственный положительный образ в глазах собеседников, вторые хотят казаться более уверенными в себе, третьи жаждут оказать на собеседника определенное влияние.

Однако, специфика речевого поведения зависит не только от социального статуса партнеров речевой коммуникации. Также она имеет ряд таких характеристик как манеры речи и её скорость, тембр и громкость голоса, артикуляция и ритмичность произношения.

Таким образом, правильное культурно-речевое поведение в различных ситуациях сможет быть достигнуто за счет понимания социально-ролевого статуса собеседников, контроля содержания собственной речи и умения в словесной форме показать свое отношение к партнеру и теме беседы.

Всем нам известно, что грамотная, взвешенная и чёткая речь – один из главных атрибутов успешного человека. Но что именно подразумевается под понятием «культура речи»? Именно об этом, а также об аспектах, которые позволяют узнать культурный ли человек перед нами вы узнаете в этом материале.

Понятие «коммуникативная культура» довольно обширно, и вдаваться во все тонкости этики общение в этом материале мы не станем. Тем не менее, даже основы основ культуры речи многие из нас (по не знанию или по привычке) просто игнорируют, хотя первое впечатление, произведённое по одной только фразе, изменить очень тяжело.

Что вы знаете о культуре поведения? То что мужчина должен пропускать женщину вперёд и в транспорте необходимо уступать места пожилым людям и матерям с маленькими детьми? Но ведь это далеко не все правила культурного человека, краткий курс которого, вы можете пройти прямо сейчас.Культура речи и деловое общениеНи для кого не секрет, что чем правильнее и культурнее речь человека, тем выше его статус в глазах других людей. Именно поэтому такое большое внимание уделяется культуре речи в деловом общении – ведь неправильно сказанное слово или поставлено ударение может напрочь отбить у партнёров желание общаться.

Источник:

Речевое поведение человека

Раздел 1. Общее понятие о речи и языке

Тема 1. Введение в психологию речи и языка

Психология речи и языка

Краткий обзор:

Речь и язык; функции речи: познавательная, коммуникативная, психодиагностическая, психотерапевтическая; аспекты речи: информационный, организационный, побудительный, маркировочный.

Речь и общение: речевое взаимодействие, выразительность речи, информативность и воздейственность речи; национальный язык и его формы.

Речевое поведение: фразы, интонация, внутренний подтекст; мотив речи; эрудиция; эмоциональная напряженность; логические средства, логическая интонация и ее типы: сообщение, вопрос, побуждение; голос и личностные особенности; типы речевого поведения и его характеристики.

Развитие коммуникации в филогенезе: общение, коммуникатор, реципиент, контекст; эмоционально- выразительная сторона речи; смысловой контекст; филогенез и онтогенез речи и этапы его развития: кинетическая речь, звуковая членораздельная речь, полисемантизм, письменность; современная речь.

В психологии речь рассматривается в тесной связи с языком, общением и мышлением. Соотношение этих понятий столь сложно, что каждый очередной шаг в их познании приводит к появлению новых проблем.

Возникает ряд вопросов: что исторически первично – речь или язык? Является ли способность к усвоению речи врожденной или приобретается за счет социального опыта? Эти вопросы возникли не из простого научного любопытства. Ответы на них открывают широкие возможности для создания новых психологических технологий в сфере эффективного взаимодействия людей.

Речь реализуются с помощью языка. Речь – процесс общения, язык – средство общения.

Как средство общения язык при этом играет роль условных символов (знаков), принятых в данной общности людей. Речь озвучивает и оживляет языковые символы.

Язык и речь являются сложными образованиями и имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.

В психологии имеется узкое и широкое понятие речи. В широком смысле речь рассматривается как процесс общения через всевозможные коммуникационные средства. Например: слова, жесты, мимика, позы, телодвижения. В узком смысле – как процесс общения с помощью естественного языка, исторически сложившегося в результате взаимодействия людей данной этнической группы.

Одним из общих элементов речи и языка является слово, точного определения которому до сих пор нет, хотя каждому понятно, что скрывается за этим понятием. В языковом аспекте можно сказать, что слово – это минимальный элемент языка, который может быть использован автономно в устойчивой письменной речи.

Речь выполняет ряд функций:

-Коммуникативная функция речи заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо. Эта функция находит широкое применение в повседневной жизни каждого человека.

Если человека полностью и на продолжительное время исключить из коммуникативного процесса, то у него могут развиваться психические расстройства. Человеку крайне необходимо отражаться в других и видеть свое отражение.

У народов Севера был обычай: соплеменника, совершившего злой поступок, изгоняли из племени и вынуждали жить вдали без права общения даже со случайно встреченным человеком. Это считалось крайней мерой наказания.

Лишение коммуникативной функции как самая строгая мера наказания используется и в местах лишения свободы, в виде временного помещения провинившегося в камеру-одиночку. А разве может существовать в реальности Маугли?

Источник: http://obu4ayka.ru/otnosheniya/__trashed-1307.html

Речевое поведение

Речевое поведение

Если вам приходилось общаться с людьми разных национальностей, профессий и образов жизни, то вы, скорее всего, замечали, что их манеры речи серьезно отличаются друг от друга.

Человек неосознанно, общается и ведет себя так, как это диктует его воспитание, и среда, в которой он живет.

Именно благодаря окружению и воспитанию формируется то, что принято называть речевым поведением, и прежде всего, оно обусловлено именно культурными факторами.

Национально-культурная специфика речевого поведения формируется в человеке с самого детства. В процессе обучения и общения с близкими, ребенок адаптируется к культуре той среды, в которой он находится. Кроме того, речь является основным средством воспитания.

Похвала или наказание в словесной форме регулируют отношение маленького человека к окружающему миру. Позже, уже в осознанном возрасте, он использует все ту же культуру речевого поведения, которую ему привили с самого детства.

Правда со временем профессия, круг общения, смена места жительства и прочие факторы могут изменить речевое поведение человека.

Моя психология
Добавить комментарий