Религиозный фанатизм

Фанатизм

Религиозный фанатизм

Фанатизм – это крайняя степень приверженности человека каким-либо концепциям, идеям или верованиям, проявляющаяся в отсутствии критического восприятия выбранной системы, а также крайне негативного отношения и отсутствия толерантности к другим идейным позициям.

Подобная приверженность схожа со слепой, ничем не подкрепленной и не оправданной верой, поэтому наиболее распространен фанатизм в религиозной сфере, но не ограничивается только ею (сюда входят политические взгляды и национальные, музыкальные и субкультурные), включая любую из сфер человеческого проявления, где существует разделение людей относительно выбора, принадлежности и вкуса.

Что такое фанатизм

Крайний фанатизм – определение, встречающееся не столь часто, обычно свои склонности или предпочтения люди выражают в средней степени, не доведенной до абсурда деспотизма и навязывания.

Но в критических вариантах фанатизм обретает довольно разрушительные, жесткие и тиранические проявления с навязыванием воли и выборов фанатика, а также подверганию людей с другими мыслями наказаниям, пыткам, иногда смерти.

Фанатизм определение одной из полярностей человеческого отношения к какому-либо явлению, концепции, личности, идеи, на другой стороне которого существует индифферентное отношение, связанное с отсутствием каких-либо эмоций относительно выбранного признака.

Находиться что в одной, что в другом крайнем положении не каждая психика способна, обычно люди придерживаются собственного мнения, не навязывая окружающим, и не критикуют выборы остальных, что называется толерантным отношениям.

В большинстве стран с развитой внутренней психологической культурой присутствует именно толерантность, а те, в которых господствует тоталитаризм и диктаторство, строят свою идеологию на фанатичном восприятии идей общества.

Различие фанатизма и приверженности состоит в том, что при фанатичном поклонении возможно нарушение общепринятых социальных норм, в угоду собственной страсти, человек характеризуется как не стабильный эмоционально и психически, являясь одержимым идеей.

Часто фанатическое отношение к чему-либо является составляющей картины психиатрического заболевания (обычно маниакальной фазы психотического расстройства или шизофренического бреда).

Таким образом, простая приверженность той или иной идее может выглядеть, как странное поведение и человек, скорее будет вызывать ощущение странного, в то время как действия фанатика представляют собой угрозу для его и общественной жизни или безопасности, а чувства, испытываемые другими людьми от столкновения с таким человеком обычно находятся в спектре страха (от беспокойства до ужаса).

Фанатизм отвергает альтернативы и ежесекундно готов к жертвам (вплоть до собственной жизни или жизней окружающих), руководствуется в своих действиях, являясь деятельной формой проявления, исключительно стремлением к достижению целей идеалов, полностью игнорируя при этом законодательные, этические, социальные нормы.

Такого человека можно сравнить с глухим, неспособным воспринять вашу критику, со слепым, не видящим разрушительных последствий собственных действий, с сумасшедшим, живущим в параллельной реальности с другими законами.

Достучаться до сознания фанатика проблематично и порой просто невозможно, в основном можно только пытаться ограничивать их деятельность и уходить от контакта, дабы избежать влияния на свою судьбу.

При определении фанатизма важным признаком является наличие соратников, поскольку явление это не индивидуалистичное, а массовое. Для фанатического следования требуется толпа и ее лидер – это один из механизмов зарождения и управления.

Толпа, раскачанная эмоционально харизматичным лидером становится более простой в управлении, чем отдельный человек.

При разговоре с глазу на глаз могут возникать критические вопросы и замечания, легко чувствуется внутренний протест, тогда как, находясь в толпе, чувство ответственности за последствия снимается и человек делает то, что и окружающие.

Сознание при таких моментах открыто и туда можно положить любую мысль и идею, при этом если вы потом будете обсуждать с фанатиком его мировоззрение, то убеждения не соответствующие его мнению он будет воспринимать через призму негатива, возможно считая нападками или оскорблениями.

Такой механизм остался с древних времен существования, когда реакция группы людей, как одного организма, где каждый не особо думает, была направлена на выживание вида. Грубо говоря, раньше вожак указывал, где враги и все племя бежало врага уничтожать. Дабы не быть стертыми с лица земли самим.

Фанатизм имеет тот же механизм, древний и сильный, а моральные качества управляющего идеями часто оставляют желать лучшего.

Вот и получается, что диалог и призывы к критическому мышлению не работают, прекращение фанатической деятельности возможно лишь принудительно, с применением силы, существенно превышающей возможности самого фанатика.

Фанатизм является примером примитивной, бессознательной веры, разложив которую на составляющие, можно заметить умелое манипулирование сознанием человека. А не истинностью его веры и выбора.

При общении с человеком можно заметить признаки фанатизма, заключающиеся в не разделении хорошего и плохого, допустимого и преступного – система сканирования мира упрощена до того, что все, что касается его веры, является правильным и допустимым, а все что отличается, является плохим, осуждаемым и подлежит борьбе или уничтожению.

Обосновать такую позицию, фанатик часто не может или же эти объяснения не имеют логической связи (ответом на вопрос «почему ты считаешь меня плохой?» может быть «ты носишь брюки вместо юбки»).

В попытке вступить в продуктивный диалог и отыскать истину или хоть как-то наладить контакт человека с реальностью, расширив призму его восприятия, необратимо сталкиваетесь с нежеланием рассуждать о возможности его ошибки.

Такие люди безгранично уверены в своей правоте и не хотят задуматься над вашими словами, скорее бросятся вас избивать за неугодные речи. Эта характерная особенность видеть негатив и врагов в людях, высказывающих другие идеи и бороться с людьми (часто физически), вместо того, чтобы бороться с явлениями и идеями.

Так, человек являющийся верующим будет воспитывать свою силу воли, чтобы не красть и прививать подобное мировоззрение детям, а фанатик будет расстреливать воров.

Существуют и эмоциональные признаки фанатизма, включающий в себя избыточную эмоциональность, причем насыщенность эмоций будет высокой, а диапазон низким (доступны экстаз, при контакте с источником, страх, при ощущении зыбкости выстроенной концепции и ненависть, при столкновении с инакомыслящими). В отношении к миру преобладает гордыня, с помыслом о ничтожности тех, кто не поддерживает идею, но подобные заверения в своей уникальности и высшем положении сомнительны, поскольку сам фанатик является закрытой от развития личностью.

Фанатизм может касаться чего угодно, какие-то его формы являются принятыми и вполне нормальными в обществе (футбольный фанатизм), а другие вызывают страх и много сопротивления (религиозный).

Само слово довольно широко распространено и может употребляться не всегда аутентично ситуации, но если основываться на научном определении, то в медицинской классификации нарушений поведения, эмоций и восприятия выделяются виды фанатизма: религиозный, политический, идейный, научный, отдельной группой стоит фанатизм спорта, питания, искусства. Последние три являются наименее деструктивными в своем проявлении и чаще негативные последствия сводятся к спорам с родственниками и приверженцами других позиций. Тогда как первые три способны толкать человека на преступления и опасные действия. По степени проявленности бывает жесткий и мягкий фанатизм, что и определяет, насколько далеко может зайти человек в преследовании своих целей.

Религиозный фанатизм

Религия и сфера верований, пожалуй, самая благоприятная из всех человеческих для развития фанатизма.

Как способ манипулирования массовым сознанием любая религиозная структура является идеальной, имея концепцию, недоступную объективной проверке, лидера, который объясняет толкования и свод правил, обычно обещающих много плюшек тому, кто будет повиноваться и страшную кару отступникам. Фанатичное следование религиозным концепциям обусловлено страхом.

Причем, в начале своего обращения человек ищет успокоения и защиты в вере, пытаясь избавиться от страха и получить надежду, вместо этого получает лишь то, что меняет источник страха, самостоятельно выбрав себе господина, и попадает в еще большую по своему ужасу ситуацию.

И если раньше страх находился в социальной сфере, где самое страшное что могло произойти это убийство, то в религии есть вещи, более пугающие, чем смерть. Именно это чувство страха толкает человека на насилие против мыслящих иначе, на нетерпимость к чужим проявлениям. Вспомните хоть одного человека, не испытывающего дикого ужаса – вряд ли он бросался на окружающих, в то время как напуганный начинает себя защищать, включая нападение.

Люди, имеющие веру, проявляют много терпения и любви к любым проявлениям человеческой души, и часто даже восприятие негативных черт носит положительный характер с надеждой на изменение.

Также они воспринимают и собственного бога, как любящего и принимающего, понимающего и прощающего, а противоположные темные силы их не пугают, а лишь заставляют сконцентрироваться, чтобы победить в противостоянии.

Фанатик же боится всех: божества – за покарание его грехов, темной силы – за угрозу мучений, настоятеля или верховного жреца – за осуждение или лишение благословения. Каждый шаг проходит в напряжении, требующем жесткого контроля, что в итоге распространяется на окружающий мир и удушающее требование соответствовать.

Многие религии осуждают фанатичные проявления веры своих адептов, критикуя подобное поведение и заставляя человека вернуться к реальному миру и достойному взаимодействию, поскольку некоторые проявления фанатизма противоречат самой религиозной концепции.

Но не стоит забывать и того, что некоторые течения веры, наоборот подталкивают людей к такому слепому следованию, поощряя людей в совершении антисоциальных действий.

За таким отношением обычно стоит человек сам далекий от веры, трезво оценивающий ситуацию, но использующий чувства верующих, попавших под его влияния для манипуляции в достижении собственных интересов.

Есть определенные типы личности, подверженные возникновению религиозного фанатизма, обычно это люди, имеющие акцентуацию характера по шизоидному, истерическому или застревающему типу. Такие люди часто попадают в тоталитарные секты или самостоятельно превращают другую религию в фарс с гротескными в своем проявлении собственными доказательствами веры.

Как избавиться от фанатизма

Освобождение от фанатического поведения направлено на развитие критического мышления, восстановление адекватного восприятия, проработка образа культа.

Любое фанатичное следование является по своей сути зависимостью психологической, эмоциональной и химической (если и не используются наркотические вещества, то периодические состояния экстаза и всплески адреналина заставляют человеческий организм самостоятельно вырабатывать опиаты в необходимых количествах).

Соответственно избавление от фанатизма включает множество сходных моментов с избавлением от зависимости. В процессе совместного критического анализа предоставленной концепции на наличие в ней противоречий, деструктивных моментов и малоприкрытой манипуляции фанатик может дойти до определенного момента, а потом начинается ломка.

В такие периоды очень важна поддержка людей, не связанных с обществом фанатика, поскольку в нестабильном состоянии потери ориентиров, человек видит мир серым (экстазы то ушли), враждебным (никто не обнимает, когда просто вошел) и запутанным (никто не определяет где черное, а где белое). Вернуться обратно в мир зависимости и инфантильного существования очень легко, а воспрепятствовать этому может новая организованная жизнь, в которой будут люди с успешным опытом выхода из под влияния религиозного культа.

Объективно, бывшему фанатику необходима психологическая помощь и длительная терапия, с той же степенью серьезности, с которой проходят реабилитацию наркоманы и жертвы насилия, но только фанатик в своем прошлом амплуа подвергался и насилию и зависимости.

Часто это семейная проблема системного типа и необходима реабилитация не только одного человека, с большой вероятностью в его близком окружении найдутся люди, имеющие ту или иную зависимость, проявляющие излишнюю жестокость, деспотизм, манипулирование чувствами.

Если не уделять должного внимания изменению всего уклада жизни, то это будет похоже на попытки наркомана завязать, сидя в притоне с друзьями, и имея дома в кухонном шкафу новую дозу.

Источник: http://psihomed.com/fanatizm/

Фанатизм (религиозный)

Религиозный фанатизм

См. раздел ИСКАЖЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

  • Зачем каждое воскресенье ходить в храм свящ. Даниил Сысоев

Фанати́зм (религиозный) – вера без любви и рассуждения. В патристике в этом смысле обычно употребляется выражение ревность не по разуму, основанное на словах Апостола Павла (Рим. 10:2).

Термин религиозный фанатизм, наряду с прямым смыслом, часто используется:

  • нецерковными людьми для осуждения христиан, которые ответственно относятся к вере, практически выражают её в своей жизни.
  • атеистами для пропаганды безбожия. При этом делается акцент на преступления, совершенные под знаменами религии. Контраргумента здесь два: 1) фанатизм противоречит заповедям Христа; 2) атеистический фанатизм (в России, Франции, Испании, Мексике…) привёл к значительно бо́льшим жертвам, чем религиозный.

Что такое фанатизм? Кого можно назвать фанатиком?

иеромонах Иов (Гумеров)

Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства.

В 3-й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали.

И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним (3Цар. 18:26,28).

Святые отцы не применяли к христианам этот термин, как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Различным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение ревность не по разуму, неразумная ревность.

«О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп.Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 89.

О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств).

Причины ревности не по разуму бывают разные: гордость, тщеславие, самомнение.

Особо опасно такое неразумное рвение, когда ее питает демонская лесть: «Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела» (Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Гл. 44).

Святые отцы пишут также о разрушительных последствиях подобных уклонений от здоровой христианской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит.

И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога.

Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно…» (Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о предметах веры).

Слово фанатизм стало активно применяться с XIX века людьми неверующими и либерально настроенными христианами, отпавшими от многовековой традиции, против тех, чья религиозность не ограничивается холодным исполнением обрядов. В 20 веке в атеистическом лексиконе оно стало одно из самых употребительных понятий.

Неопределенное и расплывчатое по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения всякой религиозной активности, не укладывающейся в рамки привычного сознания.

Стоит человеку, который три-четыре раза в год заходит в храм (получить крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда на работе неприятность), начать посещать церковь каждый месяц, знакомые начинают говорить, что он стал фанатиком…

Священное Писание научает нас с великой ответственностью относится к слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено (Кол. 4:6) (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе).

Православие.ру

Фанатизм – это… Религиозный фанатизм

Религиозный фанатизм

Эмоционально самодостаточные, уверенные в себе, позитивно настроенные люди живут в гармонии с окружающим миром. Они не нуждаются в отстаивании своей правоты, чего бы она ни касалась.

Спокойно взаимодействуя с другими, они с достоинством несут свою точку зрения, не испытывая потребности в том, чтобы кто-то ее непременно разделил.

Однако в мире представлена и иная категория людей, противоположная описанной выше и именуемая «фанатики».

Фанатизм… Это что такое?

Однако не всякое проявление чрезмерного интереса к чему-либо может характеризовать человека как фанатика. И наоборот.

Фанатизм – это чрезмерное увлечение какой-либо идеей или личностью, выражающееся в посвящении объекту поклонения значительной части своей жизни и ее духовного содержания, а также в непримиримом отстаивании собственного взгляда и навязывании его другим людям, зачастую в агрессивной форме. Данное явление может иметь отношение к чему угодно – морали, знаменитой личности, политическому течению и др. Однако в качестве самой опасной его формы выступает религиозный фанатизм.

Истоки религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм – это приверженность к определенному вероисповеданию и его традициям, которая сочетается с нетерпимым, часто агрессивным отношением к тем, чья точка зрения отлична.

С момента, когда человечество обрело свою первую религию, и по настоящее время наблюдается одна и та же тенденция – приверженцы того или иного духовного течения рано или поздно возводят его постулаты в ранг неоспоримой правды.

И несмотря на то что большинство религий несет в себе весьма похожие истины, так называемые фанатики не просто остаются им верны, они пытаются сделать их монопольными и навязать как можно большему количеству людей.

Всемирная история знает массу примеров религиозного фанатизма, к коим можно отнести и инквизицию, и крестовые походы, и массовые самосожжения во имя старой веры… Причем в разные времена отношение общества к данному явлению было весьма различно. В перечисленных примерах имеет место и религиозный фанатизм в высших кругах, и точечные сопротивления инакомыслию. И в том и в ином случае любой перекос убеждений и веры в сторону эмоций и непримиримости несет в себе серьезную угрозу благополучию отдельных людей и государства в целом.

Религиозный фанатизм сегодня

В наше время примеры религиозного фанатизма можно найти во всех массовых религиях. Хотя имидж самого агрессивного вероисповедания приобрело мусульманство в связи со значительным количеством террористических актов, от которых содрогаются десятки стран на протяжении уже многих лет. Тем не менее влияние фанатизма может быть весьма губительным и без насилия.

Например, родители-фанатики могут воспитывать своего ребенка вразрез с современными канонами развития и социализации человека. Известны случаи, когда в современных семьях, посещающих религиозные секты, вырастают неграмотные дети, потому что лидеры духовного течения, которому привержены родители ребенка, считают неправильным обучать детей женского пола грамоте.

Католическая церковь резко отрицательно относится к абортам и предохранению от нежелательного зачатия. И хотя общество постепенно выработало довольно толерантное, а иногда и одобрительное отношение к прерыванию беременности, в некоторых странах или их отдельных регионах аборты до сих пор запрещены, что тоже принято считать проявлением религиозного фанатизма.

Иногда крайняя нетерпимость людей не вредит никому, кроме них самих. Например, ярые буддисты не навязывают своей веры окружающим, не спорят, не доказывают правоты.

Их фанатичность проявляется главным образом в глубоком сосредоточении, многочисленных и продолжительных духовных практиках, которые иногда доводят людей до безумия, поскольку испытания, которым они себя подвергают, зачастую немыслимы.

Отношение к фанатизму православной церкви

Православная церковь относится к этому явлению с осуждением и неприятием. Фанатизм – это грех, по мнению православных священнослужителей.

Отсутствие любви ко всем людям, духовная смерть, пустословие без рассуждения не может поощряться православными.

Фанатичные родители, приводящие с собой на службу маленьких детей и не замечающие усталости ребенка, его непонимания и неприятия ситуации, прививают ему не любовь к церкви, а боязнь, раздражение, нежелание приходить туда снова.

Причины фанатизма

Фанатизм – это явление, не возникающее на пустом месте. Как у любого иного отклонения, у него есть причины, которые уходят корнями, как правило, очень глубоко. Фанатичные люди чаще всего агрессивны, озлоблены, не понимают и не принимают чужую точку зрения.

Иногда они становятся частью какой-либо общности, преданно следуют ее догматам и стараются перенести свой взгляд на веру на ближайший круг общения.

А существует и иная категория фанатиков – лидеры, которые не только разделяют и следуют привлекательной для них философии или религии, но посредством ярких, харизматичных действий вовлекают в нее большое количество людей, не исчерпывающееся кругом родных и близких.

И если первые при этом являются в целом безобидными носителями назойливой информации, то вторые представляют крайне серьезную угрозу обществу. Ежедневно десятки и сотни людей вовлекаются в жизнь сект неизвестного происхождения, отворачиваются от своих семей, тратят огромные суммы денег на поддержание и развитие близкой по духу общности, теряют самих себя в стремлении следовать постулатам, которые нашли живой отклик в их душах благодаря харизме, уверенности и ораторскому искусству лидера.

Способы борьбы с религиозным фанатизмом

Жизнь не стоит на месте, большинство государств современного мира являются светскими. Несмотря на весьма почтительное отношение к религии, любая держава, как правило, не заинтересована в экстремальных проявлениях религиозности.

Какие же меры предпринимаются в различных странах для минимизации проявления фанатизма среди верующих? В некоторых азиатских странах за последние двадцать-двадцать пять лет было введено много запретов относительно ношения культовой одежды для обычных людей, не имеющих отношения к священнослужению.

Иногда подобные запреты вызваны не столько борьбой с неистовыми фанатиками, сколько соображениями безопасности. Например, несколько лет назад Франция пошла по пути запрета ношения хиджабов. При этом данное решение стоило стране немало, учитывая непримиримое отношение мусульман к вопросам одеяния.

Очень много усилий, направленных на борьбу с религиозным фанатизмом, предпринимается в сфере образования. Детям стараются дать возможность выбора и защищают их неокрепшее сознание от натиска подкованных религиозных фанатиков. Во многих странах законодательно запрещается деятельность определенных организаций, имеющих основанную на религии идеологию.

Не менее страшен, разрушителен и безжалостен национальный фанатизм.

Это ревностное поклонение исключительному превосходству той или иной нации или расы испещрило всемирную историю множеством примеров кровопролитных противостояний.

Одним из самых ярких проявлений национального фанатизма стала идея Альфреда Плётца о делении всех людей на высшую и низшую расы, которая впоследствии положила начало Второй мировой войне.

Еще один пример – «Ку-клукс-клан», организация, насчитывавшая огромное количество людей, ненавидевших, глубоко презиравших чернокожих. Ожесточение членов ККК привело к немыслимому количеству жертв, погибших от изощренной жестокости фанатиков. Отголоски деятельности этой организации периодически слышатся и в настоящее время.

Психологическая природа фанатизма

У фанатизма, развивающегося в крупных масштабах, как правило, есть причины общественного или политического характера. Экстремальное проявление веры всегда выгодно кому-то, кроме неистовых приверженцев.

Но что же делает таковым конкретного человека? Почему один становится фанатиком, а другой, несмотря ни на что, продолжает идти по своему жизненному пути, не реагируя на чужое мнение и религиозные догматы.

Как правило, причины становления настоящего фанатика корнями уходят в детство. Чаще всего фанатики – это люди, с ранних лет привыкшие жить в страхе и недопонимании.

Ошибки в воспитании, допущенные их родителями, в осознанном возрасте оборачиваются желанием примкнуть к какой-то группе и стать ее частью, дабы почувствовать безопасность и уверенность.

Однако человек не может обрести спокойствие лишь потому, что нашлись люди со схожими взглядами.

Он будет продолжать переживать, беспокоиться, искать угрозу в любом проявлении инакомыслия, сражаться с ветряными мельницами, убеждая всех и вся в том, что его правда – первая. Так проявляет себя фанатизм. Что это значит? Всякий, кто думает иначе, создает угрозу его с трудом обретенному покою. Поэтому взаимодействие с фанатиком дается не так просто.

Как справиться с проявлениями фанатизма у близкого человека

Фанатизм… Это что такое? Что делать, если в числе фанатиков оказался близкий вам человек? Любые проявления крайней нетерпимости и слепого поклонения, будь то самоотверженная любовь к звезде, или агрессивное желание во что бы то ни стало разделить свою веру с другими людьми – признаки нездоровой психики.

По мнению многих исследователей, фанатизм – это болезнь. Родным и близким такого человека следует со всей серьезностью подойти к решению подобного рода проблем.

И если исправить ошибки, допущенные много лет назад, уже невозможно, то поддержка, понимание, устранение причин для страхов и беспокойств, своевременное обращение к психологам, побуждение к саморазвитию и укреплению психики помогут преодолеть это явление.

Источник: http://fb.ru/article/232170/fanatizm---eto-religioznyiy-fanatizm

Религиозный фанатизм: чем он так опасен?

Религиозный фанатизм

Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?

Что такое фанатизм на религиозной почве?

Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» — значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.

Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.

Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он якобы относится. Он является большой разрушительной силой, патологией.

Православие, например, четко учит, что мы должны ненавидеть грех, но любить грешника. Фанатик же все искажает и, движимый ревностью не по разуму, все переносит на конкретную личность.

Здесь уместно будет вспомнить слова Феофана Затворника:

Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду.

Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога

Стоит, однако же, оговориться, что нецерковные люди под этим понятием подразумевают нечто совсем иное.

Верующими фанатиками они считают всех, кто ходит в церковь чаще, чем на Пасху и Крещение. На это, конечно же, не стоит обращать внимания.

В чем он проявляется?

Религиозная нетерпимость проявляется, в первую очередь, в том, что одержимый ею человек, будучи уверен только в своей правоте, не способен слышать других.

Свою агрессию он, как правило, выливает на конкретных «ошибающихся» людей. В настоящем православии, мы знаем, все обстоит не так.

Хотя мы и убеждены, что наша вера — единственная истинная, но больше всего Господь учит нас уважать чужую свободу.

Вот почему чаще всего конфликты на религиозной почве разжигают различные секты, каждая из которых любой ценой отстаивает свою правоту. Исламский экстремизм точно так же «духовно» питается от различных исламских сект.

В истории нашей Церкви тоже были такие загадочные объединения религиозных фанатиков, как, например, хлысты и скопцы, придумавшие свое новое, абсолютно чуждое православию вероучение.

Самым же масштабным и трагичным проявлением такого религиозного фанатизма стали старообрядцы. Они ухватились за букву, догмат вероучения и забыли про дух.

Сейчас таких приверженцев одного обряда мы называем обрядоверами. Тогда же люди даже сами сжигали себя заживо, не желая отступить от староотеческой формы исповедания своей веры.

Скольких человеческих жертв это стоило, мы знаем.

Массовые убийства и самоубийства — это крайние, конечно, проявления псевдодуховного фанатизма. В нашей повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с другими его проявлениями. Например, когда кто-то исступленно начинает навязывать свою веру или же бросается кого-то «спасать», когда сам «погибающий» о том не просит. Все это является тоже ненормальной формой проявления своей религиозности.

Ревность не по разуму

Читать также:

Духовная прелесть: как не переусердствовать в вопросах веры?

В православии для обозначения религиозного фанатизма употребляется еще другое название: «ревность не по рассуждению». Выражение взято из «Послания к Римлянам святого апостола Павла»: Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2). Уже из этих слов видно: истинное христианство призывает трезво, рассудительно относиться ко всему. Оно не является религией экзальтированных мечтателей.

Это касается всех сфер церковной жизни человека, начиная с определения меры поста и молитвенного правила и заканчивая выбором жизненного пути. Поэтому случаи, когда люди «перемаливаются» или истощают себя голодом до тех пор, пока не попадают в соответствующие лечебные заведения, не являются нормой для православия. По крайней мере, Церковь уж точно этому не учит.

Причины болезни

Конечно, религиозная нетерпимость, как и любая нетерпимость к ближним, является грехом, причем довольно тяжким. Она полностью противоречит одной из двух самых главных заповедей Евангельской проповеди: Возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:39). Как и любой грех, фанатизм в православии имеет своим истоком (или основанием) другие греховные наклонности:

  • гордыню;
  • тщеславие, самолюбование;
  • превозношение над другими;
  • самомнение (или самообольщение);
  • отсутствие самокритики;
  • нерассудительность;
  • самоуверенность и другие.

Также причиной такого рода крайних проявлений нетерпимости к чужим взглядам могут быть различные психические отклонения. Установлено, например, что религиозному фанатизму наиболее подвержены люди определенного психотипа. Как правило, это люди неуравновешенные, экзальтированные, склонные к большим эмоциональным переживаниям, с плоским и ограниченным мировоззрением.

Замечено также, что к конфликтам на религиозной почве зачастую бывают склонны люди, которые в детстве жили в недопонимании, с постоянными страхами по этому поводу.

Во взрослом возрасте такие люди, найдя группку единомышленников, пытаются спрятаться за ней, как за каменной стеной.

Однако заложенное уже в подсознании чувство страха продолжает их мучить, заставляет сражаться со всеми инакомыслящими «до последней капли крови», стараясь защитить свой обретенный якобы «покой».

Лечится ли фанатизм?

Безусловно, через Таинства, существующие в Церкви, любой человеческий грех может быть исцелен. Условие только одно — покаяние.

Но особенностью религиозного фанатизма как раз является то, что человек свою ревность не по разуму не воспринимает как что-то неправильное, искаженное.

Он уверен, что «истина в последней инстанции» принадлежит ему одному, а с другим мнением считаться он не согласен.

В этом и состоит главная трудность исправления религиозного фанатика.

Пока он сам не задумается, не станет смотреть на себя самокритично (или же не произойдет что-то такое, что заставит его посмотреть на себя иначе), любые ваши доводы будут бесполезны.

Переубедить его вы все равно не сможете. Поэтому лучше всего — стараться как-то повлиять на человека при появлении первых признаков зарождающегося заболевания.

В случае же, когда причиной такой одержимости являются серьезные психические отклонения человека, может понадобиться и медицинское вмешательство. Особенно же если такой фанатик несет большую опасность для общества.

Какие могут быть последствия?

Последствия религиозной нетерпимости могут быть самыми ужасными. Фанатизм в православии сам по себе не может пройти бесследно, никому не навредив. Во-первых, он наносит непоправимый урон душе человека, подверженного фанатизму.

В крайнем своем проявлении эта болезнь способна перейти в прелесть. Это такое духовное состояние, в котором верующий, пойманный на бесовский обман, находится в самообольщении, считает себя достигшим какой-то святости.

Вернуть на правильный духовный путь прельщенного практически невозможно.

Во-вторых, такие фанатики изначально настроены на «исправление» окружающих, поэтому частым результатом конфликтов на религиозной почве бывают человеческие жертвы. Яркий пример тому не только современный исламский экстремизм, но и хорошо известные Крестовые походы.

В-третьих, религиозный фанатизм, без сомнения, пагубно сказывается на «имидже» самой религии, под видом которой он скрывается. Понятно, что судить о той или иной вере атеисты будут не по тому, что в ней есть хорошего, а именно по таким неправильным, искаженным ее радикальным проявлениям.

Все это говорит о том, что нам самим нужно быть весьма внимательными, чтобы не заразиться и не впасть в такое пагубное заболевание. А также попытаться оградить от него своих ближних.

Больше о данной проблеме рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:

Источник: http://megapoisk.com/religioznyj-fanatizm-k-chemu-on-mozhet-privesti

Моя психология
Добавить комментарий