Секреты успеха Джоан Роулинг

Филологическая девушка: как Джоан Роулинг вернула людям желание читать

Секреты успеха Джоан Роулинг

Ее жизнь уже досконально изучена фанатами и биографами, а когда-нибудь ее будут изучать на филологических факультетах, как сейчас жизнь нашего Пушкина и ихнего Байрона, и защищать по ней курсовые и диссертации. Читатели любят сказки про Золушек — оказывается, их любит и история мировой литературы.

Жизнь самой известной писательницы ХХI века просто идеально подходит для автобиографической драмы и как будто бы написана по ее законам, где фантастический взлет не возможен без катастрофического падения. Речь, конечно, о Джоан Роулинг, которой 31 июля исполняется 53 года, — и литературный критик Константин Мильчин специально для портала iz.

ru объяснил, почему создательница Гарри Поттера значит для мировой культуры гораздо больше, чем думают многие.

Время есть, а денег нет

Жила-была на свете девушка, которая звезд с неба не хватала, получила филологическое образование, придумала написать сказку, переехала жить в Португалию, вышла замуж и родила ребенка. Пока всё идет ровно, но виден обрыв.

Дальше жизнь начинает катиться под откос: брак оказался неудачным, а тут еще умерла ее мать, и вот наша девушка на дне отчаяния и депрессии —работы нет, денег нет, перспектив нет, сказка плохо пишется. И никакого света в конце туннеля.

Потом выяснится, что всё было не зря и самые черные моменты жизни пригодились, когда потом девушка ими вдохновится, чтобы придумывать всякие ужасы вроде дементоров. Но это выяснится потом, а пока наша героиня считает себя самой большой неудачницей в мире.

Жизнь начнет медленно выправляться, сказка будет написана, но всё не так просто. По законам литературных драм издательствам положено долго и упорно отвергать рукописи непризнанных гениальных писательниц. Что они и будут делать.

Биографами уже воспета та мусорная корзина, куда из-за косности редакторов отправилась рукопись того, что потом станет романом «Гарри Поттер и философский камень».

Но мы знаем, чем всё кончилось: рукопись извлекли, отряхнули, издали, книга стала бестселлером и блокбастером, за первым томом последовали продолжения, которые тоже исправно становились бестселлерами и блокбастерами, а филологическая девушка из самой большой в мире неудачницы станет одной из самых богатых и влиятельных женщин на земле, которую даже скептики и ненавистники поттерианы уважают за то, что она вернула людям желание читать.

Секрет ее успеха

В попытках ответить на вопрос, в чем именно секрет сказочного успеха саги, уже написаны сотни научных работ и бесчисленное количество авторитетных постов, а будет еще больше.

Поттеровская вселенная в интернете состоит из неисчислимого количества фанфиков, квазиэнциклопедий и теоретических опусов.

Та степень безумия, к которой «Звездные войны» шли несколько поколений и куда их подталкивала армия маркетологов, к Гарри Поттеру пришла сразу же, в течение пяти с небольшим лет.

Влезем и мы со своим предположением: секрет как раз в том, что наша героиня была и остается филологической девушкой, которая очень хорошо знает английскую литературу, в частности ее детскую составляющую.

Дело в том, что в Англии существует отдельная детская литература, которой много лет, которая своими корнями пронизает века, на которой выросли миллионы детей как в Англии, так и за рубежом, и которая безусловно является международным брендом.

«Гарри Поттер» в этом смысле представляет собой почти идеальную хрестоматию, лоскутное одеяло, где можно найти сюжеты, отсылки, персонажей и даже прямые цитаты из разных классических книг. Вот Диккенс, а вот Толкин, вот Беатрикс Поттер, а вот паровозик Томас, вот «Ветер в ивах», а вот Нарния.

Но найти всё это можно, только всерьез занявшись поисками и прочтя столько же, сколько сама Роулинг. У большинства читателей все эти отсылки и цитаты вызывают лишь эффект смутного узнавания, который завораживает, затягивает, заинтересовывает.

Ты меня нарисовала

Но успех был бы невозможен без потрясающего дара придумывать персонажей, не только главных, но и совсем-совсем второстепенных, которые тем не менее запоминаются, новых приключений которых ты ждешь и по которым ты скорбишь, когда они умирают.

И да, в этом смысле все сказочные законы, среди которых главный «Не убий важного персонажа», Роулинг нарушала. Добрый Толкин за три тома «Властелина колец», если не считать бесчисленного количества в основном безымянных орков, смог убить всего пару обреченных.

Иное дело Роулинг, которая с середины саги начала свою кровавую жатву и, наращивая от книги к книге маховик репрессий, в последнем томе уничтожила едва ли не две трети полного списка героев.

Но Роулинг — это не только «Поттер», его продолжения и вспомогательные тексты вроде правил игры в квиддич. Кстати, показатель крутости автора — это когда придуманная им игра находит своих фанатов в реальном мире. Так вот, по магловскому квиддичу, который в реальности представляет собой смесь баскетбола с гандболом, проходят чемпионаты мира. Но мы не об этом.

То, что Роулинг начала делать после окончания саги, вызывает едва ли не больший интерес. Сперва была «Случайная вакансия», идеальный британский детектив без собственно преступления. А затем пошел цикл книг о Корморане Страйке, мрачном одноногом частном сыщике в современном Лондоне и его миловидной помощнице Робин.

Ну да, первоначально книга, вышедшая под псевдонимом Роберт Гэлбрейт, разошлась мизерным тиражом, а едва стало известно, кто именно ее написал, продажи подскочили в тысячу раз. Ну да, напиши она только этот детективный цикл, вряд ли бы она вошла в историю мировой литературы.

Но цикл о Страйке отлично подчеркивает метод Роулинг: прочитать основные книги в жанре, усвоить его правила и законы, научиться играть по его правилам и дальше писать лучше всех.

Источник: https://iz.ru/772559/konstantin-milchin/filologicheskaia-devushka-kak-dzhoan-rouling-vernula-liudiam-zhelanie-chitat

Джоан Роулинг: волшебная история

Секреты успеха Джоан Роулинг

Она прошла путь от пособия по безработице до миллиардного состояния, фундаментом которого стала лишь сила воображения. Автор самой популярной и убедительной книги о волшебстве и взрослении – Джоан Роулинг.

1. Трудное детство

Самая известная сегодня детская писательница имела далеко не самое счастливое детство. Мать Джоан часто и серьезно болела, что тяжело отражалось на атмосфере в семье. У нее диагностировали рассеянный склероз, когда Джоан было 15 лет, и спустя 10 лет она умерла. Это стало одной из главных трагедий в жизни Роулинг.

В то же время у Джоан были тяжелые отношения с отцом. В одном из интервью писательница признавалась, что отец внушал ей страх, а романтическая идея Эндрю, персонажа романа Роулинг «Случайная вакансия» – уйти из дома и жить на разукрашенных граффити и заваленных битыми стеклами улицах Лондона – это про неё.

До сих пор отношения писательницы с отцом остаются напряженными, а подростковые проблемы – важнейшей темой её творчества. « Я не была особенно счастлива. Я думаю, что это ужасное время жизни », – описывала Джоан свой опыт взросления.

По всей видимости, именно серьезное понимание того, с чем приходится сталкиваться современному подростку, и сделало книги Роулинг такими популярными.

2. Неудачница

История успеха Джоан Роулинг иной раз выглядит не менее волшебно, чем события романа о Гарри Поттере. Хотя Роулинг пробовала писать с раннего детства, всерьез подступиться к этому делу она долгое время не могла. Сначала будущая писательница поступала в Оксфорд, но не прошла, пришлось учиться в менее престижном Эксетерском университете.

Там Роулинг получила степень бакалавра по французскому языку и классической филологии. После университета переехала в Лондон и устроилась работать секретарем в исследовательский отдел «Международной амнистии».

Идея написать роман о мальчике, который учится в школе волшебства, пришла к Роулинг незадолго до смерти матери. Её уход сильно повлиял на будущую книгу. Вплотную работать над первыми главами Джоан начала в Порту (Португалия), куда она переехала, чтобы по вечерам преподавать английский, а днем писать книгу.

Там же она вышла замуж и родила ребенка. Однако брак оказался несчастливым и продлился чуть больше года. В конечном итоге с ребенком и первыми главами романа о Гарри Поттере Роулинг сбежала от мужа в Шотландию, где жила её сестра.

Позднее она признавалась, что в те времена считала себя « самой большой неудачницей, которую знала ».

Прошло 7 лет после окончания университета, и Роулинг обнаружила себя живущей на социальное пособие матерью-одиночкой. За плечами – неудачный брак, впереди – никаких перспектив.

Впоследствии писательница признавалась, что именно поражение, которое она потерпела в жизни, позволило ей сделать то, что она по-настоящему хотела: « Неудача означала избавление от всего несущественного. Я перестала притворяться перед собой, что я была какой-то другой, нежели на самом деле, и стала направлять всю свою энергию на завершение единственной работы, которая что-то значила для меня.

Если бы я действительно преуспела в чём-либо ещё, я бы никогда не смогла найти решимость добиться успеха в том, что было действительно моим.

Я освободилась, потому что мой самый большой страх реализовался – и я всё ещё была жива, у меня всё ещё была дочь, которую я обожала, у меня была старая пишущая машинка и большая идея.

И так каменное дно стало прочным фундаментом, на котором я перестроила свою жизнь ».

Так «Гарри Поттер» стал незаконченной рукописью, которой только предстояло найти путь к своему читателю.

3. Писательница

Сочинять истории и писать рассказы Джоан Роулинг начала очень рано. В детстве она часто развлекала ими свою сестру. « До сих пор помню, как я рассказывала ей историю, в которой она упала в кроличью нору и семья кроликов кормила её клубникой.

Абсолютно точно, что первый рассказ, который я записала (когда мне было лет пять или шесть), был о кролике по имени Кролик. Он заболел корью, и к нему пришли его друзья, в том числе гигантская пчела по имени мисс Пчела », – вспоминала писательница.

В подростковом возрасте двоюродная бабушка познакомила Джоан с творчеством журналистки и писательницы Джессики Митфорд. Она привлекала Роулинг прежде всего очень насыщенной, можно сказать даже авантюрной биографией.

Вероятно, тогда у неё и могли возникнуть первые мечты о писательском деле. Во всяком случае Роулинг с самого детства писала часто и много, но вплоть до появления «Гарри Поттера» не предпринимала последовательных усилий, чтобы заявить о себе в литературе.

Когда Роулинг закончила рукопись первого романа (а от возникновения идеи до финального варианта прошло 5 лет), она наконец решилась на публикацию. Но ещё целый год будущий бестселлер кочевал по издательствам. Рукопись отвергли около 10 раз.

В конце концов на риск пошло издательство Bloomsbury. Но взрослые и здесь были не слишком дальновидны. По легенде решающим фактором для публикации стало мнение восьмилетней Алисы Ньютон, дочери председателя издательства. Прочитав первую главу романа, она решительно потребовала продолжения.

Первая книга серии о маленьком волшебнике «Гарри Поттер и философский камень» была опубликована тиражом 1000 экземпляров, половина из которого была разослана по библиотекам. Сегодня это издание стоит десятки тысяч фунтов.

4. Гарри Поттер

История появления книги о Гарри Поттере давно приобрела легендарный и хрестоматийный характер. Роулинг рассказывает о рождении идеи первого романа как о чудесном озарении, посетившем её в переполненном поезде на пути из Манчестера в Лондон: « Я возвращалась в Лондон одна в переполненном поезде, и идея о Гарри Поттере просто пришла мне в голову.

Я писала почти непрерывно с шестилетнего возраста, но никогда раньше меня так не взволновывала идея. К моему огромному разочарованию, у меня не было пишущей ручки, и я была слишком застенчива, чтобы попросить кого-нибудь одолжить…

У меня не было рабочей ручки с собой, но я думаю, что, наверное, это было хорошо. Я просто сидела и думала четыре часа (задержки поезда), в то время как все детали пузырились в моём мозгу и этот тощий черноволосый мальчик в очках, который не знал, что он волшебник, становился для меня всё более и более реальным.

Может быть, если бы я замедлила ход мыслей, чтобы зафиксировать их на бумаге, то подавила бы некоторые из них (хотя иногда мне интересно, сколько из того, что я представила себе тогда, я забыла к тому времени, когда оказалась с ручкой). Я начала писать «Философский камень» в тот же вечер, хотя те первые несколько страниц не имеют ничего общего с законченной книгой ».

После публикации книга довольно быстро и совершенно неожиданно взяла ряд престижных литературных премий и была опубликована в США. В последующие 10 лет Роулинг написала ещё 6 книг серии, каждая из которых становилась бестселлером.

Если первая книга была изначально опубликована всего в 1000 экземплярах, то последняя – «Гарри Поттер и Дары смерти» – побила все мыслимые рекорды. Только в первые 24 часа было продано 11 миллионов экземпляров – на 2 миллиона больше, чем показатель предыдущей книги писательницы. «Гарри Поттер и Дары смерти» стала самой быстро продаваемой книгой всех времен и народов.

Книги о Гарри Поттере хоть и позиционируются как детские, но затрагивают совсем недетскую тематику: потеря родителей и близких, социальные проблемы, трудности взросления и самоопределения. Роулинг научилась говорить с детьми и подростками на их языке, не снижая интеллектуальный уровень и не глядя на своего читателя свысока. Возможно, в этом – одна из составляющих успеха романа.

5. Миллиардер

Книги о Гарри Поттере моментально стали классикой детской литературы и пользуются необыкновенной популярностью во всех странах мира. Более того, идея о мальчике из школы волшебства в конечном итоге развернулась в полноценный мир, так называемую «вселенную Гарри Поттера».

Её основу составляют 7 романов оригинальной серии, а также несколько книг, уточняющих детали волшебного мира, в котором происходит действие. Все основные романы экранизированы, на их основе регулярно разрабатываются компьютерные игры и аттракционы для парков развлечений.

Последние 4 книги серии поставили абсолютный рекорд как самые быстро продаваемые, а серия фильмов о Гарри Поттере занимает второе место в списке самых прибыльных франшиз. В целом бренд «Гарри Поттер» оценивают в более чем 12 миллиардов долларов. Естественно, что немалая часть из этих денег принадлежит Джоан Роулинг.

Журнал «Форбс» назвал её первым человеком, заработавшим миллиард долларов при помощи писательского труда. Всё это сделало Роулинг второй богатейшей женщиной из сферы развлечений, а также одной из самых влиятельных леди Великобритании.

6. Роберт Гэлбрейт

Необыкновенная популярность серии романов о Гарри Поттере для Джоан Роулинг обернулась не только заслуженной славой и баснословными гонорарами, но и трудностями в дальнейшем развитии своего таланта. Писательнице стало тесно в тисках детской литературы.

Именно поэтому в 2012 году Роулинг опубликовала «взрослый» роман «Случайная вакансия». Книга, по общим меркам, хорошо продавалась (более миллиона экземпляров за первые три недели) и получила неплохие, хоть и сдержанные отзывы критиков.

Но этого Джоан Роулинг показалось мало. «Зов кукушки» – следующий свой роман, на этот раз криминальный, она опубликовала под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. В аннотации автор был представлен как бывший следователь королевской военной полиции.

Писательница позднее признавалась, что опубликовала роман анонимно, чтобы быть свободной от читательских ожиданий и получить непредвзятую оценку критиков. Однако журналисты раскрыли псевдоним быстрее, чем предполагала Роулинг. Им потребовалось всего три месяца. За то время, пока авторство сохранялось в тайне, «Зов кукушки» был назван звездным дебютом и получил хорошие отзывы критиков.

Отчасти Роулинг добилась желаемого – пусть на три месяца, но вновь стала начинающим и никому не известным писателем. Вслед за первым криминальным романом Роулинг написала еще два, ставших продолжением – «Шелкопряд» и «Карьера зла».

Конечно, писательница вряд ли когда-нибудь сможет уйти от того субтильного, но отважного мальчика в очках, что изменил её жизнь и стал родным миллионам детей по всему мир. Но само желание Роулинг не эксплуатировать свои прошлые достижения, безусловно, вызывает уважение.

7. Добрые дела

Роулинг выросла в небогатой семье и уже во взрослой жизни несколько лет прожила в бедности, в одиночку воспитывая ребенка и живя на социальное пособие. Неудивительно, что, сказочно разбогатев, она стала тратить значительные средства на благотворительность.

В 2012 году «Форбс» даже не включил Роулинг в число богатейших людей мира, объяснив это тем, что писательница потеряла статус миллиардера, так как пожертвовала на благотворительность более 160 млн долларов и была вынуждена выплатить высокий налог.

Бывшая мать-одиночка Роулинг возглавляет фонд Gingerbread, специализирующийся на помощи семьям с одним родителем, и регулярно перечисляет средства на эту деятельность. Она также поддерживает программы по борьбе с бедностью и помогает детским больницам, участвует в многочисленных аукционах, средства от которых идут на помощь нуждающимся.

Кроме того, Роулинг спонсирует организации по исследованию и лечению рассеянного склероза – болезни, которая унесла жизнь её матери. Своими пожертвованиями она участвовала в создании Центра регенеративной медицины в Эдинбургском университете, который затем был переименован в клинику имени Энн Роулинг, матери писательницы.

Также Джоан поддерживает художников, писателей и исполнителей, лишившихся страховки и средств к существованию, и сотрудничает с организацией «Врачи без границ».

Ежегодно Роулинг тратит десятки, если не сотни миллионов фунтов стерлингов на благотворительность.

« Я думаю, что вы несёте моральную ответственность, когда вы получаете гораздо больше, чем вам нужно», – объясняет свою щедрость писательница.

источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://7lostworlds.ru/blog/43112850342/prev

Гарри Поттер. Секрет популярности тощего очкарика

Секреты успеха Джоан Роулинг

Во всех семи книгах о Гарри Поттере главный злодей Волан-де-Морт пытается победить смерть и заполучить бессмертие любой ценой. Гарри, напротив, постепенно догадывается, что его ждет неминуемая гибель, но никак не пытается уйти от судьбы, а наоборот, хочет отдать свою жизнь ради того, чтобы остановить вселенское зло и спасти жизни многих других людей.

1 1396 18 Октября 2017 в 23:33

Дети, безусловно, правят миром! И это сейчас не про Гарри Поттера, а про Алису Ньютон, дочку издателя, — первую девочку в мире, которая прочла одну главу рукописи про маленького волшебника и потребовала продолжения. Именно благодаря ей первая книга Джоан Роулинг увидела свет после того, как двенадцать издательств отказались ее печатать.

Худой, ничем не примечательный мальчишка в странных очках завоевывает сердца и умы вот уже нескольких поколений детей и многих взрослых. Книги о Гарри Поттере переведены на 67 языков и продаются миллионными тиражами по всему миру. Экранизация серии этих книг стала самой прибыльной в истории кинематографа.

В чем же секрет такого успеха именно в то время, когда, как всем казалось, дети потеряли интерес к чтению?

Системно-векторная психология раскрывает секрет популярности Гарри Поттера.

Мальчик, который выжил

По словам самой Джоан Роулинг, тема смерти проходит сквозь всю серию книг о Гарри Поттере. Писательница начала работу над первой книгой, переживая потерю матери.

Книги именно такие, какие они есть, потому что она умерла… потому что я любила ее, и она умерла.

Джоан Роулинг в интервью Опре Уинфри

Так же, как и автор книги, ее главный герой пережил потерю родителей. В приемной семье он страдает от одиночества и непонимания окружающих, но получает надежду из самого неожиданного источника — школы волшебства. А сама Роулинг находит утешение, вдохновение и радость в работе над книгой о странном мальчике с необыкновенными способностями.

Во всех семи книгах о Гарри Поттере главный злодей Волан-де-Морт пытается победить смерть и заполучить бессмертие любой ценой. Гарри, напротив, постепенно догадывается, что его ждет неминуемая гибель, но никак не пытается уйти от судьбы, а наоборот, хочет отдать свою жизнь ради того, чтобы остановить вселенское зло и спасти жизни многих других людей.

Гарри Поттера читают все, однако по-настоящему понимают главного героя, примеряя образ мальчика на себя, обладатели звукового вектора. Именно им интересна тема жизни и смерти, гибели и бессмертия, преданности своей идее и миссии всей жизни.

В образе Гарри звуковики получают абсолютно узнаваемые штрихи собственных психологических свойств — желание раскрыть магические особенности, которые выделяют Гарри Поттера среди других, необычная судьба, таинственная связь с исчадием зла, которое ощущается им как часть его самого, и постоянная борьба с самим собой.

Люди со звуковым вектором ощущают свою непохожесть на других. Только у них есть желание познать устройство мира, законы Вселенной, добро и зло. Их отличает способность к глубокому сосредоточению, умение получать удовлетворение от напряженной работы мысли, понимание неизбежной конечности жизни. Именно они осознают, что, только будучи конечной, жизнь обретает свой смысл.

Жажда к знаниям в сочетании с данным от природы мощным абстрактным интеллектом — это и есть тот удивительный дар могущественного волшебника Гарри Поттера, который он мог использовать в борьбе со злом, которое подчас он ощущал не только извне, но и внутри себя.

Поттер одержал победу, пускай даже ценой неимоверных усилий, пройдя через страдания и боль, через потери и даже смерть, но он победил. И оказался тем избранным, который исполнил свою миссию.

Он победил и остался жив. Победил и получил возможность жить полноценной жизнью, радоваться и грустить, учиться и работать, дружить, любить и создавать семью.

Значит, и для таких замкнутых одиночек, как он, есть место в этом мире!

Подвиг ради других

Не жалей мертвых, Гарри, жалей живых, особенно тех, кто живет без любви!

Гарри по-звуковому сосредоточен на других и ощущает ответственность за все, что происходит в мире магии. Он способен пойти на самопожертвование ради других людей.

Несмотря на суровое детство сироты, растущего в семье, где его никто не любил, Гарри вырастает способным на такие сложные чувства, как сострадание ко всем живым существам и способность активно встать на их защиту, искренняя доброта и умение горячо и беззаветно любить.

Это привлекает аудиторию читателей со зрительным вектором, которые считают, что главное — это любовь.

Несмотря на мистический сюжет и обилие волшебства в книгах, судьба героев не лишена обычных реалий детской, подростковой и взрослой жизни. Они учатся, дружат, ссорятся, мирятся, проявляют свои чувства, переживают первые влюбленности и разочарования, тем самым становятся еще ближе к читателю любого возраста.

Так, например, даже после победы над драконом Гарри боится пригласить на бал понравившуюся ему девушку. Гермиона, будучи круглой отличницей, все равно сильно переживает перед сдачей экзаменов.

Рон с радостью приглашает друзей на праздники в дом к своим родителям, так как знает, что в приемной семье Гарри не ждет теплый прием, а Гермиона не сможет пользоваться магией, так как ее родители не волшебники.

Недетские вопросы в романах о юном волшебнике

Книги о Гарри Поттере — это больше, чем мистические романы о подростке и его внутреннем мире.

Талант Джоан Роулинг позволил ей раскрыть в книгах такие недетские темы, как проблемы дискриминации, фашизма, шовинизма, опасного общественного равнодушия, лицемерия, ханжества, вопросы воспитания, образования, нравственности и многие другие.

Эти темы раскрываются как бы сами собой через происходящие события, без нравоучений или увещеваний. Читатель получает возможность сделать самостоятельные выводы, проследить цепочку социальных перемен, понять причины и истинный источник катастрофы. И увидеть: все, что происходит вокруг, зависит от решений и от действий каждого из нас.

Тирания способна начаться с людей, впавших в апатию и ступивших на легкий путь, которые вдруг оказываются в тяжелом положении.

Так рассуждает Джоан Роулинг о пассивной социальной позиции в своих книгах.

Гарри Поттер, мальчик с непростой судьбой, но большим сердцем, покоряет современных детей и взрослых тем, что они видят в нем себя. Романы о Гарри Поттере — это не только интересные приключения волшебника, в них находят отражение близкие современным детям проблемы, злободневные вопросы и пути их решения.

Книги о Гарри Поттере читают те, кому они близки по духу. Это в первую очередь звуко-зрительная аудитория, а высокая популярность книг рождает интерес всех остальных читателей, которые находят в них что-то свое.

Произведения развитой звуко-зрительной писательницы Джоан Роулинг, безусловно, станут настоящей жемчужиной в библиотеке любой семьи.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/garri-potter-sekret-populjarnosti-toshhego-ochkarika

Моя психология
Добавить комментарий