Семейное образование

Содержание
  1. Семейное образование
  2. Семейное образование и самообразование
  3. Организация семейного образования
  4. Семейное образование так же бессмысленно, как и государственное
  5. Родительские муки выбора и трудные решения
  6. Выход из системы образования
  7. Взгляд в будущее: что произойдёт?
  8. При чём тут счастье?
  9. Семейное образование на практике: самый подробный гид от практикующей семьи
  10. Терминология
  11. Принятие решения
  12. Бюрократия и начало
  13. Денежная компенсация
  14. Выяснение программы
  15. Подготовка
  16. Расписание
  17. Процесс обучения
  18. Закрепление пройденного
  19. Репетиторы и помощники
  20. Распорядок дня
  21. Экзамены
  22. Время и деньги
  23. «Целыми днями сидеть дома это вредно и скучно. А как же социализация?»
  24. «Мама работает?»
  25. «А как вы будете выполнять лабораторные работы по физике, химии, биологии, где нужны достаточно серьезные оборудование и материалы?»
  26. «Что труднее всего далось?»
  27. «Были ли у него такие типичные вещи, как лень. Тебе как маме приходилось ему давать „пинка“?»
  28. «Мне кажется, что при семейном образовании один из родителей должен отказаться от возможности самореализации, разве нет?»
  29. «Такая система требует от кого-то из родителей уверенных знаний школьной программы и хоть какого-то педагогического таланта?»
  30. «Боюсь, что не справлюсь сама, что не справится он, боюсь, что ненависть к школе равна ненависти к обучению в целом, как быть тогда?»
  31. Семейное образование. Проверено на себе

Семейное образование

Семейное образование

[dropcap type=»1″]С[/dropcap]емейное образование по новому закону является внешкольной формой обучения. Другими словами, школа никак не может вмешиваться в этот процесс и контролировать его.

Впрочем, как и раньше. Однако в прежние времена в законе это было отображено достаточно размыто, чем могли воспользоваться школы, вмешиваясь в учебный процесс и диктуя родителям свои правила.

Теперь же все прописано очень явно и четко.

Не все понимают, что такое семейное образование, часто путая его с экстернатом или домашним обучением. На самом деле это три совершенно три разных вида образования. В экстернате ребенок не числится в списках учеников конкретного образовательного учреждения.

Он получает знания самостоятельно, имея возможность осваивать программу быстрее, чем школьники (например, программы двух классов за один год). Свои знания подтверждает прохождением промежуточных и итоговых аттестаций в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Пройдя всю программу и сдав все экзамены, получает аттестат государственного образца.

Ребенок, находящийся на домашнем обучении, не посещает школу из-за состояния здоровья на основании выданных медицинским учреждением справок. При такой форме обучения школа контролирует и помогает родителям организовать учебный процесс.

Семейное образование можно сравнить с экстернатом – ребенок так же получает знания самостоятельно и подтверждает их сдачей экзаменов, затем ему выдают аттестат.

Однако есть существенное отличие: он числится в списках учеников конкретной школы, которая обеспечивает его учебниками и другими необходимыми материалами.

При этом образовательное учреждение контролирует качество полученных их знаний (аттестациями), но не сам учебный процесс.

[quote_box_center]Положение о семейном образовании дает право перейти на такую форму обучения учащемуся любого класса. Если по каким-то причинам ребенок решит, что подобная возможность получения знаний ему не подходит, он может вернуться обратно в школу и участвовать в учебном процессе наравне с другими детьми.[/quote_box_center]

В «семейных условиях» можно получить начальное, основное и среднее образование. Все они подразумевают прохождение промежуточных и итоговых аттестаций согласно учебному плану и порядку образовательного учреждения. Исключение составляет семейное дошкольное образование – в этом случае аттестации не требуются.

Если родители хотят самостоятельно заниматься образовательным процессом чада, им необходимо подать в школу, которую посещает их ребенок, заявление о переводе ученика на семейное обучение.

Составляется договор, в котором подробно оговариваются тонкости «сотрудничества» ребенка со школой (сроки аттестаций, требования к их прохождению и т.д.).

Нередко подобный договор заключается в устной форме.

Семейное образование и самообразование

Зачем переводить ребенка на внешкольную форму обучения, если у него нет проблем со здоровьем, препятствующих посещению образовательного учреждения? На самом деле причин может быть немало. Семейное образование и самообразование целесообразны, если ребенок:

  • не испытывает интереса к общению со сверстниками, не становится частью коллектива;
  • подвергается издевательствам со стороны других детей или учителей и из-за переживаний не может полноценно сосредоточиться на учебе;
  • более талантлив и развит, чем его одноклассники, многое из общей программы ему уже известно, поэтому он нуждается в индивидуальных заданиях;
  • серьезно занимается творческой или спортивной деятельностью (музыкой, танцами, гимнастикой и т.д.) и из-за постоянных занятий, тренировок или соревнований не успевает посещать школу наравне со всеми.

Также семейное образование актуально и в том случае, когда родителей не устаивает сложившийся в школе порядок. Например, учитель из-за большого количества учеников не успевает уделить достаточно времени каждому школьнику, из-за чего у ребенка могут возникнуть проблемы с предметом.

Семейная форма получения образования имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести возможности:

  • уделять предметам, к которым у ребенка есть особые способности, больше времени;
  • выбора собственного режима и темпа обучения (если, например, в школе ребенок освоил материал раньше одноклассников, он должен ждать, пока учитель перейдет к следующему этапу, дома же он может спокойно двигаться дальше или заниматься другими предметами);
  • разнообразить учебный процесс, сделать его более захватывающим, исходя из особенностей и пожеланий ребенка (если в школе ученик вынужден довольствоваться тем, что ему предлагают, то родители действуют согласно его интересам: например, организовывают экскурсии не «ради галочки», а ради того, чтобы их чадо посмотрело то, что ему хочется);
  • введения дополнительных предметов, которых в школе и вовсе может не быть.

Обучение в форме семейного образования позволяет ребенку намного быстрее стать самостоятельным, научиться принимать решения и нести ответственность, ведь ему приходится основной объем материала осваивать своими силами.

Конечно, родители помогают ему, но основная нагрузка ложится на его плечи. Согласно статистике, дети, получившие семейное образование, лучше сдают экзамены, чем многие дети, обучавшиеся в школе. причина заключается в том, что у ребенка нет возможности отлынивать от освоения материала.

Если опрос в школе – своеобразная рулетка, и ученик может не выполнить домашнее задание, надеясь, что его не вызовут, то родители будут контролировать его знания ежедневно. Это позволяет ребенку научиться более серьезно относиться к учебе.

К тому же такие дети, как правило, гораздо раньше, чем остальные, определяются в выборе будущей профессии.

Минусы семейного образования заключаются в отсутствии:

  • ежедневного общения со сверстниками и опыта построения отношений внутри коллектива, что может сказаться в будущем;
  • здоровой конкуренции (у ребенка нет возможности сравнить уровень своих знаний с показателями других детей);
  • строгих рамок (из таких учеников получатся прекрасные предприниматели, начальники, представители творческих профессий, но работать под чьим-то началом в офисе и беспрекословно подчиняться вышестоящему лицу им в дальнейшем будет достаточно сложно).

Поэтому, прежде чем выбрать для ребенка такую форму обучения, как самообразование, нужно тщательно взвесить все плюсы и минусы и понять, как будет лучше именно для вашего чада.

Также нужно понимать, что семейная форма образования требует наличия у родителей (хотя бы у одного) большого количества свободного времени. По крайней мере, если ваш ребенок пока еще не вышел из младшего школьного возраста. Ученики 5-11 классов вполне способны заниматься большей частью самостоятельно.

Помощь родителей, как правило, требуется лишь в особенно сложных случаях. Также родители должны ежедневно проверять, как ребенок осваивает программу и выполняет проверочные задания. С детишками помладше сложнее – помощь требуется им практически постоянно.

А уж если речь идет о первоклашке, то маме или папе и вовсе необходимо будет постоянно присутствовать на занятиях, помогая ребенку разбираться с новой для него информацией.

Впрочем, родителям не обязательно взваливать все усилия на свои плечи. Можно раз-два в неделю приглашать учителей. Но это уже чревато дополнительными расходами.

Организация семейного образования

Чтобы домашние занятия давали результат, необходимо правильно организовать образовательный процесс. Если есть такая возможность, выделите ребенку «учебное» помещение, предназначенное исключительно для получения знаний. Это поможет ему быстрее научиться разграничивать учебу и отдых.

Комната должна быть светлой, оформленной так, чтобы ничто не отвлекало ребенка от главного. Не стоит ее оформлять в раздражающих глаза или отвлекающих внимание оттенках. Обставьте комнату удобной мебелью.

Если нет возможности выделить отдельное помещение для занятий, организуйте «учебную зону» в комнате ребенка.

Организация семейного образования подразумевает четкий режим занятий и наличие учебного плана. График занятий следует составлять согласно биоритмам ребенка (если ему не в радость приступать к учебе с раннего утра – не настаивайте) и с учетом дополнительных занятий (спортом, музыкой и т.д.).

образованиеразвитиесемья

Источник: http://bambinostory.com/semeynoe-obrazovanie/

Семейное образование так же бессмысленно, как и государственное

Семейное образование

Соня Самсонова, основатель своего альтернативного образовательного проекта, красноярской «Начальной школы здоровья», размышляет, почему ни государственные школы, ни частные заведения, ни домашнее обучение не дают адекватных ответов на глобальные вопросы воспитания следующих поколений.

За последние десятилетия запрос родителей к школе прошёл путь от «сделайте моего ребёнка умным» через «сделайте моего ребёнка успешным» к «сделайте моего ребёнка счастливым».

И если на первые два вопроса школа была готова (по крайней мере, пыталась) дать ответ, то вопрос о счастье явно выходит за рамки школьной компетенции и ставит многих в тупик.

Прогрессивные родители поняли, что ни большой ум, ни грандиозные карьерные успехи, ни наличие классической семьи формата «мама+папа+двое детей» не гарантируют ребёнку душевного покоя, чувства удовлетворённости и, в конце концов, психического и физического здоровья.

Родительские муки выбора и трудные решения

Власть может смениться, родители — это навсегда. Быть родителем — гораздо более ответственная роль, нежели быть президентом или министром.

И сегодня, как никогда прежде, мамы и папы находятся под давлением огромного количества факторов даже не с рождения ребёнка, а с момента первой мысли о нём.

Вредно УЗИ или нет? Рожать или кесарево? Как долго кормить грудью? Прививки: за или против? Сон: совместный или раздельный? Слинг? Кенгурушка? 4 кружка в 4 года – много или мало? Подготовка к школе в 5 или 6 лет? Выбирать школу или учителя? Не хочет ходить в школу — что делать?

Вакцинация против оспы.

Источник: Википедия

Проблема усугубляется тем, что нет никаких правильных ответов.

Специалисты — педагоги, врачи, психологи, физиологи от участковых педиатров до профессоров ведущих мировых клиник спорят друг с другом, приводя мощные аргументы с обеих сторон.

Не все родители — специалисты в химии, биологии, медицине и психологии, и уж точно не во всём сразу. У них голова идёт кругом от форумов и блогов в интернете, передач на радио и ТВ, от книг и статей.

Сегодня родителям приходится нести на себе бремя ответственности за каждый свой выбор, отстаивая его перед бабушками и дедушками, соседями по лестничной клетке, на детской площадке, а порой и перед государственными учреждениями — поликлиникой, детским садом, школой.

Но впереди ещё два испытания: первое — школьные годы, второе — как оценит ваши старания ребёнок.

Никто не знает, спросит ли вас в будущем сын, почему вы не переехали в экологически чистый регион или даже страну, когда он покрывался коростами аллергической сыпи, задыхаясь в родном краю.

Может быть, дочь выскажет, что у неё нет друзей, потому что вы не отдали её в садик, а потом и в обычную школу. Вечные вопросы, муки выбора и трудные решения.

Выход из системы образования

Школа — дело добровольное.

Об альтернативном образовании в России

У среднестатистического жителя нашей страны есть целых три варианта обеспечения среднего образования ребёнка: проторенный путь муниципальной школы «по прописке», недешёвое образование в частном учебном заведении или набирающий популярность во всём мире отказ от государственных услуг и переход на предусмотренную Законом семейную форму получения образования.

С первыми двумя вариантами всё более-менее понятно: все мы учились в государственных школах и отлично знаем их порядки, преимущества и проблемы. Единицы из нас окончили элитарные частные школы, но даже если нет, то тоже понятно, что условия и качество обучения там примерно соответствуют разнице в стоимости услуг.

Что представляет собой выход из системы? Выход куда?

В неизвестное. В космическое, бесконечное и, благодаря интернету, безграничное образовательное пространство целого мира.

Снова страшно, снова множество вопросов.

К счастью, есть лучи света в этом тёмном царстве вариантов домашнего обучения, открытых (не побоюсь этого слова, неинституционализированных) форм образования, интерактивных образовательных площадок — это современные издания (журналы, газеты, блоги, сайты) и группы поддержки родителей, выбравших семейное образование (СО). Казалось бы, вот оно — будущее: свобода от школьной гребёнки-уравниловки, самодуров-директоров, истеричек-училок, перегруженного расписания, нездорового питания, жестоких сверстников, опасных компаний, школьного стресса.

Счастливая американская семья на постере 50-х годов XX века.

Источник: flickr

Семейное образование в виде домашнего обучения освобождает ребёнка от школы, но какое образование оно даёт?

Если оно семейное, значит ли, что оно современное?

Нет.

В современном высокотехнологичном мире информационно-коммуникационных технологий и моральной деградации, когда единицы владеют богатствами всего мира, а миллионы голодают, когда можно уничтожить целую семью одним постом в инстаграме — нет, самые лучшие мама и папа не смогут дать ребёнку современное качественное образование ни дома, ни у репетиторов. Смогут дать такое, которое сами считают хорошим, а именно — помочь ребёнку стать начитанным, воспитанным, эрудированным, физически развитым. Но невозможно дать то, о чём не имеешь понятия сам.

Этому не научит никакая книга, никакая школа страны, никакие курсы. Современное образование не шире и не глубже, чем предметные знания — оно МЕТАпредметно, его основа — математика, естественные науки и словесность, но его суть лежит НАД ними (да, ты знаешь теорему, но что ты будешь с ней делать?).

Современные умения не могут сформироваться в паре с любящей мамой. 

Только в реальном разновозрастном коллективе разных людей из разных семей и культур. Это невозможно обеспечить в домашнем обучении.

Пока родители детей на семейном обучении учат друг друга «прочитывать» учебники и «объяснять» детям, «пересказывая» содержание (технология обучения, характерная для XVI-XIX веков), пока ведущие «эксперты» семейного обучения рассказывают, как «выучить все предметы» через анскулинг — ясно, что их задача в том, чтобы отделаться от школы малой кровью, «сдать предметы», «закрыть четверти и полугодия», освободить своих детей от школы для… для того, что кажется лучшим на родительский взгляд.

Я не только родитель, я специалист по образованию и сторонник профессионализма.

Я хочу, чтобы моих детей и меня лечил профессиональный врач, защищал профессиональный юрист, одевал профессиональный портной, а учиться мы хотим у профессионального учителя в современно организованном образовательном пространстве по самым передовым образовательным стандартам. Ни государственные, ни частные школы, ни домашнее обучение не позволят обеспечить этих условий. Но выход есть.

Взгляд в будущее: что произойдёт?

Характеры математических знаков и самодельные спицы

Подобно тому, как вальдорфские школы открываются по запросу родительского сообщества, в России появятся маленькие школы, ориентированные на достижение современного качества образования в соответствии с ценностями и доходами семей. Эти школы будут организованы не назначенными сверху, а специалистами по образованию, которых выбрали родители.

Источник: ganzomag.com

Возможно, начнётся охота за головами, и родители смогут нанимать директоров государственных школ, в то же время появятся новые лица и имена тех, кто не смог добиться должностей в государственной системе.

Именно это, а не бесконечные и бестолковые государственные реформы, приведёт к тому, что учителя будут осваивать самые прогрессивные технологии, реализовывать индивидуальный подход, применять эффективные методики.

А организаторы образования будут слышать и гибко реагировать на запросы семьи, предоставляя действительно прозрачные финансовые отчёты (а не собирать очередные тысячи на ремонт и подарки).

Сеть таких инициативных школ, конечно, не вытеснит государственное образование, но наконец приведёт к истинным реформам образовательной системы страны, потому что не меняться в условиях такой конкуренции с новой современной школой старая российская школа просто не сможет.

При чём тут счастье?

Нам не удастся раскрыть секрет счастья и составить его рецепт. Но, по крайней мере, новые инициативные школы России дадут возможность небольшим объединениям родителей, учителей и организаторов образования прийти к единому пониманию того, что хорошо и правильно для детей.

А если нет — присоединиться к другой маленькой школе, или открыть ещё одну.

Когда мы обустроим пространство каждой маленькой школы и дадим нашим детям возможность почувствовать, каково это — жить и учиться, понимая и уважая друг друга, делая осознанный выбор, а не подчиняясь чужой воле, открыто задавая вопросы и выражая своё мнение, оценивая безграничные возможности, которые оказались в руках человечества и, в связи с этим, огромную ответственность за судьбу всех людей — это будет уже очень много по сравнению с тем упадочным состоянием, в котором мы пребываем сегодня.

Мы должны научиться приходить к согласию в малых группах, принимая решения локального уровня. Тогда через десятки лет наши дети смогут принимать эффективные решения планетарного масштаба, чтобы ресурсы всех недр, высот и океанов и всех людей служили решению мировых проблем и способствовали развитию каждого. Это ли не счастье?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/parenting/family-education-will-not-save-you

Семейное образование на практике: самый подробный гид от практикующей семьи

Семейное образование

Кадр из фильма «Семейка Адамс»

Писать о семейном образовании приятно и интересно, но всегда получаются рассказы о чувствах, возможностях, мнениях, общие философские рассуждения. И у читателей возникает много практических вопросов — как строится обучение, сколько времени занимает, нужны ли репетиторы. Что ж, видимо пора ответить на все эти вопросы внятно и по пунктам.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Мой сын проучился дома два года: 5 и 6 класс. Аттестации прошёл и возвращаться в школу не намерен. Этот текст содержит описание личного опыта нашей семьи и предназначен для людей, которые тоже интересуются семейным образованием.

Терминология

Не стоит путать домашнее обучение и семейное образование. На домашнее обучение уходят только по состоянию здоровья. Тогда образованием ребёнка занимается школа. К нему домой приходят учителя, сами учат, сами проверяют, сами выдают аттестаты.

Семейное образование — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе. Для перехода на семейное образование не нужно никаких причин кроме желания родителей.

Принятие решения

Сначала я сообщила родственникам, что хочу перевести сына на семейное образование. Папа, бабушки и дедушки восприняли эту новость нормально и согласились по мере сил помогать. Дальше у нас состоялся самый важный серьёзный разговор с ребёнком.

Я объяснила ему, что есть возможность не ходить в школу, что эта возможность потребует от нас много сил и решимости, что одна я с этим не справлюсь и основная нагрузка ляжет на него самого. «Ты уверен, что справишься? Даже, когда будет тяжело? Ты готов работать каждый будний день честно и не отлынивать?».

И вот когда он ответил, что готов и справится, решение было принято.

Бюрократия и начало

Мой Сашка учился в начальной школе, где было всего четыре класса, после чего дети выпускались и поступали уже в другие учебные заведения. Так вот, мы решили после выпуска больше в школу не ходить. Я позвонила в среднюю школу, которая находилась недалеко от дома, и договорилась о встрече с директором.

На этой встрече я рассказала, что хочу зачислить своего сына в школу и тут же перейти на семейное образование. Директор выдал мне необходимые бланки для заявлений (о зачислении и переводе на СО), я заполнила их.

Договорились, что сдавать аттестацию ученик будет один раз в год (частоту экзаменов директор школы и родители выбирают произвольно), познакомилась с завучем, который решал для нас организационные вопросы, и всё. Вот мы официально на семейном образовании.

После этого ещё пришлось отнести заявление в департамент образования, но оно носит чисто уведомительный характер. В департаменте мне рассказали о правах и возможностях моего сына и предложили обращаться за помощью, если возникнут какие-нибудь проблемы.

Денежная компенсация

На обучение каждого ребёнка государство тратит определённую сумму. Если ребёнок находится на семейном образовании, то школа этих денег не получает, а должны получать родители.

Здесь, к сожалению, мой опыт полезным не будет. В современных законах о компенсациях написано что-то невнятное, нужно отдельно решать вопрос с департаментом. И я просто не стала этого делать.

Мы простили государству деньги и сосредоточились на учёбе.

Выяснение программы

Внятных списков, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик к концу года, не существует. Программы у разных учителей в разных школах тоже разные. Поэтому определиться с учителями, которые будут проводить аттестацию, следует в начале года.

Ребёнок, находящийся на семейном образовании, имеет право пользоваться школьной библиотекой. Мы взяли учебники и выяснили у учителей, достаточно ли нам будет знаний из книг или нужны дополнительные источники.

Таким образом, у нас появился собственный уточнённый список тем, которые нужно изучить за год.

Подготовка

Я составила календарь на учебный год. Выходные мы назначили себе на воскресенья и понедельники. Осенние и зимние каникулы совпадали со школьными, а весенние пришлось перенести, так как экзамены нужно было сдавать уже в конце апреля.

Общее количество всех тем по всем предметам разделили на количество рабочих дней и получилось, что в среднем за один день нам нужно было проходить 2 новых темы. На это и ориентировались в будущем. В какие-то дни проходили больше (иногда до 8 тем), в какие-то тратили всё время только на закрепление пройденного.

Кроме этого я выдала ребёнку право на три прогула — он мог отказаться от учёбы в любой день, устроив себе выходной, но не больше трёх раз за год.

Расписание

Все предметы разделили на две группы. В первую группу вошли: математика, русский язык, английский язык и технология. Это те предметы, где ученику нужно получить не только знания, но и умения. Во вторую группу попали все остальные дисциплины. Расписание для каждой группы составлялось по-разному. Первые две недели изучали только математику и только в теории.

Затем я готовила практические задания по пройденному материалу на каждый день. Так же поступили с русским языком. Потом уже ребёнок сам выбирал какой предмет изучать следующим. Таким образом, получалось, что каждый день Сашке нужно было проходить теорию по какому-то предмету из второй группы и решать практические задания по предмету из первой группы.

Это два больших урока в день — один теоретический, другой практический.

Процесс обучения

  1. Берём учебник и читаем вслух, иногда читаю я, иногда он. Затем тот, кто читал, пересказывает тему своими словами так, чтобы суть прочитанного стала понятна. Если в процессе возникают дополнительные вопросы, находим ответы на них в интернете.

    Дальше определяем основные мысли и факты, которые следует законспектировать. Первые несколько месяцев я говорила сыну как и что нужно записывать, потом он уже научился решать это сам.

    В зависимости от предмета выбирали форму конспектирования — где-то использовали тетрадь, где-то блокнот, где-то отдельные картонные карточки.

  2. Включаем видео-урок (их в интернете много), смотрим, обсуждаем, конспектируем.

  3. Беру вопросы из учебника (те, что в конце параграфов) или вопросы итоговых тестов. Вручаю эти вопросы ребёнку и он сам ищет на них ответы в интернете. Затем подробно рассказывает мне всё, что узнал. Конспектирует.

Закрепление пройденного

Математика и русский язык закреплялись каждый день с помощью практических заданий. Для других предметов в конце недели я устраивала сыну небольшую контрольную. Иногда вместо контрольной просто пробегались по учебнику, останавливаясь на ключевых фактах и ещё раз проговаривали их вслух.

Репетиторы и помощники

Прибегнуть к помощи со стороны нам пришлось только в изучении английского языка. Предмет специфический, тут нужно произношение, восприятие на слух, разговор.

В пятом классе это были занятия с репетитором, в шестом — посещение курсов. Кроме этого, часть обязанностей по обучению ребёнка я делегировала другим родственникам.

Технологией и физкультурой с ним занимался папа, русским языком — бабушка.

Распорядок дня

Распорядок не нужен. Я работаю на фрилансе, сын на фрилансе учится, так что никаких начальников и чётких сроков у нас нет. Ребёнок просыпается без будильника, завтракает, бездельничает и сам решает, когда он готов приступить к учёбе. Конечно, все развлечения доступны ему только после того, как учебная программа дня будет выполнена.

С чего начать — с теории по одним предметам или практики по другим — он тоже выбирает сам. В процессе обучения допускаются перерывы любой длительности по желанию ученика. Во время уроков можно пить чай, жевать печеньки, закидывать ноги выше головы — что угодно.

Это очень здорово и, по моим наблюдениям, совсем не мешает учёбе, а только помогает.

Экзамены

За месяц до сдачи экзаменов мы просим в школе устроить нам консультации с учителями. Они занимают не больше 15 минут каждая. На консультации учитель рассказывает в какой форме будет проходить экзамен, на каких темах стоит акцентировать внимание.

Оценка, которую получит ребёнок при аттестации, ни коим образом не станет отражением его реальных знаний. Это уж я теперь знаю наверняка. Поэтому мой сын отправляется на экзамены с одной целью — сдать.

Эти экзамены значительно сложнее, чем простое получение оценок в течение года при очном обучении, списать или построить глазки не получится. Программу нужно действительно знать. Но этого тоже не стоит совсем уж бояться.

Если экзамен провален, назначается пересдача, к которой можно будет спокойно подготовиться, уже имея достаточно времени и чёткое представление о требованиях учителя.

Время и деньги

На учёбу каждый день у нас уходило по 2-3 часа. На составление расписания и практических заданий я тратила около получаса в неделю. Деньги экономятся в невероятных количествах, не смотря на оплату работы репетитора.

Тетрадей, альбомов, ручек и карандашей не покупала совсем — в течение двух лет нам хватало того, что осталось не использованным в начальной школе. Пенал, портфель, сменка, рубашки, брюки, пиджаки, жилетки — всё это нам теперь не нужно, а это стоит очень больших денег. Мы же обходимся удобными джинсами и футболками.

Ну и, конечно, нам не приходилось ничего сдавать на шторы, охрану, подарки учителям и все остальные радости школьной жизни.

И напоследок хочу ответить на несколько часто задаваемых вопросов.

«Целыми днями сидеть дома это вредно и скучно. А как же социализация?»

Перейти на семейное образование — это не значит пристегнуть ребёнка к батарее и не выпускать. Наоборот, без школы появляется много свободного времени на кружки, секции, прогулки, друзей, хобби и всё остальное.

«Мама работает?»

Да. На фрилансе при гибком графике. Но это не обязательное условие. Если ребёнок достаточно взрослый, чтобы оставаться дома один, или есть родственники, которые могут приглядеть за ним в течение дня — регулярная работа родителей не станет препятствием для семейного образования. С ребёнком можно заниматься по вечерам, а на день оставлять ему задания для самостоятельной работы.

«А как вы будете выполнять лабораторные работы по физике, химии, биологии, где нужны достаточно серьезные оборудование и материалы?»

В школе, к которой приписан мой сын, нет кабинетов технологии — работу по дереву и шитьё дети изучают только в теории. Оборудования для лабораторных по физике и химии тоже практически нет.

В общем, наш домашний микроскоп, глобус и лобзик — это уже больше, чем могут предложить многие школы. Я думаю, мы решим эти вопросы по мере их возникновения.

Купить сейчас можно практически всё, что угодно.

«Что труднее всего далось?»

Труднее всего придерживаться выбранного графика и не расслабляться слишком сильно. Когда приходит осознание того, что семейное образование значительно проще, чем казалось, это слегка деморализует.

«Были ли у него такие типичные вещи, как лень. Тебе как маме приходилось ему давать „пинка“?»

Были. Приходилось. Но уговорить ребёнка заняться делом достаточно просто, когда он спокойный, счастливый, когда у него нет ненависти к процессу обучения, а у мамы есть достаточно времени и нет раздражения.

«Мне кажется, что при семейном образовании один из родителей должен отказаться от возможности самореализации, разве нет?»

Это совершенно не так. Родители школьников всегда тратят время на занятия с ребёнком, выполнение домашних заданий и прочего. При семейном образовании то же самое время просто тратится иначе. Приносить себя в жертву вовсе не обязательно. А если у родителя нет даже двух часов в день для общения с ребёнком — это уже катастрофа и форма обучения тут не играет роли.

«Такая система требует от кого-то из родителей уверенных знаний школьной программы и хоть какого-то педагогического таланта?»

Особых знаний не нужно. Изучать материал можно одновременно с ребёнком, это даже лучше, веселее и полезнее для ученика, чем подготовленная лекция. Я считаю, что родитель должен иметь способность к творчеству, здравый рассудок и умение структурировать информацию. Этого достаточно для того, чтобы успешно учить ребёнка без школы.

«Боюсь, что не справлюсь сама, что не справится он, боюсь, что ненависть к школе равна ненависти к обучению в целом, как быть тогда?»

Пробовать. Переход на семейное образование — это не дорога в один конец, вернуться в школу можно в любое время посреди учебного года. Небеса не свалятся на землю, если ребёнок не сдаст экзамен.

У него будет несколько возможностей пересдать его.

Если человеку плохо в школе, если он ненавидит учиться, значит самое страшное уже произошло и бояться больше нечего, остаётся только пробовать что-то изменить.

Источник: https://mel.fm/blog/fina-safonova/74593-semeynoye-obrazovaniye-na-praktike-samy-podrobny-gid-ot-praktikuyushchey-semi

Семейное образование. Проверено на себе

Семейное образование

Лейла Сазонтова

Моему сыну девять лет, и он не учится в школе. Такое признание, как правило, вызывает недоумение и тысячу вопросов.

— Он болеет?

— Он не справляется со школьной программой?

Или даже так:

— Ты вступила в какую-то секту, которая запрещает детям ходить в школу?

Спешу успокоить. Мой сын здоров. Со школьной программой у нас нет никаких проблем. И да, я не состою ни в одной секте

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/04/30/semejnoe-obrazovanie-provereno-na-sebe/

Моя психология
Добавить комментарий