Социальная психология личности

Содержание
  1. Социальная психология личности
  2. Социальная психология
  3.  Психология личности
  4. Отступление вглубь истории
  5. Основные понятия
  6. Основные задачи исследований
  7. Отрасли социальной психологии
  8. Основные методы
  9. Социальная психология личности (стр. 1 из 5)
  10. Данный курс посвящен преимущественно изучению социальной психологии больших и малых групп. Так как большинство исследований психологии групп проводилось на материале малых групп, большая часть курса посвящена именно этой проблематике. На примере малых групп рассматриваются все основные психологические явления, наблюдаемые в группах. Психология больших групп изучается менее подробно. Кроме того, в рамках этого курса студенты изучают проблему межгрупповых отношений, кратко знакомятся с социальной психологией личности. Весь материал в целом разбит на 14 тем
  11. Раздел 1. Социальная психология групп
  12. 1. Перечислите социальные группы, членом которых Вы являетесь. Опишите, как членство в этих группах влияет на Ваше поведение, образ мыслей и т.п. Какие из этих групп являются для Вас референтными и почему?
  13. Социальная психология
  14. Предмет и объект социальной психологии
  15. Задачи социальной психологии
  16. Проблемы социальной психологии
  17. Методы социальной психологии
  18. История социальной психологии
  19. Направления социальной психологии
  20. Проблема социальной психологии СССР и России
  21. Книги по социальной психологии

Социальная психология личности

Социальная психология личности

Социальная психология личности является отдельным направлением в психологии. Психология личности относится к самым загадочным наукам, хоть и является одной из самых важных для изучения и знания, поскольку психология личности – это основа всех основ.

Фрейд говорил, что все важное и основное, лежащее в основе жизни и судьбы человека, скрыто даже от него самого, причем в его же бессознательном. Чтобы разобраться в своих успехах и неудачах нужно разобраться в самом себе, понять свое “Я”, проанализировать свой опыт, свое прошлое, настоящее и свои желания.

Социальная психология изучает человека в обществе, в группе, изучает его поведение, восприятие других людей, общение, влияние на других и т.д.

Социальная психология личности – это наука, которая находится на стыке общей психологии и социологии. Если рассматривать отдельно психологию и социологию, то это разные науки.

Так, психологи изучают внутренние аспекты личности человека и социальные ситуации, а социологи, наоборот, считают своей целью изучение вне личностных аспектов и социальные процессы, которые определяют поведение человека и его взаимодействие с социумом.

К разделам социальной психологии личности можно отнести политическую психологию, психологию рекламы, организационную психологию, историческую психологию, этнопсихологию, а также гендерную психологию.

Основную часть жизни человек находится в группе, как в малой, так и большой. Эти группы взаимодействуют друг с другом. Если понять принципы этого взаимодействия, то можно найти решение конфликтов, как семейных, так и межгосударственных.

Под группой людей психологи понимают несколько людей, которых объединяет общее дело или действие. Например, если происходит авария, то группой можно назвать тех людей, которые помогают разобрать последствия. Этих людей в группе объединяет общая цель – помочь другим людям. Узнайте: метод наблюдения в психологии.

Социальная психология

Так, социальная психология личности выделяет несколько видов групп:

Первичные (например, семья) и вторичные (коллектив на работе) – это самые распространенные группы.

Большие и малые группы (например, общество и семья).

Формальные и неформальные (коллектив на работе и группа приятелей).

Все эти группы играют важную роль в жизни человека, выполняя определенные функции. Так, принято выделять 4 основные функции:

Социализация (включение личности в определенный социум).

Инструментальная функция (совместная деятельность).

Экспрессивная (удовлетворение потребностей в хороших эмоциях).

Поддерживающая (объединение при трудных ситуациях).

Социальная психология помогает людям познать свое «Я», свою сущность, видеть проблемы в себе и своем бессознательном.

Научившись решать проблемы со своей собственной личностью, человек учится тому, чтобы успешнее контактировать с другими людьми.

Несмотря на то, что все люди разные, у всех свои особенности, разные черты характера, все они имеют базовые поведенческие проявления, они хорошо проявляются, например, в ситуациях стресса.

Если хорошо изучить общие аспекты поведения и реакции людей, в том числе и те, которые не свойственны именно вам, то можно легко находить общий язык со всеми людьми, даже контролировать ими.

В любом случае, зная аспекты и общие принципы социальной психологии, вы будете знать, чего ожидать от людей в тех или иных ситуациях.

Обучение азам психологии личности значительно сказывается на самосовершенствовании.

 Психология личности

Социальная психология личности помогает выстроить более комфортные и доверительные отношения с друзьями, родственниками, со своей семьей, детьми.

Отношения – это сложное явление, успешность которого зависит от нашего знания друг друга, нашего характера, поведения многих других аспектов.

Если мы будет знать психологию личности, то сможем не только предугадать реакцию человека на то или иное событие, но и сгладить эмоции. Узнайте: понятие личности в психологии. 

Не секрет, что многие успешные люди отводят время на изучение статей и книг по психологии.

Они делают это не зря, ведь, нельзя добиться успеха без особых знаний о поведении и особенностях человеческой личности в той сфере, где хоть маленькая доля зависит от других людей.

Именно поэтому не стоит пренебрегать изучением социальной психологии. Тем более, это не только очень полезно, но и весьма увлекательно.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

Источник: https://psyh-olog.ru/2015/01/socialnaya-psixologiya-lichnosti/

Отступление вглубь истории

До начала ХХ века социальная психология как таковая не существовала. Существовала социальная философия, которая стремилась объяснить закономерность поведения человека в обществе, раскрыть всю природу конфликтов в социальной среде, определить очаги влияния.

Согласно Г. Тарду (1843-1904), развитие общества зависит от взаимного влияния личностей внутри него через подражание. Например, одеваться в том же стиле, что и знаменитости, вести себя также.

Подражание помогает определить ценности, обычаи и нормы поведения в конкретном социуме, частью которого является человек. Благодаря изысканиям Г. Тарда, понятие наследственности приобрело новую трактовку.

Помимо естественной, появилось определение и социальной наследственности.

А вот французский социолог и психолог Г. Лебон (1841 — 1931), изучая эмоциональную составляющую всех социальных процессов, ввел новое понятие психического заражения. Другими словами, человек на подсознательном уровне, через эмоциональное восприятие, перенимает основную линию поведения у социальной группы, с которой он взаимодействует – живет, работает или общается.

Еще одним основоположником социальной психологии считается Э. Дюркгейм (1858-1917), основатель социальной школы во Франции. Он объяснил принцип поведения человека как последствия коллективного сознания.

Дальнейшие исследования дополняли и разъясняли, уточняли и выделяли главные моменты в общих понятиях социальной психологии. Но основная мысль осталась неизменной – все изменения в обществе, социуме, имеют огромное влияние на развитие личности. А личность, как составляющая социума, взаимодействуя с другими через эмоции, мысли или поступки, влияет на развитие социального слоя.

Основные понятия

Социальная психология изучает все аспекты влияния на поведение и психическое состояние человекасоциальной группы, с которой его объединяют реальные отношения и общая цель: семья, школа, рабочий коллектив, длинная очередь за чем-нибудь. Все это группы людей, которые на эмоциональном уровне влияют на поведение друг друга.

Поток пешеход на улице нельзя назвать социальной группой, ибо они никак не взаимодействуют. Это человеческая масса. Собрание людей, у которых есть общая цель, называется уже толпой. Например, долгое ожидание транспорта на автобусной остановке некой группой лиц подразумевает некое общение – на самые различные темы. Но основная цель у всех одна – дождаться автобуса.

Для того чтобы назвать несколько человек группой, следует правильно определить цель, которая их всех объединяет. Для примера можно взять ту же очередь в магазине.

Покупатель стремиться купить товар, а продавец продать.

Или университет: студент ходит на лекции, чтобы по их окончании получить соответствующий документ, а преподавательский состав стремиться выдать сей документ студенту. И именно эта трактовка является правильной.

Ошибочно считать, что студент приходит на занятия для получения знаний. Нет, именно посещение занятий и выполнение заданий приближает его к конечной цели – получению диплома. То же касается и преподавателей. Своими лекциями, заданиями, зачетами и экзаменами преподавательский состав приближает момент вручения диплома студенту.

Группы также делятся на два вида:

  • Формальный вид — группа людей в этом случае связана неким документом: договором, штатным расписанием, списком и т.д. Возглавляет формальную группу – руководитель.
  • Неформальный вид – группа людей, объединенная общими эмоциями, привязанностью или симпатией. Во главе неформальной группы находится лидер.

Если в основе власти руководителя лежит некий документ, то есть она навязана группе людей, то власть лидера является результатом добровольного решения группы, поэтому она абсолютна.

Предметом социальной психологии является изучение поведения при взаимодействии личности и социума. Психическое и эмоциональное состояние человека во многом зависит от социума, его окружающего.

Два человека будут вести себя спокойно и уравновешенно, мирно беседовать, созерцать или заниматься общим делом.

Это межличностные отношения и взаимодействие здесь происходит с минимальным ущербом, но максимальной пользой.

Как только группа людей увеличивается, эмоциональное взаимодействие приобретает более сложную структуру.

В группе из трех человек, каждый будет пытаться подстроиться под общее настроение, подспудно и неосознанно выискивая лидера, поведению которого он будет подражать.

Неосознанное копирование поведения происходит в основном из-за страха быть отвергнутыми и непонятыми. А для человека как личности и объекта социума большего страха, чем одиночество, нет.

По количеству участников, группы делятся на малые – от 3 до 10 человек, средние от 10 до 25 участников, и большие — свыше 25 участников. Помимо этого, группы подразделяются на закрытые и открытые. Открытый тип группы предполагает смену участников взаимодействия. Например – рабочий коллектив. Работники увольняются, приходят новые, сменяется руководство и так далее.

Закрытый тип группы намного специфичнее. В такой группе люди объединяются для какой-то определенной цели, а по ее достижении группа распадается и перестает существовать. Взять тех же студентов.

Посещая лекции, они объединены общим стремлением получить диплом, состав группы не меняется или меняется, но в незначительной степени.

А по окончании учебы и получении дипломов, студенты расходятся, и группа как таковая перестает существовать.

Основные задачи исследований

Социальная психология затрагивает основные аспекты общественной жизни и является ее неотъемлемой частью. Чтобы понять суть взаимодействия и влияния социума и личности, следует изучать и анализировать все феномены и проблемы, которые возникают при взаимодействии.

В задачи социальной психологии входит определение, исследование и анализ главных проблем, которые возникают в конкретном социуме. Расизм, феминизм или межрасовые или межкультурные проблемы – изучение этих феноменов и является основной задачей социальной психологии.

Социальная психология личности изучает основные проблемы, которые возникают при вхождении личности в определенный социум.

Как поведение одной личности влияет на социальную группу и как от этого меняется структура группы.

В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности, то есть человек подстраивается под нормы поведения и ценности того социума, частью которого она становится.

Чтобы наладить отношения с людьми, которые входят в ту же социальную группу, необходимо понять, проанализировать и подстроить свое поведение под общепринятый шаблон. Чаще всего это происходит на подсознательном уровне. Человек начинает копировать общие поведенческие черты, даже не задумываясь об этом.

Намного сложнее адаптация происходит, если у человека и социума есть несовпадения в определении ценностей или присутствует несогласованность во мнении или взглядах на некоторые вещи.

Для адаптации очень важен социально-психологический климат. Если социальная группа существует в мире и согласии, то вхождение нового человека пройдет гладко и без лишних проблем. В обратном случае, любые напряжения во взаимоотношениях внутри группы негативно отразятся на способностях личности и ее взаимодействии с группой.

Отрасли социальной психологии

Любая социальная деятельность подразумевает разные стили общения.

В зависимости от эмоциональной составляющей отношений внутри социума, меняется не только характер и содержательная часть общения, но и влияние на саму личность, и деятельность социальной группы.

Для примера, общение с друзьями происходит на доверительном уровне, а вот с начальством общение строится исключительно на решение деловых и производственных вопросов и не всегда сопровождается доверием или эмоциональной зависимостью.

Чтобы охватить весь спектр проблем, социальная психология разделена на отрасли, которые исследуют определенные проблемы и феномены конкретной социальной среды:

— социальная психология труда. Изучает проблемы социально-психологического плана внутри коллектива, их влияние на трудовую деятельность, совместимость личностей внутри группы, особенности общения и влияние психологического климата коллектива на работоспособность личности.

— социальная психология управления. Изучает проблемы, связанные с управлением деятельностью социальной группы. Также рассматривает социальную роль и позиции личности в системе управления отношений, совместимость группы и эффективность управления ею, причины конфликтов и подобное.

— экономическая психология. Изучает проблемы, связанные с хозяйственной жизнью общества. Основными предметами изучения являются проблемы и факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности, воздействие рекламы на потребителя и так далее.

— политическая психология. В основе этой отрасли лежит изучение всех психологических компонентов, влияющих на общественно-политическую жизнь социума, как это влияет на сознание и поведение всех участников политического процесса, и формирование интересов в общественно-политическом плане.

— психология этноса. Главным предметом изучения являются особенностиопределенной национальной группы. Проблемы в отношениях на международном и межнациональном уровне, влияние стереотипов и национальных ценностей на общение, природа возникновения конфликтных ситуаций между народами и этническими группами.

Помимо этих отраслей, социальная психология занимается исследованиями взаимодействия личности и социума в научной, культурной, образовательной среде. Занимается проблемами религии и права, семьи и других социальных взаимоотношений.

Основные методы

Чтобы понять природу взаимоотношений и взаимовлияния личности и социума, необходимо проанализировать саму природу социальных и психологических явлений, а также их закономерность. Методы социальной психологии заключаются в следующем:

— систематизация феноменов и проблем социума, а также поиска концепций

— исследования и диагностика, которые включат в себя наблюдение, опрос, эксперимент и моделирование ситуаций, а также тестирование

— обработка и интерпретация, чтобы выявить отклонения и дать им объяснение

— коррекция и терапия, для улучшения характеристик, навыков и умений, как группы, так и отдельной личности

— мотивация и управление, то есть побуждение личности или группы к действиям для достижения конкретной цели

— обучение и развитие, дабы группа или личность могли реализовать весь свой потенциал и повысить компетентность

— конструирование и творчество, для развития способностей и возможностей социальной группы.

Социальная психология личности was last modified: Январь 9th, 2016 by Елена Погодаева

Источник: http://DizzWizz.ru/psihika/psihoanaliz/sotsialnaya-psihologiya-lichnosti.html

Социальная психология личности (стр. 1 из 5)

Социальная психология личности

Е. Ю. Чеботарева

Г. Н. Каменева

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЧАСТЬ 2: ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП,

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

учебно-методическое пособие

Москва

Издательство Российского университета дружбы народов

2005

У т в е р ж д е н о

РИС Ученого совета

Российского университета

дружбы народов

Чеботарева Е.Ю., Каменева Г.Н.

Социальная психология. Часть 2: Психология групп, социальная психология личности. –М.: Издательство РУДН, 2005. – 26 с.

Для студентов, обучающихся по специальности «Психология».

Подготовлено на кафедре педагогики и психологии

Учебно-методическое пособие к курсу «Социальная психология» для студентов-психологов. Часть 2 включает разделы «психология малых групп», «психология больших групп», «социальная психология личности».

© Издательство Российского университета дружбы народов, 2005

© Чеботарева Е.Ю., Каменева Г.Н. 2005

Предисловие

Данный курс посвящен преимущественно изучению социальной психологии больших и малых групп. Так как большинство исследований психологии групп проводилось на материале малых групп, большая часть курса посвящена именно этой проблематике. На примере малых групп рассматриваются все основные психологические явления, наблюдаемые в группах. Психология больших групп изучается менее подробно. Кроме того, в рамках этого курса студенты изучают проблему межгрупповых отношений, кратко знакомятся с социальной психологией личности. Весь материал в целом разбит на 14 тем

По каждой теме приводится перечень основных понятий, которые студенты должны усвоить.

План изучения темы позволит студентам ориентироваться в многообразии имеющейся информации по данной дисциплине, планировать свою самостоятельную работу.

Вопросы для обсуждения также дадут представление о том, на что нужно обращать внимание в первую очередь. При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется, читая литературу, искать ответы на поставленные вопросы.

Для более прочного усвоения знаний необходимо выполнять задания для самостоятельной работы. Эти задания направлены на то, чтобы студенты научились применять абстрактные теоретические знания в реальной жизни, чтобы у них формировалось профессиональное психологическое восприятие, умение анализировать наблюдаемые в реальной жизни явления с психологической точки зрения.

В этом методическом пособии также предлагаются некоторые темы сообщений. Подготовка сообщений студентами дает возможность всей группе расширить свой кругозор по изучаемой дисциплине или более глубоко исследовать какую-то проблему, которая их заинтересовала.

Список тем сообщений далеко не полный, студенты могут сами предлагать те темы, которые их интересуют, и согласовывать их с преподавателем. Списки литературы по темам указаны в рекомендованных учебниках, их большой объем не позволяет воспроизвести их в данном пособии.

Раздел 1. Социальная психология групп

Тема 1. Понятие группы в социальной психологии

Основные понятия: социальная группа, малая группа, большая группа, состав группы, структура группы, групповые процессы (динамика), групповые ожидания, статус, роль, норма, санкция, условная группа, реальная группа, естественная, лабораторная, формальная (официальная), неформальная (неофициальная), организованная, неорганизованная, открытая, закрытая, стационарная, временная, референтная группы, группа членства.

План

1. Подходы к определению социальной группы.

2. Основные характеристики группы.

3. Виды групп.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте содержание понятия «социальная группа» с социологической, общепсихологической и социально-психологической точек зрения.

2. Перечислите основные признаки социальной группы.

3. Сформулируйте определение малой группы.

4. По каким параметрам обычно характеризуются группа как целое и отдельный человек как член группы?

5. Какие Вы знаете виды групп? Подберите примеры для каждого из видов групп.

Задания для самостоятельной работы

1. Перечислите социальные группы, членом которых Вы являетесь. Опишите, как членство в этих группах влияет на Ваше поведение, образ мыслей и т.п. Какие из этих групп являются для Вас референтными и почему?

2. Проанализируйте одну из групп, членом которой Вы являетесь по параметрам, обсуждавшимся в лекции. Т.е. обоснованно определите вид группы по разным классификациям, опишите основные характеристики группы в целом и Вас как члена группы.

3. Выберите тест, изучающий какие-либо психологические особенности малой группы или отдельного члена группы, проведите его, обработайте результаты и сделайте в группе сообщение об этой методике.

Рекомендуемые темы сообщений

1. Проблема количественных характеристик малой группы.

2. Команды в современном менеджменте.

Литература

СтатьяДонцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии. // Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. или Социальная психология в трудах отечественных психологов. Сост. А.Л. Свеницкий.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 8. Проблема группы в социальной психологии, Глава 11. Общие проблемы малой группы в социальной психологии.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. Раздел 3. Социальная психология групп: п.п. 1, 2.1.

3. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Тема 14. Малая группа как социально-психологический феномен.

4. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. п. 4.1. Понятие и виды малых групп.

5. Кричевский Р.Л. Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. п. 1.1. Понятие малой группы.

6. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина. п. 21.1. Виды и структура малой группы.

Тема 2. Исторические и методологические аспекты

исследования малой группы

Основные понятия: интеракция, коакция, социальная фасилитация, социальная ингибиция, теория поля, интеракционизм, теория систем, социометрия, психоаналитическое направление в изучении групп, общепсихологический подход в изучении групп, эмпирико-статистическое направление, теория подкрепления, социально-когнитивное направление в изучении групп, деятельностный подход, параметрическая концепция, стратометрическая концепция, организационно-управленческий подход, тренинго-терапевтическое направление, принцип деятельности, принцип системности, принцип развития.

План:

1. История зарубежных исследований малой группы.

2. История отечественных исследований малой группы.

3. Основные теоретические подходы к исследованию групп.

4. Методологические принципы исследования группы.

5. Эмпирические методы исследования малой группы.

Вопросы для обсуждения

1. С каких исследований началось экспериментальное изучение малых групп? Какие эффекты были открыты в этих исследованиях?

2. Чем характеризуется исследование малых групп в период 30-40-х гг.? Вспомните имена ученых, проводивших свои исследования в это время?

3. Чем характеризуется послевоенный период изучения малых групп? Вспомните имена наиболее известных исследователей того времени.

4. Охарактеризуйте основные периоды истории российских исследований малой группы.

5. Охарактеризуйте основные теоретические подходы к исследованию групп в зарубежной и российской психологии.

6. Раскройте суть основных методологических принципов исследования малой группы. Каким образом эти принципы реализуются в исследованиях?

7. При работе с группами какие используются методы сбора информации, обработки данных и преобразования групповых процессов?

Задание для самостоятельной работы

Найдите в психологической периодике примеры социально-психологических исследований групп. Проанализируйте эти примеры: определите (по возможности) к какому теоретическому направлению они принадлежат, какие методы в них используются, реализуются ли (и если да, то каким образом) основные методологические принципы исследования групп.

Рекомендуемые темы сообщений

Основные теоретические подходы к исследованию групп в социальной психологии (одно из направлений (подходов) по выбору).

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 11. Общие проблемы малой группы в социальной психологии: п.п. К истории вопроса, Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии.

2. Кричевский Р.Л. Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. п.п. 1.2. История социально-психологических исследований малой группы, 1.3. Методологические аспекты исследования малой группы.

Тема 3. Динамические процессы в малой группе

Основные понятия: групповая динамика, образование малой группы, коллективообразование, стратометрическая концепция, диффузная группа, просоциальная ассоциация, асоциальная ассоциация, коллектив, корпорация, ценностно-ориентационное единство, параметрическая концепция, группа-кооперация, группа-автономия, номинальная группа, группа-когломерат, антиколлектив, дезинтеграция, итраэгоизм, инструментальная сфера, экспрессивная сфера, теория групповой социализации, оценивание, принятие обязательств, ролевое перемещение, критерий решения, внутригрупповые противоречия, идиосинкразический кредит, психологический обмен.

Источник: http://MirZnanii.com/a/277983/sotsialnaya-psikhologiya-lichnosti

Социальная психология

Социальная психология личности

Статьи по психологии Социальная психология

Социальная психология — это раздел научной (теоретико-эмпирической) и практической психологии, предметом изучения которой являются взаимоотношения людей, их поведение, совместная деятельность и явления, формирующиеся непосредственно в процессе взаимодействия и общения малыми, средними и большими социальными группами.

Социальная психология исследует социальную зависимость личностных качеств и особенностей.

Основным понятием в социальной психологии считается понятие социальная группа — объединение людей с общими целями, ценностями, нормами поведения и интересами. Для формирования группы может быть достаточно и одного из выше перечисленных факторов.

Предмет и объект социальной психологии

Предметом социальной психологии является исследовательская работа по изучению:

  • взаимосвязи психических взаимодействий людей,
  • различных способов влияния на отдельного человека и социальные группы,
  • социально-психологических характеристик человека и социальных групп как субъектов социальных отношений;
  • взаимосвязи деятельности и поведения людей, состоящих в социальных группах.

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье проблемы социальной психологии

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии — измерение приватных взаимосвязей людей в группах.

Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы.

Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма.

По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы.

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого.

В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха.

 Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов.

Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция).

Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением, Г.Лебон — с точки зрения психического заражения, Г.

Тард — теорией подражания.

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию» У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В.

Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии — экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.

Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США).

Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы.

Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества — микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами: агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа — макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций.

В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека.

Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций.

Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления — теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение.

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе — интеракции, базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль» ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др.

первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др.

Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму.

В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов.

В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии

Ниже представлен список рекомендуемых учебных книг по социальной психологии:

  • Социальная психология — Андреева Г.М. Скачать
  • Психология социального познания — Андреева Г.М Скачать
  • Современная социальная психология — Шихарев П.Н. Скачать
  • Социальная психология — Майерс Д. Скачать

Источник: http://1vc0.ru/socialnaya-psixologiya

Моя психология
Добавить комментарий