Стили общения

Содержание
  1. Стили общения педагога с детьми
  2. Предназначение педагогического общения
  3. Стили педагогического общения
  4. Авторитарный стиль
  5. Либеральный стиль
  6. Демократический стиль общения
  7. Смешанный стиль
  8. Структура педагогического общения
  9. Педагогическое общение
  10. Демократический стиль педагогического общения
  11. Авторитарный стиль педагогического общения
  12. Либеральный стиль педагогического общения
  13. Функции педагогического общения
  14. Стили педагогического общения
  15. Отношение к учащимся как основа стиля общения
  16. Виды стилей общения
  17. Влияние стиля общения на участников педагогического процесса
  18. Типы педагогов
  19. Стили общения и производительность воспитания
  20. Стили общения
  21. Стили делового общения
  22. Стили межличностного общения
  23. Стиль общения: авторитарный, деловой, педагогический :
  24. Стили общения
  25. Стили общения с точки зрения психологии
  26. Изучение стилей общения
  27. Характеристика стилей педагогического общения
  28. Авторитарный стиль общения
  29. Либеральный стиль общения
  30. Характеристика стилей делового общения
  31. Ритуальный стиль общения
  32. Манипулятивный стиль общения
  33. Гуманистический стиль общения

Стили общения педагога с детьми

Стили общения

Педагогическое общение – профильный стиль межличностных взаимоотношений, который устанавливается между преподавателем и учащимися.

Подобные взаимоотношения имеют многоуровневую структуру, и подразумевают установку контакта, наполненного взаимопониманием между учениками и учителем. Эффективность это процесса имеет связь со степенью удовлетворенности потребностей, каждого участника этой связи.

В данной статье, мы предлагаем рассмотреть различные стили общения педагога с детьми и выявить наиболее приемлемую форму коммуникативной связи.

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю

Предназначение педагогического общения

Педагогическое общение, следует рассматривать как одну из форм коммуникативных связей, подразумевающее общие интересы, мысли и чувства.

Создание дружественной атмосферы между учителем и учениками позволяет добиться максимальных результатов в вопросе обучения и развития различных навыков.

Данный процесс имеет множество различных граней, каждая из которых содержит в себе контекст взаимодействия.

Существует несколько функций педагогического общения, каждая из которых имеет важное значение в формировании личности учащегося. Специалистами выделяются эмотивная, познавательная, регулятивная и фасилитативная функции самоактуализации.

Правильно построенная коммуникативная связь, вызывает у каждого учащегося интерес к освоению новых знаний и навыков, а также способствует дальнейшему развитию личности. Одним из важных аспектов подобной связи, является уважение педагога к личности учащегося.

В задачу преподавателя входит изучение внутреннего мира, физического состояния и других индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Понимание особенностей личности, позволяет создать правильную атмосферу, наполненную доброжелательностью. Именно эта атмосфера позволяет зародить в учащемся жажду к постоянному развитию. Правильное восприятие личности учащегося, является одной из важнейших функций в педагогическом общении.

Информационная составляющая этого процесса также имеет немаловажную роль в становлении детской личности. Эта функция способствует развитию процесса познания и подразумевает полное взаимопонимание между учениками и учителем.

Данная функция направлена на создание положительной мотивации, что заставляет учеников достигать различных целей.

Помощь в преодолении психологических барьеров, препятствующих самовоспитанию и становлению частью социума, является одной из значимых составляющих информационной функции.

Информационная функция содержит в себе три компонента: коллективные, групповые и индивидуальные взаимоотношения. Индивидуальные взаимоотношения формирую связь, благодаря которой педагог получает возможность воздействовать на сознание ребенка, корректируя и изменяя его поведенческую модель.

Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия

Предназначение основных функций педагогического общения:

  1. Контактная функция – используется для создания коммуникативной связи, использующейся для приема и передачи навыков и знаний.
  2. Побудительная функция – является своеобразной мотивацией учащихся, направленной на достижение определенных результатов и совершение различных действий.
  3. Эмотивная функция – используется для того, чтобы вызвать определенные чувства и эмоции в ребенке, которые в дальнейшем корректируются или изменяются при помощи специальных методов психологического воздействия.

Важную роль во взаимоотношениях между преподавателем и учениками имеют этнические ценности. Забота, внимание, верность себе, доверие и откровенность позволяют добиться продуктивного общения, результатом которого станет высокая мотивация учеников.

Стили педагогического общения

Формы коммуникативной связи, установленной между детьми и педагогом, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. На основе выбранного стиля определяется методика воздействия, имеющая воспитательный характер.

Такое воздействие проявляется в виде требований к поведенческой модели учащихся. Форма педагогического общения подразумевает организацию деятельности, целью которой является создание коммуникативной связи между детьми и педагогом.

Существует четыре стиля педагогического общения:

  • авторитарная форма;
  • демократическая форма;
  • либеральная форма;
  • смешанная форма коммуникативной связи.

Стили педагогического общения, и их характеристика кратко изложены ниже. Рекомендуем обязательно ознакомиться с ними.

Авторитарный стиль

Авторитарная связь между педагогом и воспитанниками – характеризуется как стиль педагогического общения, имеющий ярко выраженные установки.

Учителя, придерживающиеся этого стиля, используют методику запретов и ограничений по отношению к тем детям, что испытывают трудности в процессе обучения. Авторитарный стиль подразумевает строгую форму взаимоотношений и наказания за непослушание.

Такой педагог является несомненным лидером, поручения которого должны исполняться любой ценой. Данный стиль имеет в своем арсенале множество различных методов воздействия, которые похожи друг на друга.

Недостатком этого подхода к процессу создания коммуникативной связи, являются частые конфликты между учащимися и педагогом. Недоброжелательная атмосфера, установленная в коллективе, может стать причиной нарушений в процессе формирования детской личности.

Авторитарный стиль пед общения подразумевает использование различных методов, направленных на ускорение процесса развития личности учеников.

Однако выбор этой методики, может стать провоцирующим фактором в возникновении различных нарушений, поскольку не учитываются индивидуальные особенности каждого человека.

Стиль педагогического общения – это устоявшаяся система приемов и способов, используемых педагогом в процессе взаимодействия с учениками и их родителями

Авторитарный стиль общения подразумевает быстрое достижение поставленных целей и максимальную результативность.

Несмотря на благие намерения, этот стиль «ломает» учеников и вызывает ненависть к педагогу. Приверженцы этого метода воспитания проводят своеобразную черту между собой и воспитанниками. Подобное отчуждение может стать причиной возникновения нервного напряжения и увеличения тревожности у учеников.

Такие учителя преувеличивают лень, безответственность и недисциплинированность учеников, несмотря на их высокий уровень самостоятельности.

Либеральный стиль

Приверженцев этого стиля можно охарактеризовать как безответственных и безынициативных педагогов, которые часто совершают непоследовательные действия в отношении своих воспитанников. Такие педагоги, часто забывают о своих прежних требованиях и через определенный промежуток времени ставят прямо противоположные цели.

Охарактеризовать подобную связь можно как ярко выраженную переоценку детских возможностей и низкий интерес к самому процессу обучения. Такие учителя не стремятся выявить степень выполнения поставленных задач, а их отношение к воспитанникам имеет зависимость от эмоционального настроя.

Пребывая в хорошем настроении, педагог ставит учащимся положительные оценки, а при плохом настроении, может наказать за непослушание.

Воспитатели, придерживающиеся данной модели взаимоотношения с детьми, не являются авторитетом для последних. Стремление предупредить конфликтные ситуации характеризуется как проявление природного сочувствия и доброжелательности. Такие люди воспринимают детей как самостоятельных личностей, которые обладают высокой общительностью и инициативностью.

Демократический стиль общения

Демократический стиль общения – одна из самых эффективных форм взаимодействия между учащимися и преподавателем. Этот стиль подразумевает установку индивидуальных контактов, наполненных взаимоуважением и доверием.

Такие педагоги стараются создать правильную эмоциональную связь с учениками, не используя методы наказания и излишне строгого отношения.

Выбор этого стиля, позволяет привить ребенку стремление к освоению новых знаний и развитию собственной личности.

В подобном коллективе царит атмосфера дружелюбности и взаимопонимания. Общение с учителем, порождает в учащихся исключительно положительные эмоции. Этот подход к обучению является залогом развития уверенности в собственных силах и укреплению детской самооценки.

Все используемые методы воспитания, при этом виде коммуникативной связи, направлены на прививание социальных ценностей.

Данный стиль наиболее приемлемый вид коммуникативной связи, поскольку создается двусторонняя связь, позволяющая выявить степень восприятия совместных действий.

Также этот стиль помогает учителю выявить способность детей признания своих ошибок. Задачей педагога является стимуляция интеллектуального развития и создание стимула, направленного на достижение поставленных целей.

Стиль педагогического общения имеет существенную зависимость от личностных качеств педагога и собственно коммуникативной ситуации

Смешанный стиль

Смешанная форма коммуникативной связи между учащимися и воспитателем чаще всего проявляется в виде сочетания авторитарного и демократического стиля общения. Значительно реже наблюдается смесь либеральной и демократической формы взаимоотношений.

Следует обратить внимание на то, что выбранный стиль педагогического общения, является проявлением приобретенных личностных качеств. Такие качества развиваются в каждом педагоге на протяжении всего процесса педагогической деятельности. Помимо этого, выбор определенного стиля основывается на определенных индивидуальных качествах личности.

Самовлюбленные натуры с агрессивной моделью поведения часто избирают авторитарную форму коммуникативной связи. Преподавателей с демократическим стилем можно охарактеризовать как уравновешенных людей, проявляющих доброжелательность, чуткость и внимание к каждому ребенку.

В объективной реальности, «чистую» форму коммуникативной связи между учениками и учителем, увидеть практически невозможно.

Индивидуальный стиль педагогического общения подразумевает использование методов воспитания, которые относятся к различным формам взаимодействия с учениками.

Воспитательный процесс подразумевает высокую степень взаимодействия не только с воспитанниками, но и их родителями, а также другими учителями.

Многим педагогам часто приходится общаться с различными социальными органами, занимающимися управлением образования и общественной деятельностью.

Каждый педагог должен разбираться в психологическом аспекте данного процесса для того, чтобы оказать нужное влияние на развитие личности ребенка.

Структура педагогического общения

Как уже было сказано выше, педагогическое общение имеет развитую структуру, состоящую из нескольких этапов. На первом этапе, в задачу педагога входит создание модели поведения, которая будет использоваться на протяжении всего общения с воспитанниками.

На этом этапе очень важно иметь четкий план взаимодействий, который должен содержать в себе методы, использующиеся для воздействия на детей. В этом вопросе первостепенная важность отводится целевой установке.

В задачу преподавателя входит выбор инструментов, которые привлекут детей к взаимодействию и станут залогом творческой атмосферы в коллективе. Эти же методы позволяют раскрыть индивидуальные грани характера каждого из учеников.

К личностным качествам, определяющим стиль общения, относятся владение организаторской техникой и отношение учителя к детям

Далее идет этап коммуникативной атаки. Этот процесс подразумевает инициативу учителя в создании коммуникативной связи с воспитанниками. Существует несколько техник налаживания взаимодействия, подразумевающих использование различных приемов динамического воздействия:

  1. Заражение – метод, направленный на вызов подсознательного отклика у детей. Применение невербальных методов воздействия позволяет понять переживания детей и выявить наиболее критичные уязвимости в их сознании.
  2. Внушение – использование методов воздействия с целью заражения мотивацией.
  3. Убеждение – метод изменения мировоззрения и модели поведения, при помощи аргументированного и мотивированного влияния.
  4. Подражание – анализ поведенческой модели и сознательная форма идентификации себя с этой моделью.

В задачу педагога входит создание двусторонней связи, благодаря которой он может получить информацию о суждениях, мечтах и желаниях учеников. Эта связь помогает передать детям жизненный оптимизм, увеличить самооценку и создать правильные мотивы, направленные на освоение различных знаний и навыков.

Источник: http://ktovdepressii.ru/terminologiya/stili-obshheniya-pedagoga-s-detmi.html

Педагогическое общение

Стили общения

Педагогическое общение — это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки.

Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности.

В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения — строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей.

Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения.

Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей.

Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных плохое – негативные оценки.

Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Люди самолюбивые, самоуверенные, агрессивные и неуравновешенные склонны к авторитарному стилю.

К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, уравновешенные, доброжелательные, чуткие и внимательные к людям. В жизни в «чистом» виде каждый из стилей встречается редко.

На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия с воспитанниками.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом — это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция — установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция — стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция — побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Источник: http://psihomed.com/pedagogicheskoe-obshhenie/

Стили педагогического общения

Стили общения

Определение 1

Стиль общения – это совокупность типичных поведенческих признаков в процессе общения.

Определение 2

Стиль педагогического общения – это устоявшаяся система приемов и способов, используемых педагогом в процессе взаимодействия с учениками и их родителями, а также коллегами по работе.

В стиле общения находят отражение особенности коммуникативных возможностей педагога, характер его взаимоотношений с воспитанниками, особенности коллектива учеников, творческая индивидуальность педагога.

Отношение к учащимся как основа стиля общения

Стиль педагогического общения имеет существенную зависимость от личностных качеств педагога и собственно коммуникативной ситуации. К личностным качествам, определяющим стиль общения, относятся владение организаторской техникой и отношение учителя к детям, которое может быть:

  • активно-положительное,
  • ситуативно-негативное,
  • пассивно-положительное,
  • устойчиво-отрицательное.

При активно-положительном отношении педагог проявляет деловую реакцию на деятельность учеников, помогает им, реализует их потребности в неформальном общении.

При этом требовательность в симбиозе с заинтересованностью в своих учениках, вызывает взаимное доверие, раскованность и коммуникабельность со стороны воспитанников. При пассивно-положительном отношение внимание учителя фокусируется на требовательности и исключительно деловых отношениях.

Данный вид общения характеризуется официальным тоном и отсутствием эмоциональности, что значительно обедняет и тормозит творческое развитие учащихся. Ситуативно-негативное отношение зависит от настроения учителя, его колебаний и порождает у детей грубость, недоверие, замкнутость.

Для устойчивого негативного отношения характерно проявление грубости, использование оскорбительных и унизительных выражений, несоблюдением правил профессиональной педагогической этики.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Виды стилей общения

Отношение к детям детерминирует организаторскую деятельность педагога, формирует общий стиль его общения, который может быть:

  • авторитарным,
  • демократическим,
  • либеральным.

При авторитарном стиле общения педагог только сам решает вопросы жизнедеятельности детского коллектива, определяет конкретные цели, основываясь на собственных установках, строго контролирует выполнение задач и дает субъективную оценку достигнутых результатов. Данный стиль общения является средством реализации диктаторской тактики и опеки и при противодействии воспитанников властному давлению педагога приводит к конфронтации.

Для либерального или анархического стиля общения характерно стремление педагога не брать ответственность на себя. Выполняя только формально свои обязанности, педагог пытается самоустраниться от руководства детским коллективом, избегает роли воспитателя и ограничивается выполнением исключительно преподавательской функции.

Либеральный стиль представляет собой средство реализации тактики невмешательства, основанной на равнодушии и незаинтересованности в проблемах жизни детского коллектива.

Последствиями данной позиции педагога являются потеря уважения учеников и контроля над ними, снижение дисциплины, неспособность оказывать положительное влияние на личностное развитие воспитанников.

Демократический стиль педагогического общения предусматривает ориентированность педагога на развитие активности учеников, привлечение каждого из них к решению общих задач. Основой такого руководства служит опора на инициативу коллектива детей. Демократический стиль является самым благоприятным способом организации взаимодействия педагога и учеников.

Влияние стиля общения на участников педагогического процесса

Замечание 1

Огромное влияние стиль общения педагога оказывает на становление личности воспитанников, формирование познавательной активности и эмоциональное благополучие ребят.

Научные исследования доказывают, что в детских коллективах с авторитарным, недоброжелательным педагогом текущий уровень заболеваемости в три раза выше, а число детей с неврологическими расстройствами больше в два раза, чем в коллективах со спокойным и уравновешенным педагогом, придерживающегося демократического стиля общения.

Типы педагогов

Стиль общения определяет различные типы педагогов:

  • проактивный,
  • реактивный,
  • сверхактивный.

Педагоги проактивного типа инициативны в организации общения, индивидуализируют свое общение с воспитанниками. Они знают чего хотя, и понимают, что в их поведении способствует достижению поставленной цели.

Реактивный тип педагогов характеризуется гибкостью в своих наставлениях и внутренней слабостью. Как правило, они имеют размытые цели и приспособительное поведение.

Сверхактивный тип педагогов отличается склонностью к гипертрофированной оценке своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. Такой педагог считает, что активный ученик – это хулиган, а пассивный ребенок – лентяй.

Стили общения и производительность воспитания

В зависимости от эффективности воспитательного воздействия стили педагогического общения бывают следующих видов:

  • общение на базе совместной творческой деятельности;
  • общение на базе товарищеской привязанности;
  • общение с дистанцированием;
  • общение с элементами устрашения;
  • общение с элементами заигрывания.

Педагогическое общение может быть эффективным только при условии уважения к личности воспитанников, понимании их основных интересов и потребностей, умения правильно оценивать ситуацию и выбирать наиболее подходящий тип общения.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/stili_pedagogicheskogo_obscheniya/

Стили общения

Стили общения

Чаще всего основные стили общения представлены авторитарным, демократическим и либеральным стилями. Однако диагностика стилевого пространства личности предусматривает и другие стили межличностного общения, например индивидуальный, который также используется в деловой среде. Чем они отличаются и как характеризуются?

Стили делового общения

Первоначально рассмотрим стили делового общения, наиболее часто встречающиеся в литературе:

Авторитарный стиль общения, когда руководитель единолично решает, что нужно сделать. Склонен полностью подавлять подчиненных, думает, что всё знает и умеет, но от квалифицированных работников чаще избавляется, т.к. побаивается их. Соблюдает жесткую дисциплину, избранных поощряет.

Среди достоинств этого стиля общения можно назвать:

  • четкость и оперативность управления;
  • сокращенное время для принятия решений;
  • видимое единство управленческих действий;
  • позволяет быстрее справиться с трудностями становления и пр.

К недостаткам авторитарного стиля общения относят:

  • неудовлетворенность трудом;
  • подавление инициативы;
  • бюрократия руководства и пр.

Демократический стиль общения – предусматривает, что для принятия решения требуется их обсуждение.

Этот стиль позволяет:

  • раскрыть творческий потенциал работника, поощряет инициативу;
  • эффективно использует мотивацию;
  • присутствует удовлетворенность трудом;
  • поддерживается благоприятный психологический климат и т.д.

Рассматривая либеральный стиль общения, можно отметить одну отличительную от вышеназванных особенность – в нем руководитель является членом группы, мягок, покладист. Работникам при таком стиле предоставляется возможность самоуправления.

К стилям делового общения часто относят официально деловой стиль, что не является верным, поскольку этот стиль больше предназначен для отношений как внутри страны на государственном уровне, так и между странами.

Он предусматривает устную и письменную форму и исключает возможность двоякого понимания. Также официальный стиль общения предусмотрен для организаций всех форм собственности, больше письменного характера, для устной формы используется партнерский стиль общения.

С его помощью ведутся переговоры, заключаются взаимовыгодные сделки и т.п.

Кроме вышеперечисленных, к стилям делового общения можно отнести и стили профессионального общения, здесь речь идет об общении специалистов определенной области. Стиль их речевого общения богат узкоспециализированными терминами.

Стили межличностного общения

Мы перечислили основные стили делового общения, которые используются в деловой среде. Что касается межличностного общения, то в данном случае используется индивидуальный стиль общения, который также влияет на деловые качества, например, руководителя.

В нем ярко проявляются индивидуально-психологические качества личности, из-за чего появляется неповторимое сочетание стилей. Благодаря ему, ни один из приведенных стилей не используется в «чистом виде».Чаще в поведении присутствуют элементы разных стилей общения.

Так, демократический руководитель может обращаться как либеральному стилю, так и к авторитарному в зависимости от ситуации. И наоборот. Индивидуальный стиль добавляет каждому человеку свою неповторимую особенность в поведении и принятии решений.

Таким образом, у каждого появляется возможность сознательно сформировать свой собственный индивидуальный стиль, с помощью которого можно строить позитивное и эффективное общение с окружающими, будь то работник, партнер или просто друг.

Жители всех русскоговорящих стран, наверняка, хоть краем уха слышали о русском речевом этикете. Тем не менее, людей, которые знают в совершенстве все правила общения на русском языке, не так уж и много. Давайте же и мы будем стремиться к тому, чтобы стать грамотными и интеллигентными людьми.
Культура делового общения

Всех нас с детства приучали быть культурными и вежливыми людьми и внушали нам элементарные правила хорошего поведения в обществе. К сожалению, на этих родительских заветах далеко не уйдёшь в сфере делового общения, ведь здесь, как и в любой другой среде есть определённая культура.

Мало кто из нас задумывался о том, что общение с разными людьми может подчиняться определённым правилам, причём среди них есть такие, используя которые можно с лёгкость контактировать и с деловыми партнёрами и с вашим ребенком. А вот некоторые принципы как раз наоборот предполагают разделение собеседников по статусам.Знаете ли вы, что в каждом языке есть свои определенные формулы речевого этикета, знание которых помогает людям избежать неловких ситуаций в общении? «Что же это за секретные формулы?» – спросите вы. А в том-то и дело, что никого секрета здесь нет и, наверняка, все эти фразы вас ещё в детстве заставили заучить родители.

Источник: http://kak-bog.ru/stili-obshcheniya

Стиль общения: авторитарный, деловой, педагогический :

Стили общения

Современное общество не может нормально функционировать без взаимодействия людей друг с другом. Каждая личность индивидуальна, но, несомненно, считается, что под разные ситуации она должна подстроиться. Это позволяет человеку найти работу, партнера, поехать в путешествие.

Манера общения и поведения человека формируется всю его жизнь. Они могут меняться, дополняться другими приемами, а какой-либо один вид может быть утрачен. Факторы и причины бывают самыми разными. Цель одна: достичь результата.

За счет общения человек способен достичь многого, нужно лишь правильно подобрать стиль общения и поведения.

Стили общения

Стиль общения характеризуется привычной устойчивой связью между способами и методами общения и целями, которыми оно преследует. То есть это какие-то особенности взаимодействия между людьми.

Человек ищет новую работу, пришел на собеседование – тут он использует один стиль общения, при взаимодействии с коллегами – другой, в семье и в общении с родственниками – третий. Под каждую конкретную ситуацию выбираются разные стили общения.

Какие бы действия ни предпринимались, слова человека всегда будут основой общения.

Стили общения с точки зрения психологии

Психология всегда занималась проблемами взаимодействия людей между собой. По мнению психологов, стиль общения обусловлен возможностью человека выбирать те или иные средства поведения в определенной ситуации. Они разделили стили общения на три категории:

  •  гибкий;
  •  ригидный;
  •  переходный.

При гибком стиле человек хорошо ориентируется в обществе, он может адекватно расценить, кто перед ним, быстро понять, о чем идет речь и даже догадаться об эмоциональном состоянии собеседника.

При ригидном стиле человек не может быстро проанализировать не только свое поведение, но и поведение собеседника. Он плохо владеет собой и не всегда может выбрать подходящий способ поведения и общения. При переходном стиле у человека присутствуют признаки из двух вышеназванных стилей.

Он не до конца понимает, что происходит вокруг него, с кем общается и какой способ взаимодействия лучше выбрать.

Изучение стилей общения

При изучении приемов коммуникации нужно знать, что стиль общения сам по себе и стиль общения в какой-либо ситуации – это разные понятия.

Если не учесть особенности характера человека и характеристику ситуации, в которой он оказался, то объяснение будет просто бессмысленным. Есть большое количество методов изучения стилей общения. К примеру, А.В.

Петровский создал систему педагогического взаимодействия, состоящую из двух компонентов. Она была названа стилем педагогического общения.

В 1938 году впервые было уделено внимание стилям общения. Немецкий психолог Курт Левин провел исследование и вывел классификацию отношений между людьми, которые управляют, и людьми, которые вынуждены подчиняться. Впоследствии она стала общепринятой и действует до сих пор. Его стили педагогического общения включают в себя:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный.

Характеристика стилей педагогического общения

Стили педагогического общения были определены как эмоциональные приемы и действия педагога по отношению к ученику. Поведение учителя обусловлено его пониманием цели, которую он преследует, обучая ребенка.

Чаще всего это не что иное, как обучение ребенка основам своего предмета, передача умений и навыков, которые понадобятся ученику для выполнения задания, или которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. При этом, преподавателем также учитываются стили общения ребенка. С детьми общение происходит совсем не так, как со взрослыми.

Учителю нужно немного больше времени, сил и внимания на то, чтобы объяснить ребенку материал. Само же общение происходит путем указаний, объяснений, вопросов, замечаний и даже запретов.

Авторитарный стиль общения

Авторитарный стиль общения подразумевает то, что учитель оставляет за собой право решать вопросы самостоятельно. Они могут касаться отношений между учениками, активности в классе или касаться каждого ученика лично.

Как правило, такой режим включает в себя одновременно диктаторство и заботу о подчиненных. С такими преподавателями ученики редко могут раскрыться полностью и показать свои возможности. Инициатива может стать причиной конфликта между преподавателем и учеником.

Убеждение преподавателя в том, что только его мышление правильное, а все остальное ложно не позволяет обеим сторонам продуктивно взаимодействовать. Ответ ребенка не может быть адекватно оценен, потому что учитель попросту не понимает ученика и основывается только лишь на показателях успеваемости.

Плохие поступки его в глазах преподавателя обязательно выходят на передний план, при этом мотивы его поведения не берутся во внимание.

Либеральный стиль общения

Способы обучения преподавателя либерального стиля отличаются от способов, включенных в другие стили общения педагога. Он стремится снизить все шансы принимать какое-либо участие в жизнедеятельность класса, не желает нести за учеников ответственность.

Учитель ограничивается выполнением исключительно своих педагогических функций. Те стили общения учителя, что он совмещает в своей работе, влекут за собой плохую успеваемость.

Он с долей равнодушия относится к проблемам как школы, так и детей, в результате чего ему очень сложно контролировать учеников.

Характеристика стилей делового общения

Стили делового общения подразумевают под собой какие-либо действия или способы общения, нацеленные на достижение какого-либо результата.

При этом основной задачей участвующих в беседе становится подкрепление представления о себе как о члене команды или общества в целом. Участвующий как бы надевает свою праздничную маску и на некоторое время становится другим человеком.

Этот своеобразный ритуал, с одной стороны, иногда кажется бессмысленным и скучным, а с другой – это игра, правила которой человек заранее знает и должен им следовать.

Ритуальный стиль общения

Стили делового общения наподобие ритуального часто используются в компаниях, члены которых уже давно друг друга знают. И вот они встречаются, проводят вместе некоторое время и кажется, что по прошествии этих лет обсуждаемые в этих компаниях темы совершенно не меняются.

Иногда даже можно предсказать, что скажет тот или иной участник беседы, но, тем не менее, всех все устраивает и по прошествии дня некоторые даже ощущают удовлетворение от поведенного времени. Подобный стиль общения считается типичным случаем ритуального стиля, где на передний план выходит качество общение, а не его содержание.

Таким образом, происходит то самое подкрепление представления о себе как о члене команды, где каждый занимает какое-то место, каждый важен. Важны его мнения, ценности, мировоззрение.

Случаи, когда человек, который на вопрос: «Как дела?» всегда отвечает однозначное: «Нормально», а теперь вдруг начинает рассказывать подробную историю о своей жизни, семье, детях и работе, называются выходом за рамки ритуала. Такое нетипичное поведение человека, реакцию которого всегда можно было угадать, нарушает представление о ритуале, ведь главное – это носить маску, будь то социальные отношения или межличностные.

Манипулятивный стиль общения

При таком стиле общения человек воспринимается другим как средство достижения цели. Как правило, собеседник старается показать самые лучшие стороны его цели, чтобы тот помог ее достичь. Несмотря на то, что у обоих участников разговора разные представления о составляющей этой цели, победит тот, кто более искусно владеет методами манипуляции.

В таких случаях собеседник знает о причинах поведения партнера, о его стремлениях, желаниях и может повернуть развитие событий в нужное ему русло. Манипуляция – это необязательно плохой метод. Многие цели достигаются именно таким путем.

Иногда, чтобы убедить человека сделать что-то, заставить его действовать, необходимо прибегнуть к манипулятивному стилю общения.

Это можно сравнить с методом общения руководителя среднего звена. Со своим начальством он говорит одним тоном, а вот с подчиненными – совсем другим. Иногда это неприятно, но по-другому нельзя.

Существуют случаи, когда весь стиль общения человека сводится к манипуляции. Из-за слишком частого использования этого метода на человеке, постоянного его убеждения и подталкивания, последний может считать манипуляцию единственно правильным выходом из положения.

Гуманистический стиль общения

При гуманистическом стиле общения речь идет о межличностных отношениях, в которых человек хочет, чтобы его поняли, поддержали, дали совет, чтобы ему сопереживали. Изначально такой тип общения не подразумевает никакой цели, ситуация складывается из происходящих событий.

Такой стиль общения можно назвать наиболее искренним из всех существующих, где те самые события носят интимный, исповедальный характер. Основным методом, который здесь работает, является внушение, причем обоюдное.

Каждый партнер внушает другому, что он достоин доверия, что один готов выслушать, а другой – рассказать, что его тревожит.

Подобное общение может происходить не только между близкими и родными людьми.

К примеру, человек за несколько десятков минут может узнать собеседника, который едет с ним в автобусе на соседнем сидении или многое рассказать ему о себе, но совершенно не знает человека, с которым работает вот уже несколько лет.

Разговор с попутчиком приводит к некоторым откровениям о себе, заставляет людей почувствовать друг друга, посопереживать. Но разговор с коллегой преследует совершенно другие цели.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-stil-obshheniya-avtoritarnyj-delovoj-pedagogicheskij.html

Моя психология
Добавить комментарий