Тайны мозга

Содержание
  1. Мозг человека – главная тайна, пока не разгаданная учеными
  2. Справка
  3. Только факты
  4. Интересно!
  5. Всестороннее изучение
  6. Детектор ошибок
  7. Гениальный мозг
  8. Тайны мозга
  9. Внимание-внимание!
  10. Фигаро тут, Фигаро там
  11. Животный инстинкт
  12. А ну-ка, защищайся!
  13. Как разгадать тайны мозга и научиться им управлять: 15 полезных книг
  14. 2. «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии», Рик Хансон, Ричард Мендиус
  15. 3. «Креативный шторм», Кайна Лески
  16. 4. «Здоровый мозг. Программа для улучшения памяти и мышления», Дэвид Перлмуттер, Кэрол Колман
  17. 5. «Укрощение амигдалы. И другие инструменты тренировки мозга», Джон Арден
  18. 6. «Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга», Шрини Пиллэй
  19. 7. «Музыка мозга. Правила гармоничного развития», Анет Прен, Кьелд Фреденс
  20. 8. «Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции», Сайен Бейлок
  21. 9. «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям», Джон Медина
  22. 10. «Гормоны счастья», Лоретта Грациано Бройнинг
  23. 11. «Мой продуктивный мозг. Как я проверила на себе лучшие методики саморазвития и что из этого вышло», Кэролайн Уильямс
  24. 12. «Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами», Ирина Якутенко
  25. 13. «Феноменальная память. Методы запоминания информации», Станислав Матвеев
  26. 14. «Кроссфит мозга. Как подготовить себя к решению нестандартных задач», Игорь Намаконов
  27. 15. «Мозг с препятствиями. 7 скрытых барьеров, которые мешают вам достигать целей», Тео Цаусидис
  28. Тайны и возможности человеческого мозга. Скрытые возможности человеческого мозга
  29. Два судьбоносных прорыва
  30. Человеческий мозг: особенности и возможности
  31. Способность обрабатывать информацию
  32. Дэниэл Киш и человеческая эхолокация
  33. Соревнование на сверхспособности
  34. Ким Пик и Соломон Шерешевский
  35. Феномены науки
  36. Человек с половиной мозга
  37. Финеас Гейдж: «человек с дырой в голове»
  38. Феномен Циперовича
  39. Можно ли научиться сверхспособностям

Мозг человека – главная тайна, пока не разгаданная учеными

Тайны мозга

Человек летает в космос и погружается в морские глубины, создал цифровое телевидение и сверхмощные компьютеры. Однако сам механизм мыслительного процесса и орган, в котором происходит умственная деятельность, как и причины, побуждающие нейроны взаимодействовать, до сих пор остаются загадкой.

Головной мозг – важнейший орган человеческого организма, материальный субстрат высшей нервной деятельности. От него зависит, что человек чувствует, делает, о чем думает. Мы слышим не ушами и видим не глазами, а соответствующими участками коры головного мозга. Он же вырабатывает гормоны удовольствия, вызывает прилив сил и утоляет боль.

В основе нервной деятельности лежат рефлексы, инстинкты, эмоции и другие психические явления. Научное понимание работы мозга все еще отстает от понимания функционирования всего организма в целом. Это, безусловно, связано с тем, что мозг – гораздо более сложный орган по сравнению с любым другим.

Мозг – самый сложный объект в известной нам вселенной.

Справка

У человека отношение массы головного мозга к массе тела в среднем равно 2%. А если поверхность этого органа разгладить, получится примерно 22 кв. метра органики. Мозг содержит около 100 миллиардов нервных клеток (нейронов).

Чтобы вы могли представить себе это количество, напомним: 100 миллиардов секунд – это примерно 3 тысячи лет. Каждый нейрон контактирует с 10 тысячами других. И каждый из них способен к высокоскоростной передаче импульсов, поступающих от одной клетки к другой химическим путем.

Нейроны могут одновременно взаимодействовать с несколькими другими нейронами, в том числе находящимися в удаленных отделах мозга.

Только факты

  • Мозг – лидер по энергопотреблению в организме. На него работает 15% сердца, и он потребляет около 25% кислорода, захватываемого легкими. Для доставки кислорода к мозгу работают три крупные артерии, которые предназначены для его постоянной подпитки.
  • Около 95% тканей мозга окончательно формируются к 17 годам. К концу пубертатного периода мозг человека составляет полноценный орган.
  • Головной мозг не чувствует боли. В мозге нет болевых рецепторов: зачем они, если разрушение мозга приводит к смерти организма? Дискомфорт может чувствовать оболочка, в которую заключен наш мозг, – так мы испытываем головную боль.
  • У мужчин мозг обычно больше, чем у женщин. Средний вес головного мозга взрослого мужчины – 1375 г, взрослой женщины – 1275 г. Они также различаются размерами различных областей. Однако учеными доказано, что это не имеет отношения к интеллектуальным способностям, а самый большой и тяжелый мозг (2850 г), который описывали исследователи, принадлежал пациенту психиатрической больницы, страдающему идиотизмом.
  • Человек использует практически все ресурсы своего мозга. То, что мозг работает всего на 10%, – миф. Ученые доказали, что имеющиеся резервы мозга человек задействует в критических ситуациях. Например, когда кто-то убегает от злой собаки, он может перепрыгнуть через высокий забор, который в обычных условиях он ни за что не преодолел бы. В экстренный момент в мозг вливаются определенные вещества, которые стимулируют действия того, кто оказался в критической ситуации. По сути, это допинг. Однако проделывать такое постоянно опасно – человек может умереть, потому что исчерпает все свои резервные возможности.
  • Мозг можно целенаправленно развивать, тренировать. Например, полезно заучивать тексты наизусть, решать логические и математические задачи, изучать иностранные языки, познавать новое. Также психологи советуют правшам периодически «главной» рукой делать левую, а левшам – правую.
  • Мозг обладает свойством пластичности. Если поражен один из отделов нашего важнейшего органа, другие через некоторое время смогут компенсировать его утраченную функцию. Именно пластичность мозга играет исключительно важную роль в овладении новыми навыками.
  • Клетки головного мозга восстанавливаются. Синапсы, связывающие нейроны, и сами нервные клетки важнейшего из органов регенерируются, но не так быстро, как клетки других органов. Пример тому – реабилитация людей после черепно-мозговых травм. Ученые обнаружили, что в отделе мозга, отвечающего за обоняние, из клеток-предшественниц образуются зрелые нейроны. В нужный момент они помогают «починить» травмированный мозг. Ежедневно в его коре могут образовываться десятки тысяч новых нейронов, однако впоследствии может прижиться не больше десяти тысяч. Сегодня известны две области активного прироста нейронов: зона памяти и зона, ответственная за движения.
  • Мозг активно работает во время сна. Человеку важно иметь память. Она бывает долгосрочная и краткосрочная. Перевод информации из краткосрочной в долгосрочную память, запоминание, «раскладывание по полочкам», осмысление информации, которую человек получает в течение дня, происходит именно во сне. А чтобы тело не повторяло в реальности движения из сна, мозг выделяет особый гормон.

Интересно!

Мозг способен значительно ускорять свою работу. Люди, пережившие ситуации угрозы для жизни, говорят, что за миг перед их глазами «пролетела вся жизнь». Ученые считают, что мозг в момент опасности и осознания грозящей смерти в сотни раз ускоряет работу: ищет в памяти аналогичные обстоятельства и способ помочь человеку успеть себя спасти.

Всестороннее изучение

Проблема исследования мозга человека – одна из самых захватывающих задач науки. Поставлена цель познать нечто, равное по сложности самому инструменту познания.

Ведь все, что до сих пор исследовалось: и атом, и галактика, и мозг животного – было проще мозга человека. С философской точки зрения неизвестно, возможно ли в принципе решение этой задачи.

Ведь главное средство познания не приборы и не методы, им остается наш человеческий мозг.

https://www.youtube.com/watch?v=SsL1S4RGY_4

Существуют различные методы исследования. В первую очередь в практику ввели клинико-анатомическое сопоставление – смотрели, какая функция «выпадает» при повреждении определенной области мозга. Так, французский ученый Поль Брока 150 лет назад обнаружил центр речи.

Он заметил, что у всех больных, которые не могут говорить, поражена определенная область мозга.

Электроэнцефалография изучает электрические свойства мозга – исследователи смотрят, как электрическая активность разных участков мозга меняется в соответствии с тем, что делает человек.

Электрофизиологи регистрируют электрическую активность «мыслительного центра» организма с помощью электродов, позволяющих записывать разряды отдельных нейронов, или с помощью электроэнцефалографии. При тяжелейших заболеваниях мозга тонкие электроды могут вживляться в ткань органа.

Это позволило получить важную информацию о механизмах работы мозга по обеспечению высших видов деятельности, были получены данные о соотношении коры и подкорки, о компенсаторных возможностях. Еще один метод изучения мозговых функций – электрическая стимуляция отдельных областей.

Так канадским нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом был исследован «моторный гомункулус». Было показано, что, стимулируя определенные точки в моторной коре, можно вызвать движение разных частей тела, и установлено представительство различных мышц и органов.

В 1970-е годы, после изобретения компьютеров, представилась возможность еще более полно исследовать внутренний мир нервной клетки, появились новые методы интроскопии: магнитоэнцефалография, функциональная магниторезонансная томография и позитронно-эмиссионная томография.

В последние десятилетия активно развивается метод нейровизуализации (наблюдение за реакцией отдельных частей мозга после введения определенных веществ).

Детектор ошибок

Очень важное открытие было сделано в 1968 году – ученые обнаружили детектор ошибок. Это механизм, который дает нам возможность производить рутинные действия, не задумываясь: например, умываться, одеваться и одновременно думать о своих делах.

Детектор ошибок в подобных обстоятельствах все время следит, правильно ли вы действуете. Или, например, человек внезапно начинает чувствовать себя некомфортно – он возвращается домой и обнаруживает, что забыл выключить газ.

Детектор ошибок позволяет нам даже не задумываться о десятках задач и решать их «на автомате», сходу отметая недопустимые варианты действий. За последние десятилетия наука узнала, как устроены многие внутренние механизмы человеческого организма. Например, путь, по которому зрительный сигнал доходит от сетчатки до мозга.

Для решения более сложной задачи – мышления, опознания сигнала – задействована большая система, которая распространена по всему мозгу. Однако «центр управления» пока не найден и даже неизвестно, есть ли он.

Гениальный мозг

С середины XIX века ученые делали попытки изучения анатомических особенностей мозга людей с выдающимися способностями. На многих медицинских факультетах Европы хранились соответствующие препараты, в том числе и профессоров медицины, которые еще при жизни завещали свой мозг науке. От них не отставали русские ученые.

В 1867 году на Всероссийской этнографической выставке, устроенной Императорским обществом любителей естествознания, было представлено 500 черепов и препаратов их содержимого. В 1887 году анатом Дмитрий Зернов опубликовал результаты исследования мозга легендарного генерала Михаила Скобелева.

В 1908 году академик Владимир Бехтерев и профессор Рихард Вейнберг исследовали подобные препараты покойного Дмитрия Менделеева. Аналогичные препараты органов Бородина, Рубинштейна, математика Пафнутия Чебышева сохранены в анатомическом музее Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.

В 1915 году нейрохирург Борис Смирнов подробно описал мозг химика Николая Зинина, патолога Виктора Пашутина и писателя Михаила Салтыкова-Щедрина. В Париже был исследован мозг Ивана Тургенева, вес которого достигал рекордных 2012 г. В Стокгольме работали с соответствующими препаратами знаменитых ученых, в том числе Софьи Ковалевской.

Специалисты Московского института мозга тщательно исследовали «мыслительные центры» вождей пролетариата: Ленина и Сталина, Кирова и Калинина, изучали извилины великого тенора Леонида Собинова, писателя Максима Горького, поэта Владимира Маяковского, режиссера Сергея Эйзенштейна…

Сегодня ученые убеждены в том, что, на первый взгляд, мозг талантливых людей ничем не выделяется из ряда среднестатистических. Эти органы различаются структурой, размерами, формой, однако от этого ничего не зависит. Мы до сих пор не знаем, что именно делает человека талантливым. Можем только предполагать, что мозг таких людей немножко «сломан». Он может делать то, чего не могут нормальные, а значит, он не такой, как все.

Источник: https://nmedik.org/mozg-cheloveka.html

Тайны мозга

Тайны мозга

Невозможно поспорить с тем фактом, что человеческий мозг – субстанция крайне сложная. Но вместе с тем – и безумно интересная! Все эти нейроны, рецепторы, анализаторы… Какие механизмы помогают нам ориентироваться в жизни? Как мы воспринимаем информацию и почему именно таким образом?

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Это своего рода каналы, по которым информация о внешнем мире и о состоянии организма доходит до мозга, и благодаря этому человек свободно ориентируется в окружающей среде и понимает свое тело.

Если разом заблокировать все органы чувств, жизнедеятельность человека утрачивает сознательность. Известны факты, когда человек, лишенный постоянного источника информации, впадает в сонное состояние. Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий.

Такое состояние сначала вызывает сон, а затем становится труднопереносимым для испытуемых.

Внимание-внимание!

Каждый день мы сталкиваемся с огромными массивами информации. И это касается не только радио, телевидения и прессы (от которых при желании можно легко и сознательно отказаться), а всего, что нас окружает в повседневной жизни. Все это фиксирует наш мозг, воспринимает и обрабатывает информацию.

Но на то он и мозг, чтобы быть не только мощным, но и умным. Человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять несколько работ одновременно. Поэтому наше сознание направлено на предметы и явления, которые актуальны в данный конкретный момент.

Яркий пример воздействия особо актуальной информации – так называемый «эффект вечеринки». Представьте, что вы на корпоративе и увлеченно беседуете с коллегами. Внезапно вы слышите, как ваше имя негромко произносит кто-то из соседней группки. Естественная реакция – переключить свое внимание именно на этот разговор.

Теперь вы полностью сфокусированы на разговоре, в котором обсуждают вашу персону, и перестаете следить за беседой той группы, в кругу которой находитесь.

Фигаро тут, Фигаро там

Известная в народе присказка о том, что Юлий Цезарь и Наполеон могли заниматься несколькими делами одновременно, повествует о таком свойстве, как распределение внимания.

Как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной деятельности. Ощущение же одновременного выполнения нескольких дел у нас возникает благодаря быстрому последовательному переключению с одного дела на другое.

Когда вам кажется, что вы одновременно и работаете, и набираете смску любимому, на самом деле вы попеременно переключаете внимание с рабочих обязанностей на ковыряние в телефоне. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности.

Просто в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания.

Животный инстинкт

Когда мы сильно увлечены неким занятием по зову души или поглощены им по необходимости, внимание концентрируется именно на нем. Без всяких волевых усилий мы даем себе установку не отвлекаться – ни на раскладывание «косынки», ни на интернет, ни на перекуры и прочие мелочи. Но вдруг звонит телефон – даже не ваш, а коллеги, или кто-то стучит в дверь вашего кабинета.

А может, вы были увлечены чтением в транспорте, а внезапно поезд остановился. Такие события отвлекают наше внимание от прежнего занятия, потому что у нас срабатывает ориентировочный рефлекс. Это врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды, и она роднит человека со всеми животными.

Великий русский ученый Иван Павлов очень метко назвал эту реакцию рефлексом «что такое?»

А ну-ка, защищайся!

Благодаря памяти мы можем запоминать и удерживать достаточно внушительные объемы информации. При необходимости можем откопать то, что долгое время за ненадобностью хранилось на задворках памяти.

Но вместе с тем памяти свойственно и забывание – это естественный процесс, особенно если речь об информации, которая не используется регулярно в повседневной жизни. Более того, порой, вытесняя нежелательную информацию из сознания или искажая ее в нашей памяти, мозг выполняет защитную функцию и поддерживает эмоциональную устойчивость.

Механизмы психологической защиты не осознаются человеком, они вступают в действие непроизвольно, безотносительно нашего желания и целенаправленно управлять ими нельзя.

И это лишь толика возможностей мозга – ученые не перестают открывать новые грани, да и все мы любим покопаться в себе, даже не будучи научными светилами. Так, что доверяйте разуму, но и не забывайте о сердце!

Источник: https://domashniy.ru/psihologiya/tajny_mozga/

Как разгадать тайны мозга и научиться им управлять: 15 полезных книг

Тайны мозга

Что мы знаем о мозге? Если не считать слухи и мифы, практически ничего. Сандра Амодт и Сэм Вонг, специалисты по нейробиологии и авторы-популяризаторы, решили исправить ситуацию и поделились тем, что узнали за долгие годы научной работы. Эти данные помогут стать успешнее, счастливее и продуктивнее во всех сферах жизни.

Простым языком авторы рассказывают, что такое нейроны и синапсы и почему именно они определяют наше настроение, навыки и ключевые качества, которые мы воспринимаем как должное. В книге минимум науки и сложных терминов, максимум пользы и забавные иллюстрации.

Купить книгу

2. «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии», Рик Хансон, Ричард Мендиус

Рик Хансон — американский нейропсихолог и автор бестселлеров. Его советы работают, поскольку практически всё он первоначально испытывает на себе.

Богатый профессиональный опыт и годы работы с детьми и взрослыми позволили Хансону сформировать собственное видение проблемы неудовлетворённости жизни.

Совместное с доктором Ричардом Мендиусом творение открывает читателям тайны мозга и его тесную связь со счастьем.

Учёные-нейропсихологи в доступной форме рассказывают, как работает мозг и как мы можем влиять на него, чтобы быть счастливее, успешнее и просто лучше.

Проверенные временем способы мудрой и спокойной жизни подтверждаются последними достижениями современной науки.

Читатели узнают, как и почему формируются страдания, как можно с минимальными потерями разрешать сложные жизненные ситуации и строить долговременные отношения с окружающими.

Купить книгу

3. «Креативный шторм», Кайна Лески

Многие из нас ошибочно полагают, что мозг подаст некий сигнал, когда будет готов к творчеству или когда наступит удачный момент для креативного штурма.

Профессор кафедры архитектуры Род-Айлендской школы дизайна Кайна Лески убеждена, что нет смысла ждать у моря погоды. Её жизнь посвящена изучению творческого процесса во всех его формах. Ощущения, кажущиеся нам скучными и малоинтересными, на самом деле одни из главных движущих факторов, ведущих к успеху.

Кайна Лески уверена, что процесс творчества — это умение видеть наперёд и заглядывать в будущее. В книге подробно описывается каждый этап творческого процесса. Оригинальные иллюстрации и цитаты великих мастеров вдохновляют на свершение креативных подвигов каждый день. Автор книги даёт советы и подсказывает, как правильно ставить цели и преодолевать преграды на пути к ним.

Купить книгу

4. «Здоровый мозг. Программа для улучшения памяти и мышления», Дэвид Перлмуттер, Кэрол Колман

Защитить мозг от неизбежных временных изменений или просто прокачать его, чтобы стать лучше, умнее и активнее, — естественное желание многих.

Современный образ жизни способствует развитию разрушительных процессов, которые впоследствии вызывают упадок мозга. Можно не только остановить этот процесс, но и повернуть время вспять, если правильно подойти к делу.

На помощь придут специалисты Дэвид Перлмуттер, невролог первой категории, и Кэрол Колман, автор книг о медицине.

Книга «Здоровый мозг» — практическое пособие из трёх частей. Из первой вы узнаете о потенциально опасных факторах, во второй заполните специальный опросник, который поможет оценить состояние мозга и понять, что нужно изменить в жизни, чтобы улучшить его работу. Третья часть содержит рекомендации для тех, у кого уже диагностировано неврологическое заболевание.

Купить книгу

5. «Укрощение амигдалы. И другие инструменты тренировки мозга», Джон Арден

Мозг — уникальный инструмент. Его гибкость даёт нам возможность в любой момент изменить жизнь, стать сильнее, успешнее и счастливее.

Нейрофизиолог, психолог и автор книг Джон Арден рассказывает, как избавиться от стресса, зная и понимая процессы, происходящие в мозге.

Автор очень доходчиво поясняет, откуда берутся вредные привычки, почему они так быстро приживаются и как легко избавиться от них.

Книга поможет начать новую счастливую жизнь, максимально полно использовать свой потенциал и сохранить с помощью специальных упражнений бодрость мозга на долгие годы. Каждую рекомендацию Джон Арден опробовал на себе и сотнях людей, с которыми ему приходилось сталкиваться во время работы в США.

Купить книгу

6. «Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга», Шрини Пиллэй

Расслабьтесь и начните творить — эту мысль хочет донести до читателя Шрини Пиллэй, выпускник Гарварда, психолог, доктор медицины.

Мы привыкли считать, что только концентрация и усилия воли могут привести к успеху, процветанию и счастью. Автор книги, опираясь на результаты последних исследований, готов бросить вызов традиционному подходу.

Он убеждён, что счастье в расфокусировке и способности мозга расслабляться по первому требованию.

Шрини Пиллэй верит, что расфокус помогает мозгу, защищает от перенапряжения и стресса, учит мыслить нестандартно и генерировать яркие идеи. По мнению автора, жить в напряжении и постоянной концентрации крайне вредно. Умение расслабляться может стать ключом на пути к успеху и процветанию.

Купить книгу

7. «Музыка мозга. Правила гармоничного развития», Анет Прен, Кьелд Фреденс

Наш мозг в чём-то похож на оркестр. Без точной настройки и согласия вся компания играет нечто невообразимое и мало похожее на музыкальный шедевр.

Стоит появиться опытному дирижёру, как всё меняется, слух зрителей радует прекрасная музыка.

Нейробиолог Кьелд Фреденс представляет основные функции мозга в виде восьми клавиш, которые нужно изучить и понять для слаженной работы всего организма.

Музыка — союз простого и сложного. Там, где обычный человек видит противопоставление, музыканты видят неразрывное целое. Нестандартное мышление музыканта, о котором идёт речь в книге, научит гармонично сочетать разные типы деятельности. Рекомендации авторов помогут изменить привычки, избавиться от стресса, поверить в себя и свои силы.

Купить книгу

8. «Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции», Сайен Бейлок

Профессор психологии Чикагского университета Сайен Бейлок занимается изучением работы мозга в стрессовых ситуациях. Её интересует, какие процессы запускаются в организме, когда человек вынужден работать в тяжёлых условиях.

Многолетний опыт работы позволил вывести несколько закономерностей, которые влияют на нашу жизнь. Одна из важнейших — тесная связь разума с телом, а тела с окружающей средой.

Причём тело не выступает в пассивной роли, а определяет наши мысли, поступки и решения.

В книге можно найти множество любопытных ситуаций, с которыми каждый сталкивается каждый день, но ни на секунду не задумывается об их значимости. Например, хождение по комнате повышает творческий потенциал, прогулка на природе усиливает концентрацию, а жесты помогают лучше запоминать сложные тексты.

Купить книгу

9. «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям», Джон Медина

Всё гениальное просто: всего 12 принципов работы мозга способны изменить жизнь в лучшую сторону. Молекулярный биолог-эволюционист Джон Медина протестировал принципы на себе и своих учениках. Книгу профессор адресует не только родителям и детям, но и управленцам. Несложные рекомендации помогут взрослым работать продуктивнее, а детям лучше учиться.

Автор доступным языком и с помощью оригинальных иллюстраций рассказывает, что такое стресс, почему важен сон, почему не стоит стремиться к многозадачности и как самая простая физическая активность может снизить риск появления серьёзных заболеваний.

Купить книгу

10. «Гормоны счастья», Лоретта Грациано Бройнинг

Каждый слышал о гормонах счастья, но мало кто на самом деле понимает, что это и для чего они нужны. Гормоны отвечают за перепады настроения, привязанности, в том числе токсичные, и даже выбор блюд в любимом ресторане.

Лоретта Грациано, заслуженный профессор Калифорнийского университета, разработала 45-дневную программу улучшения себя. Каждый читатель сможет начать новую жизнь, изменить нейронные пути и избавиться от вредных привычек. Эта книга для тех, кто готов меняться уже сегодня.

Купить книгу

11. «Мой продуктивный мозг. Как я проверила на себе лучшие методики саморазвития и что из этого вышло», Кэролайн Уильямс

Личный опыт — самый убедительный. Редактор и журналист Кэролайн Уильямс решила на себе проверить самые популярные методики развития мозга, улучшения памяти, концентрации и ориентации в пространстве.

Она встретилась со множеством специалистов в нейробиологии, прочитала не менее ста книг и научных публикаций, приняла участие в нескольких экспериментах. Результатами исследований Кэролайн делится в книге, которая будет интересна всем, кто думает об апгрейде мозга.

Купить книгу

12. «Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами», Ирина Якутенко

Молекулярный биолог и научный журналист Ирина Якутенко посвятила книгу вопросам воли и самоконтроля.

Почему одним людям удаётся устоять перед искушением, а другие в который раз нарушают данное себе слово и поддаются соблазну? Какие процессы стоят за тем, что мы называем силой воли и самоконтролем? Автор книги, используя последние научные данные, доказывает, что волевые люди биохимически и физиологически отличаются от тех, кто подвержен слабостям.

Каждый читатель может пройти тесты и узнать больше о работе собственного мозга. Отдельный раздел посвящён практическим рекомендациям, которые помогут сказать твёрдое «нет» искушениям и сформировать самоконтроль, а также научат ставить и достигать долгосрочные цели.

Купить книгу

13. «Феноменальная память. Методы запоминания информации», Станислав Матвеев

Память можно и нужно развивать и тренировать. В этом убеждён Станислав Матвеев — человек, попавший в Книгу рекордов России благодаря своей феноменальной памяти. Сам автор считает, что его память ничем не отличается от памяти других людей. Ему просто удалось использовать возможности своего мозга максимально эффективно.

Секретами и собственными методиками автор делится с читателями. Теория в книге сведена к минимуму, всё внимание уделяется действительно работающим мнемотехникам. Книга понравится тем, кто устал всё забывать.

Купить книгу

14. «Кроссфит мозга. Как подготовить себя к решению нестандартных задач», Игорь Намаконов

Многие из нас придумывают отличное решение проблемы с опозданием в несколько дней, когда ситуация уже потеряла актуальность.

Или аргументы в пользу нашего плана находятся лишь через неделю после того, как в работу взяты идеи другого человека. Такие ситуации деморализуют и выбивывают из колеи.

Владелец креативного агентства Игорь Намаконов знает, как пробудить спящий мозг и заставить его работать здесь и сейчас.

Автор книги предлагает собственную систему из 23 упражнений для качественной прокачки мозга. Система поможет каждому открыть в себе креативную жилу, видеть необычное в обычном и находить оригинальные решения в нужный момент.

Купить книгу

15. «Мозг с препятствиями. 7 скрытых барьеров, которые мешают вам достигать целей», Тео Цаусидис

Нейропсихолог Тео Цаусидис точно знает, какие препятствия мешают мозгу работать на полную. Семь чудовищ внутри нас заставляют жаловаться, беспокоиться, бездействовать и быть негибкими идеалистами.

Семь дорог, по которым мы все ходим каждый день, скрывают от нас радужные перспективы и удивительные варианты развития событий.

Понимание тайн мозга поможет встряхнуться, ощутить энергию жизни и увидеть далёкие горизонты.

https://www.youtube.com/watch?v=fYlFCZPxUWc

Автор не ограничивается описанием семи препятствий. Для каждого он предлагает действенную стратегию, даёт точные рецепты и подходящую к случаю мотивацию. Книга будет полезна тем, кто мечтает больше не откладывать жизнь на потом и повысить продуктивность, чтобы достичь большего.

Купить книгу

Источник: https://lifehacker.ru/knigi-o-mozge/

Тайны и возможности человеческого мозга. Скрытые возможности человеческого мозга

Тайны мозга

Головной мозг – сложное биологическое устройство, орган, состоящий из множества связанных между собой клеток и отростков. Если представить себе все связи в мозге в виде одной линии, то она была бы в 7-8 раз длиннее, чем расстояние от Земли до Луны. И в то же время это очень небольшой орган – у современного человека он весит от 1020 до 1970 грамм.

Два судьбоносных прорыва

Тайны и возможности человеческого мозга долгое время оставались для исследователей больным вопросом. До недавнего времени они могли только строить теории о его работе, а сам орган удавалось наблюдать лишь во время вскрытия.

Первый большой прорыв произошел, когда врачи научились имплантировать электроды непосредственно в мозг. Примерно тогда же стало понятно, как работает нейрон и как происходит передача данных по нервам и от одного нейрона к другому.

Второй большой шаг вперед случился, когда появились методы электроэнцефалографии, магнитоэнцефалографии, позитронно-эмисионной и функциональной магниторезонанской томографии. Они дали возможность «заглянуть» внутрь живого, работающего мозга.

С помощью этих средств врачи и исследователи способны «увидеть», какие части мозга активны во время сна, разговора, мышления, появилась возможность отличать нормальную работу органа от его патологии, обнаруживать нарушения и ставить более точные диагнозы.

Человеческий мозг: особенности и возможности

Этот относительно небольшой орган, который занимает лишь 2% от общей массы тела, тем не менее потребляет около 20% всего кислорода, который поступает в организм. С рождения и до смерти он никогда, ни на минуту, не прекращает своей деятельности.

Человеческий мозг, возможности и способности которого по-прежнему превосходят самые современные компьютеры, способен запомнить в 5 раз больше информации, чем содержится в Британской энциклопедии.

По некоторым подсчетам, ему по силам вместить от 3 до 1000 терабайт. Это и близко не сравнимо с тем, что сейчас существует в технике: к концу 2015 года планируется достичь емкости всего 20 терабайт.

Раньше считалось, что у взрослого человека этот орган статичен – нейронные ткани остаются неизменными и могут только погибнуть, вырастить же новые организм не в состоянии. Однако к концу ХХ века благодаря исследованиям Элизабет Гуд стало понятно – на протяжении всей жизни организма продолжают вырастать новые нейроны и нервная ткань.

Впрочем, возможности человеческого мозга не ограничиваются новыми нейронами. Бытовало мнение, что этот орган не способен восстанавливаться после повреждений и травм.

Ученые из Каролинского университета и университета Лунда провели исследование, результаты которого могут перевернуть с ног на голову современные представления об этом.

Согласно их исследованию, в местах, пораженных инсультом, организм может «выращивать» новые нейроны взамен поврежденных.

Способность обрабатывать информацию

Умение обрабатывать информацию и приспосабливаться к обстоятельствам – еще одно свойство, которым обладает этот орган.

Причем подобная приспособляемость заставляет подозревать скрытые возможности человеческого мозга у многих «обычных» людей.

Способность воспринять и хранить неограниченное количество информации у Кима Пика или сонарное зрение у таких людей, как Дэниел Киш и Бен Андервуд, – лишь два примера подобных загадок.

Дэниэл Киш и человеческая эхолокация

Можно ли поверить в то, что человек способен ориентироваться на слух, словно летучая мышь? Что совершенно слепой человек сможет ходить без поводыря, без трости, без современных технических ноу-хау? И не просто ходить – бегать, играть в игры, заниматься спортом, ездить на горном велосипеде? Человеческий мозг, особенности и возможности Дэниела Киша позволяют ему это – он один из тех, кто освоил сонарное зрение, или человеческую эхолокацию.

Дэниел потерял способность видеть в очень молодом возрасте, вскоре после того, как ему исполнился год.

Чтобы ориентироваться в пространстве, он начал использовать звуки – щелчки языком, эхо от которых возвращалось к нему и позволяло «увидеть» окружающее.

Постепенно он усовершенствовал свою способность настолько, что мог делать все то же, что и обычные дети – играть в игры, ездить на велосипеде и, разумеется, гулять без поводыря.

Из-за отсутствия зрения у многих слепых сильно развит слух. Однако здесь не просто отличный слух – Дэниел Киш, если так можно сказать, развил из него новое чувство, сумевшее заменить одно из пяти отсутствующих.

С помощью щелчков языком он как бы посылает звук в пространство и по получаемому в ответ эху способен «увидеть» рельеф, расстояние до предметов, их форму и другие детали.

Однако Дэниел Киш не остановился на достигнутом – он создал организацию World Access for the Blind и активно обучает сонарному зрению других слепых детей и взрослых.

Один из самых талантливых его учеников – Бен Андервуд, которому из-за рака удалили оба глаза в возрасте трех лет.

Кроме него, невероятные результаты показывают и другие ученики Киша – Лукас Мюррей и Брайан Бушвей.

Это ясно показывает, что далеко не полностью изучен человеческий мозг, особенности и возможности его выходят далеко за пределы тех навыков, которых большинству людей достаточно для повседневной жизни.

По предположениям ученых, в процессе эхолокации задействованы те участки мозга, которые у зрячих людей отвечают за преобразование сигналов глаз. В случае слепых они просто «перепрофилировались». Есть также теория, что сонарное зрение не является чем-то уникальным – подобные способности, просто совершенно не развитые, есть примерно у 5% человек. И научить им вполне можно и слепых, и зрячих.

Соревнование на сверхспособности

За исключением профессиональных официантов и мнемоников, немногие способны запомнить двадцать не связанных друг с другом слов подряд. А несколько сотен слов за 15 минут? Кажущиеся невероятными возможности человеческого мозга – обычное дело для участников чемпионата мира по памяти, который каждый год собирает несколько десятков человек.

Участники подобных соревнований используют мнемонику – совокупность различных приемов и техник запоминания, которая позволяет развить обычные возможности человеческого мозга и сохранять в памяти информацию любого типа и почти любого размера.

Эти люди соревнуются в запоминании большого количества лиц и имен, цифр, абстрактных картинок, карт, случайных слов за ограниченное время: например, нужно запомнить, в какой последовательности шли в течение 15 минут абстрактные картинки. Или как можно больше случайных цифр в течение часа. Среди чемпионов этого необычного вида спорта – Доминик О’Брайен, Саймон Райнхард, Йоханнес Маллоу и Йонас фон Эссен.

Большинство чемпионов получили подобные способности регулярными тренировками – как уверяет Бен Придман, трехкратный чемпион мира по этой дисциплине, этого может добиться каждый. Однако такие сверхвозможности человеческого мозга бывают и врожденными – например, у мнемониста С. В. Шерешевского и американца Кима Пика.

Ким Пик и Соломон Шерешевский

Соломон Шерешевский попал под наблюдение психолога А. Лурье, когда был достаточно молодым человеком – причем память его была феноменальной безо всяких тренировок. Его способ «сохранения» информации похож на известные сегодня приемы мнемоники. Создавалось впечатление, что объем его памяти не ограничен ничем. Единственной его проблемой было научиться забывать.

Этот человек обладал так называемой синестезией. Во всем остальном С. В. Шерешевский оставался вполне обычным. Не та ситуация с Кимом Пиком – он родился с определенными расстройствами, которые, впрочем, сами по себе не должны были сделать из него ни гения, ни больного.

Однако уже в 16 месяцев ребенок научился читать, к трем годам освоил газеты, а к семи выучил Библию наизусть.

Неплохо описывают возможности человеческого мозга книги Дэниэла Таммета (который так же, как и Ким Пик, “савант”, однако куда более социален и, в отличие от других, может объяснить, как именно делает подсчеты).

Ким Пик держал в голове карты американских городов, сотни произведений классической музыки, помнил несколько тысяч прочитанных книг. Все это было не просто «мертвым грузом» – он понимал имеющуюся в его памяти информацию, мог интерпретировать и использовать ее.

https://www.youtube.com/watch?v=yiXm_7TeibU

В 2002 году он начал играть на фортепиано, озвучивая многие произведения по памяти. Именно он вдохновил Барри Левинсона снять ставший знаменитым фильм «Человек дождя».

Феномены науки

На протяжении человеческой истории случались многие вещи, которые сложно объяснить науке. Причем есть случаи, которые в буквальном смысле заставляют ученых почувствовать, что возможности человеческого мозга отнюдь не ограничиваются современными представлениями о нем.

Человек с половиной мозга

В 14 лет Карлос Родригес попал в автомобильную аварию: машина, которую он вел, врезалась в столб, а он сам вылетел через лобовое стекло и «приземлился» на голову. В результате этого после операции он потерял около 60% мозга. Самое удивительное – то, что Родригес по-прежнему жив. Сейчас ему уже больше четверти века, и он продолжает жить обычной жизнью.

Хотя медицина шагнула далеко вперед по сравнению с тем, что было во время Финеаса Гейджа, такие повреждения все еще считаются очень серьезными. Кроме того, считается, что без мозга, всех его частей, человек жить не может или же живет, как «овощ».

Родригес, Гейдж и многие другие люди, пережившие серьезные травмы и потерю части мозга, доказывают, что современные взгляды и теории все еще ошибочны.

Финеас Гейдж: «человек с дырой в голове»

В середине XIX века произошел случай, который до сих пор не смогли объяснить ученые и медики: строитель Финеас Гейдж выжил, получив тяжелую рану и лишившись части мозга, после того как металлический лом прошил его голову. На тот момент Гейджу было 25 лет.

Штырь вошел ниже левого глаза и вышел из тела, пролетев еще несколько метров, оставив молодого строителя без хорошей части мозга. Однако он не умер. Более того, вскоре пришел в сознание, и его отвезли к доктору в ближайшую больницу. Врач наложил повязку и очистил рану от осколков – это было все, что медицина того времени могла предложить. Люди были уверены, что Финеас Гейдж умрет.

Через некоторое время развилась бактериальная инфекция, а также разрослась плесень. Тем не менее спустя примерно 10 недель пациент выздоровел – он сохранил память, ясное сознание и свои профессиональные навыки. Умер Финеас Гейдж в 1860 году, а этот поразительный случай так и не нашел однозначного объяснения.

Феномен Циперовича

Однако упомянутые случаи – не самые удивительные. Есть явление, демонстрирующее еще более изумительные возможности человеческого мозга – феномен Цеперовича. Яков Цеперович – человек, который уже более тридцати лет не спит, мало ест и совершенно не стареет. Время словно остановилось для него – он и сейчас выглядит так же, как на фотографиях 70-х годов.

История этого человека началась в 1979 году – после сильного отравления он находился в состоянии клинической смерти, после чего впал в кому.

Выйдя из нее спустя неделю, Яков обнаружил, что не может спать – даже лежать горизонтально у него не получалось.

Врачи не могли ни объяснить, ни изменить это состояние – лишь через несколько лет, занявшись йогой и медитацией, Цеперович научился ненадолго принимать горизонтальное положение, но не для сна, а для полудремы.

До того случая Яков был обычным человеком – любил подраться, выпить, работал электриком. После начал интересоваться восточными практиками, разработал собственную систему упражнений. В последнее время живет в Германии.

Можно ли научиться сверхспособностям

Не только ученых, врачей и «обычных» людей также интересуют возможности человеческого мозга – документальный фильм от ВВС, Discovery, сюжеты других телеканалов и съемочных групп неизменно находят зрителей.

Всевозможные тренинги, направленные на развитие личности или каких-то ее аспектов, также пользуются все большей и большей популярностью. Не исключение и довольно нетрадиционные и несанкционированные официальной наукой обучающие материалы от Вячеслава Бронникова или Мирзакарима Норбекова.

Огромную популярность имеют разнообразные методы из вотчины практической психологии. К примеру, проект, также развивающий возможности человеческого мозга, – «5 сфер». Здесь, в отличие от, к примеру, метода Бронникова, речь идет о вполне традиционных и вписывающихся в теории современной психологии советах.

Вполне возможно, что дальнейшие исследования ученых докажут и реальность альтернативного зрения, и возможность излечивать собственные болезни без современных медицинских технологий, простым усилием воли, и другие, считающиеся пока сверхъестественными, возможности. Ясно одно – в будущем нас ждет множество интересных открытий.

Источник: http://fb.ru/article/159856/taynyi-i-vozmojnosti-chelovecheskogo-mozga-skryityie-vozmojnosti-chelovecheskogo-mozga

Моя психология
Добавить комментарий