Типы памяти

Типы памяти встраиваемых систем

Типы памяти

Рисунок 1. Типы памяти, часто встречающиеся во встроенных системах

Типы озу (ram)

   Семейство ОЗУ содержит два важных типа запоминающих устройств: статическое ОЗУ (SRAM) и динамическое ОЗУ (DRAM). Главное различие между ними – это долговечность хранимых ими данных.

SRAM сохраняет свое содержимое до тех пор, пока к микросхеме подается энергия. Если же энергия отключена, или временно отсутствует, содержимое чипа будет потеряно навсегда.

DRAM, с другой стороны, имеет чрезвычайно короткий период продолжительности работы данных – обычно около четырех миллисекунд, даже если энергия подается непрерывно.

   Словом, SRAM имеет все свойства памяти, с которыми ассоциируется слово RAM. В сравнении с ней, DRAM кажется, как будто бы, бесполезной. Сама по себе, она таковой и является.

Однако можно использовать простой элемент конструкции, именуемый контроллером DRAM, для того, чтобы DRAM вела себя скорее как SRAM. Работа контроллера DRAM заключается в периодическом обновлении данных, хранящихся в DRAM.

Обновляя данные до того, как они исчезнут, содержимое памяти может сохраняться так долго, как это необходимо. Таким образом, DRAM так же эффективна, как и SRAM.

   Решая, какой тип ОЗУ использовать, разработчик системы должен  учесть время доступа и стоимость. SRAM устройства предлагают чрезвычайно малое время доступа (примерно  в четыре раза быстрее, чем DRAM) но гораздо дороже при производстве.

Как правило, SRAM используется только там, где крайне важна скорость доступа. Более низкая цена за байт делает DRAM привлекательной в тех случаях, когда требуется много ОЗУ.

Многие встроенные системы включают оба типа: маленький блок SRAM (несколько килобайт) для важных данных и гораздо больший блок DRAM (может быть, даже мегабайты) для всего остального.

Типы пзу (rom)

   Типы памяти в семействе ПЗУ характерны методами, которые используются для записи на них новых данных (обычно называемых программными) и числом раз, которое они могут быть перезаписаны.

Эта классификация отражает эволюцию ПЗУ от жестко запрограммированных до программируемых, а затем до стираемых и программируемых.

Общая особенность всех этих устройств – это их способность сохранять данные и программы навсегда, даже  во время перебоев в питании.

   Самые первые ПЗУ были прошитыми устройствами, которые содержали заранее запрограммированный набор данных, или инструкций. Содержимое ПЗУ должно было быть определено до производства чипа, так что фактические данные могли быть использованы для компоновки транзисторов внутри микросхемы.

Прошитая память все еще используется, хотя теперь она называется масочным ПЗУ (masked ROMs), чтобы отличать ее от других типов памяти. Главное преимущество масочных ПЗУ – в их низкой стоимости производства. К сожалению, цена низка только тогда, когда требуются большие количества одинаковых ПЗУ.

   На одну ступеньку выше масочных ПЗУ находится PROM (программируемое ПЗУ), которое приобретается в незапрограммированном состоянии. Если посмотреть на содержимое незапрограммированных PROM, то видно, что данные составлены целиком из единиц.

Процесс записи ваших данных на PROM предусматривает специальное оборудование, называемое программирующим устройством.

Программирующее устройство записывает данные на устройство по одному элементу информации единовременно, подавая электрический заряд к входным контактам чипа. Будучи запрограммированным однажды таким образом, содержимое PROM больше никогда изменить не удастся.

Если код, или данные, хранящиеся в PROM, необходимо изменить, находящееся в обращении устройство придется выбросить. В результате PROM известны как однократно программируемые устройства.

   EPROM (стираемое и программируемое ПЗУ) программируется тем же способом, что и PROM. Однако устройства EPROM могут быть очищены и перезаписаны повторно. Чтобы очистить EPROM, вы просто подвергаете устройство сильному воздействию ультрафиолетового излучения.

( Окно в верхней части устройства позволяет свету попасть на полупроводник.) Поступая таким образом, вы, по существу, возвращаете чип в его первоначальное незапрограммированное состояние.

Несмотря на большую стоимость по сравнению с PROM, способность к перепрограммированию, делает EPROM неотъемлемой частью разработки ПО и процесса тестирования.

Гибриды (hybrid)

   По мере развития технологии, в последние годы граница между ОЗУ и ПЗУ стерлась. Теперь некоторые типы памяти сочетают особенности обоих типов. Эти устройства не принадлежат ни к одной из групп и могут быть сообща отнесены к гибридным устройствам памяти.

В гибридную память можно записывать информацию и считывать ее оттуда при необходимости, как и в случае с ОЗУ, а сохранять ее содержимое без электроэнергии, точно также как в ПЗУ. Два типа гибридных устройств – EEPROM и Flash происходят от ПЗУ. Их обычно используют для хранения кода.

  Третий гибрид – NVRAM, является модифицированной версией SRAM. NVRAM, обычно, содержит постоянные данные.

   EEPROM – это электрически стираемая и программируемая память. По сути дела, она подобна EPROM устройствам, но операция стирания происходит при помощи электричества, а не благодаря  воздействию ультрафиолетовых лучей. Любой байт в EEPROM может быть стерт и перезаписан.

Будучи однажды записанными, новые данные останутся в устройстве навсегда, или, по крайней мере, до тех пор, пока не будут удалены при помощи электричества. Главный компромисс при столь улучшенной функциональности – более высокая стоимость, хотя циклы записи также значительно дольше, чем запись в RAM.

Поэтому вряд ли вы захотите использовать EEPROM для  главной системной памяти.

   Флэш-память (Flash memory) сочетает лучшие черты накопительных устройств, описанных выше. Флэш-память имеет высокую плотность, низкую цену, энергонезависимость, скорость (для чтения, но не для записи) и перепрограммирование при помощи электричества. Эти преимущества огромны и, как прямой результат – использование флэш-памяти во встроенных системах резко увеличилось.

С точки зрения ПО, технологии флэш и EEPROM очень похожи. Главное различие в том, что флэш-устройства могут быть очищены сразу в пределах целого сектора, а не байт за байтом. Типичные размеры сектора находятся в промежутке от 256 байт до 16 килобайт. Несмотря на этот недостаток, флэш-память намного популярнее, чем EEPROM и быстро вытесняет также многие другие ROM устройства.

   Третий член в семействе гибридной памяти – NVRAM (энергонезависимая RAM). Энергонезависимость также является характеристикой ROM- устройств и гибридных типов памяти, описанных выше. Однако NVRAM физически сильно отличается от этих устройств. NVRAM – это, как правило, SRAM с резервным аккумулятором. Когда питание включено, NVRAM действует как любая другая SRAM.

При отключении питания NVRAM берет из батареи ровно столько энергии, сколько требуется для сохранения данных. NVRAM достаточно часто встречается во встроенных системах.

Однако она дорого стоит, даже дороже, чем SRAM – из-за наличия батареи, так что ее приложения обычно ограничены способностью хранить несколько сотен байт важной системной информации, которую нельзя сохранить каким-либо другим путем.

Таблица 1 резюмирует особенности каждого типа памяти, описного выше, но имейте в виду, что различные типы памяти служат разным целям. Каждый тип памяти имеет свои сильные и слабые стороны. Сравнение «один к одному» не всегда эффективно.Таблица 1. Характеристики различных типов памяти.Barr, Michael. “Memory Types,” Embedded Systems Programming, May 2001, pp. 103-104.

Источник: http://chipenable.ru/index.php/item/57

Типы памяти и школа

Типы памяти

 Есть ли у человека шанс развить свою память? Или она задана от природы и помочь тут ничем нельзя? Действительно, память имеют органическую основу. Однако органические задатки прямо влияют на развитие лишь наиболее элементарных процессов.

В учебной же деятельности решающую роль играют процессы смыслового запоминания (запоминания смыслов). А здесь главными являются специальные приемы запоминания и воспроизведения. Обычно эти приемы формируются стихийно, потому что задача их планомерного развития обычно не ставится.

Специальные приемы, безусловно, могут постоянно совершенствоваться путем соответствующих тренировочных упражнений. Да и органическая основа памяти в определенной степени поддается тренировке.

Чтобы помочь учащемуся развить свою память, необходимо, прежде всего, ее диагностировать, причем всесторонне, по всем основным параметрам (типам, видам и т.п.). Поговорим о типах памяти.

Типы памяти

Тип памяти – это вид восприятия, с помощью которого ученик, да и человек вообще, лучше всего запоминает информацию. От чего тип памяти зависит? Конечно, от природных задатков.

Есть четыре типа памяти:

  1. зрительный (визуальный),
  2. слуховой (аудиальный),
  3. двигательный (кинестетический),
  4. смешанный.

Школьники визуального (зрительного) типа памяти, наилучшим образом запоминают материал с помощью наглядного предъявления. Они быстро и без особых усилий запоминают внешний вид любых объектов, в том числе печатных текстов.

Поэтому, отвечая урок, ученик зрительного типа памяти видит текст на внутреннем экране и как бы считывает его отдельные фрагменты.

Школьники аудиального (слухового) типа памяти наилучшим образом  запомнят воспринятое на слух: лекции, прочитанный вслух текст учебника и т.п.

При этом запоминают они не столько смысл услышанного, сколько слуховые образы слов. Следовательно, люди со слуховым типом памяти могут в какой-то степени соперничать с магнитофоном.

Когда аудиал учит уроки, ему надо обязательно прочитывать и пересказывать материал вслух.

Достаточно распространен особенно в младших классах тип школьников, запоминающих материал с помощью кинестетических ощущений. Ученику с двигательным типом памяти хорошо запоминается, например, правописание отдельных слов, если он  их переписывал.

Часто для того, чтобы припомнить орфографию того или иного слова, кинестетики сначала его пишут на черновике. Помните, как писал гоголевский Акакий Акакиевич? Он “подсмеивался, и подмаргивал, и помогал губами процессу своего письма”.

Это означает, что такие люди запоминают слова, запоминая движения органов речи.

Что же касается смешанного типа памяти, то к нему принадлежат люди, которые одинаково успешно запоминают с помощью любого анализатора.

Упомянутые типы имеют одну общую черту: все они касаются образных объектов — зрительных, слуховых, двигательных. Их отличительная черта — чувственная конкретность.

Однако принадлежность к тому или иному типу памяти теряет свое значение, когда ученику дается задание на запоминание и воспроизведение смыслов, понятий.

Хоть изучаемые объекты могут быть представлены не только в словесной, но и графической форме, во всех случаях они осмысливаются с помощью слов.

При этом один и тот же смысл может быть передан разными словесными выражениями. И в этом — его абстрактность.

Здесь мы выходим на другую классификацию, связанную с соотношением первой и второй сигнальных систем действительности по И.П.Павлову (помните в школе учили?).

Ученики, у которых преобладает один из типов образной памяти (включая и смешанный), могут быть объединены в понятии первосигнального типа. Это так называемые художники.

Те же, у кого психическая деятельность строится преимущественно на словесной (второсигнальной) основе, относятся к абстрактному, или “теоретическому” типу.

Возникает вопрос: как можно с помощью знания типа памяти учеников улучшить учебный процесс? Ведь трудно представить, чтобы учитель мог дифференцировать свои дидактические воздействия, учитывая тип памяти того или иного ученика.

Да, это не очень просто. Но возможно. Возьмем такой пример.

Чтобы получить обратную связь о качестве усвоения нового материала, обычно практикуется фронтальный опрос сразу после его объяснения учителем. Здесь в выигрыше ученик с аудиальным (слуховым) типом памяти.

А можно ли ожидать хорошего ответа от ученика со зрительным типом памяти? Вряд ли. Потому что на слух (как бы внимательно он не слушал учителя) воспринять материал должным образом он едва ли сможет. Ситуацию можно изменить, если разрешить ученику во время объяснения пользоваться учебником.

Ученик-кинестетик с двигательным типом памяти получит пользу, если научить его вести краткий конспект объяснений учителя.

Или обратимся к домашним заданиям

1. Школьнику с развитой зрительной памятью, будет полезно самостоятельно составлять диаграммы и графики, иногда даже выполнять иллюстрации в виде рисунков.

2. Школьникам со слуховым типом памяти можно посоветовать обязательно читать материал учебника вслух и повторять его также вслух.

3. Если у ученика двигательный тип памяти, можно посоветовать составлять подробные планы-конспекты изучаемого материала.

Таким образом, индивидуальный тип памяти ученика в состоянии помочь учителю и родителям подойти рационально к обучению детей. И выиграют от этого все.

Источник: https://mama-pomogi.ru/sposobnosti/pamyat/tipyi-pamyati-i-shkola

Рубинштейн С.Л. Виды, уровни и типы памяти

Типы памяти

Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится.

Воспроизведение может относиться к движениям и действиям,-выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содер-жаниям сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам.

В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т. д.

), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную).

Бихевиористы в соответствии со своей установкой, выключающей изучение сознания, сводят проблему памяти исключительно к проблеме навыка. Изучение навыков стало поэтому их центральной проблемой. Такое сведение, однако, невозможно. Оно проходит мимо того, что является самым специфическим в человеческой памяти.

С другой стороны, А. Бергсон резко разъединил и противопоставил память движений и память представлений, как «память тела» и «память духа». Такой разрыв между ними совершенно ложен.

Он отражает спиритуалистический дуализм Бергсона, для которого тело и в частности мозг есть аппарат, передающий лишь двигательные импульсы.

В действительности же оба вида памяти (движений и представлений) хотя и не тожественны, но тесно связаны между собой.

Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различаются непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания в этом плане различаются механическое и смысловое запоминание.

Уровни памяти

В отношении разных проявлений и видов памяти можно установить некоторую генетическую последовательность их возникновения. Узнавание — во всяком случае в онтогенезе — генетически предшествует свободному воспроизведению представлений, выделенному из восприятий.

Точно так же моторная память предшествует памяти на образы и мысли; по несомненным данным целого ряда исследований, привычки или элементарные навыки имеются уже на очень ранних ступенях филогенетического ряда, на которых о памяти на мысли не может быть и речи.

Однако установление такой генетической последовательности ни в коем случае не должно быть истолковано так, будто генетически более ранняя форма в дальнейшем остается процессом более низкого уровня (узнавание, например, будто бы есть процесс более низкого уровня, чем репродукция, или моторная память — процесс более низкого уровня, чем аффективная, образная и логическая память).

Отдельные стороны и виды памяти существ, поднявшихся на высшую ступень развития, не застывают на предшествующих ступенях развития, на которых они впервые возникли.

По мере того как человек в процессе развития поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимается каждая сторона и каждая разновидность его памяти, хотя, конечно, они могут функционировать у него и на низших уровнях; эти последние тоже сохраняются. Узнавание, которое сначала является лишь элементарной адекватной реакцией на привычный раздражитель (см.

выше), в своих высших проявлениях превращается в познавательный акт отожествления — в акт мышления. Несмотря на генетически раннее происхождение, оно поднимается у человека до уровня высших проявлений сознания. Точно так же и моторная память может реализоваться на разных уровнях.

Начинаясь с очень элементарных реакций, автоматически воспроизводящихся при однородных раздражителях, в своих высших формах она проявляется в виде очень сложных навыков, требующих для своего образования сложной умственной работы, понимания принципа или метода действия и сознательной воли. О таких навыках меньше всего можно говорить, что они продукт низшей ступени или низшего уровня памяти. Таким образом, на основании того, что тот или иной вид памяти в своих элементарных проявлениях является генетически более ранним образованием, никак нельзя относить его к более низкому уровню или низшей ступени.

Отличая уровни памяти от ее видов, мы в качестве основных уровней памяти можем выделить следующие: 1) элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому, как их воспроизведение (эти процессы протекают как «стихийные», «самотеком», помимо всякого сознательного регулирования), и 2) такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как его воспроизведение. На основе такого осознания впервые становится возможным сознательное регулирование процессов памяти, перестройка основных «мнемических» функций в сознательно регулируемые операции: переход от непосредственного непроизвольного запечатления к сознательному запоминанию и к организованному заучиванию и от непроизвольного всплывания представлений к сознательному припоминанию того, что нужно для настоящего.

Память. Характеристики и Типы Памяти

Типы памяти

Память — одно из основных свойств нервной системы, выража­ющееся в способности длительное время хранить информацию о со­бытиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения.

Обучение и память это две стороны одного процесса.

  • При изучении обучения прежде всего исследуется механизм приобретения знаний,
  • при изучении памя­ти — механизм хранения и использования этих знаний.

Память человека и животных включает четыре характеристики:

  1. Запоминание (усвоение) информации,
  2. Сохранение информации,
  3. Извлечение информации,
  4. Воспроизведение информации.

Запоминаются не только раздражители, исходящие из внешней или внутренней среды организма, но и вызванные ими ощущения и восприятия. Благодаря свойствам памяти, человек (и животные) организует во времени и пространстве функции, которые позволяют приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт, причем, предыдущий опыт всегда влияет на последующее восприятие  и запоминание.

Пространственная и временная организация памяти связана со многими структурами мозга.

https://www.youtube.com/watch?v=tAA35hrJ7wc

Прежде всего — это

  • височная доля,
  • гиппокамп,
  • миндалина, а также связанные с ними структуры,
  • мозжечок,
  • кора больших полушарий,
  • специфические и неспецифи­ческие таламические ядра.

Роль этих структур была выявлена в экспериментах на животных и при различных травматических по­вреждениях  у человека.

Медиальная височная область и гиппокамп участвуют в формиро­вании и временном сохранении следов памяти, но не служат мес­тами постоянного хранения информации. Больные с тяжелыми дву­сторонними поражениями гиппокампа не могли обучаться, не могли хранить в памяти то, что узнавали, не способны были вспомнить имя или лицо человека, которого только что видели.

Память о событиях, происходивших до болезни или травмы, полностью со­хранялась. Подтверждение роли гиппокампа в текущем запоминании было получено в опытах на крысах, которые после обучения пере­ставали ориентироваться в лабиринте, если был поврежден гиппо­камп.

Если гиппокамп подвергнуть сильной электрической стимуля­ции, то у кролика не вырабатывается даже классический мигатель­ный  условный  рефлекс.

Гиппокамп получает афферентацию от всех сенсорных систем, хотя и после множества переключений и, соответственно, после обработ­ки информации в областях этих переключений.

Миндалина и гипо­таламус также связаны анатомически и функционально с сенсорны­ми и висцеральными системами организма.

Через гиппокамп, мин­далину и гипоталамус проходят и частично переключаются пути центрифугальные, берущие начало от разных зон коры больших полушарий.

В опытах на обезьянах показано, что только одновременное уда­ление гиппокампа и миндалины уничтожает результаты недавнего обучения и лишает животное возможности дальнейшего обучения. Если удалялась только миндалина или только гиппокамп, то обуче­ние новым формам поведения было возможно, хотя непосредствен­но предшествовавшее операции обучение практически было забыто животным.

Еще более существенна для организации памяти роль коры головного мозга. Медиальная часть височной коры связана с запоми­нанием текущих событий и наравне с гиппокампом обеспечивает сохранение у человека следов недавних событий.

Люди с повреж­денной   височной  долей   (медиальная   височная   кора   и   гиппокамп) живут только в настоящем времени, у них нет недавнего прошлого. Существует в памяти только та часть жизни, которая прошла до операции или травмы.

Все, что произошло в момент или после травмы,  человек  не  помнит.

О роли различных областей коры мозга в процессах памяти кос­венно свидетельствует то, что у животных, выращенных в условиях воздействия на них множества сенсорных раздражителей разной модальности и обучения (например, в лабиринте), слои коры толще, структура нейронов сложнее, чем у животных, выращенных в «обед­ненных» условиях.

Найти определенное место или несколько мест в коре больших полушарий, где хранится та или иная информация или осуществляется только определенная функция памяти, пока не удалось.

Делают заключение, что память широко распределена в различных областях мозга. И все-таки «преимущественные» функции структур мозга в организации памяти существуют, как это видно было для гиппокампа и височной коры мозга. Некоторая избира­тельность в отношении функций памяти характеризует таламические ядра и лобную  кору.

У человека с повреждением дорсомедиального ядра таламуса в результате травмы память на события, предшествовавшие травме, полностью сохранялась, но возможность усвоения нового словесного материала практически исчезла, хотя запоминание лиц и определен­ных мест в окружающем пространстве частично сохранилось. Ско­рость забывания не словесной, а пространственной информации при повреждении дорсомедиального ядра таламуса была такая же, как у здоровых  людей.

Поражения медиального таламуса в сочетании с дегенерацией нейронов лобной коры и мозжечка у человека приводят к неспо­собности решения задач в связи с невозможностью переучивания. Различные психологические приемы, используемые для улучшения запоминания у нормальных людей, не дают никакого результата при описанной выше  патологии.

В сохранении результатов обучения двигательным условным реф­лексам большое значение имеет мозжечок. Удаление зоны мозжечка, участвующей в моторном контроле двигательного мигательного реф­лекса на звук, приводит к полному исчезновению у животных ус­ловного рефлекса.

В то же время безусловный компонент рефлекса полностью сохраняется — вдувание воздуха в глаз вызывает мига­ние. Выработать условный рефлекс со стороны глаза, соответству­ющего оперированной стороне мозжечка, не удается.

Это значит, что разрушение определенной области мозжечка ликвидировало не только следы обучения, но и блокировало образование новых сле­дов. Разрушение глубинных мозжечковых ядер гибельно для следов памяти об обучении движениям. Изменения памяти, особенно ее эмоциональных аспектов, связаны с сохранностью миндалевидного комплекса (миндалины).

Интактность лобных долей необходима для выполнения отсроченных реакций, сохранность височной коры яв­ляется условием сохранения памяти как на относительно недавние, так и на отдаленные по времени события.

У человека существует не менее трех различных типов памяти:

  1. Иконинеская память — «непосредственный отпечаток» сенсорной информации,
  2. Кратковременная память,
  3. Долговременная память.

В зависимости от рецепторов, воспринимающих раздражения, выделяют

  • зрительную,
  • слуховую,
  • осязательную,
  • обонятельную,
  • вкусовую и другие «памяти».

Иконическая память удерживает точную и полную картину, вос­принимаемую органами чувств, то есть образ предмета. Длитель­ность хранения образа 0,1-0,5 с. Емкость ее ограничена 3-5 эле­ментами.

Этот тип памяти связывают с чисто сенсорными процес­сами — последействием в периферических и центральных звеньях, связанным с иннерционностью периферического процесса, напри­мер,  разложением  зрительного  пигмента.

Кратковременная память

Кратковременная память удерживает не точную копию предмета, события, явления, а их частичное отображение, емкость ее неве­лика — 7±2 предъявляемых элемента. Длительность сохранения сле­дов от 5 до 60 с. Запоминание связано с повторением, например, 5-7 слов или цифр, что позволяет сохранять информацию более длительное  время.

Долговременная память

Долговременная памятьудерживает огромный объем информации. Все, что содержится в памяти более одной минуты, переводится в систему долговременной памяти, где и сохраняется часами, а иногда на протяжении всей жизни.

Основой функционирования системы, которая имеет дело с большим количеством запечатленной в памяти информации, является не физическая емкость, а способность отыс­кать ответ на поставленный перед такой системой вопрос.

Именно поэтому, долговременная память составляет основное звено в орга­низации целенаправленного поведения, обеспечивая хранение, из­влечение и воспроизведение информации из внешней и внутренней среды  организма.

Переход от кратковременной к долговременной памяти — это пре­образование процесса получения информации в процесс ее сохранения. Одна из систем мозга, обеспечивающих подобное преобразование — гиппокамп.

В процессах перехода информации от кратковременного к длительному хранению участвует внимание (сознательный компонент), которое контролируется ретикулярной формацией мозга. Часть данных запоминается и в отсутствие внимания — это непроизвольное запоми­нание (подсознательный компонент).

Запоминание или консолидация следов памяти осуществляется с участием медиальной височной доли и гиппокампа. После консолидации следов данные становятся посто­янным содержанием долговременнрй памяти.

Запоминание осуществляется двумя способами — процедурным и декларативным.

  • Процедурное запоминание связано с получением и хранением знаний о том, как надо действовать,
  • Декларативное — о том, что составляет основу действия.

Классические условные реф­лексы — это способы приобретения и закрепления знаний о том, как надо действовать. Процедурная память связана только с теми нервными структурами, которые непосредственно участвуют в усво­енных действиях.

Познавательные процессы связаны с осознанием действий.

Произвольные осознанные действия (в том числе и речь) являются примером приобретения декларативной памяти, которая предполагает участие височных отделов мозга.

Физиологические механизмы извлечения и воспроизведения материала, сохраняемого в памяти, неизвестны. Структуры мозга участвуют в процессах обучения памяти. Считают, что особо важна роль крупных нейронов.

Накопление и хранение информации в памяти обеспечивается за счет электрических и химических процессов, происходящих в мозге и обуславливающих происходящие в нем структурные изменения. Физиологической основой памяти являются следы в нервной системе от предыдущих раздражений.

 Следовые процессы являются общим свойством нервной системы, и поэтому трудно предполагать наличие каких-либо специализированных центров памяти. Одним из конкретных проявлений сохранения следов раздражений является доминантный очаг возбуждения, который, будучи системой с обратной связью, поддерживает ритм, локализацию, стойкость возбуждения и торможения.

Длительное хранение следов памяти обеспечивается взаимосвязями между нейронами, их активностью и химическими изменениями в самих нейронах, что приводит к созданию новых структурных основ для хранения информации. Процесс изменения свойств цепи при циркуляции нейронной активности называется консолидацией следа (энграммы).

Консолидация следа, на которой основана постоянная структура памяти, осуществляется в результате химического кодирования и активизации синаптических соединений.

Источник: http://doctor-v.ru/med/memory/

Познакомимся с типами человеческой памяти

Типы памяти

Древние философы и учёные считали, что память человека подобна покрытой воском дощечке для письма. Именно так объясняли забывчивость: новые впечатления жизни постепенно затирали следы прежних событий.

Современная наука изучает человеческую способность хранить информацию со всех сторон: исследуются типы памяти, её свойства, проблемы и многое другое.

Интерес к этому явлению отмечается и в психологии, и в медицине.

Запомнили и тут же забыли

Рассмотрим классификацию, основанную на длине временных отрезков, в течение которых сохраняется информация. При этом выделяют пять типов памяти.

  1. Мгновенный. Данные удерживаются доли секунды, в момент получения того или иного впечатления. Человек, которого перебили на середине фразы, часто потом не в силах вспомнить, о чём говорил – мгновенная память переключилась на новый предмет вслед за вниманием.
  2. Кратковременный. Позволяет настроиться на получение или передачу информации и не потерять «цепь событий».
  3. Оперативный. Относится также к волевому типу памяти (об этом ниже). Работает в том случае, когда информация нужна лишь на определённый срок. Например, когда просят перезвонить «минут через пять».
  4. Долговременный. Наиболее востребованный вид памяти, которым большинство из нас пользуется всю сознательную жизнь. Все прочные знания и умения человека относятся к долговременному запоминанию. При этом в долговременную память необязательно попадают по-настоящему нужные знания. Например, услышав песню из нашего детства, легко можно вспомнить слова. И неважно, хочется нам этого или нет.
  5. Генетический. Пункт классификации, о котором ведутся наиболее активные споры. Генотип человека исследован не до конца. Каким образом наш мозг сохраняет «память предков», учёным ещё предстоит выяснить.

Воля и неволя

Здесь всё довольно просто: память делится на произвольную и непроизвольную. Зубрёжка, которая преследует каждого с детского сада и до самой пенсии – это волевое запоминание. Информация часто носит оперативный характер и со временем забывается за ненадобностью. Кроме того, именно волевые усилия формируют информацию для долговременного хранения.

Непроизвольное запоминание часто связано с сильными впечатлениями. Нередко этим процессом руководит подсознание. Оно же способно сыграть злую шутку и спровоцировать забывание информации, даже нужной. Это явление пристально изучается в психологии.

Психическая активность

Советский учёный Павел Петрович Блонский предложил собственную «памятную» классификацию. Типы памяти Блонский основал на этапах развития и становления человека и связанной с ними психической активности.

 Двигательная память (или моторная) развивается первой и необходима на протяжении всей жизни. Как правило, человек не может разучиться писать, ездить на велосипеде, шить, строгать и так далее.

Только серьёзные органические поражения головного мозга и нервной системы порой приводят к двигательной «забывчивости».

Эмоциональная память базируется на чувствах человека. Благодаря ей мы помним события жизни и связанные с ними переживания: радость встречи, страх экзамена или неприятного разговора, сожаление о совершённых проступках и так далее. При этом психологии приходится решать немало проблем, связанных с эмоциональной стороной памяти.

Образная память базируется на пяти чувствах – зрение, обоняние, осязание, вкус и слух формируют «памятные» подкатегории, которые объединены в один тип. Пять чувств редко развиты одинаково.

Поэтому многие жалуются, что плохо воспринимают информацию на слух, зато прекрасно помнят всё, что увидели. Музыкант, забыв сложный музыкальный пассаж, вполне способен воспроизвести его по слуху. А свой «вкус детства» есть почти у каждого.

Чувственная образная память в особенности важна для развития ребёнка.

И, наконец, словесно-логическая память, которая характерна лишь для человека с его речью и умением рассуждать. Существует мнение, что детские воспоминания подобны кратким вспышкам именно потому, что ребёнок ещё не в состоянии выразить переживания словами. Здесь есть и свои курьёзы.

Многие люди способны легко выучить наизусть текст (отличная словесная память), но при этом совершенно не в силах пересказать содержание своими словами.

И наоборот, встречаются прекрасные рассказчики, которые не в состоянии вспомнить дословно даже несложные стихи – у таких людей преобладает логика.

Лапинская Людмила (оценок нет)

Источник: https://pamyatplus.ru/harakteristika/tipy.html

Моя психология
Добавить комментарий