Виды воображения в психологии

Содержание
  1. Виды воображения в психологии
  2. Виды воображения
  3. Классификация воображения в психологии
  4. Что такое воображение в психологии?
  5. Сущность и механизм
  6. Функции
  7. Виды
  8. Воображение и стремление к достижению
  9. Способы развития воображения
  10. Воображение в жизни человека
  11.  Функции воображения
  12. Формы воображения
  13. Особенности воображения
  14. Развитие воображения
  15. Виды воображения в психологии: особенности и краткая характеристика
  16. Пассивное воображение
  17. Пассивное непроизвольное воображение
  18. Пассивное произвольное воображение
  19. Активное произвольное воображение
  20. Репродуктивное воображение
  21. Творческое воображение
  22. Что понимается под воображением в науке и повседневной жизни?
  23. Так что же такое воображение?
  24. Связь воображения и эмоций
  25. Какое бывает воображение?
  26. Пассивное воображение (непроизвольное/непреднамеренное)
  27. Активное воображение (произвольное/преднамеренное)
  28. Воссоздающее (репродуктивное) воображение
  29. Творческое, или продуктивное, воображение
  30. Типы воображения
  31. Как создаются образы?
  32. Функции воображения

Виды воображения в психологии

Виды воображения в психологии

Сегодня мы поговорим с вами о создании чего-то нового в форме идей или представлений – о воображении. Нужно отметить тот факт, что все новое, нереальное и фантастическое, рождается в нашем сознании из полученной ранее информации.

Воображение является процессом созидания, поэтому в нем участвуют интеллект, мышление, память и внимание. Человек обязательно осознает каждый этап и элемент воображения.

Виды воображения

Психологами выделяются три вида воображения, а именно: воссоздающее, творческое и мечта.

Начнем, пожалуй, с мечты. Мечта является особенной формой воображения, и она непременно должна быть связана с жизнью. В противном случае у человека может появиться пассивность.

Если у воображения не будет характера и воли, то не будет и логичности, целенаправленности. Наше подсознание не сможет его контролировать.

К таким формам воображения относятся сновидения и грезы, в то время как активные мечты подразумевают участие человеческих эмоций, осмысление и формирование образа воображения.

При творческом воображении в психологии рождаются образы, которые в данное время не существуют, этот происходит благодаря разделению свойств и элементов, соединение их в один полноценный образ.

Именно так рождаются самые разнообразные образы: сказочные, фантастические, научные, религиозные и мистические. Активные волевые усилия особенно необходимы в творческом воображении.

В нем нуждаются люди, чей труд является созидательным: поэтам, ученым, инженерам, художникам. Именно благодаря развитому воображению рождаются шедевры.

И, наконец, третий вид фантазии – воссоздающее воображение. Это процесс, во время которого рождается целостный образ, основанный на соответствующем описании. Воссоздающее воображение связано с полученными знаниями человека, с его умениями и опытом. Поэтому, чем богаче знания личности, тем легче он сможет образовать точную соответствующую конструкцию.

Естественно, представления разных людей будут различаться по легкости, силе и яркости. Иметь значение при этом будут абсолютно все факторы – талант, скрытый потенциал, врожденные задатки, воспитание, возраст каждого человека.

Классификация воображения в психологии

  1. Активное (преднамеренное) воображение. По своему желанию, человек созидает новые образы, представления. Например, ученый ставит перед собой определенную цель – совершить открытие в данной отрасли.
  2. Пассивное (непреднамеренное) воображение. У человека не стоит цель изменить реальность.

    Образы в его голове возникают абсолютно спонтанно. К этому типу психических явлений относятся незапланированные идеи, сновидения.

  3. Продуктивное (творческое) воображение. Таким образом создаются абсолютно новые представления, которые не имеют никакого определенного образца. Во время этого процесса реальность изменяется.

  4. Репродуктивное (воссоздающее) воображение. С помощью описания создается конкретный образ предметов, явлений. Реальность воспроизводится человеком по памяти в своем изначальном виде.

Говоря о видах воображения, также важно отметить типы воображения в психологии.

Мы предлагаем вам ознакомиться с тремя типами, которые определяются проще всего:

  1. Зрительный, он же визуальный тип. У человека возникают зрительные образы.
  2. Слуховой или аудитивный тип. Для человека, обладающим данным типом воображения, легче всего вызываются представления слуховые. То есть, человек представляет тональность голоса, тембр, речевые особенности объекта, на которого направлены его мысли.
  3. Подвижный, он же моторный тип. Представления таких людей направлены на активные движения. Когда человек, обладающий данным типом воображения, слышит музыку, он непроизвольно начинает отбивать ритм, представлять исполнителя. Очень часто таким типом воображения обладают актеры, танцоры и представители других творческих профессий.
Качества характера человекаКаждый человек наделен, как положительными, так и отрицательными качествами характера, которые в равной степени влияют на то, как сложится жизнь человека и какую нишу он будет занять в социуме.
Раздвоение личности – симптомы

В этой статье мы рассмотрим симптомы, сопровождающие такое явление, как раздвоение личности, которое возникает, как правило, по причине психо-эмоциональных стрессов.

Расстройство личности – симптомыЭта статья расскажет о самых распространенный симптомах расстройства личности, о характеристике таких расстройств и о классификации.Такой психический процесс человека, как воображение был интересен на протяжении многих веков. Благодаря этому процессу родились все те открытия, которыми мы ежедневно пользуемся.

Источник: http://kak-bog.ru/vidy-voobrazheniya-v-psihologii

Что такое воображение в психологии?

Виды воображения в психологии

Воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Сущность и механизм

Воображение — это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.

Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.

Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.

Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.

Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.

Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).

Итог деятельности воображения — кристаллизация образа в зримом, осязаемом продукте — картине, изобретении, художественном тексте, модели, программе. Не всегда воображение проходит полный цикл. Мечтатели переходят от фантазии к фантазии, так и не воплотив в жизнь ни одной идеи.

Функции

  1. Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
  2. Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.
  3. Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.
  4. Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.

Виды

Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.

  • Активное воссоздающее строит образ по описанию.
  • Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.

Вся культура создана творческим воображением.

Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.

  • Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
  • Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.

Воображение и стремление к достижению

Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.

С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.

Способы развития воображения

  1. Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученным при восприятии реальных объектов.
  2. Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваться идеями. Играя словами, ребенок создает новые образы.
  3. Поддержка спонтанного и организованного детского творчества — рисования, простейшего музицирования, придумывания сказок, небылиц.
  4. Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности.
  5. Методические приемы — словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия и т.д.

Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нетривиальные решения (см. репродуктивное воображение), сопереживать, созидать.

Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь.

Источник: https://psychologyc.ru/chto-takoe-voobrazhenie-funkcii-vidy-i-sposoby-razvitiya-voobrazheniya/

Воображение в жизни человека

Виды воображения в психологии

Способности

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи.

21 941 15 апреля 2015

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.

В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются.

Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее.  Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора.

Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения.

Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые —  неповторимые и уникальные.

 Функции воображения

Воображение как психический познавательный процесс  выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:

  • Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
  • Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки  и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
  • Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
  • Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.

Формы воображения

  • Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
  • Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
  • Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
  • Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
  • Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
  •  Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
  • Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
  • Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

Особенности воображения

Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность.  Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения.

Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации.

Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.

Развитие воображения

Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие.

Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления.

Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.

  • Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
  • Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить. Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим  раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное  условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи. Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
  • Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
  • «Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.

Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.

Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект.

Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/sposobnosti/voobrazhenie-v-zhizni-cheloveka.html

Виды воображения в психологии: особенности и краткая характеристика

Виды воображения в психологии

Когда речь заходит о воображении, то в голову приходят яркие фантазии писателей, художников, гениальные изобретения конструкторов и открытия ученых.

На самом деле сфер использования воображения намного больше, о некоторых из них мы даже не подозреваем. Этот психический процесс создания образов активно участвует во всех видах деятельности человека, не только сознательной, но и неосознанной.

Воображение так многообразно, что в психологии существует даже классификация его видов.

Пассивное воображение

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний.

Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации.

Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая.

Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные.

Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере.

Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза.

А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Активное произвольное воображение

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем.

Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ.

Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения.

Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области.

Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Именно творческое воображение позволяет нам увидеть ситуацию с необычного ракурса, найти неожиданные, нестандартные решения проблемы, отыскать новые пути и увидеть скрытое от обычного взгляда.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

Источник: https://psychologist.tips/837-vidy-voobrazheniya-v-psihologii-osobennosti-i-kratkaya-harakteristika.html

Что понимается под воображением в науке и повседневной жизни?

В повседневности и науке такие понятия, как воображение и фантазия, различны по своей природе. Например, в обычной жизни к воображению и фантазии люди относят все, что нереально, невозможно, не имеет никакого смысла и практического значения.

Но на самом деле это в корне неверно, ведь воображение – основа любой творческой деятельности, и оно имеет влияние на каждый аспект культурной жизни человека.

Именно благодаря воображению мы можем похвастаться художественным, музыкальным, научным и даже техническим творчеством.

Воображение – полезная штука, так как помогает человеку создавать свое будущее, основываясь на ощущениях, восприятии и мышлении.

Для того чтобы моделировать (воображать) будущее, человек использует полученный ранее опыт и знания, благодаря чему в сознании генерируются образы объектов, ситуации, которые на данный момент не существуют или не произошли, но в последствии вполне могут быть воплощены в конкретные объекты.

Такая способность, как отражение ближайшего будущего, которая позволяет действовать в ожидаемой, или, правильнее будет сказать, воображаемой, ситуации, присуща исключительно человеку.

Так что же такое воображение?

В первую очередь, воображение – это познавательный процесс, посредством которого человек получает возможность моделировать будущее путем создания ранее не существующих образов на основе полученного опыта или знаний, переработки образов восприятия.

Виды воображение и виды мышления тесно связаны между собой. В науке эти два понятия получили определение «чрезвычайно родственных», так как воображение – неотъемлемый элемент мышления, особенно творческого.

Для того чтобы выкрутится из любой сложной, нетипичной ситуации, человек использует не только мышление, но и воображение.

Чем неопределенней и сложней та или иная ситуация, тем больше в работу вступает воображение, нередко отодвигая на второй план мышление.

Даже если человеку неизвестны те или иные данные или процессы, воображение восполнит эти пробелы и смоделирует решение проблемы. Восполнение неполных исходных данных принято называть продуктами собственного творчества.

Связь воображения и эмоций

Важным аспектом также является связь между видами воображения человека и эмоционально-волевыми процессами. Этот процесс объясняется тем, что даже при возникновении в голове у человека воображаемых образов и ситуаций он может испытывать вполне реальные, а не воображаемые эмоции.

Работает это следующим образом. Например, человеку нужно перейти через широкое поле, и он знает, что в этих местах водятся ядовитые змеи. Представляя, что змея может напасть и укусить, человек испытывает далеко не воображаемый, а самый настоящий страх. Благодаря этому, посредством воображения, человек начнет придумывать более безопасные способы обойти это поле.

Воображение существенно влияет на силу испытываемых эмоций и чувств. Человек может переживать по поводу воображаемых событий, а не реальных. И только, опять же, посредством воображения страх можно свести к минимуму и снять напряжение.

Благодаря воображению человек испытывает такое чувство, как сопереживание. Чем ярче и реалистичнее образы, которые создает воображение, тем больше побуждающая к действию сила.

Воображение – один из первостепенных факторов, влияющих на становление человека как личности. Идеалы, принципы и жизненные установки – это воображаемый образ, которому человек стремится соответствовать. Эти воображаемые установки и являются образцом жизни и развития человека. Психология выделяет конкретные виды и функции воображения.

Какое бывает воображение?

Такой феномен, как воображение, интересует специалистов из разных сфер науки. Видами воображения являются:

  • Активное, или преднамеренное.
  • Пассивное, или непреднамеренное.
  • Продуктивное, или творческое.
  • Репродуктивное, или воссоздающее.

Любой из перечисленных видов моет встречаться в определенный момент жизни человека как отдельно, так и в тандеме с прочими. Каждый из видов развития воображения имеет свои функции и особенности.

Пассивное воображение (непроизвольное/непреднамеренное)

Суть пассивного воображения заключается в создании и сопоставлении образов и представлений без конкретных намерений со стороны человека в тот промежуток времени, когда сознательный контроль за течением представлений ослаблен. Самый простой пример – маленькие дети, сновидения у взрослых людей, полусонное состояние. Именно в такие периоды представленные образы возникают и сменяются один другим сами по себе, принимая порой самые нереалистичные формы.

Легкость воображения, фантазирование, отсутствие критического отношения к представляемым в голове образам – главные характеристики пассивного воображения.

Такой тип зачастую встречается у детей начальных классов, и только жизненный опыт, практическая проверка создаваемых образов упорядочивает эту необъятную работу воображения, подчиняет ее руководству сознания.

Именно после этого пассивное, непреднамеренное воображение переходит в стадию активного, контролируемого воображения.

Активное воображение (произвольное/преднамеренное)

Суть активного воображения состоит в преднамеренном моделировании определенных образов, которые основываются на поставленных целях и задачах.

Развивается активное воображение у детей в тот период, когда, например, игры предполагают, что дети берут на себя определенную роль (доктор, продавец, президент).

Задача таких игр – отобразить в игре выбранную роль наилучшим образом, здесь и включается в работу активное воображение.

Последующее развитие преднамеренного воображения происходит в последующей работе, когда задачи требуют самостоятельных действий, проявления инициативы и творческих усилий. Любой труд, любая работа требует включения активного воображения, для того чтобы четко представлять, что нужно сделать для осуществления той или иной рабочей задачи. Это основной вид воображения в психологии.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение

Самый простой пример воссоздающего воображения – когда человеку нужно представить предмет, человека, событие, с которым он никогда не сталкивался.

К примеру, человек ни разу в жизни не видел снега, так как живет в жаркой стране, но после прочтения новостей о том, как в той или иной стране выпало чрезмерное количество осадков, он может представить себе снег в более или менее ярких и полных образах.

Задача воссоздающего воображения – создать в мыслях то, что уже существует, без отклонений от реальности. Воссоздающее воображение дает возможность человеку представлять места, в которых он еще не бывал, исторические события, в которых он не принимал участия, предметы, с которыми он не имел возможности сталкиваться в реальной жизни.

Тренировать репродуктивное воображение можно посредством книг. Именно во время прочтения той или иной литературы мы создаем живые, конкретные образы, с которыми никак не могли сталкиваться ранее.

Творческое, или продуктивное, воображение

Суть творческого воображения, в первую очередь, заключается в создании новых образов в процессе творческой деятельности. И неважно, что это будет – искусство, наука или техника.

Художники, авторы книг, скульпторы и композиторы использовали именно творческое воображение, чтобы отобразить свои мысли и жизненный опыт в образах своего искусства. В этих образах, помимо отражения жизни в своих наиболее ярких и обобщенных образах, отражается личность творца, его восприятие окружающего мира, особенности уникального стиля творения.

Научная деятельность часто связана с построением гипотез и предположений, поэтому она неотделима от творческого воображения. После того как гипотезы будут проработаны, они превращаются в знания и имеют право на жизнь лишь после доскональной практической проверки. На этом этапе творческое мышление заканчивается, но без практики наука не будет прогрессировать и двигаться вперед.

Даже создание машин и роботов – это, в первую очередь, творческий процесс, в котором без воображения нельзя.

Воображение – процесс создания чего-то поистине нового, поэтому в нем задействованы интеллект, мышление, память и внимание. И каждый этап человек проходит сознательно. Виды творческого воображения также подразделяются на активное и пассивное.

Отдельная категория воображения – мечты как созидание новых образов. Особенность мечты состоит в том, что направлена она на желаемое будущее. Мечта – самый позитивный вид воображения в психологии.

Типы воображения

В психологии, помимо видов воображения, существуют также типы:

  1. Визуальный тип предполагает возникновение у людей зрительных образов.
  2. Аудитивный типа (слуховой) предполагает слуховые представление, например, тембр голоса, тональность и речевые особенности объекта.
  3. Типизация – самый сложный способ создания образов. Например, художник изображает определенный эпизод, событие, которое может состоять из множества аналогичных эпизодов, но именно картина художника будет их представителем. То же самое происходит и с литературными образами.

Как создаются образы?

Виды процесса воображения бывают:

  1. Агглютинация – воображение образов путем анализа и соединения определенных качеств, свойств и элементов.
  2. Акцентирование – способность выделить из масштабной важной детали.
  3. Типизация (описание выше).

В создании образов может участвовать как один способ, так и несколько.

Функции воображения

Воображение играет достаточно важную роль в жизни и работе каждого человека. В психологии выделяются следующие значимые функции воображения:

  1. Целеполагание и планирование – неотъемлемая часть жизни и развития каждого человека, зависит от работы воображения. Предполагаемый результат и способы его достижения создаются именно посредством мышления в тандеме с воображением.
  2. Познавательная функция позволяет благодаря воображению конкретизировать понятия о предмете, событиях или процессах еще до того, как сложится само это понятие. Познавательная функция воображения – это возможность изучить неизведанное.
  3. Приспособление – функция воображения, предназначенная для того, что сгладить конфликт между избытком поступающей информации и недостатком знания для переработки и понимания этой информации. Например, детский мозг часто неспособен сопоставить полученные знания с имеющимися. Воображение позволяет решить данную проблему.
  4. Психотерапевтическая функция воображения заключается в защите человека от страхов, которые появляются на определенном этапе развития.

Чем дальше ученые продвигаются в исследованиях мозговой деятельности человека, тем сложнее и неизведаннее становится этот мир.

Источник: http://fb.ru/article/10574/vidyi-voobrajeniya-ih-osobennosti-i-sotsialnyie-funktsii

Моя психология
Добавить комментарий